рабочая программа по обществознанию 7 класс по А.И.Кравченко
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме

Рабочая программа по обществознанию.35 часов 7 класс авторы учебника Кравченко А.И., Певцова Е.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_obshchest.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное календарно- тематическое  планирование

                                                                      обществознания  в 7 классе.

№ п/п

          Тема урока

Тип урока

Элементы минимального содержания образования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

примерное домашнее задание

Дата

проведения

Примечания

план

факт

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

1.

Введение. Задачи и содержание курса «Обществознание».

7 класс

Урок изучения   нового                                      материала

  1. Ознакомить уч-ся с задачами и структурой курса «Общество-знание». 7 класс.
  2. Развить интерес к знаниям, самообразованию.
  1. Задачи и содержание курса.
  2. Структура курса.
  3. Основные источники знаний при изучении курса.
  4. Формы работы по обществознанию.

Выбрать тему рефератов

2

Переходный возраст.

Комбинированный  урок                                    

                                                                                 

  1. Определение возраста, понятия: « тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка. Самоутверждение.

Знать определение возраста, понятия: « подросток», «тинэйджер»,особенности подросткового периода; иметь представление о системе ценностей подростка, знать пути и возможности самоутверждения.

g1, ответить на вопросы., выполнить практикум на стр.13.

3.

Задачи и трудности переходного возраста.

Комбинированный урок                                                                                                          

Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода.

Знать место подростка в обществе в различные исторические эпохи.

Подготовка к выполнению жизненных задач.

Проблемы подросткового возраста.

g2, ответить на вопросы. Выполнить практикум.


4.

Быть взрослым.

Комбинированный урок                                    

                                                                                 

Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга.. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков.

Знать понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм; уметь характеризовать особенности воспитания подростков.

g3, ответить на вопросы. Выучить понятия.

5.

Физические изменения у подростков

Комбинированный урок                                                                                                        

Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы,  влияющие на рост Акселерация. Телосложение и его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность , ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.

Знать, какие физические изменения происходят в подростковый период; Знать определение понятия « комплекс неполноценности», иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности.

g4, ответить на вопросы. Выучит определения и выполнить практикум.

6.

Психологический портрет личности.

              Комбинированный урок                      

                                                                                 


Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект. Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков

  1. Индивид. Личность.
  2. Свойства психологического портрета личности.
  3. Темперамент. Особенности проявления темперамента.

А) Сангвиник.

Б) Холерик.

В) Флегматик.

Г) Меланхолик.

  1. Характер. Психологические особенности характера.

g5-6 ответить на вопросы. выполнить практикум .

1неделя октября

7.

Самооценка подростка

Комбинированный урок                                                                                                          

Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Влияние семьи на самооценку подростка.  Низкая самооценка, её причины и последствия. Завышенная самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка.

Знать основные составляющие психической жизни человека, уметь характеризовать уровни самооценки; знать , как влияет семья на самооценку подростка.

g7, ответить на вопросы. Подготовить сообщения о выдающейся личности

8.

Выдающаяся личность

Комбинированный урок                                    

                                                                                 

Выдающаяся личность в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети и их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности.

Знать о выдающихся личностях в истории, о факторах , влияющих на развитие выдающейся личности. . Воспитывать стремление к  самосовершенствованию личности учащихся, к самообразованию самовоспитанию.

g8, ответить на вопросы.

9.

Лидер и его качества.

Урок  

лекция                                                                                                          

Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знания, талант, решимость , жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде.

Знать определения понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер:

Знать роль лидера в обществе., иметь представление об основных элементах лидерства.

g9, стр.64-67, ответить на вопросы.

10.

Повторительно-обобщающий урок: « Личность подростка

Повтоиртель

Повторение пройденного материала.

Знать материал раздела « Личность подростка», основные понятия и термины.

ГЛАВАII

                                                                                             

Подросток в социальной среде

11.

Социальная среда подростка

Комбинированный урок                                    

                                                                                 

Понятие социальной среды, её составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе.

Знать понятия: социальная среда, богатство, бедность. Знать факторы , влияющие на социальную среду подростка.

g10, ответить на вопросы

12.

Подросток в группе.

Комбинированный урок                                                                                                          


Определение группы, их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм.

Знать определение группы,  уметь классифицировать группы, уметь соотносить самооценку и влияние группы. Развивать умение учащихся самостоятельно работать с учебником.

. g11, ответить на вопросы. Выполнить практикум.

13.

Межличностные отношения.

Ролевая игра                                                                                      

Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы , помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание- основа межличностных отношений. Межличностные отношения  в подростковой среде.

Знать определение межличностных отношений, уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие  развитию межличностных отношений.

Развить умение работать в группе. Воспитывать объективность, критичность в оценке своих поступков, способностей.

g12, ответить на вопросы.

14.

«Мы»  и «они»

                 Комбиниров. урок                                    

                                                                                 

Непосредственное окружение. Понятие «Я». Понятие «МЫ».Понятие «ОНИ» Кто принадлежит к группе «Мы». Кто  принадлежит к группе « Они». Знакомство. Свои и чужие.

Знать понятия: «Я». «МЫ»,  «Они»

g13, ответить на вопросы.



15.

Мир знакомых и незнакомых людей .

Комбиниров. урок                                                                                                          

Знакомые и незнакомые, различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». «Свои» их защита. Родственность, солидарность.

Знать понятие « моральный выбор», уметь описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми.

g14, ответить на вопросы

16.

Социальный портрет молодежи.

Комбиниров. урок                                    

                                                                                 

Понятие « большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном  обществе. Снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм

 Знать определение «большой группы» , уметь анализировать проблемы современной молодежти в современном мире.

g15. Ответить на вопросы

17.

Ценности современной молодежи

Комбиниров. урок                                                                                                          

.Материальный успех, профессиональный престиж. Инфантильность

Обсудить ценности, на которые ориентируются подростки.

Развивать у учащихся умение делать правильный выбор, аналитическое мышление, умение анализировать полученную информацию, выделить в ней главное, делать выводы.

 Воспитывать благородные идеалы, ответственность, гражданскую позицию

g15, ответить на вопросы.

18.

Повторительно-обобщающий урок : «Подросток в социальной среде»

Повтрительно-обобщающий                                

                                                                                 

Повторение пройденного материала

Знать материал раздела « подросток в социальной среде», основные понятия и термины.

.Эссе « Ценности современной молодежи».

ГЛАВАIII ПОДРОСТОК И ЗАКОН

19.

Юридические границы подросткового возраста

Комбинированный урок                                                                                                        

Понятие юридических отношений. Малолетние , их права и обязанности. Получение паспорта. .Несовершеннолетние , их права и обязанности. Защита прав ребенка. « Конвенция ООН о правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав.

Знать понятие « юридические отношения», знать права и обязанности детей и подростков.

g16, ответить на вопросы. Мини сочинение « Как подросток может пользоваться своими правами»

20.

Подросток как гражданин

                Комбинированный урок                                    

                                                                                 

Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права и их характеристика. Основные конституционные обязанности.

Знать определение гражданства, пути его получения. Знать основные гражданские права и обязанности.

  1.  Содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам.
  2. Развивать у уч-ся навыки решения практических задач.

g17, ответить на вопросы

21.

Подросток и его права

Урок лекция

Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование. Умение пользоваться правами. Конвенция о правах ребенка.

Знать определение «права человека». Знать основные положения « Конвенции о правах ребенка».

g18,

стр127-128 прочитать и ответить на вопросы.

22.

Опасный путь преступной жизни

Комбинированный  урок                                                                                                          

Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, его виды. Проступки, ответственность за их свершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании.

. Знать причины противоправного поведения в подростковом возрасте, знать понятия: преступление, проступок, юридическая ответственность. Юридическая ответственность несовершеннолетних.

g19, ответить на вопросы. Стр133-136.

23.

Повторительно- обобщающий урок : « Подросток и закон».

Повторительно- обобщающий.                                

                                                                                 


Повторение пройденного материала.

  1. Знать материал раздела « Подросток и закон». ,основные понятия и термины. Формировать навыки самостоятельного принятия собственного решения. Продолжать формировать умение работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, нести дискуссию.

Воспитывать уважение к закону.

Таблица Подросток имеет право.

ГЛАВА IV

ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА.

24.

Подросток в обществе риска

Комбиниров. урок                                                                                                          

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика .Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, алкоголь, наркомания, негативное влияние фильмов о насилии.

Уметь характеризовать подростковые ситуации риска, знать источники риска.

g22, ответить на вопросы. Выполнить практикум.

25

Проблема одиночества

Подростковая нервозность, раздражительность .Страхи. Защитная агрессия. Одиночество. Одиночество в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия , её причины и проявления. Пути выхода из депрессии.

Знать , что такое подростковая нервозность, раздражительность, защитная агрессия. Знать причины депрессии и пути выхода из неё.

g 21,продолжите фразу « Подросток чувствует себя одиноким, когда…..»

26

Подростковая культура

Комбиниров. урок                                    

                                                                                 

Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, её особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения.Cсистема ценностей. место подростковой культуры в jобществе .Значение речевого поведения. Пять жанров речевого поведения подростков. Хвастовство. Осуждение. Оскорбление. Непомерное оскорбление. Угроза. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого поведения.

Знать , что такое формальные и неформальные коллективы подростков. Знать определение подростковой культуры, уметь характеризовать её особенности.

g 22. Провести опрос среди сверстников « нравиться ли вам современная музыка».

27

Образ жизни

Комбиниров. урок                                                                                                          

Понятие образа жизни.Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы влияющие на образ жизни.Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных  народов, его характерные черты.

Знать понятие « образ жизни», уметь характеризовать факторы влияющие на образ жизни.

Воспитывать, прививать высокую, истинную культуру, а так же критическое и ответственное отношение к  своему образу жизни.

g23, ответить на вопросы. Выполнить практикум.

28

Досуг  и отдых.

Комбиниров. урок                                    

                                                                                 

  1. Объяснить основные понятия.
  2. Дать представление, каким образом досуг, отдых характе-ризуют характер человека, ка-кое значение в жизни человека имеют досуг, отдых.
  3. Показать , как можно и нужно правильно организовать свой досуг
  1. Досуг.
  2. Отдых.
  3. Как правильно организовать досуг и отдых.

g24, ответить на вопросы.

3 неделя марта

29

Умеем ли мы отдыхать?

Комбинированный урок                                                                                                          

Решение задач и кроссвордов

Продолжать развитие умения общаться, выступать перед аудиторией, а также умения дискутировать.

Опережающее задание: прочитать g25 подготовить сообщения о развитии спорта, об олимпийском движении.

30.

Развитие спорта.

Комбинированный урок                                    

                                                                                 

  1. Рассказать, как развивался спорт с древних времен до наших дней.
  2. Объяснить, зачем люди занимаются спортом, чем профессиональный спорт отличается от любительского.
  1. Как развивался спорт с древних времен.
  2. Сообщения уч-ся о спорте.

31.

Спорт и подросток

Комбинированный урок                                                                                                          

Выяснить, почему так необходимы занятия физкультурой и спортом для подростка, какие виды спорта популярны среди подростков в наше время и почему.

1. Тест: « Познай себя»

2. Выступления уч-ся об олимпийском движении

32

Речевое поведение.

Комбинированный урок                                    

                                                                                 

  1. речевое Что такое речевое

Жанры речи подростков

 Поведение и каково его значение в жизни человека, и, в частности, подростка, что надо быть осторожным в мыслях и словах, ибо они приводят к соответствующим поступкам. Объяснить, что такое речевое  поведение.

Прочитать записи в тетрадях.

33

О сквернословии

Комбинированный урок                                    

1. О сквернословии.

1. Воспитывать любовь и уважение к русскому, родному языку.

2. Воспитывать и прививать культуру мысли и культуру слова.

&26-27;опережающее задание Составить маршрут « Мои любимые места в Бавлинском районе».

34

Город и село Мой дом. Мое жилище

Комбинированный

Город и село –две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды. Роль города в развитии общества и, особенности сельской среды. руд и отдых в городе и селе.

Знать историю древних городов. Город и урбанизация. Плюсы и минусы городской жизни. Знать  в каком пространстве мы обитаем. Эволюция жилища. Дом в жизни человека. Эволюция жилища.

& 28-29; выполнить 2 задания практикума на выбор.

35

Итоговое повторение.

Повторение пройденного материала.

Знать материал пройденных тем.

 

                                                              Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного )общего образования; Образовательной программы школы; Примерной программы основного общего образования по обществознанию; методического письма МОИРТ, «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009- 2010 учебном году». Рабочая программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания курса «обществознание» под редакцией А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Программа ориентированна на использование Учебно-методического комплекса:

Учебник А.И.Кравченко,Е.А.Певцова Обществознание для 7 класса Москва «Русское слово2 2007.

Рабочая тетрадь И.С.Хромовой по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание» 7 класс, Москва «Русское слово» 2010.

Методическое оснащение: Обществознание 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой/ автор составитель Н.С.Кочетов Волгоград: Учитель, 2008.

Учебно- методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год и рекомендовано МОРФ.

На изучение обществознания в 7 классе отводится 1 час в неделю. При 35 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 35 часов.

В рабочую программу за счет резервного времени включены:

1 час-введение. Задачи и содержание курса « Обществознание»

3 часа-повторительно-обобщающих урока.

1 час- итоговое повторение.

№ раздела (глава)

Наименование темы

Всего часов

Количество Повторительно-обобщающих, итоговых

Сроки прохождения

Введение

Задачи и содержание курса «Обществознание» 7 класс

1

Глава 1

Личность подростка

8

Переходный возраст

1

Задачи и трудности переходного возраста


1

Быть взрослым

1

Физические изменения у подростков

1

Психологический портрет личности

1

Самооценка подростка

1

Выдающаяся личность

1

Лидер и его качества

1

Повторительно- обобщающий урок

Личность подростка

1

Глава 2

Подросток в социальной среде

7

Социальная среда подростка

1

Подросток в группе

1

Межличностные отношения

1

«Мы» и «Они»

1

Мир знакомых и незнакомых людей

1

Социальный портрет молодежи.

1

Ценности современной молодежи

1

Повторительно- обобщающий урок

Подросток в социальной среде.

1

Глава3

Подросток и закон

4

Юридические границы подросткового возраста.

1

Подросток как гражданин

1

Подросток и его права.

1

Опасный путь преступной жизни.

1

Повторительно-обобщающий урок

Подросток и закон

1

Глава 4

Образ жизни подростка

11

Подросток в обществе риска.

1

Проблема одиночества

1

Подростковая культура

1

Образ жизни

1

Досуг и отдых

1

Умеем ли мы отдыхать?

1

Развитие спорта

1

Спорт и подросток

1

Речевое поведение

1

О сквернословии

1

Город и село. Мой дом. Мое жилище.

1

Итоговое повторение

1

Всего

35

Пояснительная записка


Рабочая программа составлено в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова.
Цель обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. обучить учащихся тому, что они часть окружающего мира, что у них есть личностные качества, что они являются часть общества.

В процессе учебы будут решаться следующие задачи:
• Познакомить учащихся с понятием «подросток», «подростковый возраст». «коллектив», «личность».
• Почувствовать себя частью общества и его будущим
• Научит выявлять отличительные черты характера.
• Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
• Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
• Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.
• Дать знания о здоровом взаимоотношении между людьми.
• Выработать патриотические чувства
В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольная и самостоятельная работы. Цель: повышение общекультурного уровня учащихся.
Программа рассчитана на 34 часов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
Программа:
Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
Учебник:
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Методическое оснащение:
Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.

Для реализации программы в полном объеме на 1-е полугодие предусмотрены часы резерва (2ч.).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания учащиеся должны
знать:
• Основные понятия и термины;
• Психологический портрет личности в подростковом возрасте;
• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
• Свои права и обязанности;
уметь:
• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
• получать социальную информацию из разнообразных источников;
• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.
иметь представление:
• о специфике развития личности в подростковом возрасте.

Перечень литературы и средств обучения

1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.

Содержание рабочей программы

Глава I ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА
Тема 1. Переходный возраст
Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст — период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения под¬росткового возраста.
Особенности подросткового возраста. Характеристика стар¬шего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подро¬стковый возраст — отрезок жизни между детством и зрелостью.
Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность.

Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста
Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная — к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подго¬товка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление же¬лания нести ответственность за себя и общество; обретение си¬стемы ценностей и этических принципов.
Проблемы подросткового возраста.
Основные понятия темы: эмоциональная независимость, си¬стема ценностей
Тема 3. Быть взрослым
Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль из¬бранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.
Основное понятие темы: взрослый.
Тема 4. Физические изменения подростков
Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических из¬менений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недо¬вольства собой как фактора, формирующего комплекс неполно¬ценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.
Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполно¬ценности.
Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер
Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; ин¬теллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик.
Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.
Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.
Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства
Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышле¬нию. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции — низший, чувства — высший тип психических реакций.
Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.

Тема 7. Самооценка подростка
Самооценка как основа регулирования поведения лично¬сти. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Фак¬торы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь само¬оценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в ста¬новлении личности. Некоторые методы самовоспитания: само¬приказ; самовнушение; самоободрение.
Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.

Тема 8. Выдающаяся личность
Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся лично¬сти. Становление выдающейся личности вопреки своей природе.
Одаренные дети. Умственная одаренность — биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания ум¬ственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотива¬ции к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школь¬ное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности.
Роль поощрения одаренности в ее развитии.
Основные понятия темы: выдающаяся личность; одарен¬ность; одаренные дети.

Тема 9. Лидер и его качества
Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми дол¬жен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; реши¬мость; жесткость; притяжение.
Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, — основа искусства общения.
Основные понятия темы: лидер; искусство общения.
Глава II ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Тема 10. Социальная среда подростка
Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Бли¬жайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положе¬ние школы между двумя мирами подростков — ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам об¬щения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков.
Влияние реакции окружающих людей на поведение под¬ростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окру¬жающих.
Основное понятие темы: социальная среда.

Тема 11. Подросток в группе
Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в нес¬колько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление.
Ориентация на «значимых других». Значение уровня само¬оценки человека на степень влияния группового давления.
Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».

Тема 12. Межличностные отношения
Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межлич¬ностных отношениях. Важнейший закон межличностных отно¬шений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.
Взаимопонимание в межличностных отношениях.
Основные понятия темы: межличностные отношения; взаи¬мопонимание.

Тема 13. «Мы» и «они»
«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» — те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не общителен и не¬уживчив. «Мы» и «они» — два разных полюса, две противопо¬ложности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга.
Опасность превращения в неприязнь, а затем — в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные».
Различия между «своими» и «чужими».
Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «дру¬гие»; «иные».

Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей
Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знако¬мыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе зна¬комых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения.
«Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».
Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «дру¬гие»; «чужие»; «чужаки».

Тема 15. Социальный портрет молодежи
Молодежь — большая социальная группа. Возрастные гра¬ницы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, прихо¬дящиеся на молодежный возраст: завершение общего образова¬ния; выбор профессии и получение профессионального обра¬зования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.
Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной моло¬дежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченно¬сти на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и поли¬тическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социаль¬но-политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в опреде¬ленной степени движущей силы коренных преобразований в обществе.
Основное понятие темы: молодежь.

Раздел III ПОДРОСТОК И ЗАКОН

Тема 16. Юридические границы подросткового возраста
Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Деление подростков на две категории людей: малолет¬них (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).
Характеристика юридического положения несовершенно¬летних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечи¬телями.
Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права; обязанности; ответствен¬ность.

Тема 17. Подросток как гражданин
Паспорт как юридический документ, удостоверяющий лич¬ность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политиче¬ские права граждан. Проведение собраний, митингов и демон¬страций как проявление политических прав граждан. Законо¬дательные условия их проведения. Участие граждан в управле¬нии государством.
Обязанности граждан Российской Федерации.
Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.

Тема 18. Подросток и его права
Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Пра¬во на неприкосновенность личной жизни.
Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита дет¬ства и материнства. Право на охрану здоровья и медицин¬скую помощь.
Культурные права — права, призванные обеспечить до¬ступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.
Основное понятие темы: права ребенка.

Тема 19. Опасный путь преступной жизни
Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственно¬сти для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершенно¬летних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательно¬го воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой.
Административные нарушения и меры административной ответственности.
Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.
Основные понятия темы: преступления; уголовная ответ¬ственность; административные нарушения.
Глава IV ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА

Тема 20. Подросток в обществе риска
Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной ак¬тивности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подро¬стков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.
Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.
Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.

Тема 21. Проблема одиночества
Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чув¬ствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление, по-разному воспри¬нимаемое разными людьми. Положительная сторона одиноче¬ства — удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрес¬сии. Пути решения проблем подростковой депрессии.
Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.

Тема 22. Подростковая культура
Разнообразие подростковых обществ. Формальные и не¬формальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростко¬вой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.
Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.
Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.
Основные понятия темы: формальные группы; неформаль¬ные группы; подростковая культура.

Тема 23. Образ жизни
Структура образа жизни. Отражение образа жизни в мане¬рах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отра¬жение в образе жизни элементов культуры, не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни — отражение как характерных, так и отли¬чительных черт поведения.
Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).
Основное понятие темы: образ жизни.

Тема 24. Досуг и отдых
Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жиз¬ни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.
Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние эко¬номического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое разви¬тие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человече¬ского общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня.
История создания библиотек. Библиотеки как научно-ин¬формационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (на¬учные и технические). Работа одновременно в массовом и спе¬циализированном режимах наиболее крупных библиотек. Лич¬ные (домашние) библиотеки.
Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев: научно-просветительские, исследователь¬ские, учебные. Различные профили музеев.
Свободное время у современных россиян. Характерная чер¬та досуга россиян, переход от активного отдыха к пассивному.
Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.
Тема 25. Спорт
Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение совре¬менных видов спорта.
Современный спорт. Спорт профессиональный и любитель¬ский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобще¬ния к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.
Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.

Раздел V
ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА (4 часа)
Тема 26—27. Город и село
Город — особая среда обитания. Возникновение первых го¬родов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.
Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов.
Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образова¬ние; здравоохранение; общественная безопасность; уровень на¬ружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды.
Появление мегаполисов.
Плюсы и минусы городской жизни.
Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа.
Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.
Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; се¬ло; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.

Тема 28—29. Мой дом, мое жилище
Три территории обитания человека: общественная, домаш¬няя, личная.
Дом — человеческая среда обитания, переплетения челове¬ческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества.
Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы условия для гармоничного развития чело¬века. Особенности требований к современному жилищу в раз¬ных странах и у разных категорий населения.
Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства; поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства.
Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.
Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания учащиеся должны
знать:
• Основные понятия и термины;
• Психологический портрет личности в подростковом возрасте;
• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
• Свои права и обязанности;
уметь:
• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
• получать социальную информацию из разнообразных источников;
• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.
иметь представление:
• о специфике развития личности в подростковом возрасте.

Перечень литературы и средств обучения

1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. Кравченко.

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса. Кравченко.

Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса. Кравченко.

Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. Кравченко.

Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию для 9 классак учебнику Кравченко А.И.

Рабочая программа по обществознанию для 9 классак учебнику Кравченко А.И....

Рабочая программа по обществознанию 6 кл.А.И.Кравченко

Рабочая программа составлена на основе  программы основного общего образования по обществознанию (С.И.Козленко) Программы курса «Обществознание». 6-7классы и федерального компонента государ...