Программа элективного курса по МГП "Через гуманизм- к миру"
элективный курс по обществознанию (10 класс) по теме
Концепция программы опирается на принципы гуманизма, приоритет права человека на жизнь, на соблюдение всех прав человека, даже в условиях экстремальных ситуаций и военных конфликтов.
Цель курса-способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих человека, как личность и жертву вооружённых конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий, сторон любого конфликта в их разрешении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_mgp.doc | 935.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение | 3 |
2. | История развития Международного гуманитарного права | 3-6 |
3. | Актуальность | 6 |
4. | Новизна | 7 |
5. | Обзор литературы | 7-8 |
6. | Концепция | 8-10 |
7. | Темы рефератов, проектов и исследовательских работ | 10-12 |
8-10. | Объем, категория слушателей, учебно – тематический план | 12-13 |
11. | Содержание программы | 13-15 |
12 | Предполагаемые результаты | 15-16 |
13. | Методическое обеспечение | 16-17 |
14 | Список литературы | 18-19 |
Пояснительная записка
1.Введение. На сегодняшнем переломном этапе истории российского общества, когда происходит выбор между рационализмом, возведенным в абсолют и гуманистической идеологией, приоритетом которой является личность, индивид, его права и защита, потребности и устремления, важным является донести средствами образования социальный опыт поколений, приведший через кровь и инквизицию, войны и конфликты, к абсолютной ценности человеческой жизни, которую необходимо защищать и охранять вне зависимости от экономических и политических стратегий и реалий.
Необходимо, чтобы в решении вопросов человеческой жизни и вопросов сохранения её, подросток научился делать выбор «Иметь или быть!», что и определяет степень его социализации и степень гармоничности общества.
Несмотря на понимание основных истин, необходимо наличие правовых установок и документов, делающих невозможными человеческие жертвы, зависимые от частных установок.
На протяжении всей истории вооруженные конфликты людей отличались жестокостью, невиданной в животном мире. История оставила тому немало свидетельств. Вот одно из свидетельств Ветхого Завета: «31. И сказал мне
Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его, начинай овладевать землею его... 34. И взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин, и детей, не оставили никого в живых.
Понятие международное гуманитарное право включено во временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования и примерную программу по обществознанию. Это предполагает, что учащиеся общеобразовательных школ должны получить знания об основополагающих принципах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничения последствий вооружённых конфликтов.
2. История развития Гуманитарного права.
Международное гуманитарное право представляет собой совокупность договорных и обычных международно-правовых норм и принципов, специально предназначенных для применения в международных и немеждународных конфликтах и ограничивающих свободу воюющих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий (Гаагское право) и норм, защищающих население и имущество, затронутые военными действиями (Женевское право).
Определенное таким образом международное гуманитарное право полностью оправдывает отношение к нему как к международному праву, применяемому в случае вооруженных конфликтов.
В древности, жестокостью отличалось отношение не только к врагу, но и к собственным раненым воинам. Предложения об облегчении их участи высказывались не раз. Но только в середине XIX в. международное сообщество созрело для этого. B 1859г. французская армия нанесла поражение австро- венгерским войскам в битве при Сольферино. Большое число раненых, обреченных на смерть, покрыли поле боя. Санитарная служба отсутствовала.
Ставший свидетелем этого, швейцарец Анри Дюнан организовал помощь на общественных началах. В дальнейшем он предложил учредить общественный орган по оказанию помощи раненым и больным воинам. Его идея была реализована путем учреждения соответствующего комитета, который в дальнейшем стал Международным Комитетом Красного Креста.
Это движение побудило швейцарское правительство созвать конференцию, которая завершилась принятием Женевской конвенции об улучшении участи раненых в войне на суше 1864 г. Так было положено начало праву защиты жертв войны. Гаагские конвенции распространили этот режим и на морскую войну, они также содержат нормы о военнопленных и о мирном населении.
Неоценимая роль в работе по подготовке и принятию Конвенции 1864 г. принадлежит швейцарскому предпринимателю Анри Дюнану, свидетелю страданий и мук раненых и умирающих французских и австрийских солдат после битвы между австрийскими и франко-итальянскими войсками в 1859 г. при Сольферино, во время войны в Италии. По предложению Анри Дюнана был создан комитет, состоявший из единомышленников Дюнана, так называемый «Комитет пяти», одной из основных целей которого была разработка международных гуманитарных принципов, а также изучение возможности создания в каждой стране добровольного общества помощи, члены которого будут обучаться и готовиться в мирное время к оказанию помощи военно-медицинской службе во время военных действий. В дальнейшем именно этот комитет явился учредителем Комитета Красного Креста, а с 1880 г. стал называться Международным комитетом Красного Креста. Важнейшим нововведением в международное право, внесенным Женевской конвенцией 1864 г., было понятие нейтральности в том виде, в котором его предложил Дюнан. Врачи и другой медперсонал не должны считаться принимающими участие в военных действиях и не подлежат захвату в плен. В Конвенции оговаривалось, что всегда и везде раненым должно оказываться уважение и проводиться одинаковое лечение, независимо от того, на чьей стороне они сражались.
Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны (далее — Женевская конвенция 1864 г.).
Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях (13), Женевских Конвенциях «О защите жертв войны» 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.
Полностью гуманитарное право, как самостоятельный раздел правоведения оформился после создания Женевских Конвенций «О защите жертв войны» 1949 г. и Дополнительных Протоколов к ним 1977 г. и разработки 7 основополагающих принципов МКК, разработанных Жаном Пикте.
Термин «международное гуманитарное право» впервые был предложен в 50- х гг. XX в. известным швейцарским юристом Жаном Пикте. За сравнительно небольшой период он получил широкое распространение и признание сначала в публицистике, в юридической литературе, а затем вошел в название Женевской дипломатической конференции (1974—1977) по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов.
Ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.
Функции гуманитарного права.
Понятие «международное гуманитарное право» в том смысле, в каком это понятие представлено, означает совокупность обязательных для государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны.
Во-первых, эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и религиозный персонал, а также лиц, которые прекратили принимать участие в военных действиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение, больных, военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм международного гуманитарного права и не должны становиться объектом нападения.
Во-вторых, международное гуманитарное право запрещает средства и методы ведения войны, при использовании которых не проводится различие между комбатантами и некомбатантами (сражающиеся и не сражающиеся), например гражданскими лицами, а также средства и методы ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения. Эти принципы лежат в основе международных соглашений, запрещающих, например, биологическое и химическое оружие и противопехотные мины.
Другими словами, международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью. Исходя из этого принципа, международное гуманитарное право налагает запрет на некоторые действия, например, на бесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой жестокостью. Некоторые нормы этого права представляют собой компромисс между военной необходимостью и требованиями гуманности. Так, принцип пропорциональности допускает случайные потери жизни среди гражданского населения в случае нападения, однако нападение не допускается, если существует опасность того, что случайные потери среди гражданского населения будут чрезмерными по отношению к военному преимуществу, которое предполагается получить.
Источники гуманитарного права. Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти договоры имеют универсальный характер. Так, участниками четырех Женевских конвенций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного протокола I - 152 государства, Дополнительного протокола II - 144 государства. Международное гуманитарное право включает также целый ряд других международных соглашений, направленных прежде всего на ограничение средств и методов ведения войны.
Различие между международным и внутренним военным конфликтом в отношении действия международного гуманитарного права.
Следует подчеркнуть, что сегодня многие нормы международного гуманитарного права рассматриваются в качестве обычных норм, имеющих обязательную силу для всех без исключения государств, включая государства, не являющиеся участниками соответствующих международных договоров.
Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. В этом случае применяются многочисленные нормы международного гуманитарного права, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949г, и Дополнительном протоколе I 1977 г. Они вступают в силу с самого начала военных действий независимо от причин возникновения и характера конфликта.
Немеждународный вооруженный конфликт — это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами (повстанцами). Государство обладает правом самостоятельно решать собственные внутренние проблемы (в том числе правом применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка, вводить режим чрезвычайного положения). Однако в своих действиях оно связано нормами международного гуманитарного права. Соблюдение гуманитарных правил в не международном конфликте обязательно не только для правительственных вооруженных сил, но и для вооруженных отрядов, противостоящих правительству. Норм, применимых к немеждународному вооруженному конфликту, меньше, чем норм, применимых в случае международного конфликта. Они излагаются в общей для всех четырех Женевских конвенций статье 3 и Дополнительном протоколе II. Таким образом, как в случае международного вооруженного конфликта, так и в случае вооруженного конфликта немеждународного характера необходимо вести военные действия, строго соблюдая нормы международного гуманитарного права, руководствуясь принципами гуманности.
Так же международное гуманитарное право содержит нормы, регулирующие войну, в которой одной из сторон являются негосударственные субъекты.
Инструментарий, применяемый в такой войне, основан на основных положениях, относящихся к вооруженным конфликтам между государствами. Военные действия между антитеррористической коалицией и режимом талибов в Афганистане можно отнести к данной категории. Те же нормы работают и в случаях, когда на стороне одного из государств действуют полувоенные формирования, включенные в состав вооруженных сил. Представляется, что именно так обстоит дело с военным крылом “Аль-Каиды” в Афганистане, называемым иногда 55-й бригадой сил движения “Талибан”. При этом остается открытым вопрос, какими нормами регламентируются возможные операции США по преследованию “Аль-Каиды” или других террористических групп за пределами Афганистана, в особенности, если такие группы не будут входить в состав вооруженных сил ни одного из государств.
3. Актуальность изучения гуманитарного права
Актуальность изучения международного гуманитарного права заключается в том, что сейчас в мире не существует абсолютной политической стабильности.
Множество вооруженных конфликтов, противоречий и локальных военных конфликтов в Ираке, Иране, Ближнем Востоке, Афганистане, Пакистане наталкивают на детальное изучение международного гуманитарного права. Также, сейчас строго стоит вопрос о соблюдении положений, содержащихся в этом документе между участниками вооруженных конфликтов, так как Россия, как субъект международного права подписала все протоколы конвенции о правах человека, принятых в Женеве и Гааге с 1907 по 1977 гг., взяв на себя обязательства их соблюдать.
На фоне низкой культуры населения, в том числе, и правовой культуры и нестабильных правовых моделей деятельности государства, весьма актуальным является принятие учащимися норм международного права и, прежде всего, гуманитарного, как системы обеспечения гарантий жизни человека в случаях терроризма и военных конфликтов.
Актуальность данного курса определяется необходимостью формирования у учащихся в нашей стране трех взаимодополняющих ценностей: патриотизм, гуманизм, толерантность, которые определенное время не были востребованы отечественным образованием в полной мере.
4. Новизна. Новизна данной программы определяется тематикой, компоновкой разделов, проблемной технологией преподавания и деятельностным характером результатов обучения в виде проектных, исследовательских и реферативных работ, защищаемых на итоговых занятиях. Изучаемый материал является, прежде всего, новым по содержанию для российского образования, так как никогда не преподавался в отечественных школах. В современных условиях разрастания и глобализации военных конфликтов все большая доля населения вовлекается в возникающие военные баталии, в разных ролевых позициях, но с одинаковой долей потерь и страданий. Поэтому знание права на жизнь каждого из участников конфликта должно быть обеспечено международными правовыми актами, что и содержит международное гуманитарное право.
5. Обзор литературы.
Курс построен на основе учебно-методических материалов к занятиям по теме «Международное гуманитарное право», подготовленных в помощь учителям обществоведения и права Международным Комитетом Красного Креста и Российского Красного Креста по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Пособия включают материалы для учащихся школ (тексты, фрагменты документов, словари понятий, вопросы и задания). Имеются также методические и справочные материалы для учителя, раздаточные материалы для организации групповой работы учащихся.
Тексты знакомят школьников с основными источниками и положениями международного гуманитарного права. Особое внимание уделено нормам права, обеспечивающим защиту детей во время вооружённых конфликтов. Тексты разбиты на смысловые части. Вопросы к ним и обобщающие задания сформулированы так, чтобы помочь учащимся усвоить ведущие идеи темы, пригласить их к дискуссии с одноклассниками, родителями, предоставить возможность проявить свои знания по смежным предметам – истории, литературе. Учащиеся могут познакомиться с документами, дополняющими и конкретизирующими отдельные положения, извлечениями из Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов к ним 1977 года.
В учебнике «Международное гуманитарное право» Капустина А.Я., изданном для студентов ВУЗов, предпринята попытка систематизированного изложения дисциплины прав человека в сфере международного права и международных отношений. В нем раскрываются основные принципы и нормы международной защиты прав человека, влияние различных факторов и тенденций современного мирового развития на становление и развитие данной отрасли международного права, а также сопоставляются сложившиеся и формирующиеся механизмы и средства обеспечения прав человека в международных отношениях. Отдельно рассмотрено содержание и механизмы функционирования международного гуманитарного права, применяемого в вооруженных конфликтах.
В программе также используются материалы Жана Пикте «Развитие и принципы МГП», Арцибасова И.Н. «Международное право», где большое внимание уделено истории и природе международно-правовой ответственности за нарушение прав человека.
При разработке учебно-методического комплекса использованы материалы сайтов:
ru.wikipedia.org/wiki/Категория: Международное гуманитарное право
http://owl.ru.
6. Концепция программы.
Концепция программы опирается на принципы гуманизма, приоритет права человека на жизнь, на соблюдение всех прав человека, даже в условиях экстремальных ситуаций и военных конфликтов.
Цель данных занятий - способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих человека, как личность и жертву вооружённых конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий, сторон любого конфликта в их разрешении.
Задачи, решаемые в рамках достижения поставленной цели:
- Содействовать формированию таких качеств личности, как самоуважение, уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитному (духовность).
- Формировать стратегию правопослушания в жизненных и социальных ситуациях выбора.
- Актуализировать понятия патриотизма, гуманизма и толерантности, как основ социально зрелой личности.
- Повысить уровень эмпатийных тенденций и правовой культуры учащихся.
- Провести динамический мониторинг черт зрелой личности как результата обученности по данной программе.
Сегодня силы человека, вооруженного техникой, сравнимы с силами природы, а порой и превосходят их. На пороге третьего тысячелетия стало предельно ясным, что безудержное развитие различных технологий производства в большей степени подчинено требованиям экономики, нежели реальным потребностям людей. С обострением глобальных проблем современности с ними связано не только зарождение в общественном сознании тревоги за судьбу земной цивилизации, но и осознание того, что человеческое сообщество нуждается в принципиально иных подходах к образованию новых поколений, позволяющих в условиях глобального кризиса общества воспитывать ответственного человека.
Гуманистический подход ориентирован на развитие внутреннего мира человека, на толерантное межличностное общение и диалог свободных субъектов, на создание условий и оказание помощи в личностном росте каждого человека. Только при таком подходе к развитию личности возможно формирование отношений, основанное на уважении субъектов в процессе общения и соблюдению прав человека.
Человека согласно гуманистического ориентира на современном этапе развития общества больше не должны готовить к служению обществу, основной вектор воспитательной работы должен быть направлен на формирование у учащегося готовности прийти на помощь, способности к сотрудничеству, ответственности за судьбы общества. Именно эти интенции и лежат в основе самого международного гуманитарного права и актуальности обучения ему школьников.
Гуманистические идеалы – добра, красоты, истины, справедливости, равноправных отношений между людьми – давно вошли в золотой фонд человеческой культуры, они определяли и высокий смысл деятельности выдающихся людей прошлого и современности. Проблема заключается в том, чтобы реализовать гуманистические идеалы в развитии современных подростков, развивающихся в динамично изменяющихся социокультурных условиях. Решение этой проблемы лежит в обеспечении педагогов методическими пособиями, раскрывающими суть прав человека и необходимостью их соблюдения с последующей передачей гуманистического социального опыта учащимся.
В основе данной программы лежит необходимость перевода образования на парадигму приоритета личности и уважения её прав, как основы жизнедеятельности человека – общества – государства.
В основе данной работы лежат принципы гуманистической педагогики, которые, будучи незыблемыми и проработанными, до сих пор остаются недостаточно востребованными в целом, образовательной системой:
- образование должно базироваться на общечеловеческих ценностях и на ценностях разных этнокультурных сообществ;
- целью образования должно выступать становление самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;
- развитие личности должно осуществляться целостно, в единстве разума и чувств, души и тела;
- все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания, форм, режимов образования, должны находиться под защитой;
- образование должно осуществляться посредством собственной деятельности ученика; групповая работа в образовательном учреждении должна сочетаться с индивидуальной работой, при чем особое внимание должно уделяться развитию индивидуального стиля деятельности ученика;
- образование как деятельность личности должно основываться на внутренней мотивации ученика, а также на полноценном общении педагога и учащихся, при этом участие учеников в равноправном диалоге должно уважаться и поощряться;
- образование должно осуществляться в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства[1].
Данные принципы гуманистической педагогики в сочетании с гуманистическим содержанием программы должны способствовать гуманистическому выбору установок личности учащихся и соответствующей модели поведения в жизни.
Утрата человеком на пороге 3-его тысячелетия смыслового наполнения своего бытия предельно обострила и повысила значимость для образования задачи «возвращения человека к своей сущности, к человечности»[2]. Современная философия, педагогика отчетливо понимают, что корень всех проблем во внутреннем кризисе самого человека, его разладе с существующим миром, миром, как никогда стремительно и радикально меняющимся прямо у него на глазах. Человек волей-неволей вынужден признать, что ключ к спасению заложен в нем самом, в его собственной внутренней трансформации. Эта трансформация заключается в «необходимости чувства глобальности, любви к справедливости, в нетерпимости к насилию»[3].
7. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Темы реферативных, проектных и исследовательских работ по международному гуманитарному праву предлагаемые для подготовки к итоговому занятию
1. Регламентация прав и свобод человека на универсальном международном уровне
2. Право прав человека и международное гуманитарное право.
3. Вопросы признания и защиты прав человека в международных договорах Российской Федерации.
4. Международные универсальные организационно-правовые формы защиты прав человека.
5. Международные региональные организационно-правовые формы защиты прав человека.
6. Экономические права человека. Нормативно-правовое закрепление, виды и содержание экономических прав человека.
7. Социальные права человека. Нормативно-правовое закрепление, виды и содержание социальных прав человека.
8. Культурные права человека. Нормативно-правовое закрепление, виды и содержание культурных прав человека.
9. Гражданские права человека. Нормативно-правовое закрепление, виды и содержание гражданских прав человека.
10. Политические права человека. Нормативно-правовое закрепление, виды и содержание политических прав человека.
11. Геноцид. Понятие и содержание преступления «геноцид». Международно-правовые основания и формы борьбы с геноцидом.
12. Расовая дискриминация: понятие и содержание. Международно-правовые основания и формы борьбы с проявлениями расовой дискриминации.
13. Беженцы и вынужденные переселенцы. Понятие «беженцы» и «вынужденные переселенцы» в международном праве и их международно-правовая защита.
14. Международная защита прав женщин. Необходимость особой правовой защиты прав женщин. Становление и содержание международно-правового института защиты прав женщин.
15. Международная защита прав детей. Необходимость особой защиты прав детей. Становление и содержание международно-правового института защиты прав детей.
16. Право на гражданство и международное право. Основные положения международного права по вопросам гражданства.
17. Иностранцы и международное право: понятие, особенности правового регулирования.
18. Участники войны.
19. Жертвы войны.
20. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил.
21. Военнопленные: понятие, круг лиц. Режим военного плена: права и обязанности военнопленного, удерживаемой державы (стороны), державы-покровительницы.
22. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Особая защита женщин и детей.
23. Правовой режим военной оккупации. Проблема применимого права на оккупированной территории. Обязанности оккупирующей державы.
24. Обязанность воюющих сторон в обеспечении статуса гражданских объектов. Основания и особенности защиты культурных ценностей.
25. Международный Комитет Красного Креста: статус, компетенция, роль в защите гуманитарных принципов и норм права вооруженных конфликтов.
26. Европейский Суд по правам человека: состав, юрисдикция. Основания и порядок обращений в Суд. Применимое право. Решения Суда и его последствия.
27. Права человека и международные уголовные суды ad hoc (в Нюрнберге, Токио, Гааге, Аруше).
28. Права человека и Международный уголовный суд.
29. Ответственность государств и физических лиц за нарушение принципов и норм международного военно-гуманитарного права.
30. Характер и объем отражения в Конституции международных обязательств России в области признания и защиты прав и свобод человека
8.Объем часов: 23 часа по 1 учебному часу каждую неделю в течение полугодия
9.Категория слушателей: для 10-11 классов
10. Учебно – тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |
семинары | Практические занятия | |||
Введение. | 1 | 1 Проблемная дискуссия | Тесты | |
Раздел 1.Становление и источники международного гуманитарного права. | 5 | 2 | 3 | |
1 | 0,5 | 0,5 Ролевая игра «Музей» | Тесты | |
1.2. Источники международного гуманитарного права. | 2 | 1 | 1 Лабораторная работа с документами | Заполнение таблицы |
1.3. «Милосердие на поле брани»: история становления Международного Комитета Красного Креста» | 1 | 1 Деловая игра «Журналисты» | Оформление журнала | |
1.4. Российский Красный крест | 1 | 0,5 | 0,5 Игра «Умники и умницы» | Викторина |
Раздел II. Основные нормы международного гуманитарного права. | 9 | 3 | 6 | |
2.1. Жестокое лицо войны. | 1 | 1 | Эссе | |
2.2. Общественная суть и особенности международного конфликта. | 1 | 1 | Тесты | |
2.3. Особенности немеждународного конфликта. | 2 | 1 | 1 Деловая игра «Гуманитарная катастрофа или наведение конституционного порядка» | Эссе |
2.4. Участники конфликта. | 1 | 1 | Решение ситуаций | |
2.5. Международно-правовое регулирование конфликта. | 1 | 1 | Кроссворд | |
2.6. Запрещенные средства и методы ведения войны. | 1 | 1 | Тесты | |
2.7. Всемирное культурное наследие в международном праве. | 1 | 1 | Рефераты | |
2.8. Ситуация со спасением людей в условиях кораблекрушений и пиратских нападений. | 1 | 1 | ||
Раздел III. Соблюдение международного гуманитарного права. | 7 | 4 | 3 | |
3.1. Ни давности, ни забвения… | 2 | 1 | 1 Ролевая игра «Суд над фашизмом» | Рефераты |
3.2. Уроки Холокоста. | 1 | 1 | Ролевая игра «Гражданский Форум» | Резолюция Форума |
3.3. Правовые элементы разных стран в борьбе с геноцидом, ксенофобией, интолерантностью. | 1 | 1 | Эссе | |
3.4. Ответственность за военные преступления . | 2 | 1 | 1 Пресс-конференция | Текст с ошибками |
3.5. Когда гремит оружие, законы не молчат | 1 | 1. Игра «Когда гремит оружие, законы не молчат» | Викторина | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Защита проектных работ | |
Итого | 23 | 9 | 14 |
11. Содержание программы
Тема 1. Введение(1 ч)
На занятии рассматриваются цели и задачи курса. Обсуждаются с учащимися вопросы, которые их больше всего интересуют в практическом содержании курса. Рассказываются вводные моменты применения международного гуманитарного права в случае вооруженного конфликта, представляется презентация по данному вопросу.
Ключевые понятия: Международное гуманитарное право, Право вооружённых конфликтов, гуманизм
Раздел 1.Становление и источники международного гуманитарного права
(5 ч).
Писаные и неписаные правила и обычаи войны. Принципы и нормы обычного права. Зарождение теории тотальной войны. Мир согласно Писанию. Формирование правил, направленных на уменьшение последствий насилия. "Семь деяний истинного милосердия" в Древнем Египте.
Свод законов, основанный на принципах честности и справедливости в цивилизации хеттов. Правила войны у шумеров. «Илиада» о правилах честной войны. Древнекитайский памятник “Трактат о военном искусстве”
«Право войны» в законотворчестве Рима. Правила рыцарства эпохи феодального средневековья. “Женское письмо” “От законной войны к миру” Гуго Гроция. "Договор о дружбе и мире", заключенный Фридрихом Великим и Бенджамином Франклином. Ж.Ж. Руссо. Принятие Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. Декреты Конвента от 25 мая и 2 августа 1793. Кодекс Либера. Битва при Сольферино. Деятельность Анри Дюнана. История международного движения Красного Креста и Красного полумесяца. Международные соглашения, Гаагская и Женевские Конвенции.
Российский Красный Крест.
Ключевые понятия: Законы войны, Международное движение Красного Креста и Красного полумесяца, Конвенция, Российский Красный Крест.
Раздел II. Основные нормы международного гуманитарного права(9 ч).
Общественная суть и особенности международного конфликта. Особенности немеждународного конфликта. Правовой статус государств по отношению к конфликту. Война. Условия начала военных действий. Театр войны. Военная оккупация. Блокада. Способы прекращения военных действий: перемирие, капитуляция. Формы прекращения состояния войны. Правовые последствия прекращения военных действий для воюющих, невоюющих и нейтральных государств.
Понятие и виды нейтралитета в войне. Основные права и обязанности нейтральных государств (Гаагская конвенция (V) о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г, Гаагская конвенция (XIII) о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г., Гаванская конвенция о морском нейтралитете 1928 г.). Военная контрабанда, призы и трофеи.
Понятие средств и методов ведения войны. Запрещенные средства ведения войны. Запрещенные методы ведения войны. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие 1980 г. и пять Протоколов к ней. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г. Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г. Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи кассетных мин 2008 г.
Международно-правовое регулирование военных действий на море (Парижская декларация о морской войне 1856 г., Гаагская конвенция (VI) о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907 г., Гаагская конвенция (VII) об обращении торговых судов в суда военные 1907 г., Гаагская конвенция (IX) о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 г., Гаагская конвенция (XI) о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г., Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г., Законы морской войны, регулирующие отношения между воюющими сторонами (Оксфордское руководство по морской войне) 1913 г., Лондонский Протокол о правилах подводной войны 1936 г., Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 1994 г.).
Участники вооруженных конфликтов: комбатанты(сражающиеся ) и некомбатанты (несражающиеся).Законы и обычаи современной войны. Ситуация со спасением людей в условиях кораблекрушений и пиратских нападений. Сохранение мирового культурного наследия в период вооруженных конфликтов.
Ключевые понятия: вооруженный конфликт международного характера, немеждународный вооруженный конфликт, комбатанты и некомбатанты, запрещенные средства войны, нейтралитет, оккупация, война, блокада, капитуляция, репатриация.
Раздел III. Соблюдение норм международного гуманитарного права(7 ч).
Понятие нарушений, серьезных нарушений и преступлений в международном гуманитарном праве
Специфика ответственности государств за нарушение положений международного гуманитарного права. Проект статей комиссии международного права ООН об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г.
Ответственность физических лиц за нарушение международного гуманитарного права (концепция «серьезных нарушений» Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и принцип универсальной юрисдикции, военные преступления, преступления против человечности).
Международные военные и уголовные трибуналы (Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы, Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств. Правила процедуры и доказывания.
Специальный суд по Сьерра-Леоне, Чрезвычайные Палаты по Камбодже.
Проявления геноцида, ксенофобии, интолерантности. Холокост. Военные конфликты с участием России. Реальные ситуации с нарушением прав населения в современное время (ситуация в Абхазии и Южной Осетии).
Ключевые понятия: Международный трибунал, геноцид, интолерантность, Холокост.
Итоговое занятие. Защита проектных работ(1ч)
Данное занятие посвящено рассмотрению обобщающих вопросов, защите проектных работ и представлению мультимедийных презентаций.
12. Предполагаемые результаты:
- Формирование у учащихся основных ценностных установок: патриотизм, гуманизм, толерантность;
- Предупреждения проникновения в духовный потенциал подростков ксенофобии, шовинизма, интолерантности.
- Формирование целостного представления о мире и своем месте в нем.
- Рост эмпатийных тенденций личности учащихся.
- Формирование правовой культуры, грамотности и уважения к правам других.
- Формирование метапредметных связей, целостного мировоззрения и способности к целеполаганию и самореализации.
Для учащихся ожидаемыми результатами должны стать сформированные ключевые компетентности, следовательно, основная дидактическая задача - научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения функциональной грамотности.
13.Методическое обеспечение.
Методические рекомендации к проведению уроков и ролевой игры содержат разнообразные приёмы по организации познавательной деятельности учащихся. Они носят исключительно рекомендательный характер, и учитель вправе провести занятия по собственному сценарию или использовать только наиболее понравившиеся приёмы. В учебном процессе особое внимание уделяется организации практической работы с основными источниками международного гуманитарного права – Женевскими Конвенциями 1949 года и Дополнительными протоколами к ним. Сознавая, что для педагогов международное гуманитарное право является недостаточно известной отраслью права, авторы учебников и учебно-методических материалов сочли необходимым включить справочные материалы о становлении и источниках гуманитарного права, защите детей в условиях вооружённого конфликта, ответственности за военные преступления, а также подборку фрагментов из книг российских и зарубежных историков, юристов, писателей.
На изучение данной темы в курсах обществознания или права отводится не менее двух учебных часов. Учебные материалы могут быть использованы на уроках истории и факультативных занятиях при изучении тем, связанных с проблематикой вооружённых конфликтов, а также при организации любых форм внеурочной деятельности учащихся.
Программа элективного курса направлена на развитие духовности, гуманистической ментальности, толерантности, а главное, сознательному отношению к истории, ее героическим событиям, людям, деяниям.
Принципиальным является семантический ретроспективный анализ тех ситуаций, в которых личностно и организационно жизнь людей зависела от вме6шательства общественных и государственных институтов.
Важным является рассмотрение событий как современной истории последних десятилетий, так и исторической ретроспективы, в которой в более полном объеме и уже с определенной степенью анализа рассматривается ситуация с правами человека в условиях вооруженных конфликтов.
Рассмотрение же ситуаций сегодняшнего дня является важным, с педагогической точки зрения, так как формирует собственный взгляд на явления, формирует критическое мышление и умение идеологически разрешать проблемные ситуации.
Каждое занятие курса имеет основные дидактические точки, которые презентируются в виде художественных текстов или выемок из биографий выбранных личностей, соответствующих по настрою и содержанию каждой изучаемой теме.
При такой постановке проблемных занятий в канву их добавляется рефлексивные элементы, отражающие вызываемые изучаемыми ситуациями эмоции и чувства, которые в свою очередь формируют эмпатийные тенденции.
Учащиеся активно участвуют в каждом занятии: дома подбирают через книги и Интернет тексты, фотографии с описанием рассматриваемых событий, проводят психологический анализ текстов и путей разрешения ситуаций, формируя аналитико – деятельностную, прогностическую и рефлексивную компетентности. В рамках курса изучается различные типы военных ситуаций и разные варианты участия в них комбатантов и некомбатантов. Рассматриваются разные варианты решения проблем общественного характера, что также важно для молодежи.
Социально ориентированная программа курса предполагает вариативность установок и выбор личностных отношений к тем или иным явлениям. Роль педагога в рамках данного курса носит исключительно фассилитационный характер, направляющего вектор размышлений и выводов. Данное положение педагога в курсе связано с основной парадигмой самостоятельности и осознанного выбора установок учащимися в отношении серьезнейших событий истории и рассмотрения с собственной самооценкой правовых коллизий истории.
Все занятия курса основаны на проблемной, проектной и развивающей технологиях. Занятия, посвященные рассмотрению вопросов реализации гуманитарного права в особо критических исторических межгосударственных ситуациях, направлены на формирование социальной активности учащихся и выбору собственной социальной позиции «иметь или быть».
Поскольку курс является элективным, то методически он выстраивается несколько иначе, чем основная программа. Все занятия состоят из двух частей. В рамках первой части изучаются через объяснения учителя и реферативные выступления учащихся биографии и достижения изучаемых «героев» программы, а в рамках второй части – обсуждаются личные оценки и личное восприятие учащимися правовых ситуаций и применение гуманитарного права в условиях военных конфликтов. Именно с этой целью подобран реестр событий, которые подлежат оценке с точки зрения международного гуманитарного права. Данная программа формирует правовую культуру подростка, стимулирует развитие гуманистических тенденций и пацифистские настроения.
По формам организации занятий курс представлен:
- занятия – конференции;
- круглые столы;
- семинары;
- защита проектов;
- проблемные занятия;
По технологиям занятия реализую через:
- проблемную технологию;
- проектную технологию,
- развивающую технологию,
- информационно – коммуникативную технологию,
- технологию сотрудничества,
- технологию критического мышления.
- Технологию «дебаты»
14. Список литературы
Литература для учителя:
1. Арцибасов И.Н.Международное право ( законы и обычаи войны). М., 1975.
2. Арцибасов И.Н., Егоров С.А.Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.
3. Богуславский М.М.Культурные ценности в международном обороте ( правовые аспекты).М., 2005.
4. Женевские конвенции 1949г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним 1977г.
5. Ильин Ю.Д.Международное публичное право. Лекции. М., 2004.
Возникновение и развитие международного гуманитарного права. М., 1994.
6. Котляров И.И.Международное право и вооруженные конфликты. М., 2003.
7. Международное право. Ведение военных действий ( Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений). М., 1999.
8. Международное гуманитарное право. Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. М., 2000.
9. Мелков Г.М.Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1988.
10. Пикте Ж.Развитие и принципы международного гуманитарного права. М., 2001.
11. Полторак А.И., Савинский Л.И.Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.
12. Пустогаров В.В.Международное гуманитарное право. М. 1999.
13. Рыбаков Ю.М.Вооруженная агрессия – тягчайшее международное преступление. М., 1980.
14. Тиунов О.И.Международное гуманитарное право. М., 1999.
15. Фуркало В.В.Международно – правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.
16.Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949г. Дополнительный протокол от 08июня 1977г.
17.Жан Пикте «Развитие принципы МГП» М., МККК, 1998.
18.Конвенция о правах ребенка
19. Франсуа Бюньон. Правовая защита эмблем КК и К П.М.: МККК,1993.
20.Международное гуманитарное право. Учебно-методическое пособие к курсам права и обществознания для 9 классов общеобразовательных учреждений / К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова. - М., Изд-во ФНИИ МП ФЗ, 2000
21.Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. М., Высшее образование.,2009
Список литературы для учащихся:
- Арцибасов И.Н. Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 2001 г.
- Гуго Гроций. О праве войны и мира. Кн. 1. М., 1956 г.
Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 2003
Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект
Современные войны: гуманитарные проблемы. М., 2002 г.- Станислав Е. Нахлик. Краткий очерк международного гуманитарного права. МККК, М., 2002 г.
- Фриц Кальсховен. Ограничение методов и средств ведения войны. МККК, М., 2002
- Ханс-Петер Гассер. Международное гуманитарное право. МККК, М., 2001 г.
- Международное гуманитарное право. Учебно-методическое пособие к курсам права и обществознания для 9 классов общеобразовательных учреждений / К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова. - М., Изд-во ФНИИ МП ФЗ, 2000
[1] Более подробно о принципах построения гуманистического образования смотри в трудах: Маслоу А. Цель и значение гуманистического образования // Дальние пределы человеческой психики. – Спб.: Издат. Группа «Евразия», 1997. С.193-210.; Роджерс К. Обучение центрированное на учащемся //Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс»,1994. С.358-376.
[2] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. – М.,1988. С.319.
[3] Печчеи А. Человеческие качества. – М.,1980. С.180-181.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по английскому языку "В МИРЕ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ"
Курс «В мире деловых людей» предназначен для учащихся 10-11 классов и может быть использован в качестве элективного курса в классах социально-экономического профиля. Данный курс ориентирован на ...
Программа элективного курса предпрофильного обучения «Я в мире профессий»
Программа профориентационного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессий, формирование, профессиональных планов в вы...
Программа элективного курса по правоведению."Мы в мире правил".
Знакомство с нормативно-правовыми актами ,освоение навыков и умений в области защиты своих прав....
Программа элективного курса для 8 класса " В мире химических превращений"
Аннотация к рабочей программевнеурочной деятельности по химии для8 класса «В мире химических превращений». 1.Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.Програ...
Рабочая программа элективного курса «Культурное наследие величайших городов мира»
Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям,...
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «В мире английской грамматики», 10- 11 класс
Рабочая программа элективного курса по английскому языку...
Рабочая программа элективного курса по биологии " Экология растительного мира" для 6 класса
Рабочая программа элективного курса «Экология растительного мира» по биологии для 6 класса, составлена на основе следующих документов:- Федерального государственного образовате...