Обществознание 10 класс профильный уровень
презентация к уроку (обществознание , 10 класс) на тему
Материал по учебнику Л.Н.Боголюбова 10 класс профильный уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Естественные и общественные науки | 15.14 КБ |
Историческое развитие человечества-поиски социальной макротеории | 2 МБ |
Общество и общественные отношения | 324.28 КБ |
Проблема общественного прогресса | 485.67 КБ |
Русская философия | 1 МБ |
Федеративное устройство РФ | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Все в мире науки делятся на естественные и общественные. Есть науки, находящиеся на стыке тех и других, к таковым следует отнести гуманитарные науки, изучающие человека и общество.
Естественные науки (или как говорят — естествознание) представляют собой сумму знаний о законах и закономерностях бытия природы в целом, природных явлений в особенности. К ним относятся, в частности, астрономия, физика, химия, биология, математика, география. К общественным наукам относят философию, социологию, историю, политологию, логику, этику, эстетику, юриспруденцию и другие науки, так как они исследуют закономерности функционирования и развития общества в целом и его отдельных составляющих.
Обществознание как направление познавательной деятельности человека, выраженное в накоплении и систематизации научного знания об обществе в целом и его отдельных сферах, представляет собой социально-гуманитарную отрасль знания, которая выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению к частным общественным наукам и обеспечивает их единство.
Накопление знаний об обществе имеет многовековую историю.
С древних времен людей интересовали вопросы, связанные с различными проблемами функционирования и развития общества, местом и ролью человека как члена общества. Однако в течение долгого времени познание общества не носило строго научного характера.
Мысли мудрецов Древнего Востока об организации мироздания, порядке общественной жизни, отношениях между людьми содержатся в древневосточной мифологии, в индийских Ведах, в учении Конфуция, в Даосизме.
В высоко художественных литературных произведениях философов античности (Платона, Аристотеля) делается попытка решения проблемы «правильного» государственного устройства и проблемы соотношения индивида и общества.
К анализу тенденций общественного развития, а также критике негативных сторон государственности обращается в своем теологическом трактате «О граде божьем» средневековый богослов Августин Блаженный.
Большой вклад в развитие обществознания в эпоху Просвещения вносят теоретики общественного договора — Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. В своих трудах они анализируют процесс перехода человечества из дообщественного состояния в общественное, положение человека в государстве, его гражданские права и обязанности, а также проблему ущемления государственной машиной власти прав и свобод членов общества.
Социалисты-утописты XVIII — начала XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн строят модели идеального социалистического общества, которое характеризуется социальной гармонией, равноправием и всеобщим благоденствием.
Таким образом, от эпохи к эпохе шло постепенное накопление и усложнение знаний об обществе. К XIX веку обществознание окончательно дифференцируется, определяя ряд направлений в изучении общества, которые представлены современными общественными науками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План 1. Понятие «цивилизация». 2. Теория локальных цивилизаций. 3. Теория общественно – экономических формаций. 4. Теория постиндустриального общества. 5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.
Локально-стадиальный подход т ипология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому т ипология культур по О. Шпенглеру т ипология цивилизаций по А. Тойнби Слабости теории : преувеличение момента взаимной изоляции; определённая биологизация фаз развития цивилизации.
Культурно-исторический тип (имеет свою историю, судьбу, предназначение) Цивилизация - наиболее творческий этап его развития « первичные цивилизации» не имеют ведущего начала (египетская, китайская, иранская и др.) « одноосновные цивилизации» имеют одно выраженное начало (еврейская, греческая, римская и др.) « двухосновные цивилизации » и меют два развитых начала (западноевропейская) « объединительная цивилизация» развивает политические, культурные , экономические начала (славянская)
Типология по А. Тойнби « первичные» цивилизации - н еразвитые , приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие « вторичные» цивилизации - в озникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования « третичные» цивилизации - возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Возможна гибель . Выход : создать единую высшую религию, «вселенскую церковь» и «вселенское государство ».
Типология культур по О. Шпенглеру Цивилизация переживает стадии: • упадка; • умирания культуры; • окостенения; • потери творческих сил. Цивилизации (их 8) Изолированы Самостоятельны
Теория общественно-экономических формаций Представители : К. Маркс, Ф. Энгельс Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций коммунистическая капиталистическая феодализм рабовладельческая первобытная ступень Переход - противоречие в способе производства классовая борьба. Простота и универсальность в объяснении процесса развития. НО: фатализм, безальтернативность , принижает роль человека.
Теория постиндустриального общества Представители: Д. Белл общество доиндустриальное индустриальное Постиндустриальное: • выросла роль науки; • услуги на первом месте; • выросла роль государственного прогноза
Учение О. Тоффлера « Первая волна» - 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Результат - зарождение традиционного общества. «Вторая волна» - 300 лет назад превращение общества аграрного в индустриальное. «Третья волна» - наши дни. Мир вступил в постиндустриальное общество.
ч
Общее: • выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества; • обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере; • эти переходы носят характер революционных изменений. Различия : • главные фазы, которые проходят в своем развитии люди; • роль духовных факторов.
Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885 гг.) Русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889 —1975 гг.) Британский историк, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.
Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880 – 1936 гг.) Выдающийся немецкий философ и культуролог. Основные труды - «Закат Европы», «Человек и техника»; «Годы решений».
Карл Генрих Маркс (1818 – 1883 гг.) Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.)
Дэниел Белл Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре».
Элвин ( Олвин ) Тоффлер Американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «Информационной цивилизации».
Уолт Уитмен Ростоу (1916 – 2003) Родился в семье еврейских иммигрантов из России. Учился в Йельском университете; стипендиант Родса в Оксфорде; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском, Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте. Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).
Словарь урока Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития . Локальные цивилизации - замкнутые цивилизации. Локально-цивилизационный подход - подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности - цивилизации. Базис - определенная система общественных отношений. Надстройка - комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания. Общественно-экономическая формация - ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.
Ресурсы Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/ .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
и
Уровни социально-философского анализа общества уровень сущность конкретно- исторический На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения. историко- ти - пологический Обобщение, связанное с типологией общества. социально- философский Выделение, анализ всеобщих свойств общества.
природа в широком смысле слова в узком смысле слова весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений весь материальный мир
Понятие природа употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - второй природы . В той ИЛИ ивой мере преобразованной и сформированной человеком. действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели действуют слепые, бессознательные силы гармоничная конфликтная общество природа взаимосвязь
Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества ответ
Omвem : В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены : Человек не только социальное, НО и биологическое существо , а следовательно, является частью живой природы . Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития . Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.
Что объединяет и что отличает общество и природу? Общество : • имеет законы исторического развития; • занимается созидательной деятельностью; • преобразует мир, в том числе и природу. Природа : • имеет собственные законы; • постоянный и непрерывный эволюционный процесс; • влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; • может замедлять или ускорять развитие стран и народов; • стихийна; • долговечна.
По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие. - Прочитайте п. 3 § 9. - Почему культуру называют «второй природой»? - Что мы понимаем под культурой? - Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. - Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура» - Какую роль играет культура в жизни общества? Назовите главные черты культуры. Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. - Почему это деление условное? - Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.
понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира; • взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; • ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; • правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Важнейшие составляющие элемента культуры:
ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВЫЕ СВЯЗИ БЕЗЛИЧНЫЕ (ФОРМАЛЬНЫЕ) СВЯЗИ ЗАТРАГИВАЮЩИЕ ВАЖНЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ
Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.
Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.
Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений социокультур-ные политические производст-венные семья СМИ церковь творческие союзы учреждения культуры партии движения лоббистские группы ( группы давления на власть) частные предприятия акционерные общества профессио-нальные общества
Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. Баранов П .А . Обществознапие : полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шеечснко ; под ред . П .А . Баранов а . - М . : АСТ : Астрель , 2009 .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домашнее задание §4 читать, материал лекции учить, Эссе.
«Из истории русской философской мысли» Уроки 9-10.
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Общественно-философская мысль России богата и самобытна. Она представлена яркими именами крупных мыслителей, внесших значительный вклад в российскую и мировую культуру По мнению многих исследователей, формирование в России философии как самостоятельной, систематизированной области знания относится к XIX в. Однако это не означает, что в предшествующие эпохи философская мысль отсутствовала Уже в Киевскую Русь вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви, византийских богословов
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Митрополит Иларио́н (умер ок. 1055) - митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого. Первый русский по происхождению митрополит в Киеве. Автор «Слова о Законе и Благодати» (1030-1050). Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. 2. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя и большую нравственную ответственность. 3. Русская земля включена Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати»
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Монах Филофей (ок. 1465-1542) — старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Известен как предполагаемый автор концепции «Москва - Третий Рим» Представление о Москве, как о Третьем Риме, сложилось среди русских людей XVI в. на почве политических и религиозных воззрений, в связи с явлениями общеевропейской истории 2. «…единъ ты во всей поднебесной христианом царь якоже выше писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти…»
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Феофан Прокопович (1681-1736) - епископ Русской Православной Церкви, публицист, сподвижник Петра I Высоко ценил и отстаивал науку и просвещение 2. Один из первых в России философов- деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие 3. Во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Василий Никитич Татищев (1686-1750) - известный русский историк 1. Вся литературная деятельность Татищева, включая и труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза общества была его главною целью (утилитаризм - моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью ) 2. Основой общественных изменений Татищев считал «силу человеческого разума», что весьма характерно для философов эпохи Просвещения
2. Философские искания XIX века Пётр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) - русский философ и публицист В 1829-1831 гг. создает своё главное произведение - «Философические письма » 2. Осуществление истории есть реализация Божественной воли. Культурные достижения западных стран свидетельствуют, по его мнению, о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей 3. Отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму 4. Россия - страной отсталая, стоящая на обочине цивилизованного мира 5. В более поздних статьях и письмах Чаадаев утверждал, что Россия имеет свою историческую миссию
2. Философские искания XIX века За́падничество - сложившееся в 1840-х-50-х годах направление русской общественной и философской мысли, выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др. Основываясь на признании изначального единства человечества и закономерностях его исторического развития, они полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские народы Западники полагали, что имеется единственный общечеловеческий путь развития, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы
2. Философские искания XIX века Славянофи́льство - литературно-философское течение общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы Славянофилы верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути Любые попытки направить развитие России в русло западной цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей
2. Философские искания XIX века Владимир Сергеевич Соловьёв (1853−1900) - российский религиозный философ, поэт, публицист, литературный критик Смыслом существования всего живого на Земле является стремление к соединению с Божественным логосом Через царство природное человеческое бытие постепенно приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии - Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром Вера не противоречит разуму, а дополняет его
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров Первая четверть прошлого столетия стала периодом активной творческой деятельности целой плеяды отечественных философов Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871-1944 гг.), П. А. Флоренский (1882-1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879-1937 гг.) Евразийская доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии. Н. А. Бердяев как и его предшественник В. Соловьев, исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком. Россия стала ареной «столкновения и противоборства восточных и западных элементов»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие федерации Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.
Зарождение федеративного строя в России XVII в. –первые идеи о федерации в России после революции февраля 1917 года у народов Российской Империи появилась возможность самоопределения 1917 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский мусульманский съезд народы, не имеющие определенных территорий, должны пользоваться национально-культурной автономией.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации
Часть 2 статьи 65 Конституции РФ предусматривает возможность изменения состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем: Принятия в Российскую Федерацию субъекта "со стороны" Образования в ее составе нового субъекта Изменения конституционно-правового статуса субъекта.
Предметы ведения Российской Федерации Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закреплены в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ. Вопросы государственного Строительства и защиты прав и свобод вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации Вопросы регулирования экономики и социального развития
Согласно Конституции Российская Федерация - это суверенное государство, обладающая всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах о его субъектах решен одинаково: федерация суверенна, а его субъекты - нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 11 класс(профильный уровень)
Эта программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможно...
Рабочая программа по обществознанию. (К учебнику Л. Боголюбова, 10 класс, профильный уровень)
Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию в 10 классе, профильный уровень....
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе (профильный уровень)
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе на профильном уровне, к учебнику Л.Н.Боголюбова.Программа содержит Пояснительную записку, требования к выпускникам,нормативную документацию,материально-...
Обществознание. ЕГЭ. Вводная контрольная работа для учащихся 11 класса (профильный уровень)
Вводная контрольная работа составлена с целью проверки знаний, полученных в 10 классе. Проверяются знания по следующим темам: Общество и общественные отношения, Человек и его деятельность, Познание, П...
Проверочные работы по обществознанию в 10 классе ( профильный уровень)
Материал разработан за курс 1-й четверти. Он представлен в двух вариантах с ответами....
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса (профильный уровень)
Рабочая программа составлена по учебнику "Обществознание" Л.Н. Боголюбова (профильный уровень), включает разделы "Экономика" (учебник И.В. Липсица), "Право" (учебники 10-11 класса Л.Н. Боголюбова). Ра...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...