Рабочая программа по обществознанию 6 кл.А.И.Кравченко
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

 

Рабочая программа составлена на основе  программы основного общего образования по обществознанию (С.И.Козленко) Программы курса «Обществознание». 6-7классы и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по курсу «Обществознание». 6 класс.

        Рабочая программа составлена на основе  программы основного общего образования по обществознанию (С.И.Козленко) Программы курса «Обществознание». 6-7классы и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

 Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, регионального компонента.

Структура программы.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, календарно- тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса по обществознанию ; план прохождения программного материала, учебно-методическое обеспечение и лист корректировки программы.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Цели и задачи курса

Основными целями обучения обществознанию являются:

-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;

-нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Назначение курса - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 6 классе.

Программа рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю.

Специфическая характеристика курса и содержание

Данный курс представляет собой единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он даёт учащемуся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определённых жизненных ситуациях, включает методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.

Первый этап (6кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших школьников.

В 6 классе в основе содержания курса - раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к черте границы между детством и подростковым миром, и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.

В 6-классах важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:

-обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

-формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

-        обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

Для подготовки к жизни в быстроменяющемся социуме необходимо формировать у обучающихся  ключевые компетенции, которые проявляются в способности решать жизненные задачи на основе использования информации, коммуникации.

Учебно-познавательные:

понимание и интерпретация текстов  научного, делового характера;

выделение основного смысла текста, события, явления, соотношение со своим опытом и ценностями, то есть формирование своего  личностного смысла;

умение получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развития;

Социальные:

 построение индивидуальной и коллективной деятельности в полном ее цикле: постановка целей, анализ ситуации, планирование, практическая реализация, получение готового продукта, рефлексия;

умение создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться нормами, созданным другими людьми, обществом и государством;

умение действовать по алгоритму, самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;

проведение самооценки собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.

Коммуникативные:

 умение строить коммуникацию с другими людьми — вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

владение языком как средством коммуникации;

ориентирование в пространстве, понимание языка схем, планов;

ориентирование во времени;

сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы, города;

умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.

В процессе реализации программы используются следующие технологии:

1.Личностно - ориентированного обучения;

2.Проблемного обучения;

3.Игровые технологии.

Личностно-ориентированного обучения (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; подбор дидактического материала, позволяющего выявить индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение: планирование разных форм организации учебной деятельности - соотношение  фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).

Проблемного обучения (знакомство с планом урока и постановка проблемы; дробление проблемы на отдельные задачи; выбор алгоритмов решения задач, анализ);

Игровая (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; ознакомление с результатами урока; объяснение практической значимости материала; составление взаимосвязанных блоков основного содержания материала; повторение приемов учебной деятельности);

Формы контроля:

1.Устный опрос.

2.Решение познавательных творческих задач.

3.Письменная работа с развёрнутым ответом (эссе).

4.Тесты

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса по обществознанию

В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен

Знать/понимать

-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

-сущность общества как формы совместной деятельности людей;

-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

Уметь

-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо;

-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

-решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать   приобретенные   знания   и   умения       в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:

-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

Опыт познавательной и практической деятельности:

-извлечение социальной информации из разнообразных источников;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по курсу «Обществознание»  6 класс. 35 ч.

№/п

Наименование разделов,

тем

дата

Основное содержание

ЦОР

план

факт

1.

Введение .

Знакомство  c разделами учебника.

Раздел  1 Общество и человек .7ч.

2.

Что такое общество?

Понятие «общество» в разные исторические эпохи. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Общество как человеческий организм. Характеристика сфер общества.

ЕК ЦОР

3.

Происхождение и развитие человека.

Способность к прогрессу. Версии происхождения человека.Изменение образа жизни людей.Совершенствование орудий труда. Технический прогресс. Развитие общества. Социальный прогресс.Роль технического и социального прогресса в  жизни человечества. Первые люди, внешний вид и образ жизни. Основные занятия.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 6 кл.

4.

Исторические ступени развития общества.

Исторические ступени развития общества, их  характерные черты и особенности.Проблемы людей,живущих по законам традиционного общества в XXI в.

Презентация учителя.

5.

Современное общество.

Современное общество, его отличительные черты. Проблемы, связанные с современным производством, с современными средствами связи, плюсы и минусы.

6.

Человечество как сумма поколений.

Процесс роста населения на земле. Поколение как часть человечества. Современники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений.

Презентация учителя.

7.

Человек,                              общество ,природа.

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы.Охрана природы- одна из главнейших задач,стоящих перед человечеством в XXI в. Меры,предпринимаемые человечеством по охране окружающей  среды.

ЕК ЦОР

8.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек».

Повторить и закрепить основные теоретические положения темы  «Общество и человек».

Раздел 2. Экономическая сфера общества.7ч.  

9.

Что такое экономика ?

Производители. Потребители. Экономика, ее роль в жизни общества. Стадии развития капитализма. Ресурсы,используемые в экономике для производства товаров и услуг.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 6 кл.

10.

Рынок.

Рынок. Банк. Вклад. Рыночная экономика.Роль торговли в развитии производства.  Деньги как всеобщее средство обмена.

Презентация учителя.

11.

Что такое предпринимательство и бизнес?

Бизнес. Организация бизнеса. Предприниматели. Менеджеры. Капитал.Организация  бизнеса,условия,необходимые для его успешного развития.Проблемы,которые существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России.

12.

Домашнее хозяйство.

Домашнее хозяйство семьи. Особенности трудового воспитания в различных социальных слоях. Стимулы трудовой деятельности.Роль семейного бюджета в домашнем хозяйстве.

Презентация учителя.

13.

Экономическая деятельность подростков.

Молодежная экономика. Возможные способы подростковых заработков. Умение распоряжаться деньгами.Организация экономической деятельности подростков.Причины трудовой деятельности подростков,её роль в воспитании.Качества,которые воспитывает у подростков трудовая деятельность.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 6 кл.

14.

Труд  с точки зрения закона.

Право на труд. Особенности труда несовершеннолетних. Труд и отдых. Семья как объект законодательства в современном обществе. Взаимосвязь прав и обязанностей. Обязанности граждан. Налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества. Забота о детях.

ЕК ЦОР

15.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера общества».

Повторить,закрепить основные понятия и теоретический  материал по теме  «Экономическая сфера общества».

Раздел 3. Социальная сфера общества.  4ч.

16.

Социальная структура общества.

Особенности социальной структуры общества.Общество как совокупность больших и малых социальных групп.Социальное неравенство,причины его существования.

ЕК ЦОР

17.

Семья.

Создание семьи, семейные отношения.Семья как самая маленькая ячейка общества.Роль семь в жизни человека.Функции семьи  в обществе.Семейные ценности.Забота государства об укреплении семьи и увеличении рождаемости.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 6 кл.

18.

Правила и нормы поведения в обществе.

Правила и нормы поведения  обществе.Нормы, регулирующие поведение человека в обществе, их значение.Социальные нормы и их роли.

Презентация учителя.

19.

Проблемы сохранения традиций в современном мире.

Проблемы сохранения традиций в современном мире.Обычаи и традиции,их роль в жизни человека и общества.Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий.

 Раздел 4. Политика и право .7 ч.

20.

Что такое государство.

Причины появления государства. Функции государства. Отличительные черты Российского государства.Взаимосвязь государства и мирового сообщества.

Презентация учителя.

21.

Государство и  граждане.

История понятия «гражданин». Гражданин и государство. Закон «О гражданстве».Взаимосвзь граждан с государством.Государственные символы РФ.

22.

Право на службе человека.

Понятие права. Источники права, их отличительные черты. История права. Права и обязанности несовершеннолетних. Право на собственность. Право на образование. Право и семья. Понятие ответственности.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 6 кл.

23.

Конституция -основной закон страны.

История создания Конституции. Конституция и другие законы. Порядок принятия и изменения Конституции. Содержание и форма основного закона РФ. Власть по Конституции РФ. Разделение властей. Президент, Совет Федерации, Государственная Дума. Местное самоуправление.

Презентация учителя.

24.

Право и правопорядок.

Необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране. Роль граждан в сохранении правопорядка. Милиция общественной безопасности, криминальная милиция - их функции. Юридическая защита.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 6 кл.

25.

Как  защититься от несправедливости?

Различные источники нарушения прав граждан. Способы защиты прав. Судебное разбирательство. Принципы и порядок деятельности судов в РФ. Защита прав детей. Способы защиты от несправедливости.

Презентация учителя.

26.

Повторительно-обобщающий урок по теме  «Политика и право».

Повторить и закрепить основные понятия и теоретический  материал по теме  «Политика и право».Обсуждение проблемных вопросов.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 6 кл.

Раздел 5. Духовная сфера общества.  3ч.

27.

Наука и образование.

Наука и научные знания. Система наук. Методы исследования. Опрос, наблюдение, эксперимент, измерение. Образование,  его значение в жизни людей.

ЕК ЦОР

28.

Мораль.

Общественное мнение, его влияние на человека. Сходство и отличие морали и права. Представление о добре и зле в разные исторические эпохи. Право и добро.

ЕК ЦОР

29.

Идеал и  ценности.

Идеалист. Идеализация. . Вечные идеалы. Вечные ценности: истина, красота, добро, польза, справедливость, свобода. Ценности семейной жизни. Ценности современных подростков.Причины конфликта ценностей.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 6 кл.

Раздел 6. Ребёнок в обществе.6 ч.

30.

Ребенок в семье.

Мир детства. Отличие взрослых и детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребёнок в семье.Место ребёнка в обществе.

Презентация учителя.

31.

Взаимоотношения детей и родителей.

Влияние семьи и родителей на ребёнка. Атмосфера в семье. Личный пример родителей. Различные методы воспитания.Восприятие детьми и родителями друг друга.

ЕК ЦОР

32.

Ребенок в школе.

Возникновение школы, её функции в обществе. Школа в разные исторические времена, её роль и методы обучения.Роль школьного обучения в жизни человека.

33.

Друзья и ровесники.

Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Отличие дружбы от товарищества и приятельства.Роль дружбы на на всех этапах жизни человека.Разновидности дружбы и её особенности  в подростковом возрасте.

ЕК ЦОР

34.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Ребёнок в обществе».

Повторить и закрепить основные понятия и теоретический  материал по теме  

«Ребёнок в обществе».Обсуждение проблемных вопросов.Решение познавательных и практических задач.

Презентация учителя.

35.

Итоговое повторение курса «Обществознание».

Повторить и закрепить основные теоретические положения  курса обществознание за  6 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. Кравченко.

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса. Кравченко.

Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса. Кравченко.

Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. Кравченко.

Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

рабочая программа по обществознанию 6 класс по учебнику Кравченко

Рабочая программа по обществознанию 6 класс Кравченко...

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Учебник Кравченко

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс...

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...