Деловая игра для старшеклассников "Имею право!"
материал (9, 10, 11 класс) на тему
Командная деловая игра для учащихся 9-11 классов. Основная тема - Конституция РФ и права человека. Предполагает участие 5-6 команд. Оптимальное количество участников команды - 6 человек. Может проводиться как на уроке истории (обществознания), так и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imeyu_pravo.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения деловой игры
«Имею право!»
(по Конституции Российской Федерации).
Конституция в современном ее виде принята 12 декабря 1993 года. Общеизвестно, что Конституция основной закон не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Исходя из статей Конституции, в нашей стране принимаются законы, нормативные акты, устанавливаются права и обязанности граждан. Сегодня мы попробуем определить значение и смысл тех или иных правовых терминов, а также поговорим об основных положениях Конституции.
1. Ну а начнем мы с небольшой разминки. Капитан команды вытягивает вопрос, вы можете посовещаться 30 секунд и дать ответ. За правильный ответ – 1 балл.
2. «Пойми меня»: дать определение терминам, не называя их и не употребляя однокоренных слов. За 1 минуту нужно постараться объяснить как можно больше слов. Один член команды выбирает термин и объясняет данное понятие своей команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.
3. Основные понятия мы вспомнили. Теперь я предлагаю вам решить кроссворд. Обращаю ваше внимание, что некоторые ответы могут быть прилагательными, а не существительными, как это обычно принято в кроссвордах. Время на выполнение – 5 минут. За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.
4. 10 декабря отмечается Всемирный день прав человека. Именно в этот день в 1948 году на 3 сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека. Она содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав. Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и ее положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека. Текст документа стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений. Не менее 90 национальных конституций содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею. В том числе это касается и Конституции Российской Федерации.
Следующее задание. Я раздам вам карточки, на которых написано одно из прав человека. Вы должны придумать и разыграть сценку, чтобы проиллюстрировать это право, не называя его. Команды-соперницы должны назвать это право. Максимум – 3 балла.
5. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единодушно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка.
Все взрослые любой страны обязаны обеспечивать жизнь, здоровье и развитие детей. Вам кажется, что это само собой разумеется, но, к сожалению, бывает и по-другому. Всем известно, сказка ложь, да в ней намек… Предлагаю вам вспомнить сказки, в которых нарушены права ребенка или права человека. Время – 1 минута. За правильный, полный ответ максимально 3 балла.
6. Говоря о правах, мы не можем не отметить, что наши права иногда нарушаются различными чиновниками или служащими. Добиваясь решения какого-то важного вопроса или отстаивая свои права, мы сталкиваемся с таким неприглядным явлением, как коррупция. 9 декабря отмечается Всемирный день борьбы с коррупцией. Я предлагаю вам нарисовать плакат – листовку под общим девизом «Твое «НЕТ» имеет значение». Максимум – 5 баллов.
В заключении, хотелось бы напомнить вам, что правовая неграмотность рано или поздно оборачивается против человека – не зная досконально своих прав, он не может вовремя определить, когда эти права нарушены, и тем более достойно защищать эти права.
Одновременно следует помнить, что право выполняет не только регулятивную и охранительную функцию. В праве значительное место занимают нормы – запреты, нарушение которых карается по закону и знание этих норм может удержать человека от неосторожного шага, подчас означающего начало падения. Поэтому, утверждая «Имею право…», не забывайте добавлять «… и выполняю свои обязанности». И, конечно же, знаю основной закон своей страны. А сейчас я представляю слово жюри для подведения итогов.
Итоги подводятся по сумме набранных баллов. По решению жюри могут быть отмечены отдельные участники или команды по номинациям:
«Гражданская активность».
«Политическая грамотность».
«Знание конституции РФ».
«Знание правовых норм»
Приложения.
Конкурс «Пойми меня»
Президент Свобода Референдум Власть Налог | Выборы Федерация Гражданин Республика Государство | Территория Правительство Депутат Независимость Народ |
Право Обязанность Поправка Образование Отечество | Правосудие Граница Суверенитет Присяга Отставка | Неприкосновенность Товар Должность Совет Суд |
Кроссворд
1 | к | ||||||||||||||||||||||||
2 | о | ||||||||||||||||||||||||
3 | н | ||||||||||||||||||||||||
4 | с | ||||||||||||||||||||||||
5 | т | ||||||||||||||||||||||||
6 | и | ||||||||||||||||||||||||
7 | т | ||||||||||||||||||||||||
8 | у | ||||||||||||||||||||||||
9 | ц | ||||||||||||||||||||||||
10 | и | ||||||||||||||||||||||||
11 | я |
Вопросы к кроссворду
1. Основной источник права в РФ
2. Высшая ценность в РФ
3. Независимость государства во внешней и внутренней политике
4.Тип субъекта в РФ, имеющий право создавать собственную Конституцию
5.Вид собственности, признаваемый в РФ
6. Характеристика РФ как государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
7. Характеристика РФ как государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной
8.Вводная часть Конституции РФ
9. Форма государственного устройства нашей страны
10. Орган государственной власти
11. Другое название РФ по Конституции
Ответы:
Закон
Человек
Суверенитет
Республика
Частная
Социальное
Светское
Преамбула
Федерация
Правительство
Россия
Права человека
Все равны перед законом и судом. |
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. |
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. |
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. |
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. |
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра «Избирательное право».Предвыборная программа
Презекнтация к деловой политической игре среди старших школьников "Избирательное право".Презентация включает в себя предвыборную программу молодежной партии "Единство".Положения программы отражают взг...
Деловая игра по избирательному праву
Деловая игра по избирательному праву предназначена для обучающихся 9-11 классов...
Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"
Краткое описание деловой игры по праву...
Деловая игра "Государство и право" для предметной недели правовых знаний.
Деловая игра "Государство и право" для учащихся 9-11 классов, проводится в один из дней предметной недели правовых знаний....
Деловая игра по избирательному праву "Мы выбираем"
Деловая игра проводится среди учащихся 9-11 классов.Игра проводилась в апреле 2016г. ,накануне выбров в Государственную Думу.Предварительно классы получают задания.Каждому классу необходимосоздать ком...
Интеллектуальная деловая игра «Эрудиты избирательного права»
Материал может быть использован в рамках проведения недели истории и обществознания в школе...
деловая игра по избирательному праву для 10-11 классов
Деловая игра-действенный метод формирования компетентностей. Умение понимать значимость выборов в условиях демократии нужно формировать именно в школьное время, поэтому при изучении темы "И...