рабочая программа по обществознанию 7 класс по А.И.Кравченко
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию.35 часов 7 класс авторы учебника Кравченко А.И., Певцова Е.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_obshchest.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное календарно- тематическое планирование
обществознания в 7 классе.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы минимального содержания образования. | Требования к уровню подготовки обучающихся | примерное домашнее задание | Дата проведения | Примечания | |
план | факт | |||||||
ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА | ||||||||
1. | Введение. Задачи и содержание курса «Обществознание». 7 класс | Урок изучения нового материала |
|
| Выбрать тему рефератов | |||
2 | Переходный возраст. | Комбинированный урок
|
| Знать определение возраста, понятия: « подросток», «тинэйджер»,особенности подросткового периода; иметь представление о системе ценностей подростка, знать пути и возможности самоутверждения. | g1, ответить на вопросы., выполнить практикум на стр.13. | |||
3. | Задачи и трудности переходного возраста. | Комбинированный урок | Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода. | Знать место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Подготовка к выполнению жизненных задач. Проблемы подросткового возраста. | g2, ответить на вопросы. Выполнить практикум. | |||
4. | Быть взрослым. | Комбинированный урок
| Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга.. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков. | Знать понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм; уметь характеризовать особенности воспитания подростков. | g3, ответить на вопросы. Выучить понятия. | |||
5. | Физические изменения у подростков | Комбинированный урок | Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост Акселерация. Телосложение и его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность , ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления. | Знать, какие физические изменения происходят в подростковый период; Знать определение понятия « комплекс неполноценности», иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности. | g4, ответить на вопросы. Выучит определения и выполнить практикум. | |||
6. | Психологический портрет личности. | Комбинированный урок
| Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект. Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков |
А) Сангвиник. Б) Холерик. В) Флегматик. Г) Меланхолик.
| g5-6 ответить на вопросы. выполнить практикум . | 1неделя октября | ||
7. | Самооценка подростка | Комбинированный урок | Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, её причины и последствия. Завышенная самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка. | Знать основные составляющие психической жизни человека, уметь характеризовать уровни самооценки; знать , как влияет семья на самооценку подростка. | g7, ответить на вопросы. Подготовить сообщения о выдающейся личности | |||
8. | Выдающаяся личность | Комбинированный урок
| Выдающаяся личность в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети и их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности. | Знать о выдающихся личностях в истории, о факторах , влияющих на развитие выдающейся личности. . Воспитывать стремление к самосовершенствованию личности учащихся, к самообразованию самовоспитанию. | g8, ответить на вопросы. | |||
9. | Лидер и его качества. | Урок лекция | Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знания, талант, решимость , жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде. | Знать определения понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер: Знать роль лидера в обществе., иметь представление об основных элементах лидерства. | g9, стр.64-67, ответить на вопросы. | |||
10. | Повторительно-обобщающий урок: « Личность подростка | Повтоиртель | Повторение пройденного материала. | Знать материал раздела « Личность подростка», основные понятия и термины. | ||||
ГЛАВАII |
| Подросток в социальной среде | ||||||
11. | Социальная среда подростка | Комбинированный урок
| Понятие социальной среды, её составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе. | Знать понятия: социальная среда, богатство, бедность. Знать факторы , влияющие на социальную среду подростка. | g10, ответить на вопросы | |||
12. | Подросток в группе. | Комбинированный урок | Определение группы, их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм. | Знать определение группы, уметь классифицировать группы, уметь соотносить самооценку и влияние группы. Развивать умение учащихся самостоятельно работать с учебником. | . g11, ответить на вопросы. Выполнить практикум. | |||
13. | Межличностные отношения. | Ролевая игра | Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы , помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание- основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде. | Знать определение межличностных отношений, уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Развить умение работать в группе. Воспитывать объективность, критичность в оценке своих поступков, способностей. | g12, ответить на вопросы. | |||
14. | «Мы» и «они» | Комбиниров. урок
| Непосредственное окружение. Понятие «Я». Понятие «МЫ».Понятие «ОНИ» Кто принадлежит к группе «Мы». Кто принадлежит к группе « Они». Знакомство. Свои и чужие. | Знать понятия: «Я». «МЫ», «Они» | g13, ответить на вопросы. | |||
15. | Мир знакомых и незнакомых людей . | Комбиниров. урок | Знакомые и незнакомые, различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». «Свои» их защита. Родственность, солидарность. | Знать понятие « моральный выбор», уметь описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми. | g14, ответить на вопросы | |||
16. | Социальный портрет молодежи. | Комбиниров. урок
| Понятие « большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм | Знать определение «большой группы» , уметь анализировать проблемы современной молодежти в современном мире. | g15. Ответить на вопросы | |||
17. | Ценности современной молодежи | Комбиниров. урок | .Материальный успех, профессиональный престиж. Инфантильность | Обсудить ценности, на которые ориентируются подростки. Развивать у учащихся умение делать правильный выбор, аналитическое мышление, умение анализировать полученную информацию, выделить в ней главное, делать выводы. Воспитывать благородные идеалы, ответственность, гражданскую позицию | g15, ответить на вопросы. | |||
18. | Повторительно-обобщающий урок : «Подросток в социальной среде» | Повтрительно-обобщающий
| Повторение пройденного материала | Знать материал раздела « подросток в социальной среде», основные понятия и термины. | .Эссе « Ценности современной молодежи». | |||
ГЛАВАIII ПОДРОСТОК И ЗАКОН | ||||||||
19. | Юридические границы подросткового возраста | Комбинированный урок | Понятие юридических отношений. Малолетние , их права и обязанности. Получение паспорта. .Несовершеннолетние , их права и обязанности. Защита прав ребенка. « Конвенция ООН о правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав. | Знать понятие « юридические отношения», знать права и обязанности детей и подростков. | g16, ответить на вопросы. Мини сочинение « Как подросток может пользоваться своими правами» | |||
20. | Подросток как гражданин | Комбинированный урок
| Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права и их характеристика. Основные конституционные обязанности. | Знать определение гражданства, пути его получения. Знать основные гражданские права и обязанности.
| g17, ответить на вопросы | |||
21. | Подросток и его права | Урок лекция | Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование. Умение пользоваться правами. Конвенция о правах ребенка. | Знать определение «права человека». Знать основные положения « Конвенции о правах ребенка». | g18, стр127-128 прочитать и ответить на вопросы. | |||
22. | Опасный путь преступной жизни | Комбинированный урок | Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, его виды. Проступки, ответственность за их свершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании. | . Знать причины противоправного поведения в подростковом возрасте, знать понятия: преступление, проступок, юридическая ответственность. Юридическая ответственность несовершеннолетних. | g19, ответить на вопросы. Стр133-136. | |||
23. | Повторительно- обобщающий урок : « Подросток и закон». | Повторительно- обобщающий.
| Повторение пройденного материала. |
Воспитывать уважение к закону. | Таблица Подросток имеет право. | |||
ГЛАВА IV | ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА. | |||||||
24. | Подросток в обществе риска | Комбиниров. урок | Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика .Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, алкоголь, наркомания, негативное влияние фильмов о насилии. | Уметь характеризовать подростковые ситуации риска, знать источники риска. | g22, ответить на вопросы. Выполнить практикум. | |||
25 | Проблема одиночества | Подростковая нервозность, раздражительность .Страхи. Защитная агрессия. Одиночество. Одиночество в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия , её причины и проявления. Пути выхода из депрессии. | Знать , что такое подростковая нервозность, раздражительность, защитная агрессия. Знать причины депрессии и пути выхода из неё. | g 21,продолжите фразу « Подросток чувствует себя одиноким, когда…..» | ||||
26 | Подростковая культура | Комбиниров. урок
| Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, её особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения.Cсистема ценностей. место подростковой культуры в jобществе .Значение речевого поведения. Пять жанров речевого поведения подростков. Хвастовство. Осуждение. Оскорбление. Непомерное оскорбление. Угроза. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого поведения. | Знать , что такое формальные и неформальные коллективы подростков. Знать определение подростковой культуры, уметь характеризовать её особенности. | g 22. Провести опрос среди сверстников « нравиться ли вам современная музыка». | |||
27 | Образ жизни | Комбиниров. урок | Понятие образа жизни.Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы влияющие на образ жизни.Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты. | Знать понятие « образ жизни», уметь характеризовать факторы влияющие на образ жизни. Воспитывать, прививать высокую, истинную культуру, а так же критическое и ответственное отношение к своему образу жизни. | g23, ответить на вопросы. Выполнить практикум. | |||
28 | Досуг и отдых. | Комбиниров. урок
|
|
| g24, ответить на вопросы. | 3 неделя марта | ||
29 | Умеем ли мы отдыхать? | Комбинированный урок | Решение задач и кроссвордов | Продолжать развитие умения общаться, выступать перед аудиторией, а также умения дискутировать. | Опережающее задание: прочитать g25 подготовить сообщения о развитии спорта, об олимпийском движении. | |||
30. | Развитие спорта. | Комбинированный урок
|
|
| ||||
31. | Спорт и подросток | Комбинированный урок | Выяснить, почему так необходимы занятия физкультурой и спортом для подростка, какие виды спорта популярны среди подростков в наше время и почему. | 1. Тест: « Познай себя» 2. Выступления уч-ся об олимпийском движении | ||||
32 | Речевое поведение. | Комбинированный урок
|
Жанры речи подростков | Поведение и каково его значение в жизни человека, и, в частности, подростка, что надо быть осторожным в мыслях и словах, ибо они приводят к соответствующим поступкам. Объяснить, что такое речевое поведение. | Прочитать записи в тетрадях. | |||
33 | О сквернословии | Комбинированный урок | 1. О сквернословии. | 1. Воспитывать любовь и уважение к русскому, родному языку. 2. Воспитывать и прививать культуру мысли и культуру слова. | &26-27;опережающее задание Составить маршрут « Мои любимые места в Бавлинском районе». | |||
34 | Город и село Мой дом. Мое жилище | Комбинированный | Город и село –две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды. Роль города в развитии общества и, особенности сельской среды. руд и отдых в городе и селе. | Знать историю древних городов. Город и урбанизация. Плюсы и минусы городской жизни. Знать в каком пространстве мы обитаем. Эволюция жилища. Дом в жизни человека. Эволюция жилища. | & 28-29; выполнить 2 задания практикума на выбор. | |||
35 | Итоговое повторение. | Повторение пройденного материала. | Знать материал пройденных тем. | |||||
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного )общего образования; Образовательной программы школы; Примерной программы основного общего образования по обществознанию; методического письма МОИРТ, «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009- 2010 учебном году». Рабочая программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания курса «обществознание» под редакцией А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа ориентированна на использование Учебно-методического комплекса:
Учебник А.И.Кравченко,Е.А.Певцова Обществознание для 7 класса Москва «Русское слово2 2007.
Рабочая тетрадь И.С.Хромовой по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание» 7 класс, Москва «Русское слово» 2010.
Методическое оснащение: Обществознание 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой/ автор составитель Н.С.Кочетов Волгоград: Учитель, 2008.
Учебно- методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год и рекомендовано МОРФ.
На изучение обществознания в 7 классе отводится 1 час в неделю. При 35 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 35 часов.
В рабочую программу за счет резервного времени включены:
1 час-введение. Задачи и содержание курса « Обществознание»
3 часа-повторительно-обобщающих урока.
1 час- итоговое повторение.
№ раздела (глава) | Наименование темы | Всего часов | Количество Повторительно-обобщающих, итоговых | Сроки прохождения |
Введение | Задачи и содержание курса «Обществознание» 7 класс | 1 | ||
Глава 1 | Личность подростка | 8 | ||
Переходный возраст | 1 | |||
Задачи и трудности переходного возраста | 1 | |||
Быть взрослым | 1 | |||
Физические изменения у подростков | 1 | |||
Психологический портрет личности | 1 | |||
Самооценка подростка | 1 | |||
Выдающаяся личность | 1 | |||
Лидер и его качества | 1 | |||
Повторительно- обобщающий урок | Личность подростка | 1 | ||
Глава 2 | Подросток в социальной среде | 7 | ||
Социальная среда подростка | 1 | |||
Подросток в группе | 1 | |||
Межличностные отношения | 1 | |||
«Мы» и «Они» | 1 | |||
Мир знакомых и незнакомых людей | 1 | |||
Социальный портрет молодежи. | 1 | |||
Ценности современной молодежи | 1 | |||
Повторительно- обобщающий урок | Подросток в социальной среде. | 1 | ||
Глава3 | Подросток и закон | 4 | ||
Юридические границы подросткового возраста. | 1 | |||
Подросток как гражданин | 1 | |||
Подросток и его права. | 1 | |||
Опасный путь преступной жизни. | 1 | |||
Повторительно-обобщающий урок | Подросток и закон | 1 | ||
Глава 4 | Образ жизни подростка | 11 | ||
Подросток в обществе риска. | 1 | |||
Проблема одиночества | 1 | |||
Подростковая культура | 1 | |||
Образ жизни | 1 | |||
Досуг и отдых | 1 | |||
Умеем ли мы отдыхать? | 1 | |||
Развитие спорта | 1 | |||
Спорт и подросток | 1 | |||
Речевое поведение | 1 | |||
О сквернословии | 1 | |||
Город и село. Мой дом. Мое жилище. | 1 | |||
Итоговое повторение | 1 | |||
Всего | 35 | |||
Пояснительная записка
Рабочая программа составлено в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова.
Цель обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. обучить учащихся тому, что они часть окружающего мира, что у них есть личностные качества, что они являются часть общества.
В процессе учебы будут решаться следующие задачи:
• Познакомить учащихся с понятием «подросток», «подростковый возраст». «коллектив», «личность».
• Почувствовать себя частью общества и его будущим
• Научит выявлять отличительные черты характера.
• Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
• Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
• Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.
• Дать знания о здоровом взаимоотношении между людьми.
• Выработать патриотические чувства
В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольная и самостоятельная работы. Цель: повышение общекультурного уровня учащихся.
Программа рассчитана на 34 часов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
Программа:
Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
Учебник:
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Методическое оснащение:
Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.
Для реализации программы в полном объеме на 1-е полугодие предусмотрены часы резерва (2ч.).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны
знать:
• Основные понятия и термины;
• Психологический портрет личности в подростковом возрасте;
• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
• Свои права и обязанности;
уметь:
• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
• получать социальную информацию из разнообразных источников;
• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.
иметь представление:
• о специфике развития личности в подростковом возрасте.
Перечень литературы и средств обучения
1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.
Содержание рабочей программы
Глава I ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА
Тема 1. Переходный возраст
Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст — период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения под¬росткового возраста.
Особенности подросткового возраста. Характеристика стар¬шего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подро¬стковый возраст — отрезок жизни между детством и зрелостью.
Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность.
Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста
Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная — к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подго¬товка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление же¬лания нести ответственность за себя и общество; обретение си¬стемы ценностей и этических принципов.
Проблемы подросткового возраста.
Основные понятия темы: эмоциональная независимость, си¬стема ценностей
Тема 3. Быть взрослым
Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль из¬бранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.
Основное понятие темы: взрослый.
Тема 4. Физические изменения подростков
Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических из¬менений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недо¬вольства собой как фактора, формирующего комплекс неполно¬ценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.
Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполно¬ценности.
Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер
Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; ин¬теллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик.
Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.
Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.
Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства
Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышле¬нию. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции — низший, чувства — высший тип психических реакций.
Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.
Тема 7. Самооценка подростка
Самооценка как основа регулирования поведения лично¬сти. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Фак¬торы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь само¬оценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в ста¬новлении личности. Некоторые методы самовоспитания: само¬приказ; самовнушение; самоободрение.
Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.
Тема 8. Выдающаяся личность
Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся лично¬сти. Становление выдающейся личности вопреки своей природе.
Одаренные дети. Умственная одаренность — биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания ум¬ственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотива¬ции к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школь¬ное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности.
Роль поощрения одаренности в ее развитии.
Основные понятия темы: выдающаяся личность; одарен¬ность; одаренные дети.
Тема 9. Лидер и его качества
Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми дол¬жен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; реши¬мость; жесткость; притяжение.
Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, — основа искусства общения.
Основные понятия темы: лидер; искусство общения.
Глава II ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Тема 10. Социальная среда подростка
Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Бли¬жайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положе¬ние школы между двумя мирами подростков — ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам об¬щения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков.
Влияние реакции окружающих людей на поведение под¬ростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окру¬жающих.
Основное понятие темы: социальная среда.
Тема 11. Подросток в группе
Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в нес¬колько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление.
Ориентация на «значимых других». Значение уровня само¬оценки человека на степень влияния группового давления.
Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».
Тема 12. Межличностные отношения
Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межлич¬ностных отношениях. Важнейший закон межличностных отно¬шений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.
Взаимопонимание в межличностных отношениях.
Основные понятия темы: межличностные отношения; взаи¬мопонимание.
Тема 13. «Мы» и «они»
«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» — те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не общителен и не¬уживчив. «Мы» и «они» — два разных полюса, две противопо¬ложности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга.
Опасность превращения в неприязнь, а затем — в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные».
Различия между «своими» и «чужими».
Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «дру¬гие»; «иные».
Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей
Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знако¬мыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе зна¬комых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения.
«Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».
Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «дру¬гие»; «чужие»; «чужаки».
Тема 15. Социальный портрет молодежи
Молодежь — большая социальная группа. Возрастные гра¬ницы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, прихо¬дящиеся на молодежный возраст: завершение общего образова¬ния; выбор профессии и получение профессионального обра¬зования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.
Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной моло¬дежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченно¬сти на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и поли¬тическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социаль¬но-политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в опреде¬ленной степени движущей силы коренных преобразований в обществе.
Основное понятие темы: молодежь.
Раздел III ПОДРОСТОК И ЗАКОН
Тема 16. Юридические границы подросткового возраста
Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Деление подростков на две категории людей: малолет¬них (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).
Характеристика юридического положения несовершенно¬летних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечи¬телями.
Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права; обязанности; ответствен¬ность.
Тема 17. Подросток как гражданин
Паспорт как юридический документ, удостоверяющий лич¬ность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политиче¬ские права граждан. Проведение собраний, митингов и демон¬страций как проявление политических прав граждан. Законо¬дательные условия их проведения. Участие граждан в управле¬нии государством.
Обязанности граждан Российской Федерации.
Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.
Тема 18. Подросток и его права
Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Пра¬во на неприкосновенность личной жизни.
Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита дет¬ства и материнства. Право на охрану здоровья и медицин¬скую помощь.
Культурные права — права, призванные обеспечить до¬ступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.
Основное понятие темы: права ребенка.
Тема 19. Опасный путь преступной жизни
Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственно¬сти для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершенно¬летних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательно¬го воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой.
Административные нарушения и меры административной ответственности.
Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.
Основные понятия темы: преступления; уголовная ответ¬ственность; административные нарушения.
Глава IV ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА
Тема 20. Подросток в обществе риска
Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной ак¬тивности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подро¬стков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.
Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.
Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.
Тема 21. Проблема одиночества
Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чув¬ствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление, по-разному воспри¬нимаемое разными людьми. Положительная сторона одиноче¬ства — удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрес¬сии. Пути решения проблем подростковой депрессии.
Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.
Тема 22. Подростковая культура
Разнообразие подростковых обществ. Формальные и не¬формальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростко¬вой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.
Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.
Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.
Основные понятия темы: формальные группы; неформаль¬ные группы; подростковая культура.
Тема 23. Образ жизни
Структура образа жизни. Отражение образа жизни в мане¬рах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отра¬жение в образе жизни элементов культуры, не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни — отражение как характерных, так и отли¬чительных черт поведения.
Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).
Основное понятие темы: образ жизни.
Тема 24. Досуг и отдых
Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жиз¬ни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.
Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние эко¬номического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое разви¬тие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человече¬ского общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня.
История создания библиотек. Библиотеки как научно-ин¬формационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (на¬учные и технические). Работа одновременно в массовом и спе¬циализированном режимах наиболее крупных библиотек. Лич¬ные (домашние) библиотеки.
Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев: научно-просветительские, исследователь¬ские, учебные. Различные профили музеев.
Свободное время у современных россиян. Характерная чер¬та досуга россиян, переход от активного отдыха к пассивному.
Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.
Тема 25. Спорт
Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение совре¬менных видов спорта.
Современный спорт. Спорт профессиональный и любитель¬ский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобще¬ния к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.
Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.
Раздел V
ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА (4 часа)
Тема 26—27. Город и село
Город — особая среда обитания. Возникновение первых го¬родов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.
Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов.
Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образова¬ние; здравоохранение; общественная безопасность; уровень на¬ружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды.
Появление мегаполисов.
Плюсы и минусы городской жизни.
Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа.
Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.
Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; се¬ло; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.
Тема 28—29. Мой дом, мое жилище
Три территории обитания человека: общественная, домаш¬няя, личная.
Дом — человеческая среда обитания, переплетения челове¬ческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества.
Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы условия для гармоничного развития чело¬века. Особенности требований к современному жилищу в раз¬ных странах и у разных категорий населения.
Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства; поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства.
Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.
Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны
знать:
• Основные понятия и термины;
• Психологический портрет личности в подростковом возрасте;
• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
• Свои права и обязанности;
уметь:
• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
• получать социальную информацию из разнообразных источников;
• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.
иметь представление:
• о специфике развития личности в подростковом возрасте.
Перечень литературы и средств обучения
1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. Кравченко.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса. Кравченко.
Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса. Кравченко.
Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. Кравченко.
Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию для 9 классак учебнику Кравченко А.И.
Рабочая программа по обществознанию для 9 классак учебнику Кравченко А.И....
Рабочая программа по обществознанию 6 кл.А.И.Кравченко
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию (С.И.Козленко) Программы курса «Обществознание». 6-7классы и федерального компонента государ...