Рабочая программа по обществознанию 6 кл.А.И.Кравченко
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию (С.И.Козленко) Программы курса «Обществознание». 6-7классы и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка 6кл.обществознание | 45 КБ |
КТП 6кл.обществознание | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу «Обществознание». 6 класс.
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию (С.И.Козленко) Программы курса «Обществознание». 6-7классы и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, регионального компонента.
Структура программы.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, календарно- тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса по обществознанию ; план прохождения программного материала, учебно-методическое обеспечение и лист корректировки программы.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели и задачи курса
Основными целями обучения обществознанию являются:
-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
-нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Назначение курса - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 6 классе.
Программа рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
Специфическая характеристика курса и содержание
Данный курс представляет собой единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он даёт учащемуся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определённых жизненных ситуациях, включает методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.
Первый этап (6кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших школьников.
В 6 классе в основе содержания курса - раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к черте границы между детством и подростковым миром, и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.
В 6-классах важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:
-обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
-формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Для подготовки к жизни в быстроменяющемся социуме необходимо формировать у обучающихся ключевые компетенции, которые проявляются в способности решать жизненные задачи на основе использования информации, коммуникации.
Учебно-познавательные:
• понимание и интерпретация текстов научного, делового характера;
• выделение основного смысла текста, события, явления, соотношение со своим опытом и ценностями, то есть формирование своего личностного смысла;
• умение получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развития;
Социальные:
• построение индивидуальной и коллективной деятельности в полном ее цикле: постановка целей, анализ ситуации, планирование, практическая реализация, получение готового продукта, рефлексия;
• умение создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться нормами, созданным другими людьми, обществом и государством;
• умение действовать по алгоритму, самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;
• проведение самооценки собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.
Коммуникативные:
• умение строить коммуникацию с другими людьми — вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
• владение языком как средством коммуникации;
• ориентирование в пространстве, понимание языка схем, планов;
• ориентирование во времени;
• сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы, города;
• умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.
В процессе реализации программы используются следующие технологии:
1.Личностно - ориентированного обучения;
2.Проблемного обучения;
3.Игровые технологии.
Личностно-ориентированного обучения (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; подбор дидактического материала, позволяющего выявить индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение: планирование разных форм организации учебной деятельности - соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).
Проблемного обучения (знакомство с планом урока и постановка проблемы; дробление проблемы на отдельные задачи; выбор алгоритмов решения задач, анализ);
Игровая (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; ознакомление с результатами урока; объяснение практической значимости материала; составление взаимосвязанных блоков основного содержания материала; повторение приемов учебной деятельности);
Формы контроля:
1.Устный опрос.
2.Решение познавательных творческих задач.
3.Письменная работа с развёрнутым ответом (эссе).
4.Тесты
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса по обществознанию
В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен
Знать/понимать
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
Уметь
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо;
-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
Опыт познавательной и практической деятельности:
-извлечение социальной информации из разнообразных источников;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по курсу «Обществознание» 6 класс. 35 ч.
№/п | Наименование разделов, тем | дата | Основное содержание | ЦОР | ||
план | факт | |||||
1. | Введение . | Знакомство c разделами учебника. | ||||
Раздел 1 Общество и человек .7ч. | ||||||
2. | Что такое общество? | Понятие «общество» в разные исторические эпохи. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Общество как человеческий организм. Характеристика сфер общества. | ЕК ЦОР | |||
3. | Происхождение и развитие человека. | Способность к прогрессу. Версии происхождения человека.Изменение образа жизни людей.Совершенствование орудий труда. Технический прогресс. Развитие общества. Социальный прогресс.Роль технического и социального прогресса в жизни человечества. Первые люди, внешний вид и образ жизни. Основные занятия. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 6 кл. | |||
4. | Исторические ступени развития общества. | Исторические ступени развития общества, их характерные черты и особенности.Проблемы людей,живущих по законам традиционного общества в XXI в. | Презентация учителя. | |||
5. | Современное общество. | Современное общество, его отличительные черты. Проблемы, связанные с современным производством, с современными средствами связи, плюсы и минусы. | ||||
6. | Человечество как сумма поколений. | Процесс роста населения на земле. Поколение как часть человечества. Современники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. | Презентация учителя. | |||
7. | Человек, общество ,природа. | Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы.Охрана природы- одна из главнейших задач,стоящих перед человечеством в XXI в. Меры,предпринимаемые человечеством по охране окружающей среды. | ЕК ЦОР | |||
8. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек». | Повторить и закрепить основные теоретические положения темы «Общество и человек». | ||||
Раздел 2. Экономическая сфера общества.7ч. | ||||||
9. | Что такое экономика ? | Производители. Потребители. Экономика, ее роль в жизни общества. Стадии развития капитализма. Ресурсы,используемые в экономике для производства товаров и услуг. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 6 кл. | |||
10. | Рынок. | Рынок. Банк. Вклад. Рыночная экономика.Роль торговли в развитии производства. Деньги как всеобщее средство обмена. | Презентация учителя. | |||
11. | Что такое предпринимательство и бизнес? | Бизнес. Организация бизнеса. Предприниматели. Менеджеры. Капитал.Организация бизнеса,условия,необходимые для его успешного развития.Проблемы,которые существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России. | ||||
12. | Домашнее хозяйство. | Домашнее хозяйство семьи. Особенности трудового воспитания в различных социальных слоях. Стимулы трудовой деятельности.Роль семейного бюджета в домашнем хозяйстве. | Презентация учителя. | |||
13. | Экономическая деятельность подростков. | Молодежная экономика. Возможные способы подростковых заработков. Умение распоряжаться деньгами.Организация экономической деятельности подростков.Причины трудовой деятельности подростков,её роль в воспитании.Качества,которые воспитывает у подростков трудовая деятельность. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 6 кл. | |||
14. | Труд с точки зрения закона. | Право на труд. Особенности труда несовершеннолетних. Труд и отдых. Семья как объект законодательства в современном обществе. Взаимосвязь прав и обязанностей. Обязанности граждан. Налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества. Забота о детях. | ЕК ЦОР | |||
15. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера общества». | Повторить,закрепить основные понятия и теоретический материал по теме «Экономическая сфера общества». | ||||
Раздел 3. Социальная сфера общества. 4ч. | ||||||
16. | Социальная структура общества. | Особенности социальной структуры общества.Общество как совокупность больших и малых социальных групп.Социальное неравенство,причины его существования. | ЕК ЦОР | |||
17. | Семья. | Создание семьи, семейные отношения.Семья как самая маленькая ячейка общества.Роль семь в жизни человека.Функции семьи в обществе.Семейные ценности.Забота государства об укреплении семьи и увеличении рождаемости. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 6 кл. | |||
18. | Правила и нормы поведения в обществе. | Правила и нормы поведения обществе.Нормы, регулирующие поведение человека в обществе, их значение.Социальные нормы и их роли. | Презентация учителя. | |||
19. | Проблемы сохранения традиций в современном мире. | Проблемы сохранения традиций в современном мире.Обычаи и традиции,их роль в жизни человека и общества.Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. | ||||
Раздел 4. Политика и право .7 ч. | ||||||
20. | Что такое государство. | Причины появления государства. Функции государства. Отличительные черты Российского государства.Взаимосвязь государства и мирового сообщества. | Презентация учителя. | |||
21. | Государство и граждане. | История понятия «гражданин». Гражданин и государство. Закон «О гражданстве».Взаимосвзь граждан с государством.Государственные символы РФ. | ||||
22. | Право на службе человека. | Понятие права. Источники права, их отличительные черты. История права. Права и обязанности несовершеннолетних. Право на собственность. Право на образование. Право и семья. Понятие ответственности. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 6 кл. | |||
23. | Конституция -основной закон страны. | История создания Конституции. Конституция и другие законы. Порядок принятия и изменения Конституции. Содержание и форма основного закона РФ. Власть по Конституции РФ. Разделение властей. Президент, Совет Федерации, Государственная Дума. Местное самоуправление. | Презентация учителя. | |||
24. | Право и правопорядок. | Необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране. Роль граждан в сохранении правопорядка. Милиция общественной безопасности, криминальная милиция - их функции. Юридическая защита. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 6 кл. | |||
25. | Как защититься от несправедливости? | Различные источники нарушения прав граждан. Способы защиты прав. Судебное разбирательство. Принципы и порядок деятельности судов в РФ. Защита прав детей. Способы защиты от несправедливости. | Презентация учителя. | |||
26. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика и право». | Повторить и закрепить основные понятия и теоретический материал по теме «Политика и право».Обсуждение проблемных вопросов. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 6 кл. | |||
Раздел 5. Духовная сфера общества. 3ч. | ||||||
27. | Наука и образование. | Наука и научные знания. Система наук. Методы исследования. Опрос, наблюдение, эксперимент, измерение. Образование, его значение в жизни людей. | ЕК ЦОР | |||
28. | Мораль. | Общественное мнение, его влияние на человека. Сходство и отличие морали и права. Представление о добре и зле в разные исторические эпохи. Право и добро. | ЕК ЦОР | |||
29. | Идеал и ценности. | Идеалист. Идеализация. . Вечные идеалы. Вечные ценности: истина, красота, добро, польза, справедливость, свобода. Ценности семейной жизни. Ценности современных подростков.Причины конфликта ценностей. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 6 кл. | |||
Раздел 6. Ребёнок в обществе.6 ч. | ||||||
30. | Ребенок в семье. | Мир детства. Отличие взрослых и детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребёнок в семье.Место ребёнка в обществе. | Презентация учителя. | |||
31. | Взаимоотношения детей и родителей. | Влияние семьи и родителей на ребёнка. Атмосфера в семье. Личный пример родителей. Различные методы воспитания.Восприятие детьми и родителями друг друга. | ЕК ЦОР | |||
32. | Ребенок в школе. | Возникновение школы, её функции в обществе. Школа в разные исторические времена, её роль и методы обучения.Роль школьного обучения в жизни человека. | ||||
33. | Друзья и ровесники. | Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Отличие дружбы от товарищества и приятельства.Роль дружбы на на всех этапах жизни человека.Разновидности дружбы и её особенности в подростковом возрасте. | ЕК ЦОР | |||
34. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Ребёнок в обществе». | Повторить и закрепить основные понятия и теоретический материал по теме «Ребёнок в обществе».Обсуждение проблемных вопросов.Решение познавательных и практических задач. | Презентация учителя. | |||
35. | Итоговое повторение курса «Обществознание». | Повторить и закрепить основные теоретические положения курса обществознание за 6 класс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. Кравченко.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса. Кравченко.
Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса. Кравченко.
Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. Кравченко.
Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...
рабочая программа по обществознанию 6 класс по учебнику Кравченко
Рабочая программа по обществознанию 6 класс Кравченко...
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Учебник Кравченко
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс...
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...