Программа элективного курса по английскому языку "В МИРЕ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ"
рабочая программа по английскому языку (10 класс) по теме
Курс «В мире деловых людей» предназначен для учащихся 10-11 классов и может быть использован в качестве элективного курса в классах социально-экономического профиля. Данный курс ориентирован на учащихся, для которых особый интерес представляют такие учебные предметы, как: английский язык, экономика, обществознание, информатика, география и видящих свое профессиональное будущее в профессии специалиста в области бизнеса, владеющего английским языком в его деловом аспекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_angliyskomu_yazyku_v_mire_delovyh_lyudey.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
« В МИРЕ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ»
для 10-11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АННОТАЦИЯ
КОМУ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДАННЫЙ КУРС
Курс «В мире деловых людей» предназначен для учащихся 10-11 классов и может быть использован в качестве элективного курса в классах социально-экономического профиля. Данный курс ориентирован на учащихся, для которых особый интерес представляют такие учебные предметы, как: английский язык, экономика, обществознание, информатика, география и видящих свое профессиональное будущее в профессии специалиста в области бизнеса, владеющего английским языком в его деловом аспекте.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ КУРСА
Предлагаемый курс позволяет интегрировать знания по английскому языку и такой учебной дисциплине, как экономика и окажется полезным в старших классах экономического профиля. Его содержание может максимально способствовать реализации углублённого содержания выбранных в соответствии с профилем предметов социально-экономического профиля и нести в себе общезначимую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности.
Необходимость изучения курса связана с тем, что современная ситуация в нашей стране, ее выход на новый уровень развития в деловом мире, ставит перед людьми новые задачи в плане совместной деятельности и приводит к необходимости в общении. Владение основами культуры общения позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнерами, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, грамотно работать с письменной документацией немаловажно для профессионального роста специалиста. Инфраструктура наших городов подразумевает большое количество иностранных фирм или фирм имеющих иностранных партнеров. Здесь является необходимым не только знание языка, но и определенной лексики. Вместе с тем, нужно учитывать специфику отношений с иностранными партнерами. Современному человеку следует быть точно информированным о правилах и нормах культуры поведения, чтобы правильно строить отношения со своими партнерами, как за рубежом, так и в России.
Английский является языком международной коммуникации, и в условиях расширения экономических связей, деловых контактов России с зарубежными странами стал востребован его деловой аспект, столь необходимый для представителей самых разных профессий. Данный курс также необходим для ознакомления с современными технологиями, широко используемыми в ежедневной жизни, но требующими дополнительного изучения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
ЦЕЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Целью курса является развитие социокультурной компетенции, формирование у учащихся умений строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с нормами, принятыми в англоязычных странах в ситуациях делового и неофициального общения.
ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Выбранный школьниками элективный курс «В мире деловых людей» направлен на решение следующих задач:
- расширить кругозор учащихся, способствовать их профессиональному самоопределению;
- знакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности, общими правилами поведения человека на работе, его функциональными обязанностями и правилами поведения во внеслужебных ситуациях, развивать экономический стиль мышления;
- формировать и развивать умения оперировать необходимыми экономическими понятиями и суждениями, использовать для решения жизненно важных экономических задач анализ, сравнение, синтез, обобщение;
- развивать умение работать в сотрудничестве, воспитывать уважение к традициям других стран;
- развивать учебно-познавательные способности учащихся, необходимые для дальнейшего изучения английского языка и для самообразования путем создания положительной мотивации обучения;
- прививать навыки исследовательской работы, развивать речетворческую деятельность;
- развивать и совершенствовать все виды коммуникативной деятельности в пределах экономического профиля: аудирование, говорение (монологическая и диалогическая речь), чтение и письмо;
- повышать информационную компетентность учащихся, связанную со сферой экономики и финансов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основная задача обучения – достичь сверхбазового (углублённого) уровня коммуникативной компетенции в устных и письменных формах общения, которые необходимы для работы в сфере экономики.
По окончании курса учащиеся должны:
- овладеть лексическими навыками, в соответствии с тематикой социально-экономического профиля,
- знать и понимать языковой материал, обогащенный фразовыми глаголами и устойчивыми словосочетаниями, идиоматической лексикой, приемами метафоры и гиперболы;
- достаточно свободно владеть грамматическими структурами английского языка на продуктивной стадии;
- расширить объем знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран за счет новой тематики экономического профиля;
- адекватно понимать и интерпретировать изученные лингвокультурные факты;
- знать азы профессиональной этики;
- уметь строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с нормами, принятыми в англоязычных странах, в ситуациях делового (собрания, презентации, деловые письма, e-mail сообщения, телефонные звонки, регистрация в гостинице) и неофициального общения (знакомство, поддержание беседы и др.).
- владеть различными видами чтения и перевода аутентичных текстов, ориентированных на выбранный профиль, фиксировать необходимую информацию из прочитанного;
- понимать информацию на слух и передавать свое отношение к ней, кратко конспектировать услышанное;
- владеть техникой устной и письменной презентации проекта, доклада, передачи информации в связных аргументированных высказываниях;
- уметь писать специфические работы экономического профиля:
- различные виды конспектирования, описание событий/фактов/явлений (в электронных сообщениях, отчетах и письмах);
- сообщение/запрос информации (e-mail сообщения, деловые письма, мемо);
- выражение собственного мнения/суждения (отчет);
- краткую передачу содержания несложного текста; фиксирование необходимой информации из прочитанного/прослушанного/ увиденного (конспекты, таблицы и др.);
- составлять тезисы или развернутый план выступления;
- уметь вести проектно-исследовательскую деятельность на английском языке;
- уметь использовать английский язык для продолжения образования и самообразования в рамках профиля;
- уметь работать в сотрудничестве.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СТРУКТУРА КУРСА
Состав УМК:
- Книга для учащихся, которая состоит из 20-ти основных разделов; приложения «Grammar and Lexis Links», выполняющего одновременно функции рабочей тетради, грамматического справочника и ученического словаря; текстов аудиозаписей в разделе «Recordings»; приложения для парной работы учащихся, материал, которого направлен на развитие умений устной диалогической речи;
- Книга для учителя, которая предлагает поурочное планирование; подробные методические рекомендации по работе с диалогами и текстами для чтения; классификацию разделов книги для учащихся с четким указанием целей и особенностей каждого типа; страницы книги для учащихся с ответами; раздел «If you are short of time» в каждом уроке, содержащий рекомендации по альтернативному планированию в условиях нехватки времени; 30 листов дополнительных фотокопируемых материалов, рассчитанных на 20 часов работы и направленных на повторение, расширение лексического запаса, дальнейшее развитие навыков устной речи.
- Комплект аудиокассет/аудио СD, содержащий различные по жанру и тематике аутентичные тексты, представляющие наиболее типичные виды произношения.
- Сайт http://www.businessenglishonline.net, имеющий ссылки на Интернет-ресурсы по экономической тематике. Ссылки указывают, к какому уровню пособия и разделу подходит данный материал
Учебное пособие «In Company» уровня Intermediate содержит 4 категории уроков: «Talking points», «Networking», «Desk work» и «Meetings».
- «Talking points» - уроки 1, 5, 9, 13, 17. Основное назначение этих уроков — повторение и использование ранее изученного в различных ситуациях общения.
- «Networking» - уроки 2, 6, 10, 18. Особое внимание уделяется различным типам ситуаций речевого общения, речевому этикету представителей англоязычных стран, правилам поведения при общении и фразам-клише, которые помогают осуществить успешную коммуникацию.
- «Desk work» - уроки 3, 7, 11, 15, 19. Основная задача уроков этого раздела состоит в развитии умения аудирования и письма, необходимых для делового общения на расстоянии: при ведении телефонных разговоров, написании электронных сообщений, деловых писем.
- «Meetings» - уроки 4, 8, 12, 14, 16, 20 . Эти уроки направлены на развитие у учащихся таких речевых умений, как проведение доклада и презентации, аргументация своего мнения в ходе дискуссии и др.
Содержание курса отражает тематику и сферы общения, наиболее значимые для формирования необходимых профессионально-направленных речевых навыков, а также общую тематику, заложенную в стандарты основного общего и среднего (полного) общего образования по иностранному языку, а именно: социально-бытовую, социально-культурную и учебно-трудовую сферы.
Все уроки содержат новый лексический материал и все кроме категории «Talking points» вводят новые, либо активизируют ранее изученные грамматические структуры. Дополнительно к программным требованиям учащие знакомятся с соблюдением норм вежливости при помощи грамматических средств. Расширение лексического материала, подлежащего усвоению, охватывает темы: «Conferences», «Work routines» «Money and Markets», «Presentations», «People and products» и др., а также смежные темы, такие, как «Hotel services», «Air travel», «Shopping», «Computers», «Food and drink» и т. п.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Сроки реализации программы курса
Учебный курс рассчитан на 68 часов аудиторных занятий и может быть освоен за два учебных года при 1 аудиторном занятии в неделю и спланированной самостоятельной работой учащихся. Курс, основанный на данном учебном пособии, состоит из 20 уроков. На изучение каждого урока выделяется от 2 до 4 часов аудиторной работы, 2 часа аудиторной работы - на обобщающий урок, предназначенный для представления результатов самостоятельной творческой работы учащихся и 1 час - на итоговое занятие.
Методы преподавания и учения
Для реализации заявленных целей и задач в рамках предложенного курса используются следующие методы преподавания и учения:
- коммуникативный метод в преподавании ИЯ, предполагающий организацию учебного общения как средства освоения языкового материала и общеучебных умений;
- метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий постановку практической (прикладной, профессиональной) задачи, поиск языковых средств ее решения (информационные ресурсы, коммуникативные ресурсы и т.п.), определение порядка действий, предъявление продукта, анализ результатов;
- метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр, предполагающий подбор текстового материала по определенной тематике (проблематике), формулировку личного отношения к проблеме, предъявление позиций, обсуждение вариантов решения проблемы.
Формы работы
В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и продуктивности курса занятия проводятся в форме семинаров с использованием активных методов и коммуникативных приемов обучения, таких как:
- парная и групповая работа;
- ролевые игры, предполагающие определение ролевых профессиональных (социальных) позиций и осуществление общения на английском языке в заданных условиях;
- индивидуальные доклады и сообщения;
- проведение викторин, опросов, диспутов, собраний, презентаций;
- конференции и семинары, предполагающие обмен информацией и мнениями на заданную тему или по заданной проблематике.
- коммуникативные приемы при работе с текстовым материалом;
- «Case study», предполагающий обучение через анализ разных ситуаций профессионального общения и интерпретацию решений;
- использование компьютерных технологий и сети Интернет
В курсе применяется широкое использование проектных форм работы: составление истории компании, написание веб-странички компании, подготовка интервью с кандидатом на определенную должность в компании или с работодателем. Подобные задания призваны повысить уровень знаний и навыков, связанных с разнообразными задачами в конкретных ситуациях.
Наличие сайта http://www.businessenglishonline.net, содержащего ссылки на Интернет-ресурсы и соответствующие каждому разделу учебника, предоставляет учителю и учащимся уникальные возможности. Использование сайта позволяет:
- эффективно работать в группе с разноуровневой подготовкой учащихся, используя статьи Интернета в качестве заданий для более сильных учащихся;
- организовывать проектно-исследовательскую деятельность учащихся на базе Интернет — материалов;
- обеспечивать учащихся тематическими материалами по России на английском языке.
Помимо ссылок, сайт также предоставляет учителю еженедельные электронные уроки (e-mail lessons) со всеми материалами и методическими рекомендациями, которые могут служить дополнением к материалу учебного пособия, что облегчает работу учителя и может служить материалом для повышения квалификации учителя. Также на сайте представлены поурочные списки слов с транскрипций, которые могут быть распечатаны и использованы учащимися в качестве мини словаря.
В книге для учителя приведены дополнительные фотокопируемые материалы, рассчитанные на 20 часов работы и направленные на повторение, расширение лексического запаса, дальнейшее развитие навыков устной речи.
В приложениях в конце книги для учащихся дается раздел по грамматике и лексике, который делится на уроки, соответствующие урокам учебника, и направлен на закрепление и расширение полученного материала. Эти уроки содержат грамматический комментарий, и лексические упражнения, которые можно использовать для домашних заданий или самостоятельных работ на уроке.
Формы контроля и самоконтроля
Контроль и оценка должны показывать, в какой степени учащиеся достигли поставленных целей и задач обучения. Оценка должна способствовать формированию у старшеклассников мотивации для достижения целей обучения и поддержанию уверенности в своих силах, возможностях и способностях. Исходя из этих критериев, представляется целесообразным осуществлять контроль, используя следующие формы работы:
- написание письменных профильных работ (эссе, e-mail сообщения, делового письма, профиля компании);
- проведение конференции;
- ролевая игра;
- публичное выступление с кратким сообщением;
- дискуссия с соблюдением норм речевого этикета;
- представление результатов проектной деятельности;
- представление результатов творческих работ и рефератов по одной из изученных тем/проблем.
Преподаватель может варьировать формы и виды контроля, используя дополнительные задания:
- вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;
- упражнения из раздела «Grammar and Lexis link», которые можно выполнять в качестве домашнего задания;
- тестовые задания на аудирование, чтение, лексико-грамматические трансформации;
- зачет или экзамен в устной и/или письменной форме.
Успеваемость помогают определить лазерные диски с тестами в формате WORD , так что с ними легко работать на компьютере, изменять при необходимости, распечатывать и т.д. Существует также отдельная книга для этого пособия «In Company Case Studies», в которой даны учебные примеры, их можно копировать и использовать как дополнительный материал, делая уроки интереснее и повышая мотивацию учащихся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Изучение грамматики
В учебном пособии «In Company» осуществляется следующий подход к изучению грамматики:
- презентация новых грамматических явлений в диалогах и в текстах для чтения по мере того, как возникает необходимость в их использовании в речи;
- учащиеся имеют возможность самостоятельно проанализировать употребление структур и вывести закономерности их использования в речи; в конце книги для учащихся в разделе «Grammar and Lexis links» приводится формулировка правила;
- дальнейшая отработка структур имеет вид текстов и диалогов, а не отдельных предложений, что позволяет учащимся оценить роль изучаемой структуры в речи;
- по окончании первичной отработки в основном разделе, при помощи заданий речевого характера происходит дальнейшая отработка структуры и ее выход в речь.
Лексическая сторона речи
Презентация новых лексических единиц осуществляется в текстах для чтения и аудиотекстах. В разделе «Grammar and Lexis links» происходит их дальнейшая отработка. Работа с лексикой предусматривает:
- работу над устойчивыми словосочетаниями, которая ведется в каждом уроке;
- расширение лексического запаса за счет реплик-клише, в том числе этикетного характера;
- изучение фразовых глаголов;
- расширение словарного запаса за счет идиоматической лексики, овладение приемами метафоры и гиперболы.
Говорение
Целью курса является развитие всех коммуникативных умений, но развитие умений и навыков говорения занимает особое место. Систематическая работа по развитию навыков говорения ведется в следующих направлениях:
- над речевыми клише стандартных ситуаций общения, таких, как знакомство и прощание, телефонные разговоры, регистрация в гостинице и др.;
- над конкретными речевыми навыками: отработка соответствующих фраз и автоматизация употребления;
- над развитием навыков монологической речи, в частности, умениями, необходимыми для проведения презентаций и докладов;
- над формированием и развитием навыков ведения дискуссии;
В рубрике «Case studies» ведется формирование умения вести проектную деятельность на иностранном языке и представлять ее результаты. В коротких текстах дается описание проблемных ситуаций, связанных с экономической тематикой. Учащие должны путем обсуждения в группе найти решение проблемы и затем представить его на общее обсуждение, продемонстрировав его преимущества.
Аудирование
В области аудирования работа ведется по двум направлениям:
- обучение аудированию как самостоятельному виду речевой деятельности;
- использование аудирования как средства обучению языковому материалу и другим видам речевой деятельности.
Посредством аудиотекстов различных жанров и продолжительности осуществляется презентация значительной части нового грамматического и лексического материала. Тексты аудиозаписей приведены в конце книги для учащихся, причем новые конструкции и лексические единицы выделены жирным шрифтом. Это позволяет вернуться к текстам позже для более детального изучения.
Аудиодиалоги являются речевыми образцами для развития навыков говорения и стимулируют развитие диалогической речи на их основе.
Тематика текстов аудирования очень широка — от этикетных диалогов при знакомстве, объявлений в аэропорту и записей автоответчика до радиопередач на экономические темы и отрывков деловых переговоров.
Разнообразные видов заданий способствуют формированию и развитию всех видов умений аудирования. Среди них задания на установление соответствия, множественный выбор, заполнение пропусков, альтернативный ответ, краткий ответ, установление понятия, расстановка по порядку, а также упражнения на поэтапное обучение приемам аудирования аудиоинструкции к следующему заданию — ролевой игре.
Чтение
В курсе ведется формирование и развитие следующих умений и навыков чтения:
- выделять необходимые факты/сведения;
- отделять основную информацию от второстепенной;
- определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий;
- прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий;
- обобщать описываемые факты/явления; определять замысел;
- оценивать важность/новизну;
- понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста.
Для развития умений и навыков чтения используются аутентичные тексты, различные по тематике, жанру и объему. К наиболее распространенным типам относятся статьи из научно-популярных журналов, газетные статьи, а также тексты в виде веб-страниц, художественные и тексты прагматического характера.
Тексты для чтения богаты лексикой и служат основой для целого ряда лексических заданий таких, как найти в тексте слова с заданными значениями или найти в тексте устойчивые словосочетания с заданными словами и определить их смысл по контексту.
Задания, предлагающие учащимся понять смысл незнакомых слов из контекста, прогнозировать содержание текста по заголовку направлены на развитие компенсаторных умений и навыков.
Письмо
Работа над развитием умений в области письменной речи ведется в следующих направлениях:
- кратко конспектировать услышанное или заполнять при прослушивании диаграммы и таблицы;
- фиксировать необходимую информацию из прочитанного;
- писать планы и заметки к устным монологическим высказываниям.
При подготовке к написанию e-mail сообщений и деловых писем учащиеся исправляют стилистические ошибки в письмах, изучают синонимичные фразы, превращают официальное письмо в неофициальное, учатся сокращать текст, усиливать или сглаживать эффект написанного при помощи соответствующей грамматики и лексики.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Коли-чество часов | Контроль |
10 класс | |||
1 | UNIT 1. International English Talking points Английский язык - международный язык | 2 |
|
2 | UNIT 2. Making contacts Networking Конференции | 4 |
|
3 | UNIT 3. Making calls Desk work Переговоры по телефону | 3 |
|
4 | UNIT 4. Keeping track Meetings Проведение собраний | 3 |
|
5 | UNIT 5. Speed of life Talking points Организация своего времени | 3 |
|
6 | UNIT 6. Business travel Networking Деловые поездки | 3 |
|
7 | UNIT 7. Handling calls Desk work Обработка входящих звонков | 3 |
|
8 | UNIT 8. Making decisions Meetings Принятие решения | 4 |
|
9 | UNIT 9. Big business Talking points Большой бизнес | 4 |
|
10 | UNIT 10. Small talk Networking Светский разговор | 3 |
|
11 | Обобщающий урок | 2 |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Коли-чество часов | Контроль |
11 класс | |||
1 | UNIT 11. E-mail Desk work Электронные сообщения | 2 |
|
2 | UNIT 12. Presenting Meetings Презентация решения проблемы | 4 |
|
3 | UNIT 13. Technological World Talking points Научно-технический прогресс | 3 |
|
4 | UNIT 14. Being head Meetings Правила проведения собраний | 4 |
|
5 | UNIT 15. Snail mail Desk work Деловое письмо | 2 |
|
6 | UNIT 16. Solving problems Meetings Решение проблемы | 4 |
|
7 | UNIT 17. Global village Talking points Глобализация | 3 |
|
8 | UNIT 18. Eating out Networking Манеры поведения за столом | 3 |
|
9 | UNIT 19. Messaging Desk work Обработка электронных и голосовых сообщений | 3 |
|
10 | UNIT 20. Negotiating Meetings Ведение переговоров | 3 |
|
11 | Обобщающий урок | 2 |
|
12 | Итоговый урок. Подведение итогов, рефлексия | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Helena Gomm. In Company. Intermediate. Teacher’s Book. - Macmillan Publishers Limited, 2006
- Mark Powell. In Company. Intermediate. Student’s Book. - Macmillan Publishers Limited, 2006
- Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. // «Иностранные языки в школе». – М., 2006. - № 3
- Кузьменкова Ю.Б. Составление программ и подбор учебного материала к элективным курсам по английскому языку для профильной школы. // «English».- М., 2006.- №№ 17-24
- Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2-11 классы. – М.: Астрель, 2006
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по английского курса по английскому языку
Программа элективного курса «Учимся писать письма, эссе, сочинения» предназначена для учащихся 10-11-х классов в рамках профильного образования. Данный курс является развивающе-компенсирующим. Практик...
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Деловой английский» для учащихся 10-11 классов
Программа "Деловой английский" разработана как элективный курс для учащихся 10-х и 11-х классов экономического профиля, а также для учащихся 10-х и 11-х классов, желающих овладеть основ...
Программа элективного курса для 10-11 классов "Деловой английский"
В настоящее время возросла роль английского языка, поэтому была разработана данная программа элективного курса. В ней вы найдете также тематическое планирование....
Программа элективного курса для учащихся старших классов «Деловая речь на английском языке»
Востребованность английского языка в современном мире сейчас очевидна для всех. Английский язык играет исключительно важную роль в таких областях человеческой деятельности, как наука, техника, экономи...
Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 10- 11 класса «Деловое письмо»
Данный курс направлен на развитие навыков делового общения на английском языке и предназначен для учащихся 10–11-х классов общеобразовательной школы. Курс соответствует основным положениям концепции с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса в 10 - 11 классах «Деловой русский язык»
Элективный курс «Деловой русский язык» нацелен также на формирование и развитие комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей,...
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «В мире английской грамматики», 10- 11 класс
Рабочая программа элективного курса по английскому языку...