Повторный обобщающий урок по теме "Преступления против личности"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Повторный обобщающий урок
«Преступления против личности»
Цель: развить умения учащихся применять теоретические знания к анализу правовых фактов.
Задачи:
- развить представления учащихся об основных видах преступлений и ответственности за них;
- показать учащимся некоторые нормы поведения в критических ситуациях.
Тема: О преступлениях против личности
I вариант
Задание №1. Найдите лишнее слово, объясните его значение: справедливый, умный, искренний, дружелюбный, трудолюбивый, вспыльчивый, тактичный, образованный.
Задание №2. Укажите преступления против чести и достоинства человека:
- причинение вреда здоровью по неосторожности;
- вандализм;
- оскорбление;
- хулиганство;
- клевета;
- убийство по неосторожности;
- умышленное причинение вреда здоровью;
- оставление в опасности;
- изнасилование;
- умышленное убийство;
- похищение человека.
Задание №3. Установите соответствие:
1 | Оскорбление | Умышленное причинение смерти |
2 | Клевета | Грубое нарушение общественного порядка с применением насилия или уничтожением чужого имущества |
3 | Изнасилование | Половое сношение с применением насилия или угрозой применения |
4 | Хулиганство | Унижение чести и достоинства другого лица |
5 | Убийство | Распространение заведомо ложных сведений |
Задание №4. Какие виды преступлений против личности были совершены в следующих случаях?
- Пристали к незнакомому парню и избили его.
- Разбили стекло в школе.
- Подросток сгоряча метнул камень вслед обидчику и выбил глаз.
- Напечатана статья, в которой один из политиков назван фашистом.
- Получены телесные повреждения в результате обычной драки.
II вариант
Задание №1. Найдите лишнее слово, объясните его значение: честный, мужественный, совестливый, добрый, скромный, циничный, вежливый, культурный.
Задание №2. Укажите вид преступления против здоровья человека:
- причинение вреда здоровью по неосторожности;
- вандализм;
- оскорбление;
- хулиганство;
- клевета;
- убийство по неосторожности;
- умышленное причинение вреда здоровью;
- оставление в опасности;
- изнасилование;
- умышленное убийство.
Задание №3.Установите соответствие:
1 | Похищение человека | Унижение чести и достоинства другого лица |
2 | Хулиганство | Распространение заведомо ложных сведений |
3 | Убийство | Кража человека, незаконное лишение свободы |
4 | Оскорбление | Грубое нарушение общественного порядка |
5 | Клевета | Умышленное причинение смерти |
Задание №4. Какие виды преступлений против личности были совершены в следующих случаях?
- заражение ВИЧ-инфекцией.
- Умышленный поджог почтового ящика.
- Трезвый водитель не справился с управлением машины на мокрой дороге и наехал на пешехода, который скончался.
- На замечания пожилого человека подросток ответил нецензурной бранью.
- Гражданин распространил заведомую ложь о том, что его начальник берёт взятки.
Работа в группах
Задание №5. Групповая работа учащихся над вопросом «как не стать жертвой преступления» в следующих случаях:
- вы возвращаетесь вечером домой;
- если вы один (одна) дома, а в квартиру кто-то звонит (стучится);
- на улице к вам подходят старшие ребята;
- вы входите в подъезд, а там расположилась весёлая компания подростков;
- меры предосторожности при похищении.
Задание №6. Определите наказание и вид преступления.
I случай: несовершеннолетний Ю. зашел в здание школы, где учились его друзья. В ожидании звонка с урока он прошел в школьную столовую. Там завтракали ученики начальных классов. К ним и начал приставать Ю. Дежурившая учительница попросила его выйти. В ответ – нецензурная брань. Дежурившая попыталась вывести хулигана, взяв его за рукав свитера. Тот стал наносить удары сумкой, а потом и руками.
II случай: Гражданка Н. залила водой квартиру соседей. Она понимала свой промах и готова была ликвидировать его последствия. Но «пострадавшие» подвергли её неслыханным оскорблениям. Жильцы дома в течение нескольких дней слышали площадную брань в адрес одинокой женщины. В оскорблениях принимали участие все члены семьи.
После короткого следствия начался суд.
III случай: в одном из дальневосточных городов девочка упала в ледяную воду. Мальчик созерцал, как она барахтается.
IV случай: Подросток, не имея опыта и водительского удостоверения, решил прокатиться на папиной машине. Только отъехал от гаража, как совершил наезд на пожилую женщину. Он не желал причинить тяжкий вред её здоровью. И суд подтвердил это. Но тяжкие полследствия наступили.
Ответы:
Задание №1. I вариант: вспыльчивый – человек, склонный к горячности, легко раздражающийся. II вариант: циничный – человек, пренебрегающий нормами морали.
Задание № 2. I вариант: 3,4,5,11; II вариант: 1,6,7,8,9,10.
Задание №3. I вариант: 1-4; 2-5; 3-3; 4-2; 5-1. II вариант: 1-3; 2-4; 3-5; 4-1; 5-2.
Задание № 4. I вариант:
1. Хулиганство (причинение телесных повреждений)
2. Хулиганство (уничтожение имущества).
3. Причинение вреда здоровью по неосторожности (самонадеянности).
4. Оскорбление.
5. Умышленное причинение вреда здоровью.
II вариант:
1. Преступление против здоровья человека – умышленное причинение вреда здоровью.
2. Хулиганство (уничтожение чужого имущества).
3. Убийство по неосторожности.
4. Оскорбление.
5. Клевета.
Задание №6.
1. Хулиганство.
2. Оскорбление.
3. Оставление в опасности.
4. Причинение вреда здоровью по неосторожности.
Дополнительные задания.
Определить наказание.
1. «обычная драка» (умышленное причинение вреда здоровью; от 5 до 12 лет лишения свободы)
2. Серьёзный дядя пригласил мальчика прокатиться на автомобиле иностранной марки. А через некоторое время с родителей мальчика потребовали выкуп. (похищение человека; от 5 до 10 лет лишения свободы).
3. Юный «естествоиспытатель» изготовил самодельное взрывное устройство. Оно лежало на столе, когда к нему приблизился 5-летний мальчик, протянул руку и… грянул взрыв. Диагноз врачей слепота. (по неосторожности, преступная самонадеянность; арест от 3-х до 6-ти месяцев или до трёх лет лишения свободы в зависимости от обстоятельств)
4. Человек совершил умышленное убийство, чтобы завладеть имуществом и деньгами жертвы. (умышленное убийство; от 8 до 20 лет лишения свободы либо смертная казнь, либо пожизненное лишение свободы)
5. Как вы думаете является ли смертная казнь справедливым возмездием за тяжкие преступления особо опасных рецидивистов? (рецидивист – «конченный человек» - лицо, совершившее после осуждения, вновь одно или несколько преступлений)
В одной из передач «Человек и закон» была показана особая тюрьма – для тех, кто осужден к смертной казни, но помилован. Она находиться на острове в бывшем монастыре. Телезрителей удивил порядок, царящий там. И режим. Все в двухкомнатных камерах. Никто не знает «соседей». Никакого общения. Короткая прогулка в трехметровом каменном мешке. И даже работа за швейной машинкой – как поощрение.
Один заключенный на вопрос корреспондента, что бы он хотел получить от жизни, ответил – смерть.
(Если человек, осужденный на пожизненное заключение мечтает о смерти, значит есть страдание страшнее смерти).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторно-обобщающий урок "Русь в 12-15 веках"
Повторно-обобщающий урок "Русь 12-15". На уроке отрабатывается умение учеников работать с источниками и повторяются основные события периода....
Повторно обобщающий урок « Античный период истории Кубани».
Цель: обобщить все знания полученные на уроках кубановедения по истории в античный период её развития...
Повторно-обобщающий урок по обществознанию в 9 классе на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Учащиеся получают представление о нормах российских законов через рассмотрение правовых ситуаций. Углубляют свои представления о юридической ответственности за совершение правонарушен...
Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе «Гражданская война в России (1918 – 1920)»
Целью даннного урока является расширение знания о самой трагической странице в истории нашего народа и закрепление заний, полученных на уроках истории по теме "Гражданская война"....
Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе на тему: « Никита Сергеевич Хрущёв: взлёт и падение»
Целью урока является показать сложность неординарной личности Н.С. Хрущева и его времени, а так же помочь учащимся разобраться в причинах противоресчивости взглядов и действий Н.С. Хрущева....
Повторно-обобщающий урок "Древний Египет"
Повторительный урок содержит методические рекомендации для учителя, дополнительные задания для учащихся в работе по группам, иллюстрации....
Урок «Путешествие в прошлое» повторно- обобщающий урок по истории России в 6 классе по теме "Русь в IX- первой половине XII века"
Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личност...