Методическая разработка урока "Многообразие путей познания мира"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 63
с углублённым изучением отдельных предметов
имени Мельникова Н.И. городского округа Самара
(МБОУ СОШ № 63 г. о. Самара)
Методическая разработка к уроку обществознания
«Многообразие путей познания мира»
10 класс
Учитель истории и обществознания: Мишина О.В.
Самара 2012
Раздел I «Человек и общество»
Урок №11. Тема: «Многообразие путей познания мира».
Цель урока: раскрыть особенности различных форм ненаучного познания мира и, проиллюстрировав их конкретными примерами, показать их значимость для человека.
Задачи:
Образовательные: объяснить понятия и термины: «мифологическое знание», «жизненный опыт», «эсхатология», «паранаука», «художественное познание», выявить их отличительные черты.
Развивающие:
- содействовать развитию умения читать и интерпретировать различные тексты;
- способствовать формированию навыков критичности восприятия информации и различных источников;
- формировать умения применять знания, полученные при изучении различных источников в контексте задания;
- совершенствовать умения применять обществоведческие термины в контексте ответа;
- решать познавательные и проблемные задачи.
Воспитательные:
- способствовать созданию условий для развития коммуникативных навыков при работе в группе;
- помочь учащимся в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем ее многообразии и противоречии;
- способствовать формированию адекватной самооценки учащихся.
Планируемые результаты
Метапредметные: совершенствование умения публичного выступления, извлечение необходимой информации из различных источников; оценивание своих учебных достижений, формулирование своей точки зрения.
Предметные: уметь характеризовать основные формы ненаучного познания мира, знать их особенности, знать обществоведческие термины в контексте темы, решать проблемные задачи, активно взаимодействовать в группе, участвовать в дискуссии, агрументировать свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал.
Межпредметные связи: обществознание - литература, обществознание – искусство; обществознание – физика, обществознание – история.
Опережающее задание: все учащиеся разбиваются по группам, готовят сообщения о ненаучных способах познания мира.
Методы: словесный (беседа, фронтальный опрос), проблемный (проблемные задачи), групповая работа.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Контроль времени |
1.Орг. момент | Приветствие, подготовка аудитории к работе; | Слушают учителя | 1 минута |
2. Актуализация знаний учащихся, формулирование темы урока. | Фронтальный опрос, беседа с учащимися | Отвечают на вопросы. | 1 минута |
3. Постановка цели и проблемы урока. | Озвучивает цель урока, ставит проблему урока. | Слушают учителя. Получают задания по группам. | 1 минута |
4. Работа в группах. | Корректирует и координирует деятельность учащихся | Анализируют полученный материал, готовят выступления, составляют синквейн. | 5 минут. |
5.Выступления представителей от групп. | Корректирует и координирует деятельность учащихся | Одни учащиеся выступают перед классом, другие слушают и задают вопросы, третьи представляют синквейн. | 20 минут |
6. Проверка усвоения изученного материала | Организует контроль усвоения материала через проблемные задания. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, разрешают проблему урока. | 10 минут. |
7.Подведение итогов. Самооценка. | Заключительное слово (подведение итогов, домашнее задание). | Делают выводы, заполняют лист самооценки. | 2 минуты. |
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие, подготовка аудитории к работе, отметка отсутствующих.
- Актуализация знаний учащихся, формулирование темы урока.
На предыдущих уроках мы говорили о познавательной деятельности. Человек занимается познанием, чтобы достичь истину. Процесс познания многогранен, вы согласитесь со мной.
Фронтальный опрос:
- Напомните, что такое истина? (Истина - это достоверное правильное знание, соответствие мысли познающему объекту).
- Какие аспекты истины вы знаете? (ответы: истина конкретна и объективна).
- Какие способы познания истины вы можете назвать? (научное)
- Охарактеризуйте научное познание и приведите соответствующие примеры.
(Научное познание обладает такими характеристиками, как рационалистическая обоснованность, объективность, особые методы познания; примерами может служить любой физический закон»).
- Всегда ли наука отвечает на наши вопросы, все ли она может объяснить?
- Мы черпаем истину только из науки? (Нет, наука не является единственным источником знаний об окружающей действительности).
- Постановка цели и проблемы урока.
Несмотря на высокий уровень развития науки, большинство людей черпают свои знания отнюдь не из научных трактатов. Таким образом, сегодня на уроке мы поговорим о ненаучных способах познания мира или о многообразии путей познания мира [слайд №2].
Цель урока: раскрыть особенности различных форм ненаучного познания мира и проиллюстрировав их конкретными примерами показать их значимость для человека
Проблема урока: Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? [слайд №2].
- Работа в группах.
Чтобы ответить на поставленный вопрос надо выяснить, в чем особенность ненаучных форм познания мира, чтобы понять, как они помогают человеку постигать истину. Вы получили опережающее задание найти информацию о мифологии, жизненном опыте, народной мудрости, художественном познании и паранауке. Вы заранее распределились по группам. Используя параграф 23, дополнительный материал проанализируйте его и подготовьте выступление, найдите свое решение поставленной проблемы. Каждая группа придумает свой синквейн на тему выступления
1группа «Возможно ли с помощью мифологии постичь истину?»
2 группа «Возможно ли с помощью жизненного опыта постичь истину?»
3 группа «Является ли народная мудрость способом познания истины?»
4 группа «Как художественное познание помогает постигать объективную реальность?»
5 группа «Можно ли паранауку отнести к способам познания истины?» [слайд №3].
- Выступление представителей от групп.
Два представителя от каждой группы рассказывают о формах ненаучного познания мира, формулируют свое мнение относительно поставленной проблемы, учитель дополняет и корректирует их ответ в случаи необходимости, отвечают на вопросы. Выступление резюмируется в форме синквейна. [слайд №3].
- Проверка усвоения изученного материала.
- Проанализируйте стихотворение. [слайд №4].
После посещение парижского кладбища Сен-Женевьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, Роберт Рождественский написал такие стихи:
Я прикасаюсь ладонью к истории. Я прохожу по гражданской войне… Как бы хотелось им в Первопрестольную Въехать однажды на белом коне! …Как они после забытые, бывшие – Все проклиная и нынче и впредь, Рвались взглянуть на нее, Победившую, Пусть непонятную, Пусть непростившую Землю родимую И - умереть! Полдень; Березовый отсвет покоя. В небе – российские купола, И облака, будто белые кони, Мчатся над сенью Сен-Женевьев де Буа. |
Какую проблему поднимает автор? О чем мы можем узнать, прочитав это стихотворение?
б) Перед вами картина С.В. Иванова «В приказе московских времен» [слайд №5].
Какие выводы о состоянии политической системы XVII в вы можете сделать, рассмотрев ее?
в) Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? [слайд №5].
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.
Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.
Покупатель дома нахваливает, а купец – в лавке.
г) Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой? [слайд №6].
Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.
Иному горе- ученье, иному – мученье.
В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
д) В американском городе Сент-Луис штата Миссури есть музей шарлатанства.
Здесь представлены всевозможные бутылочки с "чудодейственными микстурами" практически против всех болезней.
Среди экспонатов выделяется "спектрометр",излечивающий якобы все недуги,от диабета до рака, достаточно лишь включить стоваттную лампочку и установить светофильтр с определенным цветом для каждой болезни.
Имеется среди экспонатов и музыкальный прибор;его электрод вибрирует в такт ритма и методично касается больного места. Все экспонаты выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки. Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса? [слайд №8].
- Подведение итогов. Самооценка.
Закончилось обсуждение нашей проблемы. Подведем итоги.
- С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?
- Какой их них вам показался более убедительным?
- Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.
Заполните лист самоанализа, оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе [Приложение 1].
Если вы набрали:
10-13 баллов – отметка «3»
14-18 баллов – отметка «4»
19-20 баллов – отметка «5»
Домашнее задание: прочитать п. 23, ответить на вопросы в конце параграфа, провести анализ источника на странице 246-247.
Приложение 1
Оценочный лист
Урок- Многообразие путей познания мира.
Дата –
Класс – 10
Мифология
№№ | ФИО | Вид деятельности | Итоговая оценка (МАХ 20 б.) | оценка | |||
Индивид. выступление | Участие в обсуждении проблемных заданий | Групповая работа | Дополнения к основным ответам | ||||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. |
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.
В каждом столбике проставьте то количество баллов, которое вы заработали.
Правила написания синквейна:
1.Тема синквейна.
2. Два слова (прилагательные или причастия)
3. Три глагола или деепричастия.
4. Фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету.
5.Одно слово, выражающее чувство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обществознания по теме «Многообразие путей познания мира»
Урок с использованием ТРКМ...
Урок "Многообразие путей познания мира"
Урок-конспект, рассписанными УУД...
урок в 10 классе «Многообразие путей познания мира».
Тема урока: «Многообразие путей познания мира».1. Цели урока:§ Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;§ Продолжить развивать у уча...
Презентация к уроку "Многообразие путей познания мира"
Презентация поможет наглядно представить материал....
Учебно-методическая разработка образовательной области "Познание" по ознакомлению с окружающим миром на тему "Время года весна".
Методическая разработка состоит из состоит из конспекта НОД ознакомление с окружающим миром на тему «Время года весна», презентации, физкультминуток, индивидуальных карт-заданий. Данное методическое п...
Методическая разработка образовательной области "Познание", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Время года зима".
Разработка состоит из 3 конспектов - НОД по теме «Время года зима» (лепка, рисование, ознакомление с окружающим миром), 2-х презентаций, физкультминуток. Данное методическое пособие можно использоват...
Разработка урока по обществознанию "Многообразие путей познания мира"
конспект урока по обществознанию...