Методическая разработка урока "Наследственные болезни человека".
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Урок по биологии для учащихся 10 классов "Наследственные болезни человека" с использованием технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель биологии Потапов С.А.

ГБОУ 441 гимназия Фрунзенского р-на СПб

Методическая разработка урока в 10 классе по теме

«Наследственные болезни человека»

Образовательная технология: критического мышления.

Цели урока:

  • формировать навыки использования методов и средств информационно - коммуникационных технологий в изучении предмета биология;
  • обеспечить сознательное выполнение самостоятельной работы учащихся на продуктивном уровне.

Задачи предметные:

  • расширить и углубить знания по генетике путем включения информации, отсутствующей в учебнике и необходимой в жизни;
  • определять основные типы наследования;
  • решать задачи на моногибридное, дигибридное и сцепленное наследование признаков.

Задачи метапредметные:

  • самостоятельно искать новую информацию с применением конструкций и правил поиска в Интернете, некомпьютерных источниках (литературе);
  • структурировать информацию, анализировать, обобщать и сопоставлять различные источники;
  • интегрировать знания;
  • представлять информацию в виде мультимедиа продукта с системой ссылок;
  • приобретать опыт сотрудничества и работы в группе;
  • вносить свою информацию на страницы Интернет;
  • учиться задавать вопросы в режиме on line;
  • проводить публичные выступления.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид учебного занятия:Индивидуально-групповое обучение с применением компьютерных технологий.

Оснащение: урок “Наследственные болезни человека” проводится в компьютерном кабинете с доступом в Internet, использованием двух веб-камер, интерактивной доски, гость и участник Интернет-конференции в режиме on line врач-педиатр.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (в паре), коллективная.

Для работы на уроке формируются 2 группы:

  • 1 группа - 10 человек – работают в Internet (попарно);
  • 2 группа - участвуют в Интернет-конференции в режиме on line, решают генетические задачи, заслушивают и обсуждают работы, созданные 1 группой.

Сценарий урока

1 этап урока - вызов.

(Предназначение- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,мотивировать ученика к учебной деятельности,побудить ученика к активной работе на уроке и дома).

- Один из величайших авторитетов рода людского Л.Н. Толстой сказал в романе “Анна Каренина”, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, посмею все же не согласиться с ним до конца.Бесспорно, с социальной точки зрения это так. А с биологической? Исходя из многообразия наследственных признаков, счастье всех счастливых семей столь же разнообразно, отлично друг от друга, как и несчастье несчастных. Такова,увы, жизненная аксиома. С точки зрения генетики несчастливыми семьями считаются те, в которых есть дети с наследственными болезнями.

Каковы причины этих несчастий?

Причины кроются в наследственности, одном из фундаментальных свойств жизни. Речь идет о мутациях (изменениях), накопившихся в популяциях человека в результате эволюции и возникающих вновь уже в наши дни. Существует понятие“генетического груза” популяций человека.Ежегодно в мире рождаются 5 млн. детей с тяжелыми врожденными дефектами развития. Наследственные аномалии прослеживаются на протяжении многих поколений и даже веков. К их числу, например,относится сращение костей пальцев,передававшееся у потомков знаменитого английского полководца Джона Тальбота на протяжении 14 поколений, или знаменитая челюсть у семейства Габсбургов. Не менее интересный пример- люди-альбиносы, лишенные пигмента меланина,живущие в джунглях Африки, способные вести только ночной образ жизни. Недаром их называют“Дети Луны”. Есть примеры и в истории России.

“Трех лет от роду, играя в парке, цесаревич Алексей упал и получил ранение, вызвавшее кровотечение. Вызвали придворного хирурга,который применил все известные медицине средства для того, чтобы остановить кровотечение, но они не дали результата, царица упала в обморок. Ей не нужно было слышать мнения специалистов, чтобы знать, что означает это кровотечение: это была ужасная гемофилия -наследственная болезнь мужского поколения ее рода в течение трех столетий. Здоровая кровь Романовых не могла победить больной крови Гессен- Дармштадтских, и невинный ребенок должен был страдать от той небрежности, которую проявил русский двор в выборе невесты Николая II”, - писал великий князь Александр Михайлович.

Нам в начале XXI века повезло больше, чем семье русского царя, так как в арсенале современной медицины существуют методы диагностики,профилактики и лечения многих наследственных патологий. И не воспользоваться ими сейчас - это уже настоящая небрежность, за которую человек будет расплачиваться всю жизнь.

- Сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться в причинах появления наследственных болезней, узнаем некоторые экзотические, редко встречающиеся формы аномалий, поговорим о профилактике и лечении наследственных болезней человека, коснемся проблем нашего города,естественно, с использованием современных компьютерных технологий.

Второй этап – осмысление.

(Эта стадия позволяет ученику - получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями).

Инструкция для первой группы:

  1. Вам необходимо найти новую информацию в поисковой системе Google, или иной другой. http://www.google.ru/
  2. Посетить открытую энциклопедию- Wikipedia. http://ru.wikipedia.org
  3. Провести инвентаризацию всего материала, который найдете по заданной теме (тексты, рисунки, фотографии и др.)
  4. Отобрать материал для создания своего продукта.
  5. Отредактировать его.
  6. Сделать презентацию из 3-4-х слайдов, соблюдая все правила её создания.
  7. Последний слайд в виде синквейна, представляющего синтез всей информации в лаконичной форме.
    1 строка – тема или предмет (одно существительное);
    2 строка – описание предмета (два прилагательных);
    3 строка – описание действия (три глагола);
    4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
    5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
  8. Время работы -15 минут
  9. Публичное представление своей работы. (1,5-2 минуты)
  • Компьютер №1, №2 - “Синдром Шерешевского-Тернера”
  • Компьютер №3, №4 - “Синдром Клайнфельтера”
  • Компьютер №5, №6 - “Прогерия”
  • Компьютер №7, №8 - “Ахондроплазия”
  • Компьютер №9, №10 - “Болезнь Альцгеймера”

Так как информация о синдроме Клайнфельтера в Wikipedia (открытой энциклопедии) отсутствовала, то ученики заранее приготовили ее, взяв другой источник- книгу “Генетика для врачей” Лильин Е.Т. и др., написав статью дома.

Во время урока необходимо зарегистрироваться, ввести пароль и набрать статью на странице http://ru.wikipedia.org.

- Презентация “Синдрома Марфана” - домашняя работа ученика.

- 2 группа решает генетические задачи самостоятельно и у доски.

Интернет-конференция в режиме on line с врачом-педиатром, заведующей поликлиникой - Н.В.Майстренко.

(Вопросы, касающиеся проблем нашего города).

  • Встречаются ли наследственные болезни у жителей нашего города?
  • Какие болезни встречаются наиболее часто?
  • Имеет ли место рост наследственных болезней?
  • Можно ли спрогнозировать красоту, умственные способности будущего ребенка?
  • и др.

Третий этап – рефлексия.

(Основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания,формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу).

- Публичное представление своих работ группой№1.

Вопросы, уточнения.

- Заполнение рефлексивной карты

Завершающий синквейн, сотворчество с учениками

Человек 
Разумный, несовершенный.
Живет, созидает, страдает.
Он, конечно, достоин счастья!
Бесспорно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»

Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»...

Методическая разработка урока благотворительности "Человек должен быть альтруистом"

В методической разработке представлены:1.     Методические рекомендации педагогам по организации «Дебатов».2.     План – конспект урока по теме: «Человек должен...

Методическая разработка урока "Права человека и гражданина"

Методическая разработка получила диплом III степени региогального этапа Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященного 20-летию принятия Конститукции Российской Федерации в номинации "К...

Методическая разработка внеклассного занятия "Человек, атмосфера и ее охрана"

Внеклассное занятие "Человек, атмосфера и ее охрана"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Человек. Земля. Космос"

Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеклассного мероприятия, направленного на формирование патриотизма  и активной гражданской позиции студентов....

Методическая разработка по обществознанию "Человек в группе"

Методическая разработка по обществознанию "Человек в группе"...