Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе на тему: « Никита Сергеевич Хрущёв: взлёт и падение»
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Целью урока является показать сложность неординарной личности Н.С. Хрущева и его времени, а так же помочь учащимся разобраться в причинах противоресчивости взглядов и действий Н.С. Хрущева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.s._hrushchev_-_vzlet_i_padenie.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе на тему:
« Никита Сергеевич Хрущёв: взлёт и падение».
Задачи урока:
- Показать учащимся всю сложность неординарной личности Н.С. Хрущёва и его времени.
- Помочь учащимся разобраться в причинах противоречивости взглядов и действий Хрущёва.
- Учить понимать людей в совокупности с их временем.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран, слайды, материалы с текстами, раздаточный материал с тестами, у учащихся раздаточный материал с текстами ,который они должны будут зачитать или рассказать своими словами в нужный момент, портрет Н.С. Хрущёва.
На доске: дата и тема урока. Курсивом выделен текст, который был дан учащимся заранее для предварительной подготовки. В конце конспекта дан список слайдов, которые будут использованы на уроке.
План урока:
- История делает правильный выбор. Хрущев приходит к власти, как предтеча Нового времени.
- Почему именно Никита Хрущев решился выступить с разоблачением культа личности Сталина?
- Социальная направленность и противоречивость политики Хрущева.
- Исчез ли сталинизм из нашей жизни?
Ход урока. Вводное слово учителя.
Сегодня мы подводим итоги очень непростого периода нашей истории, периода правления Н.С. Хрущёва (1953-1964годы). Этот период получил название «оттепели», которой не суждено было превратиться в весну. Очень долго об этих бурных годах не принято было говорить. Как будто чья-то рука начисто вырвала целую главу из нашей летописи. Почти 20 лет на имени Хрущёва лежало табу. Молодые поколения не видели его портретов, а ведь он правил нашей страной более 10 лет. Конечно, Хрущёв – личность неоднозначная, противоречивая. Недаром скульптор Эрнст Неизвестный создал на могиле Никиты Сергеевича памятник – бронзовая голова на туловище, половина которого из белого, а другая из чёрного мрамора – символ противоречивости личности этого человека и его «оттепели».
Сегодня мы попробуем понять на примере Н.С. Хрущёва и его деятельности, горькие уроки нашего времени (слайд №1 – портрет Н.С.).
Итак, Н.С. появился на политическом Олимпе сразу после смерти Сталина ( слайд №2, члены партии у гроба Сталина). Он не скрывал своих претензий на власть, хотя были и другие претенденты, и всё это оттого, чтобы власть не досталась Берии – главному подручному Сталина. Впоследствии Хрущёв вспоминал (рассказывает или читает ученик):
«Стоим возле мёртвого тела, почти не разговариваем, каждый о своём думает. Потом стали разъезжаться. Первыми уехали Маленков с Берией. Потом Молотов с Кагановичем. Тут Микоян и говорит мне: « Берия в Москву поехал власть брать. А я ему: «Пока эта сволочь сидит, никто из нас не может чувствовать себя спокойно» И крепко мне тогда запало в душу сознание, что первым делом надо убрать Берию»
Не сразу и не просто шёл Хрущёв к власти. Уже на другой день после смерти Сталина возникла идея коллективного руководства. Партийная власть будет у Хрущёва, а государственная – у Маленкова; (слайд № 4). Хрущёв и Маленков объединяются, чтобы свалить Берию. Им на помощь приходят генералы Жуков Георгий Константинович и Москаленко Кирилл Семёнович (слайд №5) Им удаётся арестовать Берию, который вскоре был расстрелян. Однако борьба за власть продолжалась. Началось противостояние бывших заговорщиков. Против Хрущёва объединяются Маленков и Булганин (слайд № 6), но Хрущёву удаётся от них избавиться. В конечном итоге Хрущёву удаётся сосредоточить в своих руках всю полноту власти: и партийную и государственную.
Как могло случиться, что после смерти Сталина к управлению страной придёт именно Хрущёв – могильщик его культа. Вроде бы Сталин сделал всё, чтобы «очистить» партию от любых своих противников – как подлинных, так и мнимых. Сталин мало кому доверял. В последние годы он подверг опале Молотова и Микояна (слайд № 6). Похоже, он готовил к отстрелу очередную партию своих соратников. Но Хрущёва Сталин ни в чём не подозревал. Хрущёву удалось выглядеть человеком вполне ручным, без амбиций – ходил в украинской косоворотке, мог сплясать гопака, однако. уже тогда Хрущёв затаил в себе протест, который и выплеснулся на другой день после смерти Сталина.
История сделала правильный выбор и Хрущёв пришёл к власти. Как надежда народа, как предтеча Нового времени. А что он получил в наследство?
Рассказ ученика. Хрущёв получил обнищавшую полуразрушенную деревню, технически отсталую промышленность, острейший дефицит жилья, низкий жизненный уровень населения, миллионы заключённых в тюрьмах и лагерях, изоляцию от внешнего мира. Страна ждала перемен, перемен радикальных, и Хрущёв стал надеждой на перемены к лучшему.
Наступил 1956 год. XX съезд партии ( слайд № 8). Хрущёв выступает с докладом « О культе личности Сталина» (далее читает ученик). Доклад читался при гробовом молчании зала. Некоторых выносили в обмороке. Людей поражали даже не факты репрессий ( о них почти все делегаты знали) – никто не мог предположить масштабов злодеяний. Хрущёв рассказал в докладе о гибели выдающихся полководцев и руководителей партии, замученных в сталинских застенках, о самоубийстве Орджоникидзе, затравленного Сталиным, намекнул на причастность Сталина к убийству С.М. Кирова. Он обвинил Сталина в поражении наших войск в первые годы войны, в провале Киевской операции и многом другом.
Как решился Хрущёв выступить с подобным докладом, зная, что большинство делегатов будет против разоблачения? Откуда черпал мужество и уверенность в правоте своего дела?
Читает ученик. Это был редчайший случай в истории, когда политический руководитель поставил на карту не только личную власть, но и свою жизнь во имя общественных целей. В составе послесталинского руководства не было ни одного деятеля, который решился бы выступить с подобным докладом. Это мог сделать только Хрущёв, сделать так эмоционально, так необдуманно. Надо обладать натурой Хрущёва – быть отчаянным до авантюризма (слайд №8). Надо было пройти через испытания страданием, страхом, приспособленчеством, чтобы решиться на такой шаг.
Старшее поколение хорошо помнят эту характерную личность В ту пору Хрущёву было 60 лет. Но выглядел он очень крепким, подвижным и до озорства весёлым. Началось освоение целины, пронеслась кукурузная эпопея, перестраивалось управление экономикой – создавались Совнархозы. Его экономическая политика носила ярко выраженный социальный характер. Самым большим его достижением было жилищное строительство. За годы его правления каждый десятый справил новоселье. В советский быт стали входить холодильники, телевизоры, автомобили. Были повышены пенсии, а пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 - для женщин. Сократился рабочий день, были отменены государственные займы. А, главное, за годы его правления было амнистировано до 20 млн. заключённых.
Либерализация коснулась и духовной жизни общества. Первыми на перемены откликнулись литераторы. Увеличилось количество журналов. Появились новые имена в литературе, которые не могли быть опубликованы в сталинские времена. Например, имя Александра Исаевича Солженицына , который написал роман «Один день Ивана Денисовича» о жизни заключённых в ГУЛАГе. Роман принёс Солженицину мировую известность. С 1957 года встречи Хрущёва с деятелями культуры стали постоянными. На этих встречах Хрущёв выступал в роли высшего судьи, хотя ни в искусстве, ни в литературе ничего не понимал. Критерием его оценок была «партийность». Это вызывало возмущение интеллигенции и отталкивало её от власти.
Хрущёв с юности не привык ни с кем советоваться. Долгое время он работал политработником в Красной Армии, а для политработника главное – уметь убеждать, агитировать, а не выявлять мнение других людей. Он считал нормальным, что небольшая группа людей, и прежде всего он сам, решают все вопросы общества по своему усмотрению. Отсюда и причины того, что, хотя реформы и давали некоторый эффект, но зачастую приводили к итогу, совершенно противоположном ожидаемому.
Работа с тестами.
Каждому выдаётся материал, где ученики должны будут сопоставить написанное в правом столбце с написанным в левом. Ответы записать цифрами. Через 5 минут ответы сверяются вслух.
Подводим итоги.
Вопрос. Почему при всём своём желании осчастливить свой народ, реформы Хрущёва не принесли успеха? В чём причина провала реформ?
Ответ.
- Само общество не было готово к переменам.
- Реформы осуществлялись на той же административной основе. Власть по-прежнему не прислушивалась к мнению народа, сама решала, что народу нужно, а что – нет.
- Провалы реформ произошли по вине Хрущёва и его окружения. Хрущёв не устоял перед соблазном воспевания собственной личности. Прилипалы буквально топили его в море лести и восхвалений.
- Хрущёв пребывал в уверенности в преимуществах социалистического образа жизни, а так же в том, что без руководства коммунистической партии страна не выживет. Он не понимал, что, обновляя социализм, он продолжает строить дом на песке, и, что такой дом рано или поздно рухнет
Вопрос. В чём же главная заслуга Н.С.Хрущёва?
Ответ. В разоблачении культа личности Сталина, в том, что народ вдохнул глоток свободы, и с этого момента общество стало созревать для дальнейших перемен. Хрущёв, уходя, оставил страну в гораздо лучшем состоянии, чем принял от Сталина.
Вопрос. Исчез ли сталинизм из нашей жизни?
Ответ. Считается, что главная заслуга Хрущёва – это разгром сталинизма.
Вопрос. Но можно ли считать, что со сталинизмом у нас покончено?
Многие политики считают, что сталинизм до конца не уничтожен.
У власти остались политики тех же взглядов по отношению к народу. До сих пор власть не признала и не осудила преступления коммунистического режима. Официальная политика России по отношению к большевикам невнятна и лицемерна.
Так, в чём же главная заслуга Н.С.Хрущёва?
В разоблачении культа личности Сталина, в том, что народ вдохнул глоток свободы и с этого момента общество стало созревать для дальнейших перемен.
Перечень слайдов:
- Портрет Н.С. Хрущёва.
- Члены партии у гроба Сталина.
- Портрет Берии.
- Берия и Маленков уезжают первыми.
- Молотов, Каганович уезжают следом.
- Портрет А. Микояна.
- Хрущёв и Маленков объединяются против Берии.
- Генералы Жуков и Москаленко арестовывают Берию.
- Маленков и Булганин против Хрущёва.
- Хрущёв читает доклад на ХХ съезде партии.
- Киров и Орджоникидзе (упоминаются в докладе)
- Буйный темперамент Н.С. (несколько снимков)
- Обложка книги А.И. Солженицина «Один день из жизни Ивана
. Денисовича».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"
Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"...
конспект уроки по истории 9 класс на тему: "Версальско-Вашингтонская система"
Урок истории в 9 классе на тему: "Версальско-Вашингтонская система". Присутствуют приложения с таблицей, раздаточным материалом, тестами....
План урока по истории (10 класс) по теме: Иван III.
Урок дает возможность понять как происходило образование единого государства, как рождалось русское самодержавие....
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...