Урок по теме: "Благотворительность"
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План урока
Тема: «Благотворительность».
Цели урока:
- Расширить знания учащихся о понятии благотворительность, ее целями и историей в процессе усвоения новых понятий, систематизации уже имеющихся знаний, актуализации жизненного опыта обучающихся;
- Воспитать сопереживание, сострадание, желание помочь нуждающимся в обучающихся посредством их участия в благотворительной деятельности через групповую форму организации учебной деятельности;
- Формировать навыки культуры группового взаимодействия, способствующие выработке толерантного отношения к окружающим, развивать рефлексивные умения учащихся.
Оборудование урока:
- Мультимедийный проектор;
- Презентация урока;
- Пакет памяток для групповой работы.
Термины: благотворительность, меценат, сопереживание.
МПС: история, психология, экономика.
Методы: Наглядный, проблемно-поисковый.
Ход урока:
- Организационный момент:
Вступительное слово учителя:
Бернард Шоу заявил: «Когда человек научился летать по небу как птица, плавать по воде как рыба, ему осталось одно научиться жить на земле как люди».
Благотворительность, меценатство, милосердие, приют – почти забытые в середине прошлого века понятия. Только на исходе ХХ столетия они постепенно стали возвращаться в нашу повседневную жизнь.
Человечество за прошедшее время изменилось: из homo sapies оно превратилось в человека «разумного» и «цивилизованного» - как само считает. Но, удивительное дело, став умнее, оно, вместе с тем, стало и более жестоким, изощренным, гордым и самолюбивым. Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера, любовь, совесть и милосердие постепенно забывается.
слайд 1
«Всего более убогих не забывайте,
но насколько можете по силам кормите,
и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами,
а не давайте сильному губить человека».
«Поучение Владимира Мономаха детям»
1. Определение благотворительность
3-4 слайд
На экране появляется слово благотворительность.
– В этом слове спряталось два слова. Найдите их (благо, творить).
– Подберите синонимы к слову творить (делать, совершать).
– Как вы понимаете слово благо? (добро)
Осуществлять благотворительность значит “творить благо”.
5-6 слайд
«Иллюстрированном толковом словаре для детей и школьников» В.И.Даля благотворительность – готовность делать добро, помогать бедным, нуждающимся.
Ожегов же дает такое толкование термину «благотворительный»:
1. безвозмездный и направленный на общественную пользу;
2. направленный на оказание материальной помощи неимущим.
А людей, которые занимаются благотворительной деятельностью, называют меценатами.
7-8 слайд
Меценат (от имени собственного Maecenas) – человек, покровительствующий развитию искусства, науки, оказывающий им финансовую поддержку. Название стало нарицательным и происходит от имени древнеримского вельможи.
9 слайд
На экране появляется слово меценатство.
Меценатство – это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительностью.
Понятие “меценат” пришло к нам из Древнего Рима.
10-12 слайд
На экране появляется меценат ? спонсор.
Кто такой спонсор? (дающий деньги на какой-либо проект).
Дающий деньги (спонсор) – это ещё не меценат. Право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь. Нынешние меценаты должны стремиться прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.
Учитель подводит итог обсуждению:
Смысл благотворительности, конечно же, становится ясен из смысла слов, образующих это слово – творить благое, то есть делать благие дела, помогать нуждающимся в помощи. Потому что люди – высшие существа, разумные, и наша отличительная особенность состоит в том, что мы наделены чувствами, умением почувствовать и переживать не только свою боль, свое горе, проблемы, но и чужую беду. И реакция в такой ситуации, конечно же, - помочь всем, чем можешь, ничего не требуя взамен, не заботясь о том, чтобы о твоей помощи узнали и услышали.
2. История благотворительности
Вы совершенно правы, таких людей, которые занимаются меценатством, в истории нашей страны и в современности немало. Сейчас мы познакомимся с деятельностью только некоторых из них.
Сообщение ученика (3-4 минуты)
Древняя Русь
- Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату Крещения Руси. С принятием Христианства с одной из его основных заповедей – о любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло своё выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».
- В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменовании победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходите на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках.
- Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внёс в Церковный и Земские уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях.
- Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской продолжил традиции благотворительности предков: князь помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню.
Неотъемлемой частью своей деятельности считала благотворительность и Православная церковь. При всех монастырях нищим раздавали еду, милостыню, устраивали особые помещения для больных, престарелых. Для Древней Руси была характерна благотворительность, связанная с личной инициативой князей.
Смутные времена
Впервые заговорил о необходимости создать государственную помощь в России царь Иван Васильевич Грозный. На Стоглавом соборе, который состоялся в 1551 году, он сказал, что в каждом городе должны быть построены богадельни и больницы. Собор, отметивший чрезмерный рост нищенства и тунеядства, высказался за упорядоченность помощи нуждающимся, то есть за организованное призрение. Средства на эти цели должны поступать от частных лиц, а контроль их расходования отдавался в руки духовенства и целовальников.
Решение этого высокого собрания можно считать началом сотрудничества светских и церковных властей в деле помощи страждущим.
Первые Романовы
Тем не менее, нищенство в России оставалось серьёзной социальной проблемой и на протяжении всего XVII века. Царские власти пытались справиться с ней, развивая государственную благотворительность.
Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Фёдорович, поручил патриаршему приказу открытие «сиротских домов».
А в царствование Алексея Михайловича, в 1649 году, было принято «Соборное уложение», где в свод гражданских законов («Кормчую книгу») вошли статьи об общественном призрении. Создаются специальные приказы, занимающиеся призрением бедных, начинает функционировать приказ, ответственный за строение богаделен. В 1682 году молодой царь Фёдор Алексеевич строго предписывает собрать в Москве всех нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в богадельни и госпитали или «раздать» по монастырям, а «здоровым лентяям дать работу».
«Пётр I Великий»
Решительно взялся за искоренение нищенства Пётр I. Им было издано около 20 указов против нищенства.
Однако царь прекрасно понимал, что одними репрессиями уничтожить нищенство невозможно. Неслучайно в его царствование появилась программа призрения «сирых и убогих». По примеру европейских стран Пётр I велит строить сиротские дома, больницы и дома призрения. Он предписывает помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, выдавать престарелым и инвалидам из казны специальные «кормовые деньги», а состоятельных граждан призывает вкладывать «милостные» средства и продукты непосредственно в богадельни и госпитали. Особое внимание царь проявлял к изувеченным в войнах солдатам.
Центральное управление богоугодными заведениями Пётр I сначала сохраняет за Патриаршим и Монастырским приказами, в 1721 году передаёт его Святейшему Синоду, а в 1724 – Камер-конторе, то есть финансовому ведомству. При Петре I общественное призрение окончательно ушло из ведения духовенства, став предметом государственных забот.
Устройству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял много внимания и великий реформатор России Пётр I. В 1700 году царь указал строить богадельни лишь для стариков, инвалидов и беспризорных детей: «молодым и здоровым кормовых денег не давать, и от кормовых денег им отказать».
В конце жизни Пётр намеревался провести в стране перепись нуждающихся для выяснения их количества и распределения по разрядам, но затея так и не была осуществлена.
Правление Екатерины II
Много сделала для развития системы государственной благотворительности в России Екатерина II. Важнейший законодательный акт её правления – "Учреждения для управления губерний Российской империи", подготовленныё самой Екатериной был принят 7 ноября 1775 года. Согласно документу, в каждой губернии были созданы приказы общественного призрения – система государственной помощи, осуществлявшая всю социальную политику в стране. Приказы открывали и брали под контроль народные школы, заведения для умалишённых и неизлечимых больных, госпитали, больницы, богадельни, сиротские и смирительные дома.
В екатерининскую эпоху приказы общественного призрения – органы, не зависящие от губернских инстанций и подчинявшиеся непосредственно верховной власти и Сенату, – были созданы в 40 из 55 губерний. Для учреждений, подконтрольных приказам, была разработана своя система источников финансирования: они получали как государственные средства, так и деньги от благотворителей.
Продолжая борьбу с профессиональным нищенством и бродяжничеством, Екатерина II вводит систему принудительного труда и трудового призрения нищих. В 1775 году появились первые работные дома, находящиеся в ведении полиции, для праздношатающихся или занимающихся нищенским промыслом.
При Екатерине II возникает сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорождённых («зазорных») младенцев. В России это стало благотворительной новацией. Первый такой воспитательный дом с госпиталем для бедных рожениц был открыт в 1764 году в Москве как государственное учреждение. Строили этот дом на частные пожертвования: императрица передала в фонд 100 тысяч рублей единовременно и подписалась на ежегодные отчисления в 50 тысяч, а цесаревич Павел – по 20 тысяч. Крупнейший частный жертвователь, П. А. Демидов, передал на учреждение Родильного института при Воспитательном доме 200 тысяч рублей. Через шесть лет такой же дом открыли и в Петербурге.
В воспитательные дома принимали подкидышей, детей, рождённых вне брака, а также «законных детей, оставляемых родителями по бедности». Здесь дети росли и получали элементарное общее образование, а с 14-15 лет воспитанников отдавали в обучение ремёслам в мастерские, организованные при самом доме, или же городским ремесленникам. На содержание воспитательных домов шли миллионные суммы.
Появились в екатерининскую эпоху и так называемые сиротские дома, то есть учебные заведения для детей неимущих родителей – купцов, чиновников, канцелярских служащих, мещан и цеховых, – которые «по бедности своей не имели средств устроить детей в какие-либо училища». В сиротские дома принимали мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 11 лет. По окончании училища детей распределяли на службу в государственные учреждения, на фабрики, заводы или к разного рода предпринимателям для обучения ремёслам, торговле и прочим полезным занятиям.
При Екатерине II в Москве появились первые всесословные больницы для бедных. В них нуждающихся лечили, как правило, бесплатно. В Петербурге, в Москве, в Новгороде открылись дома для душевнобольных.
Эпоха реформ
- ХIХ век стал переломным в развитии благотворительности. Были изданы законы и установлены неписанные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию.
1828 – в стране введено звание «Почётный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования.
1848 – при Николае I было создано общество посещения бедных, инициатором и вдохновителем которого стал В.Ф.Одоевский.
1857 – принят Устав об Общественном призрении.
В конце ХIХ века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней. В городах была налажена система попечительства о бедных. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найдёновы, Боткины и другие.
Начало ХХ века
В начале ХХ века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100000 жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений, 19108 приходских попечительских советов. По самым приблизительным подсчётам в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27000000 рублей.
Благотворительность в Советской России
Традиции российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности. Однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей.
Потом функцию благотворительности взяло на себя государство.
Наше время
Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели и блоготворительные фонды, такие, как Фонд Форда, Фонд Джона Д. и Кетрин Т. МакАртуров, британский благотворительный фонд Chirities Aid Fondation, всемирный фонд дикой природы, фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским учёным, музыкантам, художникам.
Следующий этап – создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержка научных, учебных проектов, семей погибших военнослужащих, помощь детским домам, больницам и т. д.
Игра «Кто это?» 13-21 слайд
17-18 слайд
Агнесса Гонджа Бояджиу известная миру как мать Тереза – лауреат нобелевской премии. Албанская старушка устроила подвижные клиники, которые ездят по всему свету, и оказывают помощь прокаженным. Она организовала первую клинику для зараженных СПИДом.
19-20 слайд
Билл Гейтс Этот человек жертвовал компьютеры, обеспечивал бесплатный доступ в интернет и спонсировал самый большой образовательный фонд в истории.
21 слайд
Символом целой эпохи стала жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева (1932-1999гг); известный российский музыкант Мстислав Ростропович; певица Анита Цой; звезда Голливуда Анжелина Джоли; актриса Чулпан Хаматова.
22-25 слайд
Благотворительный фонд актрисы Чулпан Хаматовой «Подари жизнь».
26 слайд
Благотворительный фонд «Кто, если не Я?»
27-28 слайд
Сегодня очень многие деятели культуры проводят концерты, сборы от которых перечисляют в детские дома и больницы. Стало традицией отправлять выигрыш на игре «Поле чудес» также на благовидные дела. На Рождественской ярмарке в Санкт-Петербурге он нарисовал заснеженное окно на конкурсе рисунков. Этот рисунок ушел с аукциона за 37 млн. руб., которые были направлены на благотворительность. Кто же был художником? В.В. Путин.
3. Дебаты
Дебаты: Обязательно ли быть богатым, состоятельным, чтобы оказывать помощь?
? Землятресение на Гаити
Джон Траволта
Джордж Клуни
30-41 слайд
Я хочу жить – история болезни детей оренбургской области
42 слайд
Мечты детей
43-44 слайд
Работа с диаграммами
1. Как вы относитесь к благотворительности
- Анкетирование по вопросу: «Вы занимаетесь благотворительностью».
45-47 слайд
Волонтер- Рука Помощи – Создание Благотворительного фонда
49-59 слайд
Волонтерское движение клоунов в больницах
Студенты 4 курса циркового училища имени Карандаша.
Студенты 2-4 курса Мединститута г. Оренбург
60-64 слайд
Работа с Благотворительным фондом актрисы Чулпан Хаматовой «Подари жизнь».
Акция «Нам нужна помощь».
65-66 слайд
Архитектурно-скульптурная композиция «Добрый Ангел Мира в городе Оренбург»
67 слайд
Благотворительные фонды в Оренбургской области
Начала действовать акции благотворительного фонда «Тепло сердец» «Сухие попки» и «Кислород».
Завершение урока
Итак, мы выяснили, что для любого человека найдётся доброе дело. Важно только не быть равнодушным к чужим страданиям и боли.
Д.Дидро «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей»
Платон «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
Сенека «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»
Анжелина Джоли
Анита Цой
Чулпан Хаматова
Мстислав Ростроповичч
Р.М. Горбачева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по теме "Благотворительность"(Charity)
Урок по теме "Благотворительность" способствует воспитанию милосердия и проявлению сострадания к инвалидам, сиротам, пожилым людям, жертвам стихийных бедствий, войн и техногенных катастроф....
Конспект урока по теме: "Благотворительность"
В уроке отражена работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся....
Открытый урок по теме «Благотворительность» в 7 классе, английский язык, автор учебника Кузовлев В.П. с применением системно-деятельностного подхода.
Открытый урок по теме «Благотворительность» в 7 классе, автор учебника Кузовлев В.П.Учитель: Куркина В.В., АМОУ СОШ п. ПарфиноТема урока: «Что ты знаешь о волонтерах и волонтерской работе?»Цель ...
Урок английского языка в 7 классе на тему "Благотворительность"
Данный урок разработан по УМК В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа. Английский язык. 7 класс и является первым уроком в данной теме. Презентацию урока можно скачать здесь: http://depositfiles.com/files/8lm46kvc...
Презентация к уроку по теме «Благотворительность» .
Презентация к уроку по теме «Благотворительность» в 7 классе.Разработана по учебнику Кузовлева В.П....
Презентация к фрагменту урока английского языка в 7 классе "Обучение аудированию на основе лексического материала по теме «Благотворительность» (УК Кузовлева В.П.)"
Презентация к фрагменту урока английского языка в 7 классе "Обучение аудированию на основе лексического материала по теме «Благотворительность» (УК Кузовлева В.П.)"...
План- конспект урока английского языка в 9 классе по УМК " Английский в фокусе - 9 " по теме " Благотворительность"
План – конспект урока английского языка в 9 классе по УМК «Английский в фокусе -9» под ред. Ваулиной Ю. Е., Эванс В., Подоляко О. Е., Дули Дж. по теме «Благотворительност...