Повторно-обобщающий урок "Русь в 12-15 веках"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Повторно-обобщающий урок "Русь 12-15". На уроке отрабатывается умение учеников работать с источниками и повторяются основные события периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorno-obobshchayushchiy_urok_rus_12-15_v.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВТОРНО ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
ПО ИСТОРИИ РОССИИ
“ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВУ”
Преподаватель цикла гуманитарных дисциплин, Краснова О.В. |
ЦЕЛИ:
- повторить материал политической истории и этапы развития Руси с 12 по 15 век
- закончить формирование представлений об этапах исторического развития в 12-15веках
- закрепить умение работы с источниками (получение максимальной информации из него)
- определять тип источника по форме его записи и стилистическим особенностям
- формирование целостного представления об историческом процессе
ОБОРУДОВАНИЕ:
- документы, отобранные из “Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца 18 века, пособие для учителя”, М., 1989г.
Точное указание см. “ПРИЛОЖЕНИЕ №1”
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
- тема урока
- подготовлена таблица, которую учащиеся будут заполнять в ходе урока (окончательное оформление таблицы см. в “ПРИЛОЖЕНИИ №2”)
ХОД УРОКА:
- оглашение темы урока
- постановка задачи перед учениками (повторение политической истории, работа с источниками, заполнение таблицы, подведение итогов)
- раздаются материалы (ПРИЛОЖЕНИЕ №1), заранее подготовленные
- учитель предлагает учащимся прочесть документ №1 и совместно с учащимися, задавая наводящие вопросы, работая на доске, заполняет таблицу
- подобным образом разбираются документы №2,3,4
- к доске вызываются пятеро учащихся, которым предлагается поработать с документами №5,6,7,8,9
- пока идет работа на доске, учащиеся в парах работают с документом №5 и заполняют таблицу по этому документу
- обсуждение результатов работы в тетрадях и на доске по документу №5, учитель показывает, как комментировать записи на доске
- учащимся предлагается прочесть документ № 6, обдумать прочитанное и сделать соответствующие записи в тетради
- одному учащемуся предлагается прокомментировать работу на доске, выполненную по документу №6, выявить все достоинства и недостатки, совместно с учащимися, автору работы на доске выставляется отметка, учитель оценивает работу комментатора
- подобным образом разбираются документы № 7,8,9
- после заполнения таблицы итоги подводятся в итоговой беседе
ИТОГОВАЯ БЕСЕДА:
- Какой самый популярный источник по истории Руси 12-15 веков (летопись)
всегда ли точен этот источник ?, что влияло на автора ?, как избежать ошибок в оценке событий спустя столько лет ?
- Какие этапы Русь прошла с 12-15 века (проследить последовательность и закономерность исторического процесса)
- Если окинуть взглядом русскую историю данного этапа, какие проблемы стояли перед Русью в 12-15 веках. (Проблема раздробленности, которая порождала и невозможность борьбы с Золотой Ордой)
- Каким образом изменилась территория Руси с 12 к 15 веку? (Галицко-волынское княжество входило в состав Великого Княжества Литовского),
Чем вызван подобный раздел земель? (нашествие прервало связи между землями бывшей Киевской Руси, и привело постепенно к формированию русской народности)
- О каких важных станицах русской истории 12-15 веков мы сегодня не поговорили ?
На самоподготовке вам предлагается составить летописный отрывок, описывающий одно из этих событий. Главная задача постараться выдержать стиль летописи. Отрывок должен содержать не менее 5 предложений.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ДОКУМЕНТ №1
В .1........ году. Пошел .2.......... воевать новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мсту. А к Святославу послал .2..........., повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь, вверх по Протве; и дружина Святослава набрала там пленных. И прислал к нему .2............. со словами: ”Приди ко мне, брат, в Москву”. Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и с небольшою дружиной...” (перевод)
голядь- литовское племя, обитавшее по реке Протве
Полное собрание русских летописей, т.1
ДОКУМЕНТ №2
В спальню вскочили двое окаянных и схватились с князем, и князь одного свалил под себя. Они же, подумав, что это поврежден князь, поранили своего сообщника. А потом узнали князя и упорно боролись с ним, потому что он был силен, рубили его мечами и саблями и наносили раны копьями....Он был убит в субботу ночью. (перевод)
Полное собрание русских летописей, т.1
ДОКУМЕНТ №3
Целуй, князь, крест ко всему .1......................на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. .1.................... тебе держать по старине, по тому, как пошло искони. Без .2................. тебе, князь, суда не судить, волостей не раздавать, грамот не давать. (перевод)
Собрание государственных грамот и договоров из Государственной коллегии иностранных дел., М., 1813
ДОКУМЕНТ №4
От Бориса к Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицу, сороцицу забыле.
Янин В.Л., Я послал тебе бересту, М., 1965г.
ДОКУМЕНТ №5
Была измена среди нечестивых бояр .1....................... Они сговорились с князем Александром, двоюродным братом Даниила, убить Даниила и передать его землю...Приехав в Галич, Даниил послал к брату своему Васильку: “Иди ты против Александра”, Александр же убежал в Перемышль к своим советникам... (перевод)
Полное собрание русских летописей, т.1
ДОКУМЕНТ №6
“Услышав весть о них, русские и кипчаки, успевшие приготовиться к бою с ними, вышли на путь татар...и... усердно стали преследовать их. Татары не переставали отступать, а те гнались по следам 12 дней, но потом обратились на русских и кипчаков... для последних это было совершенно неожиданно, потому что они считали себя безопасными от татар, будучи уверены в своем превосходстве над ними.” (перевод)
Кипчаки- половцы
Отрывок из труда арабского историка Ибн-эль-Асира, 13 век
ДОКУМЕНТ №7
“В лето 1........... Того лета татары взяли Перемышль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли, и, захватив много людей и имущества ушли. Того же лета взяли татары Чернигов и город сожгли и людей перебили и монастыри пограбили...”
Извлечение из Лаврентьевской летописи (перевод)
ДОКУМЕНТ №8
“И было это в шестой час дня, начали появляться поганые... И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и великие силы увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных... Когда бились они с шестого часа до девятого, проливалась, как дождевая туча, кровь обоих - русских сыновей и поганых... А 1.................. , в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: “Великий бог христианский и велика сила его...”. И сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к орде...”
Полное собрание русских летописей, т.2
ДОКУМЕНТ №9
“ В лето 1........ Той же зимой князь великий 2............Васильевич разгневался на князя тверского Михаила Борисовича, который начал дружбу держать с литовским королем Андреем и советы с ним творить и просил выдать за него свою внучку. И за это князь великий послал на него своих воевод со множеством воинов. И попленили всю их землю, и взяли 2 города и сожгли; после того тверской владыка (епископ) с боярами добили челом и смирились...
Памятники русского права., М., 1955г.
№ док | историческая эпоха | вид источника | пропущенные слова | выводы |
1 | феодальная раздробленность Ростово - Суздальское кн. | летопись | 1. 1147 2. Юрий Долгор. |
|
2 | феодальная раздробленность Владимиро-Суздальское кн. | летопись | - |
|
3 | феодальная раздробленность Новгородская земля | договорная грамота | 1. Новгород 2. посадник |
|
4 | феодальная раздробленность Новгородская земля | берестяная грамота | - |
|
5 | феодальная раздробленность Галицко - Волынская кн. | летопись | 1. галицких |
|
6 | нашествие татаро-монгол на Русь | труд средневекового историка | - |
|
7 | нашествие татаро-монгол на Русь | летопись | 1. 1239г |
|
8 | Борьба с Золотой Ордой | летопись | 1. Мамай |
|
9 | создание единого государства | летопись | 1. 1485 2. Иван3 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторный обобщающий урок по теме "Преступления против личности"
Тесты, задачи...
Повторно обобщающий урок « Античный период истории Кубани».
Цель: обобщить все знания полученные на уроках кубановедения по истории в античный период её развития...
Повторно-обобщающий урок по обществознанию в 9 классе на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Учащиеся получают представление о нормах российских законов через рассмотрение правовых ситуаций. Углубляют свои представления о юридической ответственности за совершение правонарушен...
Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе «Гражданская война в России (1918 – 1920)»
Целью даннного урока является расширение знания о самой трагической странице в истории нашего народа и закрепление заний, полученных на уроках истории по теме "Гражданская война"....
Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе на тему: « Никита Сергеевич Хрущёв: взлёт и падение»
Целью урока является показать сложность неординарной личности Н.С. Хрущева и его времени, а так же помочь учащимся разобраться в причинах противоресчивости взглядов и действий Н.С. Хрущева....
Повторно-обобщающий урок "Древний Египет"
Повторительный урок содержит методические рекомендации для учителя, дополнительные задания для учащихся в работе по группам, иллюстрации....
Урок «Путешествие в прошлое» повторно- обобщающий урок по истории России в 6 классе по теме "Русь в IX- первой половине XII века"
Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личност...