Повторно-обобщающий урок "Древний Египет"
методическая разработка по истории (5 класс)
Повторительный урок содержит методические рекомендации для учителя, дополнительные задания для учащихся в работе по группам, иллюстрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_drevniy_egipet_5_klass.docx | 985.34 КБ |
pop_drevniy_egipet_shevchenko_e.a.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Калининская МБОУ СОШ №2
Шевченко Елена Александровна
Урок истории в 5 классе
Повторительный урок «Древний Египет»
Группы на партах цветные листы
Дети берут зеленые листики подписывают фамилию (2 человека к доске)
Учитель говорит утверждения, если вы согласны ставите + если нет то – ТВ столбик напишите 1-5
1. разминка утверждения
1. Царь Египта это фараон +
2. В Египте нет рек, только пустыня -
3. Тутмос III совершил множество военных походов +
4. В Египте существовали школы +
5. Бастет – это богиня кошка в Египте +
(листочки меняют с соседями) проверка отметки на листочках и положить в центр стола
2. Знаете ли вы как выглядели египетские воины?
Выбирают воинов и оружие по очереди несколько учеников (лук и стрелы, колесница, воины,
3. Письмо от профессора Преображенского.
«Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Иван Иванович Преображенский. Я археолог-египтолог. Недавно ко мне в руки попались листы чудом сохранившегося древнего египетского папируса, в котором зашифровано имя египетского фараона, построившего храм в городе Луксоре. Открытие этого имени великое достижение для науки. Но самому мне некогда заниматься разгадкой древних загадок. Прошу вас о помощи. Высылаю экспресс-почтой копии древних папирусов. И прошу узнать имя великого фараона. Имейте в виду, что загадки надо разгадывать последовательно, чтобы собрать все буква имени фараона. Удачи вам. Жду от вас ответа».
Учитель: хотите узнать имя? У нас целых 5 пакетов. Мы разобьемся на 5 групп. А чтобы узнать кто в какой группе будет работать давайте отгадаем загадки.
1 Где есть реки, но нет воды, есть города, но нет зданий и есть леса, но нет деревьев?
(карта)
2 В долинах Нила вырос он,
И солнцем и водой взращен.
Его с трудом в Египте рубят,
Кладут затем все вместе в ряд.
И получался замечательный расклад.
Что это? Поспеши назвать.
(Папирус.)
3 Что за ясное светило?
В лодке золотом горя
На Востоке появилось
И зажглась заря.
Лодка по небу проходит.
Египтяне глаз не сводят.
Рады Богу своему.
О, хвала! Хвала ему!
(Бог Солнца - Ра)
4 Не один год, не один раб
Ее строили за просто так
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить
И музейным экспонатом
Человечеству служить.
(пирамида)
5 Я знак, я буква, слово, слог
Для многих знания исток
Меня могли нарисовать
И на папирусе писать.
Я - составная алфавита.
Где гласных нет,
А древнее мое письмо забыто
(иероглиф)
1. поднимите руки те у кого в ответе получилась карта вы группа экспертов №1
2. у кого в ответе получился папирус вы группа экспертов №2
3. в ответе бог вы группа экспертов №3
4. пирамида вы группа экспертов №4
5. иероглиф вы группа экспертов №5
Задания для групп в файлах отгадать буквы имени фрарона две последние уже отгадали ЕП они крепяться к доске
1 группа
Задание1 . Найти на карте столицу единого Египта и вы узнаете вторую букву имени фараона. (Мемфис)
Задание 2. Найдите на карте первый порог Нила, здесь расположен маленький город на туже букву, что и имя фараона. (Асуан)
2 группа
Задание 1. Какой бог избражен на картинке и вы узнаете в его имени четвертую букву имени фараона. (богиня Нут)
Задание 2. Прочитайте описание бога. Как его звали. Вторая буква имени бога, третья буква в имени фараона(СЕТ)
«В древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, он изображается, как правило, с головой осла. С длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка)».
3 группа
Задание 1 Вставьте пропущенное имя фараона.
«____________ вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, они были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах. Сто тысяч людей выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы. Десять лет продолжалось строительство и подземных покоев на холме, где стояла пирамида. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20лет.» (ХЕОПС)
4 группа
Задание 1. Решить древнеегипетскую загадку. Получившееся число это порядковый номер нужной нам дуквы в русском алфавите.
У жены фараона – две служанки. У каждой служанки живет по две кошки. Каждая кошка съела по две мышки. А каждая мышка съела по два колоска. Сколько колосков съели мышки?(16)
5 группа
Задание 1. Какая наука возникла в Египте, зашифрованная в рисунке? Нам нужна третья буква в названии этой науки.
Итак у нас получилось имя фараона АМЕНХОТЕП
Разминка. Мы сегодня занимались наукой. Первая группа с картой, какие науки работают с картой?
Вторая с текстом , на каких предметах работаете с текстом
Третья с рисунками…
Какая наука помогала египтянам строить пирамиды.
Решали задачи. А где работаем еще с задачами а в истории
Пятая группа работала с астрономией….
Откройте тетради.
Записать число. Какой год. Игра «Ассоциации» например, папирус, разлив, пороги (Нил) 2 человека у доски
1. Гробница, фараон, каменные блоки, фараон, чудо света (ПИРАМИДА)
2. Растение, Нил, бумага (ПАПИРУС)
3. Пленный, работа, неволя (РАБ)
4. Земледелец, платеж, писец, часть урожая (НАЛОГ)
Проверка …
Рефлексия
Берем чистые листики зеленой бумаги квадратики. Пишем телеграмму другу. Сказать. Что вы узнали на уроке.
Сегодня я узнал (а)……..
Поменяйтесь с соседом и проверьте что узнал сосед и вы совпадает или нет.
Возьмите телеграмму перевернуть обратной стороной и я читаю вам утверждение, а вы ставите + или –
1. Мне было интересно сегодня
2. Сегодня мне былоочень легко
3. А мне сегодня понравилось
4. Я люблю разгадывать загадки
5. Я-молодец
Сложите листы на середину столов. Я их соберу у вас. Посмотрите на слайд что там написано «Сказка про обреченного царевича» это Д/З придумать продолжение сказки
«Сказка об обреченном царевиче»
Жил некогда в Египте царь, и не было у него сыновей. Царь был очень опечален этим и постоянно молился богам, чтобы они подарили ему наследника. И вот однажды боги предсказали царю, что у него родится сын.
Прошло некоторое время, и сбылась воля богов — у жены царя родился мальчик.
Пришли во дворец семь богинь судьбы — Семь Хатхор — посмотрели на младенца и сказали:
— Он погибнет от крокодила, или от змеи, или от собаки.
Услышали это слуги, бывшие у колыбели ребенка, побежали они к царю и рассказали ему о предсказании богов.
Опечалился царь. Задумчиво смотрел он в окно вдаль — туда, где за рекой, в городе мертвецов, как неприступные скалы, высились пирамиды. Много столетий назад были они построены, и казалось, время и рок не властны над ними. И захотел фараон избежать предсказаний богинь судьбы. Он приказал построить на высокой горе в пустынном месте большой каменный дворец, богато обставил красивыми вещами из своего дворца, наполнил слугами и поселил в нем своего маленького сына. Дворец был окружен высокой стеной, и никогда не должен был выходить царевич из своего дома, верные слуги охраняли его жизнь.
Прошло много времени, мальчик рос в заточении. Он превратился в сильного и красивого юношу. Ни разу за все время не довелось ему выйти за ограду. Сколько не упрашивал он стражников открыть ворота, те оставались глухи к его просьбам.
Но вот однажды он поднялся на плоскую крышу своего дворца и увидел, что по дороге идет человек, а за ним бежит собака.
— Что это? Кто бежит за человеком, который идет по дороге? — спросил юноша у слуги, который стоял рядом с ним.
— Это собака, — ответил слуга.
— Она мне очень нравится. Принеси мне такую же собаку! — попросил юноша.
Что было делать? Пошел слуга во дворец к царю и рассказал ему обо всем.
Сильно огорчился царь и произнес:
— Что ж, от судьбы не уйти. Дайте ему маленького щенка, пусть не огорчается царевич!
И принесли юноше щенка.
Прошло еще немного времени. Щенок превратился во взрослого пса. Это был верный, преданный пес, самый надежный друг юного царевича. Послал царевич своего слугу к отцу и повелел передать ему такие слова:
— Зачем мне сидеть у себя во дворце? Мне предсказаны три судьбы. И что бы я ни делал по своему желанию, боги все равно сделают со мной то, что задумали! Так если мне суждено, лучше я умру на воле! Пусть мне будет дозволено остаток дней провести так, как я хочу. А я хочу отправиться в путешествие.
Сердце царя разрывалось от горя, но противиться воле сына он не стал. Он согласился с ним и разрешил ему путешествовать.
Юношу снарядили в путешествие. И дали юноше колесницу, запряженную лучшими лошадьми, боевое оружие и послали с ним верного слугу.
Переправили царевича на восточный берег Нила и сказали ему:
— Иди куда хочешь!
И захотелось царевичу отправиться на север, через пустыню, и собака его бежала за ним. Так шли они много дней и питались дичью, которую ловили в пустыне.
И добрался, наконец, царевич до царства Нахарины (в северной Сирии).
У царя Нахарина была единственная дочь. Он построил для нее дом и повелел сделать в нем окна на высоте семидесяти локтей от земли. И созвал царь сыновей всех правителей страны Хуру (в северной Сирии) и сказал им:
— Кто взберется в окно к моей дочери, тот станет ее мужем!
Прошло некоторое время. Ежедневно пробовали созванные юноши прыгнуть в окно, но никто не смог достигнуть царевны.
И вот пришел египетский царевич в этот город. Увидели его юноши и позвали его к себе, дали ему искупаться, накормили лошадей, дали хлеб его слуге. Они натерли тело царевича душистым маслом, перевязали раны на его ногах и наконец спросили его:
— Откуда ты, прекрасный юноша?
Царевич не захотел рассказывать им о своей судьбе и потому решил скрыть от них, кто он такой:
— Я сын военачальника из Египта, — сказал он. — Мать моя умерла, отец мой женился на другой женщине. Мачеха возненавидела меня, и я убежал от нее.
Тогда юноши обняли царевича и расцеловали его.
Когда прошло несколько дней, он спросил у юношей:
— Что делаете вы здесь в этом городе?
Они ответили ему:
— Мы пытаемся влезть в окно к царской дочери. Кто это сделает, тот станет ее мужем.
— И я хотел бы попробовать, — сказал царевич. — Когда отдохнут мои ноги, я попытаюсь это сделать.
Пошли юноши, как обычно, к дому царевны, и царевич отправился с ними и стоял в стороне, и смотрел, как они прыгают в окно. Вдруг царевна повернула голову и увидела египетского царевича. И был царевич так прекрасен собой, что царевна сразу полюбила его.
Через несколько дней пошел царевич с юношами, подошел к дому царевны, прыгнул высоко и вскочил через окно в комнату, где сидела дочь нахаринского царя. Она поцеловала и обняла царевича.
Побежал слуга к царю, чтобы обрадовать его этим известием:
— Один человек достиг окна твоей дочери!
Спросил царь:
— Чей он сын? Какой правитель его отец?
— Он сын египетского военачальника, он убежал из Египта от злой мачехи.
— Разве я отдам свою дочь замуж за беглеца из Египта? Пусть он возвращается обратно, пока я не приказал его обезглавить!
Пришли слуги к царевичу и передали ему повеление царя:
— Уходи туда, откуда ты пришел!
Но царевна воскликнула:
— Если его отнимут у меня, то, клянусь богом Ра, я перестану пить, есть и сразу умру!
Доложили об этом царю, и он приказал к вечеру убить юношу. Но царевна узнала об этом и сказала слугам:
— Клянусь богом Ра, как только солнце зайдет, я умру. Я не проживу ни часу дольше, чем юноша!
Опять передали царю ее слова, и приказал царь привести к нему юношу и свою дочь.
Испугался царевич и задрожал всем телом, когда увидел царя. Но царь, увидев, как он прекрасен, обнял его, расцеловал и сказал:
— Расскажи мне все о себе, юноша, ведь ты теперь для меня сделался родным сыном.
Ответил юноша царю:
— Я сын египетского военачальника. Моя мать умерла, а мой отец женился на другой женщине; она возненавидела меня, и я от нее убежал.
Тогда царь отдал ему в жены свою дочь и подарил им дом, и слуг, и поле, и скот, и много всякого добра. Юноша и его молодая жена поселились там и жили беззаботно.
И вот однажды, когда прошло уже много дней после того, как они поженились, рассказал царевич жене о своей судьбе, на которую он обречен:
— Мне предсказаны три судьбы: я погибну от крокодила, от змеи или от собаки!
— Так прикажи убить твою собаку, которая бегает за тобой! воскликнула молодая женщина.
— Я не могу поступить так, — ответил царевич. — Я взял ее маленьким щенком и сам вырастил ее! Этот пес — самое преданное мне существо. Если я его теперь убью, я стану предателем.
Царевна очень боялась за жизнь своего мужа, она оберегала его и никогда не позволяла ему выходить одному.
Захотелось однажды царевичу посетить Египет, и он отправился в дорогу вместе со своей женой.
Оба они не знали, что уже в тот день, когда они покинули Нахарину, крокодил, предназначенный судьбой царевичу, вылез из реки и последовал за ними. Остановился царевич со своей женой в одном городе, чтобы отдохнуть от путешествия. И крокодил остался неподалеку в водоеме.
В том водоеме обитал водяной дух. Этот дух решил спасти сына царя и не давал крокодилу выходить на сушу.
Запер он крокодила в особое помещение и приставил к нему слугу-великана, который не давал крокодилу выходить оттуда. Только ночью, когда крокодил засыпал, шел великан на улицу, чтобы подышать воздухом, но как только всходило солнце, великан снова был на своем месте и сторожил отвратительное чудовище. И так продолжалось ежедневно в течение двух месяцев.
И вот однажды царевич весь день сидел дома. Когда наступила ночь, он лег на свою кровать и крепко уснул. Жена его наполнила чашу пивом и поставила ее на пол, а сама села около мужа и охраняла его сон. Вдруг из норы в полу вылезла огромная змея, чтобы укусить спящего юношу. Но царевна поставила перед змеей чашу с пивом. Змея напилась пивом, опьянела и заснула тут же на полу. Тогда царевна взяла топор, разрубила змею на части и после этого разбудила мужа.
— Смотри, бог отдал тебе в руки одну из твоих трех судеб! Он отдаст тебе и другие!
Царевич принес благодарность богу Ра и каждый день славил его в своих молитвах.
Через несколько дней пошел царевич погулять недалеко от дома, и, так как он никогда не выходил один, собака бежала за ним.
— Мой самый верный друг! Разве можешь ты меня убить? Нет. Судьба пошлет мне на погибель другую собаку.
— Нет! Я — твоя судьба! — вдруг прорычал пес человеческим голосом.
Пес оскалил зубы и прыгнул, норовя вцепиться в горло. Юноша едва увернулся от клыков и в ужасе бросился бежать, призывая на помощь.
Но пес бежал быстрей. Он уже готов был схватить юношу. Сын царя в страхе прыгнул в пруд.
И вдруг вылез крокодил, схватил царевича и потащил его. Крокодил утащил юношу на дно и принес в пещеру, где обитал водяной дух. Здесь он разжал челюсти и выпустил свою жертву.
— Я — твоя судьба! — проговорило водное чудовище. — Знай: я бы давно тебя убил, если бы не водяной дух. Я пощажу тебя, если ты мне поможешь убить водяного духа. Поблагодари его за то, что он оберегал твою жизнь, а сам исподтишка ударь его ножом.
— Нет! — гордо ответил сын фараона. — Пусть лучше я погибну, чем предам того, кто меня бескорыстно защищал.
— Тогда я убью тебя! Пусть свершится твоя судьба! Я убью и съем тебя завтра, — сказал крокодил и запер юношу в пещере.
И вот, когда наступил следующий день и лучи солнца озарили землю…
На этом месте оборван папирус, и мы не знаем конца сказки. Но его легко угадать. В таких сказках предсказание судьбы всегда исполняется. Царевич избежал смерти от змеи, собаки и, видимо, избежит ее от крокодила. Но скорей всего, царевич обязательно погибнет по другой причине, с которой собака, змея и крокодил связаны каким-нибудь неожиданным образом.
Возможно, мы так никогда и не узнаем, что же произошло с царевичем, если не найдут папирус, где будет окончание этой сказки.
1 группа
Задание 1. Найти на карте столицу древнего Египта
Задание 2. Найдите на карте первый порог Нила, здесь расположен маленький город на туже букву, что и имя фараона
2 группа
Задание 1. Какой бог изображен на картинке, и вы узнаете в его имени четвертую букву имени фараона.
Задание 2. Прочитайте описание бога. Как его звали. Вторая буква имени бога, третья буква в имени фараона.
«В древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, он изображается, как правило, с головой осла. С длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка)».
3 группа
Задание 1. Вставьте пропущенное в тексте имя фараона.
«____________ вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, они были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах. Сто тысяч людей выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы. Десять лет продолжалось строительство и подземных покоев на холме, где стояла пирамида. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20лет.»
4 группа
Задание 1. Решить древнеегипетскую загадку. Получившееся число это порядковый номер нужной нам буквы в русском алфавите.
У жены фараона – две служанки. У каждой служанки живет по две кошки. Каждая кошка съела по две мышки. А каждая мышка съела по два колоска. Сколько колосков съели мышки?
5 группа
Задание 1. Какая наука возникла в Египте, зашифрованная в рисунке? Нам нужна третья буква в названии этой науки.
Письмо пятиклассникам!
«Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Иван Иванович Преображенский. Я археолог-египтолог.
Недавно ко мне в руки попались листы чудом сохранившегося древнего египетского папируса, в котором зашифровано имя египетского фараона, построившего храм в городе Луксоре.
Открытие этого имени великое достижение для науки. Но самому мне некогда заниматься разгадкой древних загадок. Прошу вас о помощи.
Высылаю экспресс-почтой копии древних папирусов. И прошу узнать имя великого фараона. Имейте в виду, что загадки надо разгадывать последовательно, чтобы собрать все буква имени фараона.
Удачи вам. Жду от вас ответа».
Профессор И.И. Преображенский
1 Где есть реки, но нет воды, есть города, но нет зданий и есть леса, но нет деревьев? | 1 Где есть реки, но нет воды, есть города, но нет зданий и есть леса, но нет деревьев? | 1 Где есть реки, но нет воды, есть города, но нет зданий и есть леса, но нет деревьев? |
2 В долинах Нила вырос он, | 2 В долинах Нила вырос он, | 2 В долинах Нила вырос он, |
3 Что за ясное светило? В лодке золотом горя На Востоке появилось И зажглась заря. Лодка по небу проходит. Египтяне глаз не сводят. Рады Богу своему. О, хвала! Хвала ему! | 3 Что за ясное светило? В лодке золотом горя На Востоке появилось И зажглась заря. Лодка по небу проходит. Египтяне глаз не сводят. Рады Богу своему. О, хвала! Хвала ему! | 3 Что за ясное светило? В лодке золотом горя На Востоке появилось И зажглась заря. Лодка по небу проходит. Египтяне глаз не сводят. Рады Богу своему. О, хвала! Хвала ему! |
4 Не один год, не один раб Ее строили за просто так Чтобы фараон спокойно Мог в загробном мире жить И музейным экспонатом | 4 Не один год, не один раб Ее строили за просто так Чтобы фараон спокойно Мог в загробном мире жить И музейным экспонатом | 4 Не один год, не один раб Ее строили за просто так Чтобы фараон спокойно Мог в загробном мире жить И музейным экспонатом |
5 Я знак, я буква, слово, слог Для многих знания исток Меня могли нарисовать И на папирусе писать. Я - составная алфавита. Где гласных нет, А древнее мое письмо забыто. | 5 Я знак, я буква, слово, слог Для многих знания исток Меня могли нарисовать И на папирусе писать. Я - составная алфавита. Где гласных нет, А древнее мое письмо забыто. | 5 Я знак, я буква, слово, слог Для многих знания исток Меня могли нарисовать И на папирусе писать. Я - составная алфавита. Где гласных нет, А древнее мое письмо забыто. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Египетские воины
Египетские воины
Письмо пятиклассникам
1 группа 1 группа Задание 1 . Найти на карте столицу древнего Египта Задание 2. Найдите на карте первый порог Нила, здесь расположен маленький город на туже букву, что и имя фараона
2 группа Задание 1 . Какой бог изображен на картинке, и вы узнаете в его имени четвертую букву имени фараона. Задание 2. Прочитайте описание бога. Как его звали. Вторая буква имени бога, третья буква в имени фараона.
3 группа Задание 1. Вставьте пропущенное в тексте имя фараона.
4 группа Задание 1. Решить древнеегипетскую загадку. Получившееся число это порядковый номер нужной нам буквы в русском алфавите. У жены фараона – две служанки. У каждой служанки живет по две кошки. Каждая кошка съела по две мышки. А каждая мышка съела по два колоска. Сколько колосков съели мышки?
5 группа Задание 1. Какая наука возникла в Египте, зашифрованная в рисунке? Нам нужна третья буква в названии этой науки.
Храм в Луксоре АМЕНХОТЕП
Телеграмма другу Сегодня я узнал (а)……..
Домашнее задание «Сказка про обреченного царевича»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторно-обобщающий урок "Русь в 12-15 веках"
Повторно-обобщающий урок "Русь 12-15". На уроке отрабатывается умение учеников работать с источниками и повторяются основные события периода....
Повторный обобщающий урок по теме "Преступления против личности"
Тесты, задачи...
Повторно обобщающий урок « Античный период истории Кубани».
Цель: обобщить все знания полученные на уроках кубановедения по истории в античный период её развития...
Повторно-обобщающий урок по обществознанию в 9 классе на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Учащиеся получают представление о нормах российских законов через рассмотрение правовых ситуаций. Углубляют свои представления о юридической ответственности за совершение правонарушен...
Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе «Гражданская война в России (1918 – 1920)»
Целью даннного урока является расширение знания о самой трагической странице в истории нашего народа и закрепление заний, полученных на уроках истории по теме "Гражданская война"....
Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе на тему: « Никита Сергеевич Хрущёв: взлёт и падение»
Целью урока является показать сложность неординарной личности Н.С. Хрущева и его времени, а так же помочь учащимся разобраться в причинах противоресчивости взглядов и действий Н.С. Хрущева....
Повторно - обобщающий урок "Сложение и вычитание без перехода через разряд чисел второго десятка (все случаи). Решение примеров и задач.
Целью урока является повторить приемы сложения и вычитания чисел второго десятка....