Методическая разработка по теме "Нравственные ценности"
методическая разработка по литературе (10, 11 класс) по теме
Данная методическая разработка является фрагментом магистерской диссертации Агакеримовой Линары Зайнудиновны на тему «Использование художественной литературы в обучении обществознанию в старшей школе». Особенность данной разработки заключается в многообразии возможностей её использования. Данный материал может быть включён в сценарий урока обществознания в старшей школе по темам модуля «Духовная культура»; может быть использован в качестве компонента урока по литературе в 10-м классе по теме творчества А. Н. Островского; может стать материалом для дискуссии, круглого стола и иных мероприятий для старшеклассников в рамках воспитательной работы в школе.
Структура разработки:
Учащимся предлагается 2 фрагмента из пьес А. Н. Островского «Бесприданница» и «Таланты и поклонники». Перед фрагментами предложены вопросы, на которые учащимся предстоять ответить после чтения данных отрывков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_nravstvennye_tsennosti.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме «Нравственные ценности»
для учащихся старшей школы
автор: Агакеримова Линара Зайнудиновна,
магистр образования, учитель обществознания,
русского языка и литературы,
педагог-организатор ГБОУ гимназии № 70
Петроградского района Санкт-Петербурга
Аннотация
Данная методическая разработка является фрагментом магистерской диссертации Агакеримовой Линары Зайнудиновны на тему «Использование художественной литературы в обучении обществознанию в старшей школе». Особенность данной разработки заключается в многообразии возможностей её использования. Данный материал может быть включён в сценарий урока обществознания в старшей школе по темам модуля «Духовная культура»; может быть использован в качестве компонента урока по литературе в 10-м классе по теме творчества А. Н. Островского; может стать материалом для дискуссии, круглого стола и иных мероприятий для старшеклассников в рамках воспитательной работы в школе.
Структура разработки:
Учащимся предлагается 2 фрагмента из пьес А. Н. Островского «Бесприданница» и «Таланты и поклонники». Перед фрагментами предложены вопросы, на которые учащимся предстоять ответить после чтения данных отрывков.
Вопросы учащимся:
- Охарактеризуйте нравственные ценности, составляющие ценностно-моральную ориентацию всех героев, представленных в приведенных ниже фрагментах. Выразите свое отношение к нравственным ценностям героев – чье мировосприятие вам ближе? С чем вы можете согласиться, а чего не приемлете в отношениях к людям, окружающему миру?
- Сравните положение женщины в обществе, представленном в обоих произведениях. В чем причина конфликта каждой героини с окружающим ее обществом?
А. Н. Островский. Бесприданница (фрагмент)
Кнуров. Огудалова разочла не глупо: состояние большое, давать приданое не из чего, так она живет открыто, всех принимает.
Вожеватов. Любит и сама пожить весело. А средства у нее так невелики, что даже и на такую жизнь недостает…
Кнуров. Где ж она берет?
Вожеватов. Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся. Потом на приданое возьмет с жениха, а приданого не спрашивай.
Кнуров. Ну, думаю, не одни женихи платятся, а и вам, например, частое посещение этого семейства недешево обходится.
Вожеватов. Не разорюсь, Мокий Парменыч. Что делать! За удовольствия платить надо, они даром достаются, а бывать у них в доме – большое удовольствие
Кнуров. Действительно удовольствие – это в правду говорите.
Вожеватов. А сами почти никогда не бываете.
Кнуров. Да неловко; много у них всякого сброду бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут! Вот, например, Карандышев – ну что за знакомство для меня!
Вожеватов. Да, у них в доме на базар похоже.
Кнуров. Ну, что хорошего! Тот лезет к Ларисе Дмитриевне с комплиментами, другой с нежностями, так и жужжат, не дают с ней слово сказать. Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи.
Вожеватов. Жениться надо.
Кнуров. Жениться! Не всякому можно, да не всякий и захочет; вот я, например, женатый.
Вожеватов. Так уж нечего делать. Хорош виноград, да зелен, Мокий Парменыч.
Кнуров. Вы думаете?
Вожеватов. Видимое дело. Не таких правил люди: мало ль случаев-то было, да вот не польстились, хоть за Карандышева, да замуж.
Кнуров. А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку.
Вожеватов . Да, не скучно будет, прогулка приятная. Какие у вас планы-то, Мокий Парменыч!
Кнуров . Да и у вас этих планов-то не было ли тоже?
Вожеватов. Где мне! Я простоват на такие дела. Смелости у меня с женщинами нет: воспитание, знаете, такое, уж очень нравственное, патриархальное получил.
Кнуров. Ну да, толкуйте! У вас шансов больше моего: молодость – великое дело. Да и денег не пожалеете; дешево пароход покупаете, так из барышей-то можно. А ведь, чай, не дешевле «Ласточки» обошлось бы?
Вожеватов. Всякому товару цена есть, Мокий Парменыч. Я хоть молод, а не зарвусь, лишнего не передам.
Кнуров. Не ручайтесь! Долго ли с вашими летами влюбиться; а уж тогда какие расчеты!
Вожеватов. Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю.
Кнуров. Чего?
Вожеватов. А вот, что любовью-то называют.
Кнуров. Похвально, хорошим купцом будете. А все-таки вы с ней гораздо ближе, чем другие.
Вожеватов. Да в чем моя близость? Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают.
Кнуров. Развращаете, значит, понемножку.
Вожеватов. Да мне что! Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственности заботиться: я ей не опекун.
Кнуров. Я все удивляюсь, неужели у Ларисы Дмитриевны, кроме Карандышева, совсем женихов не было?
Вожеватов. Были, да ведь она простовата.
Кнуров. Как простовата? То есть глупа?
Вожеватов. Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо.
Кнуров. То есть правду?
Вожеватов. Да, правду; а бесприданницам так нельзя. К кому расположена, нисколько этого не скрывает. Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году, появился, наглядеться на него не могла; а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез, неизвестно куда.
Кнуров. Что ж с ним сделалось?
Вожеватов. Кто его знает; ведь он мудреный какой-то. А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная! (Смеется.) Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила.
Кнуров. А после Паратова были женихи?
Вожеватов. Набегали двое: старик какой-то с подагрой да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Уж Ларисе не до них, а любезничать надо было, маменька приказывает.
Кнуров. Однако положение ее незавидное.
А. Н. Островский. Таланты и поклонники (фрагмент)
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
Дулебов и Негина.
Дулебов (подходит и целует руку Негиной). Ах, моя радость, я вас заждался.
Негина. Извините, князь! с бенефисом все хлопочу, такая мука... (Задумывается.).<…>
Дулебов.Что вы так печальны?
Негина. Много хлопот, князь.
Дулебов. Вам, моя красавица, надо веселее быть, вам еще рано задумываться; старайтесь развлекать себя, утешать чем-нибудь. Вот мы сейчас с вашей матушкой говорили...
Негина. Об чем, князь?
Дулебов. Разумеется, о вас, мое сокровище, а то о чем же! Вот квартира у вас нехороша... Нельзя актрисе, хорошенькой девушке, в такой избе жить; это неприлично.
Негина (несколько обидясь). Не хороша квартира? Ну, так что же? Я и сама знаю, что бывают квартиры лучше этой... Вам бы, князь, пожалеть меня, не напоминать мне о моей бедности, я и без вас ее чувствую каждый час, каждую минуту.
Дулебов. Да разве я вас не жалею? Я вас очень жалею, красавица моя.
Негина. Так вы жалейте про себя, ваше сиятельство! Мне нет никакой пользы от ваших сожалений, а слышать их неприятно. Вы находите, что моя квартира не хороша; а я нахожу, что она удобна для меня, и мне лучше не надо. Вам моя квартира не нравится, вам неприятно бывать в такой квартире, так ведь никто вас не принуждает.
Дулебов. Не горячитесь, не горячитесь, моя радость! Вы не дослушаете, да и сердитесь на человека, который вам предан всей душой... Так нельзя...
Негина. Извольте говорить, я слушаю.
Дулебов. Я человек деликатный, я никогда никого не оскорбляю, я известен своей деликатностью. Я бы никогда не посмел осуждать вашу квартиру, если б не имел в виду...
Негина. Чего, князь?
Дулебов. Предложить вам другую, лучше гораздо.
Негина. За ту же цену?
Дулебов. Ну, какое вам дело до цены?
Негина. Я что-то не понимаю, князь.
Дулебов. Вот видите ли, мое блаженство, я человек очень добрый, нежный - это тоже всем известно... я, несмотря на свои лета, до сих пор сохранил всю свежесть чувства... я еще до сих пор могу увлекаться, как юноша...
Негина. Я очень рада; но какое же отношение имеет все это к моей квартире?
Дулебов. Очень просто. Разве вы не замечаете? Я люблю вас... Лелеять вас, баловать... это было бы для меня наслаждением... это моя потребность; у меня очень много нежности в душе, мне нужно ласкать кого-нибудь, я без этого не могу. Ну, подойдите же ко мне, мой птенчик!
Негина (встает). Вы с ума сошли!
Дулебов. Грубо, мой друг, грубо!
Негина. Да с чего вы вздумали? Помилуйте! Я вам никакого повода не подавала... Как вы осмелились выговорить?
Дулебов. Потише, потише, мой дружочек!
Негина. Это что ж такое! Приехать в чужой дом и ни с того ни с сего затеять глупый, обидный разговор.
Дулебов. Потише, потише, пожалуйста! Вы еще очень молоды, чтобы так разговаривать.
Негина. Вот это мило! «Вы еще молоды»! Значит, молодых можно обижать сколько угодно, и они должны молчать.
Дулебов. Да какая тут обида? В чем обида? Дело самое обыкновенное. Вы не знаете ни жизни, ни порядочного общества и осмеливаетесь осуждать почтенного человека! Что вы, в самом деле! Вы меня обижаете!
Негина (в слезах). Ах, боже мой! Нет, это выше сил...
Дулебов. На все есть приличная форма, сударыня! В вас совсем нет благовоспитанности; не нравится вам мое предложение, вы должны были все-таки поблагодарить меня и высказать ваше нежелание учтиво или как-нибудь на шутку свести.
Негина. Ах, оставьте меня, пожалуйста! Не нужно мне ваших нравоучений. Я сама знаю, что мне делать, сама знаю, что хорошо, что дурно. Ах, боже мой!.. Да не желаю я вас слушать.
Дулебов. Да что же вы кричите?
Негина. Отчего ж мне не кричать? Я у себя дома, кого ж мне бояться?
Дулебов. Прекрасно! Только вы помните, моя радость, что я обиды не забываю.
Негина. Ну, хорошо, хорошо, буду помнить,
Дулебов. Извините, я думал, что вы девица благовоспитанная; я никак не мог ожидать, что вы от всякой малости расплачетесь и расчувствуетесь, как кухарка.
Негина. Да ну, хорошо; ну я кухарка, только я желаю быть честной.
Дулебов. И поздравляю вас! Только честности одной мало, надо быть и поумнее, и поосторожнее, чтобы потом не плакать. Билета мне не присылайте, я не поеду на ваш бенефис, мне некогда; а если вздумаю, так пошлю взять в кассе. (Уходит.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме "Нравственные ценности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Файл содержит методическую разработку урока литературы в 6 классе...
Открытый урок для старшеклассников "Семья и семейные ценности". Методическая разработка.
Данный урок посвящен нравственным основам семьи, тем семейным ценностям, на которых держится настоящая, крепкая семья. Материалы урока можгут быть использованы к празднику День матери, на уроках общес...
Семья и семейные ценности. Методическая разработка, презентация классного часа. Фотоотчёт.
Семья и семейные ценности. Методическая разработка классного часа в игровой форме, используется групповая работа.Презентация к этому мероприятию. Фотоотчёт....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Олимпийского урока "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения"
При разработке данного материала мы руководствовались следующимсоображением: необходимо дать школьникам наиболее полное представление об идеологии, фило...
Методическая разработка урока "Духовные ценности современной цивилизации"
Духовные ценности...
Методическая разработка воспитательного занятия "Ценности подростка"
Особое положение подросткового периода отражено в таких его названиях, как «переходный» и «критический». Это обусловлено качественными изменениями в самосознании личности подростков, физиологическим с...
Методическая разработка "Мои жизненные ценности".
В методической разработке представлен материал проведения занятия по психологии "Мои жизненные ценности"....