Правовая игра для старшеклассников "Я и мои права"
план-конспект занятия (8 класс) по теме
Цель игры: Содействие формированию правовой культуры, воспитание правосознания и законопослушания, формирование правовой компетенции учащихся, развитие познавательных интересов.
Члены экспертного совета: Учитель истории, зам. директора по ВР, зам. директора по УВР, воспитатели.
Реквизиты игры: карточки с вопросами для команд, презентация игры на экране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_igry_dlya_starsheklassnikov_.doc | 63 КБ |
voprosy_2_tura.doc | 32 КБ |
voprosy_4_tura.doc | 30.5 КБ |
volshebnyy_kvadrat.doc | 40 КБ |
kartochki_komandam_1_tur.doc | 30.5 КБ |
kartochki_komandam_5_tur.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игры для старшеклассников
В зале, за столами размещены команды 8-9-х классов.
Ход игры:
Под музыку в зал заходят команды и рассаживаются по своим местам.
Представляют членов экспертного совета.
Ведущий 1: Дорогие игроки и болельщики. Сегодня мы с вами проводим игру, посвященную правам детей: « Я и мои права».
Ведущий 2: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Ведущий 1: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
Ведущий 2: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
Ведущий 1: С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.
Ведущий 2: В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.
1 тур.
Представление команд (по 1 минуте)
- название;
- девиз;
- представление.
Вопросы 2 тура
(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)
- Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
- Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.
- Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
- Как именуется тайное хищение имущества? – кража
- Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм
- С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы 3 тура
(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни )
( Сценки разыгрывают ученики)
1 команда: Мама: Сколько раз тебе говорить - после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
Сын: Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? ( Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)
2 команда: Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: У Меня завтра контрольная…
Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.
Что должна ответить мама? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)
1 команда: Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!
Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…
На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).
2 команда: Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм?
Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен.
Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.
Что должна ответить билетерша мальчикам?
((Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту….)
1 команда: Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.
Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков?
( Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)
2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).
КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат» Капитанам команд раздаются листы с буквами, в которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).
Вопросы 4 тура
(Тест по 4 вопроса каждой команде)
(верный ответ отмечен *)
1 команда: - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет
2 команда: - Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения
1 команда:- Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а)родители
б)родственники
в)никто*
г) сверстники
2 команда: - Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:
а) если это необходимо в интересах государства
б) не имеет права
в) если это необходимо в интересах ребенка*
1 команда: - С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку
2 команда: - Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:
а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*
б) не имеют этого права
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно
1 команда: - Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:
а) всегда и при любых обстоятельствах*
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители
2 команда: - За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;
1 команда: - Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:
а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.
2 команда: - Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:
а) сын
б) мама*
в) органы опеки
1 команда: - Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*
2 команда: - Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?
а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*
1 команда: - Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?
а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным*
2 команда: - Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?
а) гражданская
б) административная *
в) семейная
5 тур (раздают карточки командам с заданием)
Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго
ПРАВИЛА | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пока жюри поводит итоги учащимся предлагается просмотр серии «Ну погоди».
Объявление победителей, награждение.
Предварительный просмотр:
Вопросы 2 тура
(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)
- Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка?
___________________________________________________________
- Какой День является Днем Конституции? _______________________
- Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? _____________________________
- Как именуется тайное хищение имущества? _____________________
- Бессмысленное уничтожение ценностей называется …____________
- С какого времени наступает уголовная ответственность? – ________
Вопросы 2 тура
(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)
- Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка?
___________________________________________________________
- Какой День является Днем Конституции? _______________________
- Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? _____________________________
- Как именуется тайное хищение имущества? _____________________
- Бессмысленное уничтожение ценностей называется …____________
- С какого времени наступает уголовная ответственность? __________
Вопросы 2 тура
(бланки для жюри)
- Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
- Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.
- Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
- Как именуется тайное хищение имущества? – кража
- Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм
- С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Предварительный просмотр:
Вопросы 4 тура
(для жюри)
(Тест по 4 вопроса каждой команде)
(верный ответ отмечен *)
1 команда: - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет
2 команда: - Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения
1 команда:- Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а)родители
б)родственники
в)никто*
г) сверстники
2 команда: - Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:
а) если это необходимо в интересах государства
б) не имеет права
в) если это необходимо в интересах ребенка*
1 команда: - С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку
2 команда: - Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:
а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*
б) не имеют этого права
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно
1 команда: - Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:
а) всегда и при любых обстоятельствах*
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители
2 команда: - За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;
1 команда: - Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:
а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.
2 команда: - Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:
а) сын
б) мама*
в) органы опеки
1 команда: - Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*
2 команда: - Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?
а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*
1 команда: - Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?
а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным*
2 команда: - Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?
а) гражданская
б) административная *
в) семейная
Предварительный просмотр:
«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»
В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «запрятаны» в этом квадрате. Читать можно по вертикали и по горизонтали.
К | О | Н | В | Е | Н | Ц | И | О | К | Л | С | Р | У |
Ч | З | Р | П | Л | Е | М | Я | Н | О | И | Т | А | А |
Г | О | С | М | Т | Е | С | Т | Ь | Н | О | Р | Т | Я |
Д | Е | У | Д | А | Р | С | А | Т | С | Д | Е | Ь | Л |
Е | Д | Е | В | Щ | Г | Т | Я | Т | Т | И | Ь | Я | Ы |
О | О | Н | С | А | Я | В | О | Н | Б | Т | Р | А | Т |
Е | Ч | С | В | Е | К | О | Р | А | Н | У | Ц | Ч | Е |
Р | Е | Ц | О | З | О | Г | О | В | П | И | И | Я | Т |
Ь | Б | Д | Я | А | Я | Р | А | О | Р | Е | Ц | Х | Я |
С | Е | Е | К | К | О | Ю | Ж | Д | А | Е | Ж | А | Б |
Н | Н | В | Е | С | Н | К | Д | И | В | О | Э | Р | А |
З | О | Л | О | В | К | А | А | З | П | Ь | Ю | Ж | Н |
Ш | К | Р | И | Н | Б | А | Н | И | Н | К | С | У | Д |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
|
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
|
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
|
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения политико-правовой игры «Конституционное право как гарант демократических свобод граждан»
Сценарий правовой игры по Конституционному праву для 9-11 классов...
Правовая игра "Сто к одному" по Конвенции о правах ребёнка
Методическая разработка содержит сценарий и презентацию (активную игру в форме ток-шоу "Сто к одному"). Вопросы, которые затрагивает игра, касаются содержания Конвенции о праавх ребёнка. Материал подо...
Правовая игра "Права ребенка".
Методическая разработка правовой игры «Права ребенка».Цели:Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных учащимися по проблеме права человека и гражданина.Развитие ...
правовая игра "Знатоки избирательного права"
правовая игра для учащихся 9-11 классов по избирательному праву...
Конспект правовой игры с обучающимися 6-7 классов "Я защищаю свои права". Презентация правовой игры.
Данное мероприятие на правлено приобщение подростков к правовой культуре через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних....
Лекция «Правовое сознание и его структура. Правовая семья» для дисциплин «Индивидуальный проект (Право)» и «Право»
Лекция «Правовое сознание и его структура. Правовая семья» для дисциплин «Индивидуальный проект (Право)» и «Право»...
Правовая игра о правах играя!
Интересная игра для школьников....
Комментарии
Познавательно! Актуально!
Познавательно! Актуально! Интерактивно!