Методическая разработка урока "Семья и семейные ценности"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме
Методическая разработка поможет в проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок для старшеклассников. Семья и семейные ценности.
Разработка урока.
Учитель русского языка и литературы: Карпенко М.Е
Учитель истории: Королева Л.Л.
ГБОУ лицей №395 г.Санкт-Петербург
Цель урока: направлена на возрождение семейных традиций, всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основ российского общества и государства.
Задачи урока:
-воспитание ценностного отношения к семье у школьников;
-включение родителей как социальных партнёров в процесс общественного воспитания детей;
-создание оптимальных условий для самовыражения и самореализации участников урока;
-привлечь к участию в уроке многодетные семьи, имеющие позитивный опыт воспитания детей, а также родителей, воспитывающих бережное отношение к семейным ценностям и традициям.
1. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Какая у меня семья?
2. Чтение стихотворения
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по - разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня семьи, любви и верности». Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева — Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника[2].
Этот праздник отмечается 8 июля и имеет глубокие духовные корни: 8 июля на Руси вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских, которые издревле считаются покровителями семейного счастья, супружеской любви и верности, хранители семьи и брака.
На Руси есть сказ о том,
Как Феврония с Петром
Были парою примерной,
Дружной, любящей и верной.
Много бед перенесли,
Но расстаться не смогли,
Верой-правдой брак держали
И друг друга уважали!
Пролетела та пора,
Нет Февроньи, нет Петра.
Но они — пример семьи,
Честной, искренней любви!
Празднование Дня семьи, любви и верности имеет духовно-нравственное и просветительское назначение.
Его установление призвано обратить внимание всего российского общества на то, что семья, как основной элемент общества была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры и исторической преемственности поколений. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа.
Когда появилось слово "семья”?
Когда – то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,,Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь "Я”.
Вот так на земле появилась семья.
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Семья - это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца.
У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом — достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь:
«Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей значит: в детстве — их слушаться, в молодости — с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться.
Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
Через тысячи поколений прошла бережно хранимая традиция любви и почитания матери.
Для каждого сына и дочери мать — самый близкий и любимый человек. «Мама» — это первое слово, которое осознанно произносит младенец.
Если отец — глава семьи, то мать — ее душа. Если отец обеспечивает достаток и порядок в доме, то только мать может создать уют, покой и особую теплоту отношений.
И в знатных семьях, и в простых с мамой делили самые сокровенные тайны. К ней бежали в минуты огорчения и душевного волнения. Для детей она утешительница во все годы жизни. От мамы дети получали первые уроки мудрости.
С годами, став взрослее, в чувствах строже.
Вдруг сердцем начинаешь понимать.
Нет человека ближе и дороже.
Чем женщина, которой имя - Мать.
Она с тобой и в радости и в горе
Она с тобой, пускай далёко ты.
И сколько же в её таиться взоре -
Сердечной, материнской теплоты.
Спешите к ней сквозь годы и разлуки.
Что бы её утешить и обнять.
С благоговеньем поцелуйте руки.
Той женщине, которой имя - Мать!
Песня «Мамины руки» Исполняет ученица 7 класса Богданова Ирина (Презентация)
Семья основана на традициях. Семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была.
Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей.
Традиции являются своеобразным залогом семейного счастья, если в их основе лежит здравый смысл и опыт прошлых поколений.
- Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей…
О своей семейной педагогической династии расскажет учитель нашего лицея Архипова Татьяна Дмитриевна.
Заниматься каким-то полезным и нужным делом, объединяющим всю семью, - это тоже семейная традиция. (Поиск заброшенных братских могил времен Вов, их восстановление)
Слово предоставляется семье Седельниковых.
Счастье и надежда каждой семьи - это дети. Обязанность родителей – достойно воспитать своих детей, передать им свой жизненный опыт.
У детей в семье также есть свои обязанности и права.
На создание условий для реализации права детей на выражения своего мнения, права участвовать в принятии решений, касающихся жизни ребенка, был нацелен городской конкурс «Я имею право» под патронатом уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой.
Слово победителями и лауреатами этого конкурса.
Танец. (Танцевальная группа лицея)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Семья – это нежность, тепло, духовный свет, который исходит от каждого члена семьи и дарит друг другу радость и надежду.
Песня «Пусть будет свет» (Презентация) Исполняет ученица 10б класса Громова Ирина.
Выходят все участники урока.
Литература
- Педагогика № 3 2008 г. / Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи, стр.48 - 59.
2.Будаченкова И.И. «Любовью дорожить умейте…»: вечер, посвященный древним традициям и роли семьи в современном обществе // Читаем, учимся, играем.- 2005. - № 3.Воспитание школьников
№ 1 2008 г. / Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье, стр. 45 - 49.
№ 2 2008 г. / 2008 год – год семь, стр. 16; Игра «Дом счастья», стр. 75 - 79.
№ 3 2008 г. / Семейный совет «Под счастливой крышей», стр.74 - 79.
№ 4 2008 г. / Семейный праздник «Родительский дом, начало начал», стр.75 – 79.
4.Горбунова Л.П. В семейном кругу: литературный вечер, посвященный семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 6.
5. Классный руководитель № 8 2007
Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102,
Семейный вечер «семейному кораблю – счастливого плавания», стр. 103 – 111.
6.Костина Н.А. сценарий классного часа «Семья – это то, что с тобою всегда!» // Классный руководитель. – 2008.- № 5.- С.40.
7.Сауткина Е.В. Семья – моя надежда и опора: тематический вечер, посвященный семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 10.
8.Чижовкина Л.А. дом моей мечты: сценарий семейного праздника // Читаем, учимся, играем.- 2006. - № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194620-1359894254.jpg)
методическая разработка на тему: "Общечеловеческие ценности в государственной политике образования"
Рассмотрены вопросы гуманизации образования, духовно-нравственного воспитания....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Ценности, имеющие для меня значение"
Методическая разработка предназначена классным руководителям для проведения классных часов. В методической разработке представлена методика проведения классного часа по духовно-нравственно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/26/picture-870731-1482760115.jpg)
Учебно-методическая разработка. Презентация "Мысль семейная" по роману "Война и мир" Л.Н. Толстого
Учебно-методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/20/picture-684231-1492680839.jpg)
Методическая разработка по теме "Нравственные ценности"
Данная методическая разработка является фрагментом магистерской диссертации Агакеримовой Линары Зайнудиновны на тему «Использование художественной литературы в обучении обществознанию в старшей школе»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/07/picture-722070-1449516675.jpg)
Методическая разработка занятия для подростков «Ценности моей жизни»
В современном мире с его техническими новинками, политическими изменениями, социальными сетями и прочими соблазнами, особенно сложно приходится подросткам. Многие считают, что современные дети н...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/04/picture-228747-1578129910.jpg)
Методическая разработка "В мире духовных ценностей" (обобщение опыта, ОРКСЭ), 2019г.
Материалы методической разработки "В мире духовных ценнойстей" были представлены на региональном этапе Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя-2019". Из-за большого...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-1364449-1637140431.jpg)
Методическая разработка классного часа "ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ"
Классный час: ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИЦель урока:ознакомить учащихся с понятием «толерантность»;стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности...