Разработка урока по обществознанию "Многообразие путей познания мира"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
конспект урока по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu.docx | 17.5 КБ |
razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
_______«Овгортская школа-интернат среднего общего образования»_______
План-конспект открытого урока по обществознанию в 10-м классе (профильный уровень)
Тема: Многообразие путей познания мира
Цели и задачи:
- объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний»,
«мифическое знание», «рационально-логическое знание»,
«жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
- ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний, развивать у
учащихся умения осуществлять комплексный поиск,
систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-деловая игра.
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя: В истории рассматривались различные виды
знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и
ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др.
И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными
столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к
академическим знаниям.
Всякая молитва, говорил И.С.Тургенев, сводиться к одному: «Господи,
сделай так, чтобы дважды два не было четыре».
- Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?
- Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?
- Помогает ли искусство лучше понять мир?
Поразмышляем над этими вопросами.
Тема урока: «Многообразие путей познания мира».2
- Какие вопросы нам предстоит рассмотреть на уроке?
Учащиеся называют пути познания мира и следующие вопросы:
1. Мифологическое познание мира.
2. «И опыт, сын ошибок трудных…»
3. Познание средствами искусства.
4. Там, где кончается наука.
II. Проверка знаний учащихся (мотивационный момент).
Даже сейчас, в XXI веке, большинство людей черпают сведения о мире
отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические
прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы т от
«знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые
оздоровительные сеансы по телевизору. Следовательно, наряду с наукой
существует множество путей познания. Об этом пойдет речь на уроке,
который я предлагаю провести в виде ролевой игры.
Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет
представлять определенную роль убежденных сторонников своих,
ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы
должны быть убедительны во время представления своего способа
представления.
Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний.
Группа II готовит выступление в защиту обыденных знаний, народной
мудрости и здравого смысла.
Группа III готовит выступление в защиту художественно-образных
знаний.
Группа IV готовит выступление в защиту паранаучных знаний.
Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании
«круглого стола», опираясь на §23 и дополнительные материалы.
Отвечают учащиеся I группы - «Миф – первая фаза познания и
объяснения общества».3
Основные тематические циклы мифов:
- космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной;
- антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и
человеческого общества;
- мифы о культурных героях – мифы о происхождении тех или иных
культурных благ;
- эсхатологические мифы – мифы о «конце света», о конце времени;
- биографические мифы – рождение, посвящение в полновозрастный
статус, брак, смерть мифологических героев.
Роль и значение мифов:
- черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и
ценностей;
- создаем картину целостной жизни народа;
- мифы сохраняют жизненный опыт народов;
- постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с продовым
опытом коллектива, сообщества людей;
- обеспечивает преемственность культурного опыта;
- передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им
следовать последующим поколениям.
Учащиеся II группы используют описание историка С.М.Соловьева о
строительстве Успенского собора Московского Кремля. Учащиеся
рассказывают о том, какие практические знания появились у русского народа
в ходе сооружения собора.
Другой пример, учащиеся читают эпизод из рассказа Н.С.Лескова
«Левша», где царь в мелескоп рассматривает работу – подковы на ногах
механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и отвечают на
вопрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной
задачей: подковать блоху.4
- Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили
следующие пословицы и поговорки:
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь;
Домашняя копейка лучше заезжего рубля.
Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.
Ученики делают выводы:
- опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;
- способ формирования практического знания – трудовая деятельность;
- практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и
обходятся без него;
Практическому знания свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»;
- приобретаются не только практические знания, но и оценки, норму
поведения.
Учитель задает вопросы:
- Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц?
Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой:
Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.
Иному горе – ученье, иному – мученье.
Не испортив дела, мастером не станешь.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
Примеры народной мудрости:
-афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить»;
- поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;
- суждения: «Куй железо, пока горячо».
Отличительная черта народной мудрости свод рецептов поведения для
разных случаев жизни.5
Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на
окружающую действительность и самих себя под воздействием
повседневного опыта.
Ученики III группы рассказывают о картине М.И.Хмелько
«Переяславская рада 1654 год» и проанализировали стихотворение
Р.Рождественского после посещения мим парижского кладбища Сен-Женьев
де Буа, где похоронены многие участники белого движения.
Особенность этой формы познания – художественное обобщение, образ.
Ученики IV группы приводят примеры информации (паранаучной). Там
а, где кончается наука. Характерные черты паранауки - туманность и
загадочность сведений, которыми они оперируют.
Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не
может ответить на все вопросы.
Отличительные черты паранауки:
- паранаука отличается претензией на универсальность;
- завышенные претензии на внимание к себе;
- нередко нетерпимость к традиционной науке.
Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует
выдвижению новых научных проблем.
III. Итог урока.
Учитель: вот и закончилась наша деловая игра, и давайте подведем ее
итоги.
– С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?
– Какой из них показался вам самым убедительным?
Что объединяет все эти направления?
– Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине?
Ответ аргументируйте.
Домашнее задание: выучить §23, выполните задания.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
_______«Овгортская школа-интернат среднего общего образования»_______
План-конспект открытого урока по обществознанию в 10-м классе (профильный уровень)
Тема: Многообразие путей познания мира
Цели и задачи:
- объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний»,
«мифическое знание», «рационально-логическое знание»,
«жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
- ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний, развивать у
учащихся умения осуществлять комплексный поиск,
систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-деловая игра.
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя: В истории рассматривались различные виды
знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и
ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др.
И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными
столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к
академическим знаниям.
Всякая молитва, говорил И.С.Тургенев, сводиться к одному: «Господи,
сделай так, чтобы дважды два не было четыре».
- Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?
- Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?
- Помогает ли искусство лучше понять мир?
Поразмышляем над этими вопросами.
Тема урока: «Многообразие путей познания мира».2
- Какие вопросы нам предстоит рассмотреть на уроке?
Учащиеся называют пути познания мира и следующие вопросы:
1. Мифологическое познание мира.
2. «И опыт, сын ошибок трудных…»
3. Познание средствами искусства.
4. Там, где кончается наука.
II. Проверка знаний учащихся (мотивационный момент).
Даже сейчас, в XXI веке, большинство людей черпают сведения о мире
отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические
прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы т от
«знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые
оздоровительные сеансы по телевизору. Следовательно, наряду с наукой
существует множество путей познания. Об этом пойдет речь на уроке,
который я предлагаю провести в виде ролевой игры.
Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет
представлять определенную роль убежденных сторонников своих,
ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы
должны быть убедительны во время представления своего способа
представления.
Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний.
Группа II готовит выступление в защиту обыденных знаний, народной
мудрости и здравого смысла.
Группа III готовит выступление в защиту художественно-образных
знаний.
Группа IV готовит выступление в защиту паранаучных знаний.
Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании
«круглого стола», опираясь на §23 и дополнительные материалы.
Отвечают учащиеся I группы - «Миф – первая фаза познания и
объяснения общества».3
Основные тематические циклы мифов:
- космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной;
- антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и
человеческого общества;
- мифы о культурных героях – мифы о происхождении тех или иных
культурных благ;
- эсхатологические мифы – мифы о «конце света», о конце времени;
- биографические мифы – рождение, посвящение в полновозрастный
статус, брак, смерть мифологических героев.
Роль и значение мифов:
- черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и
ценностей;
- создаем картину целостной жизни народа;
- мифы сохраняют жизненный опыт народов;
- постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с продовым
опытом коллектива, сообщества людей;
- обеспечивает преемственность культурного опыта;
- передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им
следовать последующим поколениям.
Учащиеся II группы используют описание историка С.М.Соловьева о
строительстве Успенского собора Московского Кремля. Учащиеся
рассказывают о том, какие практические знания появились у русского народа
в ходе сооружения собора.
Другой пример, учащиеся читают эпизод из рассказа Н.С.Лескова
«Левша», где царь в мелескоп рассматривает работу – подковы на ногах
механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и отвечают на
вопрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной
задачей: подковать блоху.4
- Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили
следующие пословицы и поговорки:
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь;
Домашняя копейка лучше заезжего рубля.
Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.
Ученики делают выводы:
- опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;
- способ формирования практического знания – трудовая деятельность;
- практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и
обходятся без него;
Практическому знания свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»;
- приобретаются не только практические знания, но и оценки, норму
поведения.
Учитель задает вопросы:
- Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц?
Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой:
Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.
Иному горе – ученье, иному – мученье.
Не испортив дела, мастером не станешь.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
Примеры народной мудрости:
-афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить»;
- поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;
- суждения: «Куй железо, пока горячо».
Отличительная черта народной мудрости свод рецептов поведения для
разных случаев жизни.5
Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на
окружающую действительность и самих себя под воздействием
повседневного опыта.
Ученики III группы рассказывают о картине М.И.Хмелько
«Переяславская рада 1654 год» и проанализировали стихотворение
Р.Рождественского после посещения мим парижского кладбища Сен-Женьев
де Буа, где похоронены многие участники белого движения.
Особенность этой формы познания – художественное обобщение, образ.
Ученики IV группы приводят примеры информации (паранаучной). Там
а, где кончается наука. Характерные черты паранауки - туманность и
загадочность сведений, которыми они оперируют.
Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не
может ответить на все вопросы.
Отличительные черты паранауки:
- паранаука отличается претензией на универсальность;
- завышенные претензии на внимание к себе;
- нередко нетерпимость к традиционной науке.
Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует
выдвижению новых научных проблем.
III. Итог урока.
Учитель: вот и закончилась наша деловая игра, и давайте подведем ее
итоги.
– С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?
– Какой из них показался вам самым убедительным?
Что объединяет все эти направления?
– Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине?
Ответ аргументируйте.
Домашнее задание: выучить §23, выполните задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока моделирование как метод познания
Конспект урока и презентация по информатике и ИКТ в 11 классе....
Методическая разработка урока "Многообразие путей познания мира"
Методическая разработка конкурсного урока....
Методическая разработка урока обществознания по теме «Многообразие путей познания мира»
Урок с использованием ТРКМ...
Урок "Многообразие путей познания мира"
Урок-конспект, рассписанными УУД...
урок в 10 классе «Многообразие путей познания мира».
Тема урока: «Многообразие путей познания мира».1. Цели урока:§ Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;§ Продолжить развивать у уча...
Интегрированный урок физической культуры и познание мира
Интегрированный урок физической культуры и познание мира...
Презентация к уроку "Многообразие путей познания мира"
Презентация поможет наглядно представить материал....