Методическая разработка занятия для подростков «Ценности моей жизни»
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему
В современном мире с его техническими новинками, политическими изменениями, социальными сетями и прочими соблазнами, особенно сложно приходится подросткам. Многие считают, что современные дети не имеют духовности, они равнодушны и безразличны, циничны, и как следствие не имеют правильных ценностных ориентиров. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. В последнее время особое внимание уделяется проблемам насилия, терроризма, зацеперству, росту суицидов, детской и подростковой депрессии. Поэтому осознание подростком ценности жизни – первостепенная задача, стоящая перед психологом и педагогами образовательного учреждения и конечно перед родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка занятия с подростками | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЕЛЬДИГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЯЯ ШКОЛА»
(МБОУ «Ельдигинская СОШ»)
141255, Московская область, Пушкинский район, с.Ельдигино, мкр. Ельдигино, д.7
тел./факс 8(496) 531-43-36, eldigino@mail.ru
Методическая разработка занятия
для подростков (13-15 лет)
«Ценности моей жизни»
Разработала: педагог-психолог Белова О.В.
2018-2019 учебный год
Актуальность работы
В современном мире с его техническими новинками, политическими изменениями, социальными сетями и прочими соблазнами, особенно сложно приходится подросткам. Многие считают, что современные дети не имеют духовности, они равнодушны и безразличны, циничны, и как следствие не имеют правильных ценностных ориентиров. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. В последнее время особое внимание уделяется проблемам насилия, терроризма, зацеперству, буллингу, росту суицидов, детской и подростковой депрессии. Поэтому осознание подростком ценности жизни – первостепенная задача, стоящая перед психологом и педагогами образовательного учреждения и конечно перед родителями.
Цель занятия: создание условий для осознания подростком ценности своей жизни, жизненных ценностей человека, его ценностных идеалов, которые уже есть, приняты в его духовный мир, переосмысление своего социального опыта.
Материалы и оборудование:
Компьютер, проектор, видеоролики: «О жизни за две минуты» (http://www.youtube.com/watch?v=PFSEjpZ7rTY)
и «Жизнь за две минуты» /pages/ link.php?redir_token=TZXf4Si7tBjV0HK9UYQj - Full Download,
бумага формата А4, ручки, карандаши, высказывания философов о ценностях, школьная доска, мел.
Возраст: 13-15 лет.
Подготовка кабинета: участники делятся на три группы принудительно, без учета предпочтений (первый, второй, третий –расчитайтесь…), после этого группа садится за свой стол, или допустимо сначала за свой ряд, выбирается капитан каманды.
Время: 60-90 минут.
Содержание занятия
Введение в тему, с целью стимулировать познавательный интерес, включить в деятельность, стимулировать переживание ценностей человека.
Просмотр видеоролика «О жизни за две минуты» и последующее обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- О чем ролик?
- О чем говорит герой ролика? (О себе, о дружбе, об удовольствии, о любви, об учебе, о мечте, о своей жизни…)
- Какие чувства вы испытали во время просмотра?
- Какой отклик вызвал ролик?
- Что такое - семья, здоровье, жизнь, любовь, знания? (Это ценности, ценности жизни.)
- Вы согласны с героем ролика?
Психолог. Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.
Понятие ценностей и норм различаются. Ценности – это абстрактные, общие понятия, а нормы – это правила, руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.
К ценностям могут относиться:
- Здоровье
- Любовь
- Семья
- Дети
- Дом
- Друзья
- Общение
- Духовные ценности
- Досуг
- Самообразование
- Мода
- Свобода
- Другие ценности: у разных людей, различные ценности и ценностные приоритеты.
Просмотр 2 видеоролика « Жизнь за две минуты» и последующее обсуждение.
- О чем этот ролик?
- О чем говорит герой данного ролика? (О себе, о дружбе, об удовольствии, о любви, об учебе, о мечте, о своей жизни…)
- В чем главное отличие роликов?
- Какие чувства вы испытали во время просмотра?
- Какой отклик вызвал ролик?
Первый этап работы
Подросткам дается задание составить список ценностей героев ролика и охарактеризовать их (работа всего класса)
Обсуждение. В чем вы согласны? В чем не согласны?
Второй этап работы
Каждой группе необходимо попробовать составить шкалу ценностей подростка 14-15 лет. После этого капитаны выходят к доске и пишут свои шкалы, разработанные группой. Сравнение и обсуждение результатов и различий в них.
Задание для капитанов: оставить только те шкалы, которые есть в каждой команде и построить идеальную шкалу ценностей (не более 10 ценностей), (не более 5).
Итог работы в группах и работы капитанов: необходимо объяснить и защитить разработанную шкалу ценностей.
Упражнение «Образы ценностей»
Подростки получают карточки с 5-7 высказываниями известных философов, ученых о жизненных ценностях. Дети обсуждают высказывания в группах, выбирают понравившуюся цитату и представляют ее в виде рисунка.
Примеры высказываний:
- Смелость часто бывает следствием чувства обесцененности жизни, тогда как трусость всегда - следствие ложного преувеличения ее ценности. Фазиль Искандер
- Не следует углубляться в поиски истины настолько, чтобы забывать необходимые обязанности деятельной повседневной жизни; ибо только деятельность придает добродетелям подлинную ценность. Марк Тулий Цицерон
- Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает. Козьма Прутков.
- Мы всего больше заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность; старики больше сожалеют о ней, чем молодые. Жан Жак Руссо
- Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить. Бергман И.
- Зависть показывает, насколько человек чувствует себя несчастным. Постоянное внимание и интерес к чужому поведению и жизни - насколько ему скучно. Эх, неполноценность...
- Истинная ценность человеческой жизни определяется тем, до какой степени эта жизнь используется ради помощи другим людям. Вал Дж. Хелемендерис
- Даже если вы очень молоды, вам обязательно нужны ценности, которые придавали бы смысл вашей жизни. Франц Хесселбайн
- Нам все равно, сколько что стоит, до тех пор пока оно ничего нам не стоит. Андре Моруа.
- И так далее…
Далее обсуждаются рисунки групп.
Рефлексия
Что мне дало это занятие? Что я узнал о ценностях? Что нового я узнал о себе? Изменилось ли для меня понимание жизненных ценностей?
Домашнее задание
Составить свою систему ценностей, проранжировать ее по степени важности. Написать и рассказать о своей жизни за 2 минуты.
Источники:
1. Е. Поникаровская Шкала ценностей /журнал Школьный психолог/ январь 2015г
2. видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=PFSEjpZ7rTY
3. видеоролик /pages/ link.php?redir_token=TZXf4Si7tBjV0HK9UYQj - Full Download
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия в системе ОДОД по программе «Книга в моей жизни»
От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия....
Методическая разработка занятия "Гипотезы происхождения жизни на Земле"
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по разделу «История развития жизни на Земле»», составлена в строгом соответствии с рабочей программой и требованиями Государ...
Методические разработки занятий на тему "Символы христианства"," Я в мире", " Очаг как отражение уклада жизни россиян"
Методические разработки для внеурочной деятельности учителя направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности....
Методическая разработка занятия по литературе "Жизнь и поэзия М. Цветаевой"
Занятие посвящено основным этапам биографии и творчества М.И. Цветаевой...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков «Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»
Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков«Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека» Актуальность проблемы: Известно, что в подростк...
Методическая разработка занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Чудесный сад моей души»
Основная задача занятия - актуализировать потребность педагогов заботиться о своем психичесом здоровье с целью профилактики эмоционального выгорания. В ходе занятия педагогов информируют о том, как мо...
Методическая разработка занятия "Жизнь прекрасна, когда безопасна"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....