Усиление социализирующего эффекта обществознания в обучении подростков 6-9 классов
материал по обществознанию по теме
Сделать обществоведческое образование школьников не дополнительной нагрузкой, а «моментом истины», событием, порождающим духовный поиск, сопровождающимся пониманием и озарением – достаточно трудная задача, стоящая перед учителем. Без комплексного использования потенциала социального знания и опыта справиться с этой задачей вряд ли возможно и само обществоведческое образование становится лишь дополнительной нагрузкой для подростков. Для того чтобы этого не произошло, необходимо специально создавать в воспитательно-образовательном процессе условия, способствующие их социализации.
Задачей данного проекта является разработка и экспериментальная проверка условий, способствующих социализации подростков группы риска, в их обучении обществознанию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №17»
Усиление
социализирующего эффекта обществознания
в обучении подростков 6-9 классов
О.Е. Левина,
учитель обществознания
Образовательный проект
Август 2009 – август 2010 гг.
Березовский
2010
Содержание
Паспорт проекта…………………………………………………………….3
Актуальность проекта………………………………………………………5
Анализ исходной ситуации…………………………………………………7
Декомпозиция проблем, решаемых проектом…………………………….8
Постановка целей проекта…………………………………………………..9
Участники проекта………………………………………………………….10
Гипотеза проекта…………………………………………………………….11
Структура преподавания, ориентированная
на усиление социализирующего эффекта………………………………….12
План реализации проекта……………………………………………………13
Календарный график работ по реализации проекта……………………….18
Список литературы…………………………………………………………...20
Паспорт проекта
Наименование проекта | Усиление социализирующего эффекта обществознания в обучении подростков 6-9 классов |
Основные разработчики проекта | Команда проекта, включающая учителя обществознания, классных руководителей 6-9 классов, председателя Управляющего совета, учеников 9-10 классов – участников исследовательских групп |
Цель проекта | Обеспечение условий для социализации подростков 6-9 классов в обучении обществознанию |
Задачи проекта |
|
| |
| |
| |
| |
| |
Сроки и этапы реализации проекта Перечень основных мероприятий | Август 2009 – август 2010 гг. |
Диагностический этап | |
| |
| |
Прогностический этап | |
| |
| |
Организационно-подготовительный этап | |
| |
| |
| |
| |
Практический этап | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Обобщающий этап | |
| |
| |
| |
Методические продукты |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Исполнители |
| |
| |
| |
| |
Партнеры | |
| |
| |
| |
| |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Целевые группы проекта |
|
| |
| |
| |
|
Актуальность проекта
Подростковый возраст является периодом познания внутреннего мира человека, мотивов людских поступков, поиска смысла жизни. Обостряется стремление разобраться в социальных связях. Происходит активное формирование самосознания, отражающего картину реальности и место человека в ней. В этом возрасте личность активно социализируется, усваивая образцы поведения, социальные нормы и ценности, знания, навыки, позволяющие успешно функционировать в обществе. Ключевым компонентом социализации является формирование системы ценностных ориентиров личности.
Возможности курса обществознания в этом направлении весьма значительны. Курс является ключевым в процессе осмысления социальной реальности, в нем «заложен высокий межпредметный и воспитательный потенциал, в наибольшей степени акцентируется внимание на взаимодействии гражданина, государства и общества» [6].
Но мы вынуждены свидетельствовать, что социализирующий эффект обществознания часто не достигается в силу разных причин. Это особенно актуально в отношении обучающихся, испытывающих стойкие затруднения в освоении учебного материала, имеющих нарушения поведения. Подростки, наиболее нуждающиеся в педагогической поддержке, часто «выпадают» из учебного процесса, формально и поверхностно усваивая предмет на стандартную оценку «удовлетворительно».
Сделать обществоведческое образование школьников не дополнительной нагрузкой, а «моментом истины», событием, порождающим духовный поиск, сопровождающимся пониманием и озарением – достаточно трудная задача, стоящая перед учителем. Без комплексного использования потенциала социального знания и опыта справиться с этой задачей вряд ли возможно и само обществоведческое образование становится лишь дополнительной нагрузкой для подростков. Для того чтобы этого не произошло, необходимо специально создавать в воспитательно-образовательном процессе условия, способствующие их социализации.
Задачей данного проекта является разработка и экспериментальная проверка условий, способствующих социализации подростков группы риска, в их обучении обществознанию.
Новизна проекта – в попытке комплексного решения задач интеллектуального и личностного развития наиболее незащищенной группы обучающихся среднего звена в процессе обществоведческого образования.
SWOT-анализ исходной ситуации
Таблица 1
Возможности
| Угрозы
| |
Сильные стороны
| Как воспользоваться возможностями?
| За счет чего снизить угрозы?
|
Слабые стороны
| Что может помешать воспользоваться возможностями?
| В чем заключаются самые большие опасности?
|
Декомпозиция проблем, решаемых проектом
Ключевая проблема: достаточно большая группа подростков не получает качественного образования в силу ряда причин, и это затрудняет процесс социализации, усугубляя имеющуюся социальную дезадаптацию
Негативное воздействие оказывает подростковая субкультура , в которой образование не является ценностью
Высокий риск насильственного воздействия со стороны ближайшего окружения
У взрослых отсутствует понимание ценности знаний и учебн6ого труда
Отсутствие помощи со стороны взрослых, которые не владеют способами ее оказания
Не сформирована учебная мотивация, образование не включается в стратегию жизненного успеха
Не сформированы ключевые компетенции, что делает процесс обучения крайне непродуктивным
К 6 классу уже имеются пробелы в знаниях, отсутствует система
Объективная сложность материала, мешая пониманию, убивает интерес к предмету
Недостаточный учет психологических особенностей подростков приводит к конфликтам
Ориентация на «среднего» ученика делает материал малопонятным
Большая группа обучающихся имеет стойкие учебные затруднения.
В воспитательно-образовательном процессе используются несовершенные образовательные технологии.
Большая группа обучающихся испытывает стойкое негативное воздействие со стороны окружающей среды.
Рис. 1. «Дерево проблем»
Постановка целей проекта
Основная цель: обеспечение условий для повышения адаптивных возможностей подростков 6-9 классов в обучении обществознанию
Взаимодействие с органами социальной защиты и охраны правопорядка
Взаимодействие со СМИ
Взаимодействие с родительской общественностью
Социальное партнерство с учреждениями НПО, УДО
Развитие ключевых компетенций образовательной деятельности
Обеспечение понимания учебного содержания
Систематическое развитие мотивации
Формирование позитивной самооценки, коррекция эмоционального неблагополучия
Использование возможностей социума для социализации подростков
Интеллектуальное и личностное развитие подростков
Во внеурочной деятельности
В учебной деятельности на уроке
Координация педагогических подходов в коллективе учителей
Использование перспективных образовательных технологий
Рис. 2. «Дерево целей»
Участники проекта
Партнеры
Непосредственные исполнители
Выгодополучатели – подростки группы социального риска
Гипотеза проекта
Рис. 3. Участники проекта
Учителя-предметники
Участники исследовательских групп
Председатель Управляющего совета
Руководитель Научного общества учащихся «Прометей»
Служба психолого-педагогического и медико-валеологического сопровождения ВОП «Содействие»
Администрация лицея
Классные руководители
6-9 классов
Учитель обществознания
Подростки, стоящие на внутрилицейском учете
Подростки, стоящие на учете в КДН
Подростки, стоящие на учете в ОПДН
Подростки из неблагополучных семей
Воспитанники детского дома «Рябинка»
Данный проект направлен на создание условий, способствующих социализации подростков 6-9 классов в процессе обучения обществознанию.
Гипотеза содержит следующие положения.
Курс обществознания достигнет поставленных целей, если в процессе преподавания будут соблюдены следующие условия:
- будет сформирована система преподавания, сочетающая уроки и внеурочную деятельность;
- будет достигнуто глубокое понимание учебного содержания всеми обучающимися;
- будет сформирована внутренняя мотивация к изучению предмета, базирующаяся на познавательном интересе;
- будет обеспечено эмоциональное благополучие обучающихся;
- будет достигнуто взаимопонимание между учителями-предметниками, работающими в 6-9 классах.
Для обеспечения данных условий необходимо выстроить педагогическую систему, включающую:
- использование перспективных образовательных технологий, к числу которых мы, в частности, относим интерактивные, информационные, воспитывающие технологии;
- развитие ключевых компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных), позволяющих обучающимся ликвидировать имеющиеся пробелы в системе знаний и построить стратегию личностной успешности;
- обучение на основе компетентностного подхода, предполагающего включение подростка в социально значимую практическую деятельность;
- обеспечение психологической безопасности подростков во взаимодействии с ближайшим окружением – семьей и неформальной группой.
Структура преподавания, ориентированная на усиление социализирующего эффекта
Рис. 4. Компоненты педагогической деятельности
по реализации проекта
План реализации проекта
Таблица 2
Логико-структурная матрица
Логика проекта | Объективно проверяемые индикаторы | Источники и средства проверки | Допущения и риски | |
Общая цель | Обеспечение условий для социализации подростков 6-9 классов в обучении обществознанию | Рост качества знаний в выборке | Мониторинг качества знаний. Положительная динамика | |
Развитие внутренней мотивации | Протокол диагностического обследования. Положительная динамика | |||
Снижение дезадаптирующих проявлений | Карта педагогического наблюдения | |||
Задачи (конкретные цели) |
| Рост качества знаний, ликвидация имеющихся пробелов в системе знаний | Мониторинг качества знаний | +Взаимопонимание в педагогическом коллективе -Серьезные интеллектуальные проблемы у ряда обучающихся |
Диагностическая карта обученности | ||||
База данных «Способы активизации обучения обществознанию» | Технологическая карта урока | |||
База данных «Технология воспитывающего обучения обществознанию» | ||||
Программное обеспечение уроков обществознания | Бланки использования IT-средств на уроках обществознания | |||
| Рост внутренней мотивации к изучению обществознания | Протокол диагностического обследования | ||
| Снижение числа затруднений в обучении, рост работоспособности на уроке, развитие учебной дисциплины | Диагностическая карта обученности | +Компетентностный подход как теоретический фундамент | |
Карта педагогического наблюдения | ||||
| Снижение конфликтности, тревожности. Агрессивности | Протокол диагностического обследования | +Наличие психологических служб в лицее и городе | |
Карта педагогического наблюдения | ||||
| Постоянное взаимодействие | Совместные планы работы, аналитические справки | +Сформированная традиция взаимодействия -Недостаточно эффективное взаимодействие | |
| Психолого-педагогический лекторий для родителей | Аналитические справки | -Глубокие нарушения взаимодействия с родителями, негативное воздействие среды | |
Постоянное взаимодействие с педагогами детского дома | ||||
Результаты |
| Рост качества знаний у всех выгодополучателей проекта | Результаты проверочных работ | При наличии сохранного интеллекта |
| Рост числа подростков, включенных в исследовательскую работу и социальное проектирование | Наличие исследовательских работ и социально значимых проектов, участие в конференциях и конкурсах | При отсутствии серьезных нарушений эмоциональной сферы | |
| Рост работоспособности, самостоятельности на уроке, снижение числа случаев невыполнения учебных задач | Данные наблюдения и анкетного опроса, результаты проверочных работ | При наличии сохранного интеллекта | |
| Снижение проявлений дезадаптации (агрессия, непосещение уроков, конфликты с учителями и одноклассниками) | Данные психологического обследования, данные педагогического наблюдения | При отсутствии серьезных нарушений эмоциональной сферы | |
| Устойчивые партнерские связи, взаимодействие не реже 1 раза в четверть) | Данные анализа, наличие совместных планов | При условии достижения взаимопонимания | |
| Программа и методическое обеспечение лектория, встречи не реже 1 раза в месяц | Данные анализа | При условии возможности коррекции взаимоотношений | |
| Своевременное пресечение случаев жестокого обращения с подростками. | Данные анализа. | ||
Действия | Средства | Затраты | Допущения и риски | |
Действия |
| |||
| Программа «Мой университет. Фандрайзинг». Интернет-ресурсы. | +Взаимопонимание, достигнутое с коллегами. +Сотрудничество с педагогами детского дома. -Необходимость в объективной информации, получаемой от внешней среды | ||
| Тесная взаимосвязь администрацией, с психолого-педагогической службой и классными руководителями. | |||
| ||||
| Групповая работа. | Поиск временных ресурсов. | +Высокий уровень мотивации педагогического коллектива. | |
| ||||
| ||||
| Разработка диагностических карт | -Необходимость в объективной оценке знаний, в том числе коллегами. | ||
| Программа спецкурса «Основы исследовательской культуры» | Поиск временных ресурсов – встраивание занятий в расписание. | ||
| Формирование баз педагогической информации | Затраты на методическую литературу Г.В. Селевко. Энциклопедия образовательных технологий. Интернет-ресурсы. Программа «Мой университет. АМО». Сертификация. | ||
| Сборник диагностических материалов для измерения параметров проекта | Внешняя экспертиза материалов диагностики (Сайт www.PEDSOVET.org) | ||
| ||||
Констатирующая часть | ||||
| Групповая и индивидуальная диагностика целевых групп проекта | |||
Формирующая часть | ||||
| Базы данных «Способы активизации обучения обществознанию»; «Технология воспитывающего обучения обществознанию». | -Серьезные интеллектуальные проблемы у ряда обучающихся, трудности коррекции. | ||
| Программа спецкурса «Основы исследовательской культуры». | Временные затраты – 1 час в неделю | ||
| Программа спецкурса «Учись учиться». | Временные затраты – 1 час в неделю | ||
| Поиск финансовых ресурсов для организации поездок на конференцию (Новосибирск, Москва) | +Широкие возможности социума | ||
| Совместный план работы. | Не реже 1 раза в месяц | +Широкие возможности социума | |
| Программа психолого-педагогического лектория | Не реже 1 раза в месяц | -Глубокие проблемы семейного воспитания, отсутствие взаимопонимания. | |
| График патрулирования | Не реже 1 раза в месяц | +Активная позиция членов Родительского комитета. -Малая эффективность мер воздействия на недобросовестных родителей. | |
| Не реже 1 раза в месяц | |||
| ||||
| Временные ресурсы – 1 раз в месяц, в конце отчетных периодов. | |||
| ||||
| ||||
| ||||
| Внешняя экспертиза результатов проекта | |||
Действия | Средства | Затраты | Допущения и риски |
Календарный график работ по реализации проекта
Таблица 3
Гантт-график
2009 | 2010 | ||||||||||||
Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | |
Изучение состояния проблемы. | |||||||||||||
Сбор информации, диагностическое обследование особенностей целевых групп проекта. | |||||||||||||
Формирование команды проекта. | |||||||||||||
Постановка целей проекта, разработка проектной документации. | |||||||||||||
Организация мониторинга качества знаний | |||||||||||||
Организация индивидуальной и групповой работы с выгодополучателями | |||||||||||||
Методическое обеспечение внедрения перспективных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс | |||||||||||||
Разработка инструментария для диагностики проектных параметров | |||||||||||||
Входная диагностика параметров проекта | |||||||||||||
Использование способов активизации обучения на уроках и во внеурочной работе. | |||||||||||||
Проведение индивидуальной и групповой исследовательской работы. | |||||||||||||
Формирование ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности. | |||||||||||||
Участие в работе научно-практических конференций. | |||||||||||||
Экскурсии в учреждения НПО, УДО. | |||||||||||||
Встречи с родителями обучающихся-выгодополучателей. | |||||||||||||
Участие в работе Родительского патруля. | |||||||||||||
Взаимодействие с органами социальной защиты и охраны правопорядка. | |||||||||||||
Измерение и фиксация промежуточных и конечных результатов реализации проекта. | |||||||||||||
Обработка данных диагностики проектных параметров | |||||||||||||
Оформление результатов реализации проекта | |||||||||||||
Подготовка методических материалов |
Условные обозначения
Учитель обществознания | |
Классные руководители | |
Учителя-предметники | |
Участники исследовательских групп | |
Администрация | |
Служба «Содействие» | |
Руководитель НОУ «Прометей» | |
Председатель Управляющего совета |
Список литературы
- Власова, С.П. Социализация личности подростка через преподавание общественных дисциплин [Электронный ресурс] – http://www.festival.1september.ru/subjects/7/
- Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под науч.ред. Л.М. Шипицыной [Текст] – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 144с.
- Жданова С.Ю. Понимание как один из уровней познания индивидуальности /Молодежь России и Пермского края на рынке труда Материалы V межрегиональной научно-практической конференции, Пермь, 28 марта, 2006. Пермь, 2006. С. 69-76
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] – http://aspirant.rggu.ru/print.html?id=50758
- Карпова, О.П. Особенности психического развития подростков-воспитанников детских учреждений интернатного типа [Электронный ресурс] – http://www.psychiatry.ua/brief/paper028.htm
- Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания
- Методическое письмо. О преподавании учебного предмета “Обществознание” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи [Электронный ресурс] –http://www.tspu.tula.ru/res/other/Bschool/Problems/problems2.htm
- Рабе, Ю.А. Возможности курса обществознания в ценностном самоопределении старшеклассников как одном из факторов формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] – http://www.sibuch.ru/article.php?no=534
- Рыбина, А.А. Социальное партнерство субъектов образовательного пространства с представителями различных сфер экономики и общественной жизни как важнейшее условие подготовки учащейся молодежи к социально-профессиональному самоопределению [Электронный ресурс] – http://www.labourmarket.ru/Pages/conf1/book2_html/25_rybina.htm
- Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
- Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.2. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
- Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176с.
- Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] – http://www.sibuch.ru/article.php?no=534
- Школьная дезадаптация и школьные неврозы [Электронный ресурс] – http://www.tspu.tula.ru/res/psi/specpsy/sp3.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключевая проблема
Условия, способствующие усилению социализирующего эффекта предмета
Цель проекта – обеспечение условий для повышения адаптивных возможностей подростков 6-9 классов в обучении обществознания
Задачи проекта
Целевые группы проекта – подростки группы социального риска: воспитанники детского дома «Рябинка»; подростки из неблагополучных семей; подростки, состоящие на учете в ОПДН; подростки, состоящие на учете в КДН; подростки, состоящие на внутрилицейском учете 26 обучающихся 6-9 классов
Участники проекта
Этапы проекта
Логика воздействия на среду
Ожидаемые результаты реализации проекта Результаты Объективно проверяемые индикаторы Сформировано понимание учебного содержания Рост качества знаний Сформирована внутренняя мотивация к изучению предмета Рост числа подростков, включенных в исследовательскую работу Формируются ключевые компетенции Рост самостоятельности и активности на уроках Выравнивается эмоциональный фон Снижение проявлений дезадаптации Установлено социальное партнерство с учреждениями и организациями города Совместный план работы, взаимодействие не реже 1 раза в месяц Организован психолого-педагогический лекторий для учителей и родителей Встречи не реже 1 раза в месяц Налажен оперативный контроль за ближайшим окружением подростков Своевременное пресечение случаев жестокого обращения
Методические продукты проекта Методические рекомендации «Способы активизации обучения обществознанию» Методические рекомендации «Воспитывающее обучение обществознанию» Методические рекомендации «Исследовательская работа как средство социализации подростков» Программа спецкурса «Учись учиться» Программа спецкурса «Основы исследовательской культуры» Программа социального тренинга «Стратегии жизненного успеха» Сборник диагностических материалов для выявления уровня социализации подростков Программа и методическое сопровождение лектория для педагогов и родителей
Промежуточные результаты реализации проекта
ALL you need is love! – самый популярный лозунг молодежи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Эта программа позволяет создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....
презентация "Учитесь властвовать собой". Обучение подростков управлению эмоциональным состоянием.
Презениация содержит определение понятия "эмоциональное напряжение", рассматривает источники напряжения у подростков, методы снятия эмоционального напряжения.Презентация может быть использована ...
Стажёрская практика «Использование современного оборудования в учебно-воспитательном процессе школы. Формы и методы работы, эффекты» с темой «Образовательные возможности робототехники» - мастер-класс.
В презентации представлены формы и методы организации внеурочной занятости школьников. ...
«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ
В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...
Усиление практической направленности в процессе обучения физике
Экспериментальные задачи обладают ценным свойством - их можно включить в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач: введения в тему урока, иллюстрации к объяснению, повторения и об...
Техкарта урока обществознания "Образ жизни подростка" 7 класс Коленченко Е.М.
Урок посвящен важной для социализации, самоопределения и самовоспитания учащихся теме. Особенностью урока является повышенный интерес и мотивация урока, интеграция с историей. Находкой...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.
Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...