Методическая разработка урока "Семья и семейные ценности"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Королева Людмила Леонтьевна

Методическая разработка поможет в проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_uroka_semya_i_semeynye_cennosti.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок для старшеклассников. Семья и семейные ценности.

Разработка урока.

                                       Учитель русского языка и литературы: Карпенко М.Е

                                       Учитель истории: Королева Л.Л.

                                       ГБОУ лицей №395 г.Санкт-Петербург

                             

Цель урока: направлена на возрождение семейных традиций, всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основ российского общества и государства.

Задачи урока: 

-воспитание ценностного отношения к семье у школьников;

-включение родителей как социальных партнёров в процесс общественного воспитания детей;

-создание оптимальных условий для самовыражения и самореализации участников урока;

-привлечь к участию в уроке многодетные семьи, имеющие позитивный опыт воспитания детей, а также родителей, воспитывающих бережное отношение к семейным ценностям и традициям.

1. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных  традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Какая у меня семья?

2. Чтение стихотворения

Что значит для меня моя семья?

 Конечно - счастье и уют домашний,

 Семь правил обязательных храня,

 Лишь только семь, но очень - очень важных.

 

 Во - первых, это главное - любовь.

 Всем сердцем и душою всей, и разумом.

 Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

 А трепетно, и каждый день по - разному.

 Второе - дети. Что за дом без них?

 Пустыня без колодца - не напиться.

 А дети - это жизнь, это родник

 И продолженье рода. Пусть струится!

 Потом забота. Лишь она

 Очаг семейный сбережет от ветра.

 Старайся, чтоб с улыбкою весна

 Была всегда с тобою, а не где-то.

 

 Четвертое - терпение. Оно

 Поможет пережить невзгоды, беды...

 И отогреет солнышком окно.

 Что инеем заледенело белым.

 

 А пятое - ответственность и дом

 В фундаменте семейном веский камень.

 Они помогут защитить любовь,

 От ветра уберечь душевный пламень.

 

 Шестое — уваженье. Только с ним

 Приобретешь успех, признанье общее

 Всегда, считаясь с мнением других,

 Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

 

 И наконец, седьмое - чистота

 Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...

 Вот так я представляю свой очаг,

 Где я любима, счастлива где полностью.

В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня семьи, любви и верности». Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева — Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника[2].

Этот праздник отмечается 8 июля и имеет глубокие духовные корни: 8 июля на Руси вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских, которые издревле считаются покровителями семейного счастья, супружеской любви и верности, хранители семьи и брака.

На Руси есть сказ о том,
Как Феврония с Петром
Были парою примерной,
Дружной, любящей и верной.

Много бед перенесли,
Но расстаться не смогли,
Верой-правдой брак держали
И друг друга уважали!
Пролетела та пора,
Нет Февроньи, нет Петра.
Но они — пример семьи,
Честной, искренней любви!

 Празднование Дня семьи, любви и верности имеет духовно-нравственное и просветительское назначение.
Его установление призвано обратить внимание всего российского общества на то, что семья, как основной элемент общества была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры и исторической преемственности поколений. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа.

Когда появилось слово "семья”?

Когда – то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

,,Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

- Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь "Я”.

Вот так на земле появилась семья.

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Семья - это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца.

У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом — достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь:

«Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей значит: в детстве — их слушаться, в молодости — с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться.

Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о  своей семье.

Через тысячи поколений прошла бережно хранимая традиция любви и почитания матери.

Для каждого сына и дочери мать — самый близкий и любимый человек. «Мама» — это первое слово, которое осознанно произносит младенец.

Если отец — глава семьи, то мать — ее душа. Если отец обеспечивает достаток и порядок в доме, то только мать может создать уют, покой и особую теплоту отношений.

И в знатных семьях, и в простых с мамой делили самые сокровенные тайны. К ней бежали в минуты огорчения и душевного волнения. Для детей она утешительница во все годы жизни. От мамы дети получали первые уроки мудрости.

С годами, став взрослее, в чувствах строже.

Вдруг сердцем начинаешь понимать.

Нет человека ближе и дороже.

Чем женщина, которой имя - Мать.

Она с тобой и в радости и в горе

Она с тобой, пускай далёко ты.

И сколько же в её таиться взоре -

Сердечной, материнской теплоты.

Спешите к ней сквозь годы и разлуки.

Что бы её утешить и обнять.

С благоговеньем поцелуйте руки.

Той женщине, которой имя - Мать!

Песня «Мамины руки»  Исполняет ученица 7 класса Богданова Ирина (Презентация)

Семья основана на традициях. Семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей.

Традиции являются своеобразным залогом семейного счастья, если в их основе лежит здравый смысл и опыт прошлых поколений.  

- Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей…

О своей семейной педагогической династии  расскажет учитель нашего лицея Архипова Татьяна Дмитриевна.

Заниматься каким-то полезным и нужным делом, объединяющим всю семью, - это тоже семейная традиция. (Поиск заброшенных братских могил времен Вов, их восстановление)

Слово предоставляется семье Седельниковых.

Счастье и надежда  каждой семьи -  это  дети. Обязанность родителей – достойно воспитать своих детей, передать им свой жизненный опыт.

У детей в семье также есть свои обязанности и права.

На создание условий для реализации права детей на выражения своего мнения, права участвовать в принятии решений, касающихся жизни ребенка, был нацелен городской конкурс «Я имею право» под патронатом  уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге  Светланы Агапитовой.

Слово победителями и лауреатами этого конкурса.

Танец. (Танцевальная группа лицея)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

 Семья – это праздник, семейные даты,

 Подарки, покупки, приятные траты.

 Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

 Мечты о хорошем, волненье и трепет.

 Семья – это труд, друг о друге забота,

 Семья – это много домашней работы.

 Семья – это важно! Семья – это сложно!

 Но счастливо жить одному невозможно!

 Всегда будьте вместе, любовь берегите,

 Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

 Какая хорошая Ваша семья!

Семья – это нежность,  тепло, духовный свет, который исходит от каждого члена семьи и дарит друг другу радость  и надежду.

Песня «Пусть будет свет» (Презентация) Исполняет ученица 10б класса Громова Ирина.

Выходят все участники урока.

Литература

  1. Педагогика № 3 2008 г. / Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи, стр.48 - 59.

2.Будаченкова И.И. «Любовью дорожить умейте…»: вечер, посвященный древним традициям и роли семьи в современном обществе // Читаем, учимся, играем.- 2005. - № 3.Воспитание школьников

№ 1 2008 г. / Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье, стр. 45 - 49.

№ 2 2008 г. / 2008 год – год семь, стр. 16; Игра «Дом счастья», стр. 75 - 79.

№ 3 2008 г. / Семейный совет «Под счастливой крышей», стр.74 - 79.

№ 4 2008 г. / Семейный праздник «Родительский дом, начало начал», стр.75 – 79.

4.Горбунова Л.П. В семейном кругу: литературный вечер, посвященный семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 6.

5. Классный руководитель № 8 2007

        Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102,

        Семейный вечер «семейному кораблю – счастливого плавания», стр. 103 – 111.

6.Костина Н.А. сценарий классного часа «Семья – это то, что с тобою всегда!» // Классный руководитель. – 2008.- № 5.- С.40.

7.Сауткина Е.В. Семья – моя надежда и опора: тематический вечер, посвященный семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 10.

8.Чижовкина Л.А. дом моей мечты: сценарий семейного праздника // Читаем, учимся, играем.- 2006. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему: "Общечеловеческие ценности в государственной политике образования"

Рассмотрены вопросы гуманизации образования, духовно-нравственного воспитания....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Ценности, имеющие для меня значение"

Методическая разработка предназначена  классным  руководителям для проведения классных часов. В методической разработке представлена методика проведения классного часа по духовно-нравственно...

Методическая разработка по теме "Нравственные ценности"

Данная методическая разработка является фрагментом магистерской диссертации Агакеримовой Линары Зайнудиновны на тему «Использование художественной литературы в обучении обществознанию в старшей школе»...

Методическая разработка занятия для подростков «Ценности моей жизни»

В современном мире  с его техническими новинками, политическими изменениями, социальными сетями и прочими соблазнами, особенно сложно приходится подросткам. Многие считают, что современные дети н...

Методическая разработка "В мире духовных ценностей" (обобщение опыта, ОРКСЭ), 2019г.

Материалы методической разработки "В мире духовных ценнойстей" были представлены на региональном этапе Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя-2019". Из-за большого...

Методическая разработка классного часа "ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ"

Классный час: ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИЦель урока:ознакомить учащихся с понятием «толерантность»;стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности...