Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Бирюкова Наталья Николаевна

 

   Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)

Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)

Класс: 11

Тип урока: изучение нового

Применение образовательных технологий: учебный диалог, разноуровневое и продуктивное обучение. Применение мультимедийного сопровождения и технических средств обучения.

Автор: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель русского языка и литературы (kolja54-56 @mail.ru)

Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области

Адрес училища: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33

 

             Тема:«Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Цели по  литературе:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
  • Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
  • Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
  • Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;

Развивающие:

  • Развивать умение работать с художественным текстом;
  • Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости  за нашу страну.
  • Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.

Цели по истории

Образовательные:

  • Углубить   у учащихся знания   об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
  • раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
  •  Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
  • использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,

Воспитательные:

  • показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
  • формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
  • развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
  •  Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.

Развивающие:

  • развивать историческое  мышление, расширять кругозор;
  • закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
  • учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
  • научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
  • - развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_sudba_cheloveka.zip29.49 КБ

Предварительный просмотр:

   Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)

Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)

Класс: 11

Тип урока: изучение нового

Применение образовательных технологий: учебный диалог, разноуровневое и продуктивное обучение. Применение мультимедийного сопровождения и технических средств обучения.

Автор: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель русского языка и литературы (kolja 54-56 @mail.ru)

Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области

Адрес училища: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33

Адрес домашний: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9

Телефон: мобильный +7 915-701-98-17

                 Рабочий 8 (48 231) 2-02-85

                Домашний 8 (48 231) 5-50-60

              Подробный конспект урока:

Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Цели по  литературе:

Образовательные:

  1. Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
  2. Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
  3. Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
  4. Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;

Развивающие:

  1. Развивать умение работать с художественным текстом;
  2. Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости  за нашу страну.
  2. Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.

Цели по истории

Образовательные: 

  1. Углубить   у учащихся знания   об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
  2. раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
  3.  Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
  4. использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,

Воспитательные: 

  1. показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
  2. формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
  3. развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
  4.  Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.

Развивающие: 

  1. развивать историческое  мышление, расширять кругозор;
  2. закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
  3. учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
  4. научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
  5. - развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.

Оборудование:

  1. карта «Великая Отечественная война Советского Союза»,
  2. Портреты советских военачальников, героев Вов, политических и государственных деятелей; репродукции картин.
  3. Компьютер для учителя, ноутбуки у обучающихся.
  4. CD битвы ВОВ
  5. Мультимедийный проектор;
  6. экран,
  7. учебник А.А.Левандовский. История России ХХ века,
  8. Портрет М.А.Шолохова
  9. Художественный текст рассказа «Судьба человека» в электронном виде – мультимедийный учебник.
  10. Учебники по литературе 11 класс под редакцией Журавлевой
  11. Мультимедийное сопровождение: музыка, слайды, отрывки из кинофильмов.
  12. Иллюстрации к книге М.А.Шолохова «Судьба человека»

Методы: словесные, наглядные,  компьютерные технологии, интегративный метод

Технологии: учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения.

Примечание: слова учителя литературы подчеркнуты чертой.

Ход урока

Мультимедийное сопровождение

  1. Оргмомент

Приветствие, отметить отсутствующих, необычность урока (интегрированный:  литература и история, два преподавателя)

  1. Сообщение темы и целей урока:

Тема урока: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы всего русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Цели урока литературы: сообщает учитель литературы

-познакомиться с прозой М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне;

-познакомиться с произведением (рассказом-эпопеей) «Судьба человека»

- дать характеристику главному герою рассказа Андрею Соколову, сопоставить его судьбу с судьбой целого поколения военных лет.

-развивать умение работать с художественным текстом

Цели урока истории: сообщает учитель истории

- углубить знания об основных событиях Великой Отечественной войны;

-повторить даты и события;

-уметь работать с картой, атласами, в маршрутных листах

-воспитывать патриотические качества личности                                                                        

Высвечивается тема на экране. Слайд №1.

Цели урока литературы на одном слайде. Слайд №2.

Цели урока истории –слайд№3

  1. Основная часть

1)Работа с эпиграфом:

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще.

И если патриот вы настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.

- как вы понимаете слова?

2) Работа со словарем Ожегова

Как вы понимаете слово «патриот»? «патриотизм»?

Определение по словарю Ожегова

Патриот – 1.Человек , проникнутый  патриотизмом

                 2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь

Патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу

- В каких ситуациях патриотические качества раскрываются лучше всего? (в экстремальных жизненных ситуациях, на войне)

3) Работа над ассоциациями

- Как вы понимаете слово «война»?

Война – 1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

               2. Борьба, враждебные отношения с кем, чем- нибудь.

Чтение стихотворения (раздаточный материал)

  Владислав Занадворов

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выраженье.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

 Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок

  1. Назовите слова, которые определяют понятие «война» (социализация)

война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает.

4) Повторение (литература):

Многие советские люди прошли Великую Отечественную войну. Среди них были писатели, поэты..

- Назовите фамилии поэтов, писателей- фронтовиков? Слайды)

Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий – ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны.

-О чем повествуют книги о Великой Отечественной войне?

Обратимся к рассказу М.Шолохова  «Судьба человека», который был опубликован в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Мы прочитали рассказ. Какое отношение к этому произведению? Кто главный герой?

 -От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Вывод учителя:

Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками –Андреем Соколовым и Ванюшей- завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет  проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

-  На сколько частей можно разделить жизнь Соколова (на три)

-Какие? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь)

А) довоенная жизнь

Литература: (открыть книги)

Главный герой рассказа Андрей Соколов. Расскажите о довоенной жизни героя. (Рассказ учащегося)

- О каких исторических событиях упоминает Андрей?

-Как автор подчеркивает , что главный герой представитель простого народа? (речь, манера общаться, выходец из народа)

- Какие профессии изучил Соколов?  (по тексту)

-Что значила для Андрея его семья, дети?

- Имел ли право Андрей на счастье?

Вывод учителя:

Довоенная жизнь героя небогата событиями: гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе, потом шофером, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой , но вполне устроенной жизни  видит герой простое человеческое счастье.   

Работа в маршрутных листах                                  

Б) Война (песня «Священная война»)

История:

 22 июня 1941 года в 4 часа утра  Германия без объявления войны,  нарушив договор 1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза.  Началась Великая Отечественная война.

Как назывался план по захвату СССР? (план «Барбаросса»)

Для плана войны против СССР фашистские оеначальники выбрали прозвище свирепого германского императора Фридриха I Барбароссы. Барбаросса, по-русски Рыжебородый, жил в двенадцатом веке, командовал рыцарским войском и пролил немало человеческой крови. Название «Барбаросса» определяет характер войны как жестокой, истребительной и разрушительной. На осуществление плана «Барбаросса» отводилось полтора-два месяца.

Восстановление опорных знаний:

Учитель: В чем причины  отступления советской армии в  первые месяцы войны?

Учащиеся: Внезапность нападения немцев. Нет опыта военных действий. Неподготовленность советской Армии. Репрессии в армии накануне войны оголили офицерский состав (3% осталось с высшим образованием). Неумение наступать, т.к. армию готовили к наступательным операциям. Неверие И.Сталина в близость войны, его слишком большая самоуверенность и полное недоверие разведке. Хорошая подготовка немецкой армии и огромный опыт ведения боевых действий в Европе.

 Война в жизни героя рассказа Шолохова «Судьба человека»

Все  встали на защиту нашей страны. Главный герой рассказа «Судьба человека» как и  все советские люди ушел на фронт.

-  Где начал войну Андрей Соколов?

-Как раскрывался характер героя на войне?

-Как относится Соколов к войне? В чем видит свой долг?

(по тексту)

- Почему Андрею не довелось повоевать? ( по тексту)

Работа в маршрутных листах

III Исторические события ВОВ

Сегодня мы обратимся к трем крупным сражениям, повлиявшим на весь ход войны:

  1. Московская битва.
  2. Сталинградская битва.
  3. Курская битва

Наступление на Москву:

  30 сентября 1941 года 77гитлеровских дивизий начали наступление на Москву. Фашисты считали, что падение столицы ошеломит советских людей, они потеряют волю к победе. Почему, придавая большое значение Москве, немцы одновременно начнут наступление на Ленинград и Киев? Зачем им нужно растягивать войска  от Баренцева до Черного моря? (план «Барбаросса» предусматривал удар трезубцем, а не удар штыком потому, что на северо-западе и на юго-западе страны стоят сильные группировки советских войск; клин немецких армий, направленных на Москву, подвергнется нашему удару во фланги и тыл.) 

  Теперь обратимся к карте – битва за Москву. Покажите города: на севере - Калинин, Ржев. На юге – Тула. Синие стрелы на карте – это направления завершающих ударов немецко-фашистских войск. Положение очень тяжелое. 14 октября немцы заняли Калинин, нависнув с севера над Москвой. А танковая армия Гудериана прорвалась к Туле, угрожая Москве с юга.

Оборона Москвы.  Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Г.К.Жуков.

Защищали столицу на земле и с неба. Воздушные бои разворачивались прямо над городом.

Доклад учащегося: В ночь на 8 августа 1941 года летчик Виктор Талалихин на высоте около 5000 метров обнаружил вражеский бомбардировщик. Талалихин смело пошел на сближение и открыл огонь, но у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает решение идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолета. Бомбардировщик воспламенился и рухнул на землю. Виктор Талалихин один из первых применил ночной таран.

  Для защиты вокруг столицы рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали "ежи" - противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев.

На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице.

 Подвиг панфиловцев.

Доклад учащегося:   14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, а на них уже движется новая лавина, теперь уже из 30 танков. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Солдаты приготовились к обороне. И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили и наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага. 

  7 ноября 1941 года проходил военный парад, прямо с Красной площади солдаты уходили на фронт. На защиту Москвы поднялась вся страна.

Наступление советских войск. 5 декабря 1941 года, в этот день советские войска перешли в контрнаступление. Это было первое поражение немецкой армии. Немецкие войска были отброшены от столицы на десятки километров.

- Почему отстояли Москву?(массовый героизм, патриотизм народа, умелое руководство Жукова, просчеты Гитлера – расчет на блицкриг)

 
Значение битвы.  В результате контрнаступления под Москвой Германия потерпела первое крупное поражение, был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии. Окончательный крах потерпел гитлеровский план «молниеносной войны» против СССР. За массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Москве присвоено почетное звание "Город-Герой"

Вся Родина встала заслоном.

Нам биться с врагом до конца -

Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца!

Москва! До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах!

Твоя оборона

Идет через наши сердца!

(Александр Прокофьев)

 Андрей в плену

Только  благодаря стойкости, мужеству, выносливости советских людей была одержана первая победа – отстояли Москву.

Испытания на войне были не в бою, но и в нечеловеческих условиях плена, который прошел главный герой рассказа.

Анализ эпизода «В церкви – первая ночь в плену»

- Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в условияхз полной несвободы? (предатель Крыжнёв, взводный, военврач)

-Какая позиция ближе Андрею Соколову?

- Почему Соколов убивает предателя? (текст)

- Как немцы относились к военнопленным? (по тексту)

-Как проявляются человеческие качества Андрея  в плену?

- Как относились немцы к мирным жителям на захваченной территории? (сжигали деревни, уничтожена деревня Хатынь, убивали мирных жителей. Издевались, пытали людей, создавались концлагеря, в которых немцы проводили опыты. Истребляли беззащитных женщин и детей, сжигали в печах)

Историю, как известно, изучают по документам. Обратимся и мы к воспоминаниям Василевского, участника тех событий. При чтении обратите внимание, каковы были планы СССР и Германии и, каково было соотношение сил? (Уч-ся читают документ)

Из воспоминаний А. М. Василевского

“О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал)

К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.

Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали  захватить  кавказскую  нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .>

Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.

 

СССР

Германия

ПЛАНЫ

1. Обороняться и наступать
одновременно.

2. Сорвать наступление немцев.

1. Наступать на юге России,
захватить Кавказ, Сталинград,
а затем снова идти на Москву.

2. Парализовать экономику СССР.

СИЛЫ

5.5 млн. человек,

4 тыс. танков,

42 тыс. орудий

3 тыс. самолетов

6.2 млн. человек,

3 тыс. танков,

43 тыс. орудий,

3.4 тыс. самолетов.

Учитель: Сделайте вывод по таблице. Можно ли наступать без преимущества?

Учащиеся: Силы не равные. Преимущество у Советской армии только в танках. Но руководство страны принимает решение наступать и обороняться одновременно.

Наступательные  операции в Крыму в конце апреля 1942 года. (Работа в маршрутных листах)

- В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? (уровень С)

Каковы итоги военных действий в Крыму? ( Крым занят немцами, которые продвигаются к Волге и на Кавказ)

Анализ эпизода «Поединок Андрея с лагерфюрером Мюллером» 

Вступление: Немцы продвигались к Сталинграду, были уверены, что одержат победу и уже праздновали это событие.

-Была ли попытка бегства из лагеря? Отношение фашистов к побегу Андрея?

- За что Андрея Соколова вызвали к коменданту лагеря?

-Охарактеризовать Мюллера?

- О чем думает Соколов , готовясь к смерти?

-Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

-Зачем , прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

-Почему Андрей соглашается выпить за свою погибель, а отказывается от закуски? ( проследить по тексту).

- Почему Мюллер даровал Андрею жизнь?

-В чем заключена нравственная победа Андрея?

Вывод: Диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. 

Сталинградская битва  19 ноября 1942г. –

2 февраля 1943 г.

Видеохроника военных лет

Работа в маршрутных листах (с. 200-201, 1 абзац)

А - выписать дату

Б - итог битвы

С- почему немцы стремились захватить Сталинград?

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. (работа с картой)

Вопрос уровню Б- Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом  изгнания фашистов с советской земли.

- в феврале 1943 года в результате мощного наступления войск Воронежского фронта были разбиты три армии противника,  образовалась Курская дуга.  (Работа с картой).

- К лету 1943 года  планы сторон были следующими (раздаточный материал)

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск

Активная оборона (изматывание сил противника)

Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой. 

12 июля 1943 года в районе посёлка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд”.  Отборные танковые дивизии Германии “Рейх” и “Адольф Гитлер” были уничтожены . План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода. был сорван.

Работа в маршрутных листах с. 201

А – выписать даты

Б - итог

С - значение

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

Литература

1944 год

-Как немцы относятся к пленным к концу войны? (по тексту)

-Почему Герой рассказа не теряет веру в то, что он все-таки избавится от немецкого плена? (вера в Победу, в жизнь)

-Как Андрей бежит из уз немецкого плена? (по тексту)

- Приняла ли Родина Соколова?

-Всегда ли так встречали тех, кто прошел плен?

-Что пришлось пережить Андрею Соколову после плена?

- Что отняла война у Соколова?

-Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла все самое дорогое?

- Все отняла война у Соколова. Нет семьи, родной дом разрушен. Сломала ли война жизнь Андрею? Сломался ли он внутренне?

История:

8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Песня «День Победы»

В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.

Стих:

Мы здесь с тобой не потому что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат!

Послевоенная жизнь Андрея Соколова

Страна одержала победу, но война обездолила многих , принесла горе людям.  Среди них герои рассказа – Андрей Соколов и маленький Ванюшка.

Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьба человека» . (Встреча с Ванюшей) –эпзод №12

Анализ эпизода:

-Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах?

Ваня нашел отца, а Андрей обрел сына. Несмотря на то, что война сломала жизнь героев, отняв у них самое дорогое, Андрей и Ванюша, два одиноких человека оказались так нужны друг другу. Андрей Соколов обрел смысл жизни. 

-В чем теперь смысл жизни для Андрея?

- Как вы думаете, вырастит ли Андрей достойного гражданина?  (работа по тексту)

Работа в маршрутных листах

                                                      Судьба

- Почему рассказ назван «Судьба человека»?

-Как вы понимаете слово «судьба»

Работа с электронным толковым словарем в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» и со словарем русского языка.

- Судьба –

 1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни (энциклопедия «Кирилла и Мефодия»).

2. Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка).

- От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых испытаний, проверок требовались особые усилия, душевные затраты, выдержка, мужество, определенный выбор. А можно ничего не выбирать. Не предпринимать, а просто принимать как должное, смириться, не поднимать головы. И это тоже судьба.

Закрепление

-Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа? (работа в маршрутных листах)

История:

-Почему СССР одержал победу в основных сражениях и в Вов?

-Патриот ли Андрей Соколов?                                                  

Слайды о патриотизме

Д,з история , литература: исследовательская работа «Мои родственники в годы войны» (интервьюирование)        

Слова эпиграфа

Слайд№4

Определение слова «патриот», «патриотизм»

Слайд №5-6

Высвечивается слово «война»

Слайд№7

Слайды:

Смерть, отвага, поле сражения,

Вспышки обстрела, головная боль

Слайд№8-9

«Судьба человека»

1957 год

Слайд № 10-13

Портрет писателя –слайд №14

Слайд №15

План Барбаросса – слайд №16

Наступление на Москву – слайд №17

Карта – слайд №18

Слайд №19

Портрет Талалихина-слайд №20

Портрет Панфилова-слайд №21

Слайд №22

 Значение битвы – слайд №23

Слайд №24

Слайд №25 (иллюстрации к рассказу)

Кадры док. Хроники – слайды №26-27

Иллюстрации к рассказу – слайд №28

Слайд №29

Слайд №30

Слайд №31

Слайд №32

Слайд №33

Слайд №34

Слайд №35,

Иллюстрации танков – слайд №36

Слайд №37

Слайд №38

Слайд №39

Слайд №40

Слайд №41

Слайд №42

Слайд №43

Слайд №44

Слайд №45

Слайд №46

Слайд №47

Высказывания уч-ков о патриотизме – слайд №48-49

Д.з. – слайд №50

Маршрутный лист (уровень А)

Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Литература

История

Довоенная жизнь Андрея Соколова.

О каких исторических событиях упоминает Андрей?______________

_______________________________

______________________________

Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

Стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г. (обведите правильный ответ):

А) введение оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление

Б) уход в глухую оборону

В) тактическое отступление к Волге с целью увлечь врага в глубь советской территории.

Война.

Как Андрей попал в плен?_______

______________________________

______________________________

Сталинградская битва.

Выпишите дату Сталинградской битвы_______________________

_____________________________

Послевоенная жизнь.

Что отняла война у Соколова:

А)  родителей

Б) дом, семью

В) жизнь

Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

Выпишите даты Курской битвы и танкового сражения под Прохоровкой._____________________

________________________________

Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?


Маршрутный лист (уровень В)

Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

литература

История

Довоенная жизнь Андрея Соколова.

Имел ли право Андрей на счастье?

_______________________________

______________________________

Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

Каков стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г.?______________

______________________________

Война.

Перечислите черты характера Андрея?_____________________

____________________________

___________________________

Сталинградская битва.

Какой итог битвы?_____________

_______________________________

____________________________

Послевоенная жизнь.

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

_______________________________

_______________________________

________________________________

Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

Какой итог битвы?_____________

_______________________________

____________________________

Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?


Маршрутный лист (уровень С)

Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Литература

История

Довоенная жизнь Андрея Соколова.

Как автор подчеркивает простоту главного героя? (речь, манера общаться, выходец из народа)_______________________


______________________________

Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года?


Война.

В чем А.Соколов видит свой долг?

_____________________________

_______________________________

_______________________________

Сталинградская битва.

Почему немцы стремились захватить Сталинград?__________________

_____________________________

____________________________

____________________________

Послевоенная жизнь.

В чем смысл жизни для Андрея после встречи с Ванюшкой?___________

_____________________________

____________________________

____________________________

Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

Напишите значение битвы:______

______________________________

______________________________

______________________________

Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?


Из воспоминаний А. М. Василевского

“О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал)

К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.

Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали  захватить  кавказскую  нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .>

Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.

 

СССР

Германия

ПЛАНЫ

1. Обороняться и наступать
одновременно.

2. Сорвать наступление немцев.

1. Наступать на юге России,
захватить Кавказ, Сталинград,
а затем снова идти на Москву.

2. Парализовать экономику СССР.

СИЛЫ

5.5 млн. человек,

4 тыс. танков,

42 тыс. орудий

3 тыс. самолетов

6.2 млн. человек,

3 тыс. танков,

43 тыс. орудий,

3.4 тыс. самолетов.

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск

Активная оборона (изматывание сил противника)

Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Приложение:

Презентация «Судьба человека – воплощение судьбы народа»

Цели:

  1. Обеспечить эффективное формирование качественных знаний, умений и навыков посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
  1. Содействовать повышению мотивации обучения, повышению интереса к предметам (литература и история)
  2. Прививать интерес обучающихся к использованию информации, найденной  и обработанной из  интернета, словарей  на СD носителях для подготовки к уроку.
  3. Актуализировать творческие способности обучающихся при составлении мини-презентаций к определенному этапу урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

Интегрированный урок "Судьба человека - воплощение трагической судьбы народа"

Урок патриотической направленности с пименением ЭОР...

Методическая разработка интегрированного урока. 9-й класс, История России, Человек на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

Методическая разработка интегрированного урока посвященного Всемирному дню прав человека и Дню Конституции РФ.

Урок посвящен Дню Конституции Российской Федерации.Цель урока: объяснить значимость и актуальность Декларации прав человека  для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государств...

Методическая разработка интегрированного урока биологии и обществознания "Человек среди людей" для 10 кл

Интегрированный урок по биологии и обществознанию "Человек среди людей"может быть использован при подготовке к ЕГЭ, во внеклассной работе, на обобщающих уроках.  Результативность урока выражается...

Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны

Знакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся,  отрабатывать навыки выразительного чтения.  монологического и диалогического высказы...