методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
методическая разработка (11 класс) по теме
Методическая разработка интегрированного урока
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Класс: 11
Преподаватель: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель литературы
ОУ: ГОУ НПО «профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области
E mail : natascha.biriuckova2012@yandex.ru
Конспект урока:
Тема:«Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели по литературе:
Образовательные:
- Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
- Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
- Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
- Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;
Развивающие:
- Развивать умение работать с художественным текстом;
- Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну.
- Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.
Цели по истории
Образовательные:
- Углубить у учащихся знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
- раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
- Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
- использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,
Воспитательные:
- показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
- формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.
Развивающие:
- развивать историческое мышление, расширять кругозор;
- закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
- учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
- научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
- - развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.
Оборудование:
- карта «Великая Отечественная война Советского Союза»,
- Портреты советских военачальников, героев Вов, политических и государственных деятелей; репродукции картин.
- Компьютер для учителя, ноутбуки у обучающихся.
- CD битвы ВОВ
- Мультимедийный проектор;
- экран,
- учебник А.А.Левандовский. История России ХХ века,
- Портрет М.А.Шолохова
- Художественный текст рассказа «Судьба человека» в электронном виде – мультимедийный учебник.
- Учебники по литературе 11 класс под редакцией Журавлевой
- Мультимедийное сопровождение: музыка, слайды, отрывки из кинофильмов.
- Иллюстрации к книге М.А.Шолохова «Судьба человека»
Методы:словесные, наглядные, компьютерные технологии, интегративный метод
Технологии:учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_integrirovannogo_uroka.doc | 133.5 КБ |
presentation._power_2.zip | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного урока
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Класс: 11
Преподаватель: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель литературы
ОУ: ГОУ НПО «профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области
E mail : natascha.biriuckova2012@yandex.ru
Конспект урока:
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели по литературе:
Образовательные:
- Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
- Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
- Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
- Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;
Развивающие:
- Развивать умение работать с художественным текстом;
- Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну.
- Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.
Цели по истории
Образовательные:
- Углубить у учащихся знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
- раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
- Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
- использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,
Воспитательные:
- показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
- формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.
Развивающие:
- развивать историческое мышление, расширять кругозор;
- закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
- учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
- научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
- - развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.
Оборудование:
- карта «Великая Отечественная война Советского Союза»,
- Портреты советских военачальников, героев Вов, политических и государственных деятелей; репродукции картин.
- Компьютер для учителя, ноутбуки у обучающихся.
- CD битвы ВОВ
- Мультимедийный проектор;
- экран,
- учебник А.А.Левандовский. История России ХХ века,
- Портрет М.А.Шолохова
- Художественный текст рассказа «Судьба человека» в электронном виде – мультимедийный учебник.
- Учебники по литературе 11 класс под редакцией Журавлевой
- Мультимедийное сопровождение: музыка, слайды, отрывки из кинофильмов.
- Иллюстрации к книге М.А.Шолохова «Судьба человека»
Методы: словесные, наглядные, компьютерные технологии, интегративный метод
Технологии: учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения.
Примечание: слова учителя литературы подчеркнуты чертой.
Маршрутный лист (уровень А)
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Литература | История |
Довоенная жизнь Андрея Соколова. О каких исторических событиях упоминает Андрей?______________ _______________________________ ______________________________ | Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. Стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г. (обведите правильный ответ): А) введение оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление Б) уход в глухую оборону В) тактическое отступление к Волге с целью увлечь врага в глубь советской территории. |
Война. Как Андрей попал в плен?_______ ______________________________ ______________________________ | Сталинградская битва. Выпишите дату Сталинградской битвы_______________________ _____________________________ |
Послевоенная жизнь. Что отняла война у Соколова: А) родителей Б) дом, семью В) жизнь | Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Выпишите даты Курской битвы и танкового сражения под Прохоровкой._____________________ ________________________________ |
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Маршрутный лист (уровень В)
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
литература | История |
Довоенная жизнь Андрея Соколова. Имел ли право Андрей на счастье? _______________________________ ______________________________ | Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. Каков стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г.?______________ ______________________________ |
Война. Перечислите черты характера Андрея?_____________________ ____________________________ ___________________________ | Сталинградская битва. Какой итог битвы?_____________ _______________________________ ____________________________ |
Послевоенная жизнь. Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе? _______________________________ _______________________________ ________________________________ | Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Какой итог битвы?_____________ _______________________________ ____________________________ |
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Маршрутный лист (уровень С)
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Литература | История |
Довоенная жизнь Андрея Соколова. Как автор подчеркивает простоту главного героя? (речь, манера общаться, выходец из народа)_______________________ ______________________________ | Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? |
Война. В чем А.Соколов видит свой долг? _____________________________ _______________________________ _______________________________ | Сталинградская битва. Почему немцы стремились захватить Сталинград?__________________ _____________________________ ____________________________ ____________________________ |
Послевоенная жизнь. В чем смысл жизни для Андрея после встречи с Ванюшкой?___________ _____________________________ ____________________________ ____________________________ | Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Напишите значение битвы:______ ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Из воспоминаний А. М. Василевского
“О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал)
К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.
Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали захватить кавказскую нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .>
Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.
| СССР | Германия |
ПЛАНЫ | 1. Обороняться и наступать 2. Сорвать наступление немцев. | 1. Наступать на юге России, 2. Парализовать экономику СССР. |
СИЛЫ | 5.5 млн. человек, 4 тыс. танков, 42 тыс. орудий 3 тыс. самолетов | 6.2 млн. человек, 3 тыс. танков, 43 тыс. орудий, 3.4 тыс. самолетов. |
ГЕРМАНИЯ | СОВЕТСКИЙ СОЮЗ | |
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск | Активная оборона (изматывание сил противника) | |
Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» | Активизация деятельности партизан в тылу врага |
Приложение:
Презентация «Судьба человека – воплощение судьбы народа»
Цели:
- Обеспечить эффективное формирование качественных знаний, умений и навыков посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
- Содействовать повышению мотивации обучения, повышению интереса к предметам (литература и история)
- Прививать интерес обучающихся к использованию информации, найденной и обработанной из интернета, словарей на СD носителях для подготовки к уроку.
- Актуализировать творческие способности обучающихся при составлении мини-презентаций к определенному этапу урока.
Подписи к слайдам:
«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Интегрированный урок по истории и литературе
Цели по литературе
Познакомиться с творчеством М.А.Шолохова
Знать содержание рассказа «Судьба человека»
Дать характеристику гл.герою- А.Соколову
Сопоставить судьбу героя книги с судьбой всего русского народа
Развивать умения работать с художественным текстом
Воспитывать гражданскую позицию
Цели по истории
Сформировать представления об основных сражениях Великой Отечественной войны
Раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях
Развивать историческое мышление
Развивать умение индивидуальной работы в маршрутных листах
Воспитывать чувство патриотизма
Эпиграф урока
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если патриот вы настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна!
ПАТРИОТИЗМ
Определение по словарю Ожегова
Определение по словарю Ожегова
Патриот – 1.Человек , проникнутый патриотизмом
2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь
Патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу
Стихотворение Вл.Занадворова
Ты не знаешь , мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выражение.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это- боль головная , что ломит висок…..
Ассоциации
Смерть
Блиндаж
Обстрел
Поле сражения
Головная боль
Отвага
Война на земле появляется только тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает…
Владимир Жуков и Николай Майоров
Михаил Луконин
Виктор Гончаров
Семен Гудзенко
«Судьба человека»-рассказ-эпопея, 1957 г
«Защитникам
Москвы
Посвящается»
1941 год осень
Начало войны
ПОДВИГ В.В.ТАЛАЛИХИНА
Иван Васильевич Панфилов
ЗНАЧЕНИЕ БИТВЫ ЗА МОСКВУ
Германия потерпела первое крупное поражение
Развеян миф о непобедимости немецкой армии
Рухнул гитлеровский план о «молниеносной войны» против СССР
Москве присвоено звание «Город-герой»
Андрей Соколов в плену
Жители деревни Хатынь были сожжены заживо…
Поединок с Мюллером
Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка, т.к. победа над фашизмом – это , прежде всего, победа нравственная…
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
19 ноября 1942 -2 февраля 1943
Разгром немецких войск под Сталинградом
КУРСКАЯ БИТВА
5 июля – 5 августа
1943 г
Курская битва
Танковое сражение в районе деревни Прохоровка
Значение Курской битвы
Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился.
Военная инициатива окончательно перешла к Советской армии
1. Как немцы относятся к пленным к концу войны?
2. Почему их отношение меняется?
3. Как Андрей бежит из немецкого плена?
4.Что пришлось пережить Андрею Соколову после освобождения из плена?
9 мая 1945 год –ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Послевоенная жизнь Соколова
Все отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим.
И этот сильный человек выдюжит и вырастит достойного гражданина страны…
СУДЬБА
Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни.
Участь, доля, жизненный путь
Итог урока
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Работы обучающихся на 1 курсе
«Патриот ли Андрей Соколов?»
«С моей точки зрения, Андрея Соколова можно считать патриотом, потому что он храбрый, не испугался плена, не принимает предательства…. Любит свою Родину. Готов за нее отдать жизнь, сражаться до последнего» (М.Гусаров)
«Андрей Соколов – храбрый, сильный духом, его не сломил плен…» (Егоров Саша)
«Он выжил в плену, не продал Родину…»
(М.Громов)
«Защищал свою родину, смелый, не предатель, готов на подвиг, на смерть ради Родины…» (М.Дмитриев)
«Любит свою Родину, храбрый, не предатель, борется с фашизмом…» (И.Кузнецов)
«…Смелый, храбрый, целеустремленный, патриот. Не сломался в плену» (А.Веселов)
«Любит Родину, храбрый, не предатель. Мужественный, милосердный» (А.Мигаль)
Исследовательская работа «Судьба моей семьи в годы ВОВ
Задание: возьмите интервью у родственников
Где вы находились в годы ВОВ? Сколько вам было лет? Чем вы занимались?
Какие события вы запомнили как самые важные? Самые горькие? Самые радостные?
Какие свидетельства военных лет сохранились у вас? Чем они дороги вам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"
Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...
Интегрированный урок "Судьба человека - воплощение трагической судьбы народа"
Урок патриотической направленности с пименением ЭОР...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны
Знакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказы...