Самооценка личности подростка. урок по обществознанию в 7 классе Защита проекта.
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме

Костромина Маргарита Геннадьевна

Проект расчитан на выявление уровня саммоценки учащихся в гимназии, рассмотрены причины завышенной и ниэкой самооценки подростков. даны рекомендации. как работать с самооценкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

 Конспект урока

Аттестуемый педагог       Костромина Маргарита Геннадьевна

Предмет: обществознание      7 «Г» класс    

Проект по теме  « Самооценка в подростковом возрасте»

Цели урока:

1) Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений, навыков по теме Личность подростка

2) Формирование способности анализировать полученную информацию.

3) Развивать у учащихся объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль.

4) Воспитывать стремление к самосовершенствованию личности учащихся, к самообразованию и самовоспитанию.

5) работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;

Оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Доска;
  3. Мультимедиапроектор;
  4. Учебная презентация учителя, презентации учащихся.

Предполагаемый результат:

1) формирование научного мировоззрения и основ научного исследования.

2) Развитие  самостоятельности и активности учащихся.

3) Развитие у учащихся познавательного интереса, умение работать в группах и индивидуально.

4) Воспитание внимательного, доброжелательного отношения друг к другу

5) Формирование стремления к самосовершенствованию личности учащихся, к самообразованию и самовоспитанию.

Тип урока:  обобщение и систематизации знаний.

Этапы работы

Содержание этапа

1

  1. Организационный момент. 

Организационный момент, включающий:

  1. постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  3. описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внешней и внутренней психологической готовности к уроку; обеспечить мотивации и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений; настроить на положительные эмоции; способствовать созданию внутреннего комфорта.

Взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания и внутренней готовности.

Методы работы: беседа, наглядный метод.

Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой. Мотивировать обучающихся на работу.

Настрой обучающихся: положительный.

Вступительное слово учителя. Сегодня у нас не совсем обычный урок – Защита проектов.  Тема «Самооценка в подростковом возрасте» как мне кажется вам близка и над данным проектом было работать трудно и интересно. Вы провели много различных анкет и опросов среди сверстников, ребят постарше и младше вас и даже среди родителей. И результаты этой работы будут представлены сегодня четырьмя группами. Сообщение присутствующим о целях, о методических задачах, о проблемных вопросах темы, и о этапах и сроках проведения проекта. Основополагающий вопрос:

Из чего складывается самооценка подростка?

Темы, над которыми работали группы;

  1. Что такое самооценка ?
  2. Кто и что влияет на самооценку подростка?
  3. Какую самооценку имеют подростки МОУ «Гимназия №11»?
  4. Как работать с самооценкой? Роль самовоспитания и его методы.

Данный проект проводится в курсе обществознания, в 7 классе, рассчитан на 3 часа плюс внеурочное время. Тема проекта «Самооценка в подростковом возрасте».

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  1. определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  3. описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  4. описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  5. определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  6. описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  7. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  8. описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель: Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений, навыков сформированных ранее.

  Ответить на основополагающий вопрос « Из чего складывается самооценка?» (Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним).

Цели и задачи: Развивать у учащихся объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль

Цель: Формирование способности анализировать полученную информацию. Работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;

 Развивать у учащихся объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль. Умение  работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;

 Методы: наглядный, защита проектов  учащихся, заполнение рабочих листов каждым учащимся класса.

Учащиеся должны раскрыть тему своего исследования; сообщить тему и цель работы, определить объект исследования, сообщить методы с помощью которых проводилось данное исследование, сделать выводы. Возможно предоставление дополнительных фактов, рекомендаций и тд). Ответ должен быть полным, обстоятельным, с применением наглядного материала, учащиеся так же обязаны предоставить дневник, где они вели записи, работая над данным проектом.

Вступительное слово учителя:

Самооценка, являясь ценностно-волевой стороной самосознания, ориентирует человека самостоятельно направлять и контролировать свои действия и поступки, воспитывать в себе нравственные качества, преодолевать недостатки. Самооценка обычно представляет собой оценку процесса и результатов собственной деятельности и поведения.

Правильная самооценка является необходимым условием развития личности, правильной ориентации ее в своих силах, умениях и способностях.

Поэтому сегодня мы решили рассмотреть вопрос самооценки в подростковом возрасте. Ведь именно в этом возрасте самооценку можно исправить, скорректировать.

Выступление учащихся:

1 группа «Что такое самооценка?

Милицин Михаил, Шваб Александр и др.

 

2 группа «Кто и что влияет на самооценку подростка?

Пономаренко Екатерина, Иванов Егор и др.

3 группа Какую самооценку имеют подростки МОУ гимназия №11

Листопадова Ксения, Молордцов Александр и др

4 группа «Как работать с самооценкой. Роль самовоспитания и его методы»

Черных Иван, Фильцова Александра.

Во время выступления групп учащиеся заполняют РАБОЧИЙ ЛИСТ  (выдан каждому ученику), где анализируют работу групп. После выступления группы остальные участники проекта могут задавать вопросы, уточнять.

3

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  1. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  2. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  3. изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  4. описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  5. описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  6. описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  7. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Урок –обобщения. Поэтому новый материал на данном уроке не изучается.

4

5

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  1. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  2. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  3. описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  4. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  5. Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Задание на дом, включающее:

  1. постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  2. определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  3. определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель: Показать степень усвоения основных знаний, умений, навыков

Цели и задачи: Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений, навыков сформированных ранее.

Развивать самостоятельность и активность учащихся.

 Развивать у учащихся познавательный интерес, объективное отношение к самооценке

Формы и методы: Словарная работа, работа с рабочим листом.

Рефлексия.

  1. Самооценку можно выразить такой формулой:

Прокомментируйте эту формулу с точки зрения математики (Это отношение успеха к притязанию.  Наша самооценка зависит от величины успеха и притязания)

  1. Подумайте, означает ли фраза «надо полюбить себя таким как есть», что надо принимать и любить свои недостатки?
  2. Из чего же складывается самооценка подростка? (Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним)

Завышенная самооценка – это склонность личности переоценивать себя, приводящая к конфликтам с окружающими.

  Заниженная самооценка – это склонность личности недооценивать себя, ведущая к чувству неуверенности, тревожности, безынициативности.

Какие факторы способствуют формированию

Высокой и низкой самооценки?

    Подведение итогов.

Таким образом, самооценка и развитие личности имеет очень важное значение не только для самого человека, но и для его близких, играет важную роль в построении отношений человека с окружающими его людьми. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. В подростковом возрасте очень важно определить самооценку личности, и повысить ее в этом возрасте значительно легче, чем, будучи взрослым.

Выставление оценок.

 Домашнее задание.

Цель: развивать объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль.

Цель: Воспитание стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.

В ходе проведенного вами исследования мы выяснили , что в классе к сожалению много ребят с заниженной самооценкой, многим не хватает уверенности в своих возможностях, а небольшой процент ребят слишком переоценивают свои .  Для того чтобы   привести свои силы и возможности в соответствие я предлагаю вам в качестве домашнего задания поразмышлять над фразой, высказанной французским писателем Мопассаном, а для укрепления веры в себя предлагаю вспомнить как можно больше хороших качеств, которые конечно же есть у каждого из вас.

Объясните смысл и приведите примеры подтверждающие или опровергающие афоризм

- Кто не уважает себя – несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, - глуп» (Г.  Мопассан, французский писатель)

Задание:   нарисуйте солнце. В центре солнца  напишите ”Я”. И вдоль каждого луча напишите свои положительные качества. Количество качеств соответствует количеству лучиков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самооценка учеников гимнании 11 Тема:

Слайд 2

Цель работы Изучить уровень самооценки юношей и девушек в гимназии № 11.

Слайд 3

Предмет исследования Уровень самооценки учащихся 5 – 11 классов. Объектом исследования стали учащиеся гимназии №11 с 5 по 11 класс. В процессе работы был установлен общий уровень самооценки в трех возрастных группах: 5-6 классы 7-8 классы 9-11 классы. В практической части задания были опрошены 77 учащихся различных возрастов.

Слайд 4

Данные по 5-6 классам 1 ) На чем основывается ваша самооценка? На том, что я о себе думаю На том, что думают обо мне окружающие Затрудняюсь ответить 2) Когда вы оцениваете другого человека, что для вас важно? Внешние данные То как он одет Умственные способности То, какое впечатление он производит на окружающих

Слайд 5

Данные по 5-6 классам 3) Нравится ли тебе отвечать у доски? Да, нравится когда хвалят за хорошо выученный урок Иногда Нет, я чувствую себя неуверенно 4) Часто ли ты принимаешь участие в разных мероприятиях? Да, мне нравится быть в центре внимания Иногда, если меня попросят Нет, я стесняюсь выступать на публике

Слайд 6

Данные по 7-8 классам 1 ) На чем основывается ваша самооценка? На том, что я о себе думаю На том, что думают обо мне окружающие Затрудняюсь ответить 2) Когда вы оцениваете другого человека, что для вас важно? Внешние данные То как он одет Умственные способности То, какое впечатление он производит на окружающих

Слайд 7

3) Нравится ли тебе отвечать у доски? Да, нравится когда хвалят за хорошо выученный урок Иногда Нет, я чувствую себя неуверенно 4) Часто ли ты принимаешь участие в разных мероприятиях? Да, мне нравится быть в центре внимания Иногда, если меня попросят Нет, я стесняюсь выступать на публике Данные по 7-8 классам

Слайд 8

Данные по 9-11 классам 1) На чем основывается ваша самооценка? На том, что я о себе думаю На том, что думают обо мне окружающие Затрудняюсь ответить 2) Когда вы оцениваете другого человека, что для вас важно? Внешние данные То как он одет Умственные способности То, какое впечатление он производит на окружающих

Слайд 9

3 ) Нравится ли тебе отвечать у доски? Да, нравится когда хвалят за хорошо выученный урок Иногда Нет, я чувствую себя неуверенно 4) Часто ли ты принимаешь участие в разных мероприятиях? Да, мне нравится быть в центре внимания Иногда, если меня попросят Нет, я стесняюсь выступать на публике Так же было дано 2 ответа: мне просто лень. Данные по 9-11 классам

Слайд 10

Общая диаграмма

Слайд 11

Выводы: Вывод 1: Самооценка подростка зависит от его возраста и темперамента. Вывод 2: На оценку другого человека и самооценку влияют восприятие другими, умственные способности и внешний вид. В зависимости от возраста на первый план выходят различные факторы. Вывод 3: Большинству учеников всех возрастов нравится быть в центре внимания.

Слайд 12

Спасибо за внимание!!! Проект группы №3, 7Г класса гимназии, № 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самооценка в подростковом возрасте Учебный проект по обществознанию Руководитель: учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия №11 г.Волгограда» Костромина М.Г.

Слайд 2

Участники проекта ученики 7 «Г» класса МОУ гимназии №11 Г. Волгограда, Дзержинского района.

Слайд 3

Краткая аннотация проекта Уровень самооценки влияет на все поступки человека. Чаще всего самооценка личности бывает занижена, то есть реальные возможности человека выше, чем представления человека о своих возможностях. Обычно это связано с тем, что формирование самооценки происходит, в основном, в детстве, когда возможности человека развиты слабо. Кроме того, серьезное влияние оказывает негативное окружение. Конечно, встречаются случаи, когда у человека завышенная самооценка, но, это характерно только для очень молодых людей. А для взрослых людей характерна обратная ситуация. Данный проект проводится в курсе обществознания, в 7 классе, рассчитан на 3 часа. Тема проекта «Самооценка в подростковом возрасте».

Слайд 4

Цели проекта I . ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ . 1) Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений, навыков сформированных ранее. 2) Продолжить формирование научного мировоззрения и основ научного исследования. II . РАЗВИВАЮЩИЕ. 1) Формирование способности анализировать полученную информацию. 2) Развивать у учащихся объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль. 3) Развивать самостоятельность и активность учащихся. 4) Развивать у учащихся познавательный интерес. III . ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ. 1) Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу, культуру диалога, умение работать в группах и индивидуально. 2) Воспитывать стремление к самосовершенствованию личности учащихся, к самообразованию и самовоспитанию.

Слайд 5

Методические задачи овладеть обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований; научиться грамотно оценивать достоверность полученной информации; приобрести навыки проектной деятельности.

Слайд 6

Основополагающий вопрос Из чего складывается самооценка подростка?

Слайд 7

Проблемные вопросы учебной темы Что такое самооценка подростка? Кто и что влияет на самооценку подростка? Какую самооценку имеют подростки МОУ «Гимназия №11 города Волгограда»? Как работать с самооценкой. Роль самовоспитания и его методы.

Слайд 8

Этапы и сроки проведения проекта Организационно-подготовительный этап ( 1 урок ). 1) постановка проблемы, выдвижение первых гипотез; 2) составление плана действий; 3) обсуждение возможных источников информации по поставленной проблеме; 4) самостоятельное распределение заданий. II . Аналитический этап ( 1 урок ). 1) сбор и обработка информации (проведение тестирования среди учащихся подросткового возраста 5-9 классов); 2) обсуждение, обобщение результатов исследования (общие выводы). III . Заключительный этап ( 1 урок ). 1) оформление результатов исследования в виде презентации; 2) защита проекта.

Слайд 9

Информационные ресурсы Обществознание 7 класс А.И. Кравченко, Е.А. Певцов М.: «Русское слово» 2008; Обществознание Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой 7 класс Волгоград 2008; file://localhost/D:/Мои%20документы/Тест%20на%20адекватность%20самооценки%20—%20Размытый%20путь.mht EVG3097@MAIL.RU



Предварительный просмотр:

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ к уроку на тему « Самооценка подростка»

РАБОЧИЙ ЛИСТ  ученика(цы)  7 «Г» класса ФИО_________________________________________________

План урока.

  1. Что такое самооценка подростка?
  2. Кто и что влияет на самооценку подростка?
  3. Какую самооценку имеют подростки МОУ «Гимназия №11 города Волгограда»?
  4. «Как работать с самооценкой. Роль самовоспитания и его методы»

Термины и понятия:

Самосознание – интерес к своему «Я».

Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.

 «Я»-концепция - это итог познания и оценки самого себя через отдельные образы самих себя в самых разнообразных условиях, реальных и воображаемых ситуациях, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

    1.Групповая работа

Задание:

- внимательно слушать отчет группы, задавать вопросы, уточнять

Заполните таблицу.

Вопросы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1) Каково ваше общее  впечатление от выступления группы?

2) С чем Вы не согласны?

3) Что хотели бы дополнить?

Ваши пожелания

Рефлексия:

  1. Подумайте, означает ли фраза «надо принять и полюбить себя таким, как есть», что надо принимать и любить свои недостатки?

  1. Самооценку можно выразить такой формулой:

- Прокомментируйте, пожалуйста, эту формулу с точки зрения математики.

ФИО_________________________________________________

Проверьте свои знания!

Какие факторы способствуют формированию (не менее 2-х факторов)

Высокой самооценки

Низкой самооценки

ФИО_________________________________________________

Проверьте свои знания!

Какие факторы способствуют формированию (не менее 2-х факторов)

Высокой самооценки

Низкой самооценки

Домашнее задание:

Объясните смысл и приведите примеры подтверждающие или опровергающие афоризм

- «Кто не уважает себя – несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, - глуп» (Мопассан, французский писатель)

        Задание:  в центре солнца  напишите ”Я”. И вдоль каждого луча напишите свои положительные качества. Количество качеств соответствует количеству лучиков.

Домашнее задание:

Объясните смысл и приведите примеры подтверждающие или опровергающие афоризм

-« Кто не уважает себя – несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, - глуп» (Мопассан, французский писатель)

        Задание:  в центре солнца  напишите ”Я”. И вдоль каждого луча напишите свои положительные качества. Количество качеств соответствует количеству лучиков.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе - защита проекта "Добрых рук мастерство"

Конспект урока русского языка в 6 классе из серии уроков развития речи. Публичное выступление - защита проекта "Добрых рук мастерство" (о произведениях декоративно-прикладного искусства)....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Урок контроля по литературе в 8 классе "Защита проектов".

Урок направлен на развитие умения самостоятельно пользоваться справочными материалами, находить информацию в различных источниках ( справочниках, открытом учебном информационном пространстве сети Инте...

Урок немецкого языка в 6 классе - защита проекта "О фруктах".

Узнать много нового и рассказать другим - вот главный девиз этого проекта!...

Методическая разработка урока информатики в 6 классе «Защита проектов по теме «Возможности графического редактора для создания графических изображений»

Цели урока:образовательная: научить использовать ИКТ для создания проектов, представления результатов своей работы; навыкам использования современных технических средств;развивающая: развивать умение ...

Разработка урока в 8 классе "Защита проектов. Модель фирмы"

Цель урока: способствовать формированию у учащихся навыков предпринимательской деятельности необходимых в жизненных ситуациях, освоению рациональной модели поведения в бизнесе....

Урок алгебры в 11 классе "Защита проекта"

В своё время учёный В.Ф.Шаталов предложил «метод опор», но по его методике эту деятельность полностью осуществляет учитель. Основная идея нашего проекта в том, что «опоры&r...