Методическая разработка классного часа "ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ"
классный час
Классный час: ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Цель урока:
- ознакомить учащихся с понятием «толерантность»;
- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности;
- формировать толерантное мировоззрение учащихся.
Оборудование: флипчарты, маркеры.
Подготовка:
- Написать определения толерантности и основную формулировку понятия «толерантность» на больших листах флипа и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.
- Раздаточный материал «Что такое толерантность и виды толерантности»
(См.в тексте).
Определения толерантности:
- Сотрудничество, дух партнерства.
- Готовность мириться с чужим мнением.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принятие другого таким, какой он есть.
- Способность поставить себя на место другого.
- Уважение права быть иным.
- Признание многообразия.
- Признание равенства других.
- Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
- Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_konstitutsiya_rf.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа
Подготовила и провела Волык Ульяна Александровна, педагог -организатор ГАПОУ СО «ГАЭмТ».
Классный час на тему «Конституция Российской Федерации»
Цель: актуализация и расширение знаний студентов о конституционных основах Российской Федерации, формирование гражданского понимания необходимости знания Конституции как основного закона.
Задачи:
- способствовать формированию правовой культуры студентов путём знакомства с основными правами и обязанностями граждан Российской Федерации;
- развивать у студентов познавательной интерес к основному закону Российской Федерации и содействовать развитию общих представлений о государственной символике;
- содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отражённым в Конституции Российской Федерации.
Контингент: студенты всех курсов.
Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми задачами и постановкой проблемных вопросов.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, фломастеры, листы бумаги, ручки, доска, наглядный материал: квадратики из цветной бумаги трёх цветов, электронная презентация «20 лет российской Конституции», стенд «20 лет российской Конституции», «медальки» и жетоны из цветной бумаги.
Содержательный компонент классного часа
- Вступительная часть.
- Основное содержание:
- Понятие «конституция».
- Разминка (блиц-опрос).
- История создания конституций в России.
- Конституция 1993 года.
- Права и обязанности студента.
- Игра «Да! Нет!» на знание основных статей Конституции Российской Федерации.
- «Права» сказочных героев.
- Музыкальный конкурс.
- Заключительная часть.
Ход классного часа
- Вступительная часть
При входе в аудиторию всем студентам предложено выбрать бумажный квадратик одного из трёх цветов. Таким образом происходит разделение студентов на малые группы: они садятся за стол, на котором табличка совпадает с цветом квадратика. В ходе мероприятия за каждый правильный или самый быстрый ответ каждая малая группа получает «медальку» или жетон. По итогам работы группа, набравшая больше медалей, объявляется победителем.
- Основное содержание
1. Понятие «конституция»
Ведущий: Дорогие друзья! В этом году в нашей стране отмечается 20 лет со дня принятия ныне действующей Конституции РФ. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об этом событии и том, почему нам с вами надо знать и уметь применять в жизни конституционные положения.
На экране слайды 1-3 презентации.
Сегодня мне помогут вести встречу студентки 3-го курса отделения «Преподавание в начальной школе» (представление ведущего и его ассистентов).
Ведущий: Ответьте, пожалуйста, на вопрос, что означает слово «конституция»?
Звучат ответы студентов.
Ассистент ведущего (подводит итог высказываниям): Слово «конституция» - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов вла¬сти, управления, суда, основные права, свободы и обязанности граждан.
На экране слайд о происхождении термина «конституция».
Происхождение самого термина «конституция» точно научно не установлено. Высказывается мнение что, он воспринят от технического оборота “rem pubicm constiture”, которым начинались акты римских императоров.
На экране слайд с изображением римских императоров и понятий.
У римских юристов конституция -это общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права. Главным из этих видов является императорский эдикт, который имел целью не столько устанавливать правовые нормы, сколько обеспечивать приведение их в исполнение. Другой вид - мандат или инструкции чиновникам и управителям провинций относительно порядка и способа разрешения разного рода вопросов и юридических казусов. Третий вид - декрет - это непосредственное судебное решение императора в качестве первой инстанции или по апелляции к нему на решение низшего суда, а четвёртый вид - рескрипты или ответы императора на вопросы, обращённые к нему магистратами или тяжущимися сторонами по поводу встречавшихся затруднений в разрешении спора.
Ассистент ведущего: Друзья, сегодня нам предстоит серьёзная интеллектуальная работа. Предлагаем вам как следует размяться перед ней!
2. Разминка (блиц-опрос):
На основе каких международных документов была создана Конституция Российской Федерации? (Декларация прав человека)
• Что такое референдум? (Всенародное голосование)
• Кто является гарантом Конституции Российской Федерации? (Президент)
• Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России? (Народ)
• Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
• Можно ли, не находясь в России, но являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство Российской Федерации)
• Может ли быть лишённым гражданства человек, изменивший Родине?
(Нет, гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства)
• С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права? (С 18 лет)
2. История создания конституций в России
Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, когда в России была создана первая Конституция? (Звучат ответы студентов)
Ассистенты ведущего рассказывают об истории появления конституций в России с демонстрацией слайдов презентации (Приложение 1).
3. Конституция 1993 года
Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, когда была принята ныне действующая Конституция? С какими социально-политическими событиями это было связано? (Звучат ответы студентов)
Ведущий: Вы правы, события 90-х годов XX века потребовали пересмотра советского законодательства. Для создания новой Конституции было созвано Конституционное совещание (29 апреля - 10 ноября 1993 г.). Когда в нашей стране отмечается день Конституции Российской Федерации? (12 декабря)
• На основе каких международных документов была создана Конституция Российской Федерации? (Декларация прав человека)
• Что такое референдум? (Всенародное голосование)
• Кто является гарантом Конституции Российской Федерации? (Президент)
• Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России? (Народ)
• Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
• Можно ли, не находясь в России, но являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство Российской Федерации)
• Может ли быть лишённым гражданства человек, изменивший Родине?
(Нет, гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства)
• С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права? (С 18 лет)
2. История создания конституций в России
Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, когда в России была создана первая Конституция? (Звучат ответы студентов)
Ассистенты ведущего рассказывают об истории появления конституций в России с демонстрацией слайдов презентации (Приложение 1).
3. Конституция 1993 года
Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, когда была принята ныне действующая Конституция? С какими социально-политическими событиями это было связано? (Звучат ответы студентов)
Ведущий: Вы правы, события 90-х годов XX века потребовали пересмотра советского законодательства. Для создания новой Конституции было созвано Конституционное совещание (29 апреля - 10 ноября 1993 г.). На основе Указов Президента РФ Ельцина Б.Н. и результатов работы Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ (21 сентября - 12 декабря 1993 г.) был создан проект Конституции.
12 декабря 1993 года проект Конституции РФ, одобренный Конституционным совещанием, был вынесен на референдум.
Референдум - это всенародное голосование с целью выявления общественного мнения для решения важного государственного вопроса.
На экране слайды.
Действующая Конституция Российской Федерации была принята на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
Конституция состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Она закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека, гражданское, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.
Ассистент ведущего: Человек живёт в обществе и должен реализовать свои права и соблюдать обязанности. В Конституции Российской Федерации записаны основные права и обязанности граждан России. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.
На экране слайд.
2. Права и обязанности студента
Ведущий: А у нас в профессиональной образовательной организации студенты имеют права и обязанности? (Звучат ответы студентов)
Ведущий: Да, действительно, студенты имеют право:
• на уважение человеческого достоинства;
• на свободу информации, совести, на свободное выражение мнений;
• на получение бесплатного общего и профессионального образования;
• на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
• на получение образования на родном языке;
• на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;
• на получение дополнительных образовательных услуг;
• на свободное посещение мероприятий;
• на охрану здоровья;
• на перевод в другую образовательную организацию;
• на участие в студенческом самоуправлении.
Но, как известно, не бывает прав без обязанностей.
На экране слайд:
Обязанности студентов ГАПОУ СО «ГАЭмТ»
• достойно нести звание студента;
• выполнять устав ПОО, добросовестно учиться;
• бережно относиться к имуществу;
• уважать честь и достоинство других студентов, преподавателей и сотрудников ПОО;
• выполнять требования педагогов образовательной организации в части, отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.
Ассистент ведущего: Друзья, подумайте, какой гражданский долг вы должны выполнить:
• по отношению к Родине;
• по отношению к своей образовательной организации;
• по отношению к родным и близким.
Звучат ответы студентов: (должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою землю и т. п.).
Ассистент ведущего: Друзья, давайте проверим, что вы сегодня узнали во время классного часа. Составим словосочетания из часто звучащих сегодня слов. Нам всем надо:
• знать... (права);
• выполнять. (обязанности);
• любить и защищать. (свою Родину);
• беречь. (природу);
• гордиться. (культурой, языком);
• приумножать . (богатства страны).
2. Игра «Да! Нет!» на знание основных статей Конституции
Ведущий: Ребята, давайте поиграем! Игра называется «Да! Нет!». Ассистент ведущего: Я зачитываю статью. Если это в пользу человека - говорим: «Да!». Если это противоречит Основному закону, говорим: «Нет!».
• Россия - наша страна? (Да!)
• Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? (Да!)
• Можно ли человека обращать в рабство? (Нет!)
• Можно ли относиться к человеку жестоко? (Нет!)
• Защищён ли человек законом? (Да!)
• Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? (Да!)
• Можно ли без разрешения войти в жилище человека? (Нет!)
• Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? (Да!)
• Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? (Да!)
• Может ли человек владеть имуществом? (Да!)
• Имеет ли человек право на социальное обеспечение? (Да!)
• Можно ли запретить свободный выбор труда? (Нет!)
• Защищает ли закон материнство и младенчество? (Да!)
2. «Права» сказочных героев
Ведущий: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в нашем государстве, и от того, как граждане ведут себя по отношению друг к другу и государству зависит их настоящее и будущее. В жизни вы иногда встречаетесь с ситуациями, когда нарушаются права граждан, ваши права, либо вы сами пытаетесь нарушить чьи-то права и свободы.
Ассистент ведущего: Отвлечёмся от серьёзного, вернее попытаемся в несерьёзном отыскать серьёзное.
Я прочитаю вам незаконченные фразы, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
Схватив крысу Шушару за хвост, Буратино нарушил её право на... (личную неприкосновенность).
Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на... (получение бесплатного образования).
Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право. (пользоваться учреждениями культуры).
Карабас-Барабас запер на ключ героев сказки и тем самым нарушил их право.
(на личную неприкосновенность).
Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино. (иметь имущество в собственности).
Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право.
(на неприкосновенность жилища).
Ассистент ведущего: А теперь ещё один конкурс «Конституция и сказки».
Задание: Я буду задавать вопросы из известных сказок, а вы должны назвать, кто и в какой сказке нарушает права других героев.
• В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (Лиса в сказке «Лиса и Заяц»).
• В какой сказке и кто нарушил право на свободу и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас).
• Кто пользуется правом передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга).
• Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная королева).
• Кто нарушил право на личную неприкосновенность и в какой сказке?
(«Красная шапочка», Серый Волк).
• Кто нарушил право на личное имущество трёх братьев? («Три поросёнка», Серый Волк).
2. Музыкальный конкурс
Ассистент ведущего: А теперь - музыкальный конкурс «Песня о правах». Задание: исполняется песня, игроки должны прослушать отрывок и сказать, о каких правах в ней поётся.
• «Песня Бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний);
• «Чему учат в школе?» (право на образование);
• «Песенка льва и черепахи» (право на отдых);
• «По секрету всему свету» (право на распространение информации);
• «Пластилиновая ворона» (право на собственное мнение);
• «Родительский дом» (право на жилище).
III. Заключительная часть.
Ведущий: Давайте и мы примем Конституцию - основной закон для нашей учебной группы. Работа в малых группах: студентам предлагается записать не менее пяти основных правил жизни в своей учебной группе. Затем группы представляют результат своей творческой деятельности и составляют единые правила.
По результатам представления вся группа путём голосования принимает единую «конституцию группы».
Ведущий подводит итоги работы.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
1. Аминов А.М. Образовательная игра по праву «Но вечный выше вас за-кон» // Экономика и право. - 2006. - № 2.
2. Верещагина Т.В. «Что такое конституция и зачем она нужна?: разработка урока по обществознанию в 11 кл. // Право в школе. - 2007. - № 3.
3. Дусадбикова Р.Н. Классный час «Основной закон страны» // Экономика и право. - 2007. - № 5.
4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/
5. Новоселова С.С. Конституция - основной закон государства: разработка урока по праву для 10 кл. // Право в школе. - 2006. - № 3.
6. Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 кл. / Сост. Т.А. Корнева. - М.: Глобус, 2009.
Приложение 1
Слайд 1.
В 1809 году царь Александр I поручил Михаилу Михайловичу Сперанскому подготовить проект конституционных преобразований.
Уже в конце года было создано знаменитое «Введение к уложению госу-дарственных законов», по которому предполагалось создать 3 ветви власти, население наделить политическими правами, но только при наличии собственности, а самодержавие объявить конституционным.
НО! Проект не был принят императором.
Слайд 2.
Идея создания Конституции впервые появилась среди декабристов.
Были созданы два проекта:
- Конституция Н.М. Муравьева;
- «Русская правда» П.И. Пестеля.
Разгром декабристов поставил точку на их проектах.
Слайд 3.
Над проектом Конституции при Александре II, работали Пётр Александрович Валуев и Михаил ТариЭлович Лорис-Меликов.
Проект Лорис-Меликова был одобрен. 4 марта 1881 г. вопрос должен был окончательно решиться на заседании Совета министров, но смерть Александра II от рук народовольцев повлекла за собой и «смерть» проекта.
Александр III внял доводам Константина Петровича Победоносцева отложить введение конституции. Введение конституции было отсрочено.
Слайд 4.
17 октября 1905 г. как ответ на непрекращающиеся народные волнения Николай II подписал манифест, который был разработан министром Сергеем Юльевичем Витте.
Манифест, вкупе с Манифестом от 06 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной Думы», учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. Также он предоставлял гражданам такие права, как свобода веры, свобода слова, свобода собраний и свобода формирования объединений.
Этот манифест стал предшественником российской Конституции.
На деле, однако, манифест мало что изменил.
Царь по-прежнему располагал большой властью над Думой и часто блокировал её работу своим правом вето.
Слайд 5.
Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 года.
Конституция РСФСР 1918 г. - первая Советская Конституция, первый в истории Основной Закон социалистического государства. Она подвела итог начального периода строительства Советского государства, закрепила завоевания Октябрьской социалистической революции.
Слайд 6.
В 1924 году был создан СССР. В 1925 году по приказу И.В. Сталина была создана новая Конституция - Конституция СССР. В ней:
- было закреплено образование союзного государства;
- подчёркивалась диктатура пролетариата;
- подтверждались классовые права трудящихся;
- были сформулированы трудовые права рабочих и крестьян.
Слайд 7.
В 1937 году была издана новая «сталинская» Конституция СССР.
Особенности Конституции 1937 года
- Она объявляла, что в Советском Союзе в основном построен социализм.
- Чётко была сформулирована идея однопартийности.
- Закреплялись две формы собственности: государственная и коллективная.
- Сформулированы личные права граждан.
Слайд 8.
Конституция 1977 года - «брежневская конституция» - формально декларировала весь спектр прав человека в СССР.
В документе отразились прогрессивные положения, касающиеся социально-экономических, политических и личных прав граждан, но на практике они не были осуществлены.
Слайд 9.
В любой стране потребность в новой конституции возникает после каких- либо масштабных событий общественно-политического характера (революция, обретение независимости, распад или образование нового государства, изменение формы правления и политического режима). Каждая новая конституция обобщает конкретный исторический опыт и обогащает его новым содержанием..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа по теме: «Толерантная личность»
Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка на общечеловеческие ценности, улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и ме...
Методическая разработка классного часа для 9 класса на тему «Урок толерантности»
Материал для открытого урока для учащихся 9 класса лицея-интерната на туму "Урока толерантности"....
Методическая разработка классного часа "Что такое толерантность?" 10 класс
Президент России Путин В.В., выступая на встрече с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, заявил, что старые стандарты образования не решают проблем формирования лично...
Методическая разработка классного часа Тема: « семья и семейные ценности»
Семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве наивысшей человеческой ценности и главного идеала в жизни людей. Они являются самой осн...
Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности"
Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности" для 5-11 классов....
Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности»
Выбор темы классного часа «Семья и семейные ценности» обусловлен тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в Российской Федерации. Семья я...
Методическая разработка классного часа. ТЕМА: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ»
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Данное мероприятие направлено на развитие умения понимать чувства, настроения, м...