Игра для старшеклассников по обществознанию "Твое право выбора"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Игра-викторина по избирательному праву позволит закрепить знания основ избирательного права, познакомит с особенностями избирательного права других стран. Игра состоит из 5 геймов, сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvoe_pravo_vybora.pptx | 1.46 МБ |
tvoe_pravo_vybora.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Твоё право выбора»
Разработано
учителем обществознания
МБОУ ООШ № 2 г. КОВРОВА
СОРОКИНОЙ Еленой Николаевной
Ковров 2012 г.
Проводится в форме игры-викторины между одновозрастными командами.
Цель: повышение уровня правовой культуры учащихся.
Задачи:
- закрепить знание основ избирательного права, познакомить с особенностями избирательного права других стран;
- развивать умение применять на практике полученные знания, ориентироваться в жизненных ситуациях;
- воспитывать гражданскую позицию, чувство коллективизма, толерантность.
Оборудование: карточки с заданиями, оценочный лист жюри, презентация.
Ведущий. Ребята! Одним из важных политических прав является избирательное право – право избирать и быть избранным в представительные органы власти.
Все вы в будущем – избиратели. Сегодня мы хотим вам предложить командную игру «Твое право выбора» (слайд 1) и познакомиться с вопросами по избирательному праву.
Первый гейм игры «Разминка» (слайд 2). Командам раздается лист с вопросами, на которые нужно записать ответы.
Разминка.
- Форма прямого волеизъявления граждан (выборы).
- Лицо, избранное в представительный орган власти (депутат).
- Степень популярности политика (рейтинг).
- Форма государственно-политического устройства, основанная на признании народа источником власти (демократия).
- Юридический акт, принятый представительным органом государственной власти (закон).
- Процедура отрешения от должности высших должностных лиц государства и привлечения их к суду (импичмент).
- Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах (электорат)
- Наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки (элита).
- Исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (тайное голосование).
- Лицо, выдвинутое в установленном законодательством порядке в качестве претендента на должность посредством прямых выборов (кандидат).
На выполнение задания отводится 3 минуты. По 1 баллу за правильный ответ. Максимально – 10 баллов.
Подводим итоги (слайд 3)
Ведущий:
Второй гейм игры «Я – избиратель» (слайд 4).
Командам раздается задание, в котором нужно восстановить цепочку участия избирателей в выборах.
Я – избиратель.
- Поставлю подпись в подписных листах в поддержку кандидата, программа которого отвечает моим преставлениям.
- В день выборов приду на избирательный участок с 8 часов до 20 часов.
- Приду в участковую избирательную комиссию, узнаю, включен ли я в список избирателей.
- Познакомлюсь с программой кандидатов и программами объединений, которые их выдвинули.
- Опущу бюллетень в урну для голосования.
- Из средств массовой информации узнаю, когда состоятся выборы.
- Ознакомлюсь с результатами выборов.
- Зайду один в кабинку для голосования и заполню бюллетень.
Слайд (5) 6 – 3 – 1 – 4 – 2 – 8 – 5 – 7
На выполнение задания отводится 3 минуты. По одному баллу за верное место в цепочке, максимально 8 баллов.
Ведущий:
Третий гейм «Разберемся в ситуациях» (Слайд 6). Команда должна обсудить предлагаемую ситуацию, дать полный ответ на поставленный вопрос. Если команда дает неполный ответ, у соперников есть шанс заработать дополнительные баллы. Капитаны команд выбирают конверт с ситуацией.
Разберемся в ситуациях.
- Кандидат в депутаты выпустил агитационные листовки и начал их распространять по городу. В своем округе их расклеивал на подъездах жилых домов, столбах, размещал в магазинах, агитаторы раскладывали их в почтовые ящики, раздавали на улице. В некоторых домах листовки появились накануне дня выборов.
Какие действия правомерны, в каких случаях был нарушен закон.
- Командир одной из воинских частей, расположенных в труднодоступной и отдаленной местности, обратился в территориальную избирательную комиссию с вопросом можно ли на избирательном участке, образованном на территории расположения вверенной ему воинской части, объявить голосование законченным к 15–00 часам, а не к 20–00. Возможно ли в данном случае закончить голосование до 20–00 часов?
- В городе К. в день голосования на избирательный участок номер 486, пришли граждане, зарегистрированные в новостройках, расположенных на территории избирательного участка, но их фамилии не были занесены в список избирателей на этом участке. Как такое могло произойти и как поступить членам избирательной комиссии, чтобы не нарушить права избирателей?
- Избиратели Игорь и Анна — молодая семья. Голосовать на выборах они пришли вместе. Получив избирательные бюллетени, молодые люди прошли в одну кабину для голосования и стали заполнять бюллетени, обмениваясь мнениями о кандидатах. Член участковой избирательной комиссии сделал Игорю и Анне замечание, указав, что их действия нарушают тайну голосования, и предложил одному из избирателей покинуть кабину, пока второй не определится со своим выбором. Правильно ли действовал член комиссии?
- У избирателя накануне дня голосования изменился адрес места жительства. Вправе ли он проголосовать на избирательном участке по новому месту жительства?
Слайды 7 – 11.
На обсуждение ситуации каждой команде дается 3 минуты. Максимальная оценка 5 баллов.
Ответы:
- Кандидат вправе самостоятельно выбирать формы и методы проведения предвыборной агитации, соблюдая при этом ограничения, установленные законодательством. Действия кандидата по распространению листовок нарушают законодательство в следующих случаях: расклейка на зданиях и сооружениях (столбы, заборы) при отсутствии письменного согласия собственника, владельца указанных объектов на размещение агитационных материалов данного кандидата; распространение листовок в субботу, накануне дня голосования, когда любая агитация запрещена.
- Можно, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
- Вероятно, граждане зарегистрировались по месту жительства после того, как был составлен список избирателей на данном избирательном участке. Председатель (секретарь, член) УИК объясняет гражданину, что ситуацию можно разрешить следующим образом: гражданин И. предъявляет паспорт с регистрацией по месту жительства на территории данного избирательного участка и пишет заявление в УИК (участковую избирательную комиссию) с просьбой включить его в список избирателей данного избирательного участка. УИК принимает решение о включении гражданина в список избирателей, его включают и предоставляют возможность проголосовать.
- Действия члена комиссии правомерны, поскольку ни Игорю, ни Анне не требуется помощь при заполнении избирательного бюллетеня. Законом установлено, что избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается в присутствие других лиц.
- Такой избиратель включается в список избирателей по новому месту жительства при предъявлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, если это место жительства находится на территории избирательного округа, где проводятся выборы, после чего он получит возможность проголосовать.
Ведущий:
В течение нескольких веков население разных стран боролось за избирательные права. В следующем гейме вам предлагается изучить исторический текст и добавить пропущенные в нем слова.
Четвертый гейм «Немного истории» (слайд 12)
Командам раздается текст с пропуском. Нужно записать ответы.
Немного истории.
Впервые в истории Европы… добились граждане Франции во время революции конца XVIII века. Первой страной мира, которая постоянно ввела у себя …, были США. Это произошло в 1828 году. В Испании закон, учреждавший …, был принят 1890 году. В Бельгии это произошло в 1893 году. В Нидерландах поправки к закону о выборах, равнозначные введению …, вступили в силу в 1897 году.
На выполнение задания - 3 минуты. Максимальное количество баллов – 3.
Ответ (Слайд 13) – всеобщее избирательное право.
Ведущий:
Сегодня мы много говорили об избирательном праве. В последнем гейме хочется проверить эрудицию наших участников.
Заключительный гейм «Я – эрудит» мы проведем в форме брейн-ринга. Вам предлагаются 5 вопросов. Команда, знающая ответ на вопрос, поднимает руку. Если ответ неверен, есть шанс заработать 1 балл другим командам.
- Какое слово является запретным в парламенте штата Южная Австралия? (слайд 14)
Слово «пожалуйста».
(Слайд 15) В 2003 году в парламенте штата Южная Австралия произошел такой инцидент. Депутат К.Мэйуолд обратилась к министру с вопросом, касающимся проблемы ограничения потребления воды: «Пожалуйста, расскажите нам, как вы собираетесь доводить свои планы до широкой общественности?». Однако спикер не дал ответить министру, сообщив, что слово «пожалуйста» употреблять в парламенте нельзя, поскольку депутаты не должны никого просить и тем более упрашивать. Оказалось, что это правило действительно существует и было записано уже в первом регламенте парламента данного штата.
- Какой парламент считается самым древним? (Слайд 16)
Парламент Исландии.
(Слайд 17) Альтинг, парламент Исландии, считается самым древним, до настоящего времени существующим и действующим парламентом в мире. Впервые он собрался в 930 году. Тогда участвовать в альтинге могли все свободные мужчины. Это было место не только принятия законов, но и разрешения споров. Альтинг проводился раз в два–три года летом, чтобы все жители Исландии могли добраться до места его проведения – местности под названием тингвеллир (поля тингов). В 1000 году большинство собравшихся на альтинге «парламентариев» высказалось за принятие христианства.
Некоторые законы, принятые древним парламентом, действуют в Исландии до сих пор. Например, лошадь, вывезенная за пределы острова, пусть даже для выступления на чемпионате мира по конному спорту, не может вернуться назад. Такое решение приняли исландские парламентарии в 982 году.
- В столице какого государства находится самое большое здание парламента? (слайд 18).
Столице Румынии Бухаресте.
(Слайд 19) Дворец Парламента Румынии в Бухаресте является крупнейшим в мире гражданским административным зданием, крупнейшим зданием парламента и самым тяжелым зданием в мире. Размеры Дворца – 270 на 240 м, площадь – 350 000 м², объем – 2 550 000 м³, высота – 86 м. Во Дворце 12 этажей, 1100 комнат. Подземная часть Дворца имеет высоту 92 м, 4 подземных уровня достроены и уже используются, еще 4 – достраиваются. Для строительства Дворца было использовано около миллиона кубических метров мрамора, 3500 тонн хрусталя, 700 тысяч тонн стали и бронзы, 900 тысяч кубометров дерева, 200 тысяч квадратных метров шерстяных ковров. Строительство Дворца, который тогда назывался Домом народа, началось в 1984 году по приказу Николае Чеушеску. Его возведение привело к частичному разрушению холма Спирий, а также к уничтожению пятой части исторического центра Бухареста. К 1989 году, когда Н. Чеушеску был казнен, строительство Дворца практически завершилось.
- В какой стране самый многочисленный парламент в мире? (Слайд 20)
В Китае.
(Слайд 21) Самый многочисленный в мире парламент – Всекитайское собрание народных представителей – насчитывает три тысячи членов. В полном составе парламент собирается один раз в год. В Доме народных собраний, огромном величественном здании в стиле сталинского ампира на площади Тяньаньмэнь, парламентарии заслушивают доклады первых лиц государства и формально утверждают заранее принятые в узком кругу решения. Как свидетельствуют западные журналисты, присутствовавшие на парламентской сессии, выступления докладчиков столь неэмоциональны, что некоторые парламентарии к концу заседания начинают клевать носами.
- Сколько женщин в Российской Федерации баллотировались на пост президента? (Слайд 22)
Две – Элла Памфилова и Ирина Хакамада.
(Слайд 23) За всю историю постсоветской России на пост президента страны женщины баллотировались только дважды. В 2000 году Элла Памфилова, обладательница ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, кавалер ордена Почетного легиона, выдвинула свою кандидатуру на должность президента. Она набрала 1,01% голосов.
В 2004 году ее примеру последовала Ирина Хакамада, председатель Российской демократической партии «Наш выбор». За нее отдали свои голоса около 4 миллионов избирателей.
Ведущий. Ребята, наша игра закончилась. Пока жюри подводит итоги, хочется еще раз сказать, что избирательное право – одна из главных политических прав. Все вы – будущие избиратели. Используйте это право, регулярно и осознанно участвуйте в выборах.
Объявление итогов игры. Награждение победителей.
(Слайд 24)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра для старшеклассников по обществознанию "Твое право выбора"
Игра-викторина по избирательному праву позволит закрепить знания основ избирательного права, познакомит с особенностями избирательного права других стран. Игра состоит из 5 геймов, сопровождается през...
классный час для старшеклассников "Семья и карьера: выбор современной молодежи"
В рамках классного часа совместно с родителями обсуждается актуальный вопрос для старшеклассников "Что важнее и на каком жизненном этапе: содание семьи или построение карьеры?"...
Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.
При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».Идеальна т...
Правовая игра для старшеклассников "Я и мои права"
Цель игры: Содействие формированию правовой культуры, воспитание правосознания и законопослушания, формирование правовой компетенции учащихся, развитие познавательных интересов.Члены экспертного ...
Деловая игра для старшеклассников "Имею право!"
Командная деловая игра для учащихся 9-11 классов. Основная тема - Конституция РФ и права человека. Предполагает участие 5-6 команд. Оптимальное количество участников команды - 6 человек. Может проводи...
Интеллектуально-правовая игра "Право выбора"
Методическая разработка....
Игра-тренинг для старшеклассников по профориентации «Мой выбор»
Игра-тренинг для старшеклассников по профориентации «Мой выбор»Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальны...