Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)
Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)
Класс: 11
Тип урока: изучение нового
Применение образовательных технологий: учебный диалог, разноуровневое и продуктивное обучение. Применение мультимедийного сопровождения и технических средств обучения.
Автор: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель русского языка и литературы (kolja54-56 @mail.ru)
Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области
Адрес училища: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33
Тема:«Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели по литературе:
Образовательные:
- Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
- Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
- Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
- Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;
Развивающие:
- Развивать умение работать с художественным текстом;
- Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну.
- Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.
Цели по истории
Образовательные:
- Углубить у учащихся знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
- раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
- Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
- использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,
Воспитательные:
- показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
- формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.
Развивающие:
- развивать историческое мышление, расширять кругозор;
- закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
- учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
- научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
- - развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sudba_cheloveka.zip | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)
Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)
Класс: 11
Тип урока: изучение нового
Применение образовательных технологий: учебный диалог, разноуровневое и продуктивное обучение. Применение мультимедийного сопровождения и технических средств обучения.
Автор: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель русского языка и литературы (kolja 54-56 @mail.ru)
Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области
Адрес училища: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33
Адрес домашний: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9
Телефон: мобильный +7 915-701-98-17
Рабочий 8 (48 231) 2-02-85
Домашний 8 (48 231) 5-50-60
Подробный конспект урока:
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели по литературе:
Образовательные:
- Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
- Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
- Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
- Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;
Развивающие:
- Развивать умение работать с художественным текстом;
- Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну.
- Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.
Цели по истории
Образовательные:
- Углубить у учащихся знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
- раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
- Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
- использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,
Воспитательные:
- показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
- формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.
Развивающие:
- развивать историческое мышление, расширять кругозор;
- закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
- учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
- научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
- - развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.
Оборудование:
- карта «Великая Отечественная война Советского Союза»,
- Портреты советских военачальников, героев Вов, политических и государственных деятелей; репродукции картин.
- Компьютер для учителя, ноутбуки у обучающихся.
- CD битвы ВОВ
- Мультимедийный проектор;
- экран,
- учебник А.А.Левандовский. История России ХХ века,
- Портрет М.А.Шолохова
- Художественный текст рассказа «Судьба человека» в электронном виде – мультимедийный учебник.
- Учебники по литературе 11 класс под редакцией Журавлевой
- Мультимедийное сопровождение: музыка, слайды, отрывки из кинофильмов.
- Иллюстрации к книге М.А.Шолохова «Судьба человека»
Методы: словесные, наглядные, компьютерные технологии, интегративный метод
Технологии: учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения.
Примечание: слова учителя литературы подчеркнуты чертой.
Ход урока | Мультимедийное сопровождение | |||||||||||||||||||
Приветствие, отметить отсутствующих, необычность урока (интегрированный: литература и история, два преподавателя) | ||||||||||||||||||||
Тема урока: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы всего русского народа в годы Великой Отечественной войны. Цели урока литературы: сообщает учитель литературы -познакомиться с прозой М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне; -познакомиться с произведением (рассказом-эпопеей) «Судьба человека» - дать характеристику главному герою рассказа Андрею Соколову, сопоставить его судьбу с судьбой целого поколения военных лет. -развивать умение работать с художественным текстом Цели урока истории: сообщает учитель истории - углубить знания об основных событиях Великой Отечественной войны; -повторить даты и события; -уметь работать с картой, атласами, в маршрутных листах -воспитывать патриотические качества личности | Высвечивается тема на экране. Слайд №1. Цели урока литературы на одном слайде. Слайд №2. Цели урока истории –слайд№3 | |||||||||||||||||||
1)Работа с эпиграфом: Какие ждут вас в будущем дела? Об этом думать вы должны все чаще. И если патриот вы настоящий, Большой отдачи ждет от вас страна. - как вы понимаете слова? 2) Работа со словарем Ожегова Как вы понимаете слово «патриот»? «патриотизм»? Определение по словарю Ожегова Патриот – 1.Человек , проникнутый патриотизмом 2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь Патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу - В каких ситуациях патриотические качества раскрываются лучше всего? (в экстремальных жизненных ситуациях, на войне) 3) Работа над ассоциациями - Как вы понимаете слово «война»? Война – 1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. 2. Борьба, враждебные отношения с кем, чем- нибудь. Чтение стихотворения (раздаточный материал) Владислав Занадворов Ты не знаешь, мой сын, что такое война! Это вовсе не дымное поле сраженья, Это даже не смерть и отвага. Она В каждой капле находит свое выраженье. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящие вспышки ночного обстрела; Это – боль головная, что ломит висок
война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает. 4) Повторение (литература): Многие советские люди прошли Великую Отечественную войну. Среди них были писатели, поэты.. - Назовите фамилии поэтов, писателей- фронтовиков? Слайды) Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий – ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны. -О чем повествуют книги о Великой Отечественной войне? Обратимся к рассказу М.Шолохова «Судьба человека», который был опубликован в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Мы прочитали рассказ. Какое отношение к этому произведению? Кто главный герой? -От чьего лица ведется повествование в рассказе? Вывод учителя: Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками –Андреем Соколовым и Ванюшей- завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой. - На сколько частей можно разделить жизнь Соколова (на три) -Какие? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь) А) довоенная жизнь Литература: (открыть книги) Главный герой рассказа Андрей Соколов. Расскажите о довоенной жизни героя. (Рассказ учащегося) - О каких исторических событиях упоминает Андрей? -Как автор подчеркивает , что главный герой представитель простого народа? (речь, манера общаться, выходец из народа) - Какие профессии изучил Соколов? (по тексту) -Что значила для Андрея его семья, дети? - Имел ли право Андрей на счастье? Вывод учителя: Довоенная жизнь героя небогата событиями: гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе, потом шофером, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой , но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье. Работа в маршрутных листах Б) Война (песня «Священная война») История: 22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия без объявления войны, нарушив договор 1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. Как назывался план по захвату СССР? (план «Барбаросса») Для плана войны против СССР фашистские оеначальники выбрали прозвище свирепого германского императора Фридриха I Барбароссы. Барбаросса, по-русски Рыжебородый, жил в двенадцатом веке, командовал рыцарским войском и пролил немало человеческой крови. Название «Барбаросса» определяет характер войны как жестокой, истребительной и разрушительной. На осуществление плана «Барбаросса» отводилось полтора-два месяца. Восстановление опорных знаний: Учитель: В чем причины отступления советской армии в первые месяцы войны? Учащиеся: Внезапность нападения немцев. Нет опыта военных действий. Неподготовленность советской Армии. Репрессии в армии накануне войны оголили офицерский состав (3% осталось с высшим образованием). Неумение наступать, т.к. армию готовили к наступательным операциям. Неверие И.Сталина в близость войны, его слишком большая самоуверенность и полное недоверие разведке. Хорошая подготовка немецкой армии и огромный опыт ведения боевых действий в Европе. Война в жизни героя рассказа Шолохова «Судьба человека» Все встали на защиту нашей страны. Главный герой рассказа «Судьба человека» как и все советские люди ушел на фронт. - Где начал войну Андрей Соколов? -Как раскрывался характер героя на войне? -Как относится Соколов к войне? В чем видит свой долг? (по тексту) - Почему Андрею не довелось повоевать? ( по тексту) Работа в маршрутных листах III Исторические события ВОВ Сегодня мы обратимся к трем крупным сражениям, повлиявшим на весь ход войны:
Наступление на Москву: 30 сентября 1941 года 77гитлеровских дивизий начали наступление на Москву. Фашисты считали, что падение столицы ошеломит советских людей, они потеряют волю к победе. Почему, придавая большое значение Москве, немцы одновременно начнут наступление на Ленинград и Киев? Зачем им нужно растягивать войска от Баренцева до Черного моря? (план «Барбаросса» предусматривал удар трезубцем, а не удар штыком потому, что на северо-западе и на юго-западе страны стоят сильные группировки советских войск; клин немецких армий, направленных на Москву, подвергнется нашему удару во фланги и тыл.) Теперь обратимся к карте – битва за Москву. Покажите города: на севере - Калинин, Ржев. На юге – Тула. Синие стрелы на карте – это направления завершающих ударов немецко-фашистских войск. Положение очень тяжелое. 14 октября немцы заняли Калинин, нависнув с севера над Москвой. А танковая армия Гудериана прорвалась к Туле, угрожая Москве с юга. Оборона Москвы. Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Г.К.Жуков. Защищали столицу на земле и с неба. Воздушные бои разворачивались прямо над городом. Доклад учащегося: В ночь на 8 августа 1941 года летчик Виктор Талалихин на высоте около 5000 метров обнаружил вражеский бомбардировщик. Талалихин смело пошел на сближение и открыл огонь, но у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает решение идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолета. Бомбардировщик воспламенился и рухнул на землю. Виктор Талалихин один из первых применил ночной таран. Для защиты вокруг столицы рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали "ежи" - противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице. Подвиг панфиловцев. Доклад учащегося: 14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, а на них уже движется новая лавина, теперь уже из 30 танков. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Солдаты приготовились к обороне. И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили и наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага. 7 ноября 1941 года проходил военный парад, прямо с Красной площади солдаты уходили на фронт. На защиту Москвы поднялась вся страна. Наступление советских войск. 5 декабря 1941 года, в этот день советские войска перешли в контрнаступление. Это было первое поражение немецкой армии. Немецкие войска были отброшены от столицы на десятки километров. - Почему отстояли Москву?(массовый героизм, патриотизм народа, умелое руководство Жукова, просчеты Гитлера – расчет на блицкриг) Вся Родина встала заслоном. Нам биться с врагом до конца - Ведь пояс твоей обороны Идет через наши сердца! Москва! До последних патронов, До дольки последней свинца Мы в битвах! Твоя оборона Идет через наши сердца! (Александр Прокофьев) Андрей в плену Только благодаря стойкости, мужеству, выносливости советских людей была одержана первая победа – отстояли Москву. Испытания на войне были не в бою, но и в нечеловеческих условиях плена, который прошел главный герой рассказа. Анализ эпизода «В церкви – первая ночь в плену» - Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в условияхз полной несвободы? (предатель Крыжнёв, взводный, военврач) -Какая позиция ближе Андрею Соколову? - Почему Соколов убивает предателя? (текст) - Как немцы относились к военнопленным? (по тексту) -Как проявляются человеческие качества Андрея в плену? - Как относились немцы к мирным жителям на захваченной территории? (сжигали деревни, уничтожена деревня Хатынь, убивали мирных жителей. Издевались, пытали людей, создавались концлагеря, в которых немцы проводили опыты. Истребляли беззащитных женщин и детей, сжигали в печах) Историю, как известно, изучают по документам. Обратимся и мы к воспоминаниям Василевского, участника тех событий. При чтении обратите внимание, каковы были планы СССР и Германии и, каково было соотношение сил? (Уч-ся читают документ) Из воспоминаний А. М. Василевского “О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал) К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился. Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали захватить кавказскую нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .> Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.
Учитель: Сделайте вывод по таблице. Можно ли наступать без преимущества? Учащиеся: Силы не равные. Преимущество у Советской армии только в танках. Но руководство страны принимает решение наступать и обороняться одновременно. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. (Работа в маршрутных листах) - В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? (уровень С) Каковы итоги военных действий в Крыму? ( Крым занят немцами, которые продвигаются к Волге и на Кавказ) Анализ эпизода «Поединок Андрея с лагерфюрером Мюллером» Вступление: Немцы продвигались к Сталинграду, были уверены, что одержат победу и уже праздновали это событие. -Была ли попытка бегства из лагеря? Отношение фашистов к побегу Андрея? - За что Андрея Соколова вызвали к коменданту лагеря? -Охарактеризовать Мюллера? - О чем думает Соколов , готовясь к смерти? -Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина? -Зачем , прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой? -Почему Андрей соглашается выпить за свою погибель, а отказывается от закуски? ( проследить по тексту). - Почему Мюллер даровал Андрею жизнь? -В чем заключена нравственная победа Андрея? Вывод: Диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г. Видеохроника военных лет Работа в маршрутных листах (с. 200-201, 1 абзац) А - выписать дату Б - итог битвы С- почему немцы стремились захватить Сталинград? Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. (работа с картой) Вопрос уровню Б- Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года. Учитель: Победа под Сталинградом стала началом изгнания фашистов с советской земли. - в феврале 1943 года в результате мощного наступления войск Воронежского фронта были разбиты три армии противника, образовалась Курская дуга. (Работа с картой). - К лету 1943 года планы сторон были следующими (раздаточный материал)
Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой. 12 июля 1943 года в районе посёлка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд”. Отборные танковые дивизии Германии “Рейх” и “Адольф Гитлер” были уничтожены . План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода. был сорван. Работа в маршрутных листах с. 201 А – выписать даты Б - итог С - значение Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии. Литература 1944 год -Как немцы относятся к пленным к концу войны? (по тексту) -Почему Герой рассказа не теряет веру в то, что он все-таки избавится от немецкого плена? (вера в Победу, в жизнь) -Как Андрей бежит из уз немецкого плена? (по тексту) - Приняла ли Родина Соколова? -Всегда ли так встречали тех, кто прошел плен? -Что пришлось пережить Андрею Соколову после плена? - Что отняла война у Соколова? -Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла все самое дорогое? - Все отняла война у Соколова. Нет семьи, родной дом разрушен. Сломала ли война жизнь Андрею? Сломался ли он внутренне? История: 8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Песня «День Победы» В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”. Стих: Мы здесь с тобой не потому что дата, Как злой осколок, память жжет в груди. К могиле неизвестного солдата Ты в праздники и в будни приходи. Он защитил тебя на поле боя, Упал, ни шагу не ступив назад. И имя есть у этого героя - Великой Армии простой солдат! Послевоенная жизнь Андрея Соколова Страна одержала победу, но война обездолила многих , принесла горе людям. Среди них герои рассказа – Андрей Соколов и маленький Ванюшка. Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьба человека» . (Встреча с Ванюшей) –эпзод №12 Анализ эпизода: -Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах? Ваня нашел отца, а Андрей обрел сына. Несмотря на то, что война сломала жизнь героев, отняв у них самое дорогое, Андрей и Ванюша, два одиноких человека оказались так нужны друг другу. Андрей Соколов обрел смысл жизни. -В чем теперь смысл жизни для Андрея? - Как вы думаете, вырастит ли Андрей достойного гражданина? (работа по тексту) Работа в маршрутных листах Судьба - Почему рассказ назван «Судьба человека»? -Как вы понимаете слово «судьба» Работа с электронным толковым словарем в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» и со словарем русского языка. - Судьба – 1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни (энциклопедия «Кирилла и Мефодия»). 2. Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка). - От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых испытаний, проверок требовались особые усилия, душевные затраты, выдержка, мужество, определенный выбор. А можно ничего не выбирать. Не предпринимать, а просто принимать как должное, смириться, не поднимать головы. И это тоже судьба. Закрепление -Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа? (работа в маршрутных листах) История: -Почему СССР одержал победу в основных сражениях и в Вов? -Патриот ли Андрей Соколов? Слайды о патриотизме Д,з история , литература: исследовательская работа «Мои родственники в годы войны» (интервьюирование) | Слова эпиграфа Слайд№4 Определение слова «патриот», «патриотизм» Слайд №5-6 Высвечивается слово «война» Слайд№7 Слайды: Смерть, отвага, поле сражения, Вспышки обстрела, головная боль Слайд№8-9 «Судьба человека» 1957 год Слайд № 10-13 Портрет писателя –слайд №14 Слайд №15 План Барбаросса – слайд №16 Наступление на Москву – слайд №17 Карта – слайд №18 Слайд №19 Портрет Талалихина-слайд №20 Портрет Панфилова-слайд №21 Слайд №22 Значение битвы – слайд №23 Слайд №24 Слайд №25 (иллюстрации к рассказу) Кадры док. Хроники – слайды №26-27 Иллюстрации к рассказу – слайд №28 Слайд №29 Слайд №30 Слайд №31 Слайд №32 Слайд №33 Слайд №34 Слайд №35, Иллюстрации танков – слайд №36 Слайд №37 Слайд №38 Слайд №39 Слайд №40 Слайд №41 Слайд №42 Слайд №43 Слайд №44 Слайд №45 Слайд №46 Слайд №47 Высказывания уч-ков о патриотизме – слайд №48-49 Д.з. – слайд №50 |
Маршрутный лист (уровень А)
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Литература | История |
Довоенная жизнь Андрея Соколова. О каких исторических событиях упоминает Андрей?______________ _______________________________ ______________________________ | Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. Стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г. (обведите правильный ответ): А) введение оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление Б) уход в глухую оборону В) тактическое отступление к Волге с целью увлечь врага в глубь советской территории. |
Война. Как Андрей попал в плен?_______ ______________________________ ______________________________ | Сталинградская битва. Выпишите дату Сталинградской битвы_______________________ _____________________________ |
Послевоенная жизнь. Что отняла война у Соколова: А) родителей Б) дом, семью В) жизнь | Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Выпишите даты Курской битвы и танкового сражения под Прохоровкой._____________________ ________________________________ |
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Маршрутный лист (уровень В)
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
литература | История |
Довоенная жизнь Андрея Соколова. Имел ли право Андрей на счастье? _______________________________ ______________________________ | Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. Каков стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г.?______________ ______________________________ |
Война. Перечислите черты характера Андрея?_____________________ ____________________________ ___________________________ | Сталинградская битва. Какой итог битвы?_____________ _______________________________ ____________________________ |
Послевоенная жизнь. Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе? _______________________________ _______________________________ ________________________________ | Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Какой итог битвы?_____________ _______________________________ ____________________________ |
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Маршрутный лист (уровень С)
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Литература | История |
Довоенная жизнь Андрея Соколова. Как автор подчеркивает простоту главного героя? (речь, манера общаться, выходец из народа)_______________________ ______________________________ | Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? |
Война. В чем А.Соколов видит свой долг? _____________________________ _______________________________ _______________________________ | Сталинградская битва. Почему немцы стремились захватить Сталинград?__________________ _____________________________ ____________________________ ____________________________ |
Послевоенная жизнь. В чем смысл жизни для Андрея после встречи с Ванюшкой?___________ _____________________________ ____________________________ ____________________________ | Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Напишите значение битвы:______ ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Из воспоминаний А. М. Василевского
“О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал)
К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.
Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали захватить кавказскую нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .>
Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.
| СССР | Германия | |||
ПЛАНЫ | 1. Обороняться и наступать 2. Сорвать наступление немцев. | 1. Наступать на юге России, 2. Парализовать экономику СССР. | |||
СИЛЫ | 5.5 млн. человек, 4 тыс. танков, 42 тыс. орудий 3 тыс. самолетов | 6.2 млн. человек, 3 тыс. танков, 43 тыс. орудий, 3.4 тыс. самолетов. | |||
ГЕРМАНИЯ | СОВЕТСКИЙ СОЮЗ | ||||
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск | Активная оборона (изматывание сил противника) | ||||
Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» | Активизация деятельности партизан в тылу врага |
Приложение:
Презентация «Судьба человека – воплощение судьбы народа»
Цели:
- Обеспечить эффективное формирование качественных знаний, умений и навыков посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
- Содействовать повышению мотивации обучения, повышению интереса к предметам (литература и история)
- Прививать интерес обучающихся к использованию информации, найденной и обработанной из интернета, словарей на СD носителях для подготовки к уроку.
- Актуализировать творческие способности обучающихся при составлении мини-презентаций к определенному этапу урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
Методическая разработка интегрированного урока Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...
Интегрированный урок "Судьба человека - воплощение трагической судьбы народа"
Урок патриотической направленности с пименением ЭОР...
Методическая разработка интегрированного урока. 9-й класс, История России, Человек на войне
Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...
Методическая разработка интегрированного урока посвященного Всемирному дню прав человека и Дню Конституции РФ.
Урок посвящен Дню Конституции Российской Федерации.Цель урока: объяснить значимость и актуальность Декларации прав человека для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государств...
Методическая разработка интегрированного урока биологии и обществознания "Человек среди людей" для 10 кл
Интегрированный урок по биологии и обществознанию "Человек среди людей"может быть использован при подготовке к ЕГЭ, во внеклассной работе, на обобщающих уроках. Результативность урока выражается...
Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»
Интегрированный урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны
Знакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказы...