Деловая игра по обществознанию:" Что такое я"
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме

Белоглазова Татьяна Алексеевна

 

Занятие рассчитано на учащихся 7-го класса, его можно проводить на уроке обществознания или на классном часе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_ya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»

 

 

 

Занятие рассчитано на учащихся 7-го класса, его можно проводить на уроке обществознания или на классном часе.

Цель:

Образовательная – подготовка к социализации, основанной на знании своего Я и умении применять свое знание в процессе адаптации.

Развивающая – развитие навыков самоанализа.

Воспитательная – воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека.

Задачи занятия, с развитием ключевых компетенций личности учащегося: 

способность искать: получать информацию, работать с учебником;

способность изучать: извлекать пользу из опыта, организовать взаимосвязь знаний и систематизировать их, творчески решать возникающие проблемы;

способность думать: противостоять неуверенности и сложности, принимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

способность включаться в деятельность: организовывать свою работу, нести ответственность;

способность сотрудничать: сотрудничать и работать в группе, принимать решения;

способность адаптироваться: использовать новые технологии усвоения информации и коммуникации, доказать гибкость перед лицом быстрых изменений, показать стойкость перед трудностями.


Рис. 1

Форма занятия: деловая игра.

Оборудование: компьютер, листы бумаги, ручки, фломастеры, сундучок. Презентация.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя: Кто я? Какой я? Почему я такой? На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Целью нашего классного часа будет формирование представлений о себе, своем внутреннем мире. Эти знания помогут вам обрести уверенность, реализовать свои способности, достичь своих целей в жизни.

Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.

Вот некоторые высказывания древних мыслителей:

Чаще заглядывай в самого себя.
Цицерон

Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя.
Р. Декарт

Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.
Гераклит

Игра-упражнение № 1: “Телефонный разговор”

Упражнение начинает учитель и объясняет учащимся суть игры-упражнения.

“Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздается телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провода раздается голос: “Здравствуйте, с вами разговаривает редактор детской телевизионной программы “Любознайка”. Мы бы хотели с вами сотрудничать . Поэтому нам нужна информация о вас”.

Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче это было сделать, я предлагаю воспользоваться своеобразным “путеводителем” (вопросы заранее написаны на доске).

Учащиеся по желанию начинают рассказ о себе согласно вопросам.

Имя, отчество, фамилия...

Мои приятели...

Мои увлечения...

Мне бы хотелось изменить…

Мне нравится в себе...

Я мечтаю...

Учитель подводит итоги упражнения и продолжает разговор.

Слово учителя. Каждый из нас имеет определенные знания о себе, и вы это сейчас продемонстрировали.

Система представлений о себе называется образом “Я”.

Образ “Я” многогранен. Психологи говорят, что в каждом из нас множество “Я”. Внутреннее “Я” – это то, как человек о себе думает. Внешнее “Я” – то, что видят люди.

Семь Я

Живет во мне семь Я –
Целая семья.
Когда один говорит: “Да”,
Второй говорит: “Нет”,
Третий – дает совет,
Четвертый – спит,
Пятый – мух считает,
Шестой седьмого ожидает,
А седьмой – рассказывает сказку.
Кого мне слушать?
Живет во мне семь Я –
Целая семья.
Когда один говорит:
“Пойдем пешком”,
Второй говорит:
“Поскачем верхом”,
Третий говорит:
“На машине поедем”.
Четвертый: “На велосипеде”,
Пятый: “На санях”,
Шестой: “Не сегодня, а на днях”,
А седьмой – рассказывает сказку.
Кого мне слушать?
Живет во мне семь Я –
Целая семья.
Когда один плачет,
Второй – хохочет,
Третий – знать ни о чем не хочет,
Четвертый задает за вопросом вопрос,
Пятый – во все сует нос,
Шестой – снова
Ждет ответа седьмого,
А седьмой рассказывает сказку.
Кого мне слушать?
Виктор Лунин

Слово учителя. Человек по-разному представляет себя в различных ситуациях и обстоятельствах. Возникает впечатление, что внутри вас спорят разные “Я”. Подобно героине Л. Кэрролла Алисе: “Видите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом какая-то не такая... Алиса вообще давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко-далеко не всегда). Иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а как-то раз она, помнится, даже пробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными людьми сразу”.

Слово учителя. Случалось ли с вами такое, что дома, в кругу семьи, вы можете быть одним, в школе другим, а в компании друзей – совсем иным?

Давайте попробуем представить себя в разных ситуациях. Для этого встаньте и в свободной форме постарайтесь изобразить вместе со мной, как вы себя ведете дома (ласковые, белые и пушистые, послушные, кроткие… как зайчики), в школе (хитрые, юркие, выбражули, осторожные…как лисички), в кругу друзей(раскованные, смелые, сильные, игривые …как тигрята, но если вас кто-то обидел, тут же выпускаете когти и рычите)

И родители, и учителя, да и вы сами недоумеваете, почему же вы такие разные?

Ответить на эти вопросы порой бывает очень сложно, но надо стремиться узнать истину о себе. И в этом тебе помогут учителя, родители и, конечно, ты сам.

Упражнение № 2: “Волшебная шкатулка”

Учитель предлагает учащимся на листке бумаги написать три-четыре слова, которые их лучше всего характеризуют. Подписывая листок, его необходимо свернуть и положить в шкатулку. Затем учитель вынимает листки и зачитывает то, что на них написано. Учащиеся должны узнать, о ком идет речь. Таким образом, они могут сравнить свое представление о себе с мнением, о них одноклассников.

Проводя это упражнение, учителю необходимо проявить такт и терпение, помня о том, что дети, скорее всего впервые пытаются сопоставить самооценку и оценку окружающими. Не следует обсуждать недостатки, сделайте акцент на достоинствах каждого ребенка.

Учитывая, что семиклассники любят рисовать, учитель может предложить детям еще одно упражнение.

Упражнение № 3: “Рисованное письмо инопланетянину”

Нарисуйте рисунок – письмо инопланетянину, который бы передал информацию о вас наиболее полно.

Упражнение № 4: “Мой тип темперамента”

Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении.

Одни – быстры и порывисты в движениях, подвижны, склоны к бурным эмоциональным реакциям, другие – медлительны, спокойны, невозмутимы, с неярко выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Определить тип темперамента, используя подсказки.

Сангвиник – обладатель уравновешенного, подвижного типа неровной системы (его формула – “доверяй, но проверяй”).

Холерик – неуравновешенный тип (его формула – “ни минуты покоя”).

Флегматик – с сильным, но неподвижным типом (его формула – “не торопи”).

Меланхолик – со слабым неуравновешенным типом (его формула – “не навреди”).

Упражнение № 5: “ Мои способности”.

Наверняка вы человек не без способностей. Возможно, вам не приходилось размышлять над этим. Присмотритесь к себе и определите: в каких областях деятельности вы достигли наибольших успехов. Проявили наибольший интерес? Как можно развивать ваши способности?

Выводы:

Самопознание – необходимость. Мы должны уметь разбираться в себе. Это, прежде всего, необходимо нам самим.

Если мы станем более внимательны к себе, это отразится на людях вокруг. Взаимопонимание, общение, сотрудничество с друзьями, остальными людьми в обществе будет для вас не в тягость, а в радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс

Урок в 11 классе  обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение"   по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...

«Деловые игры на уроках обществознания – обучение через перевоплощение»

Какая практическая польза для ребенка от участия в деловых играх?Во-первых, это конечно же профориентация. Участие в разных играх помогает сориентироваться в мире современных професий и сделать более ...

Конспект урока-деловой игры по обществознанию

Разработка урока по теме Рыночная экономика.Цели урока:дать представление об экономических отношениях между производителями и потребителями в условиях рыночной экономики и их поведении на р...

Деловая игра по обществознанию "Семейное право"

Данный урок можно использовать на уроках обобщения  по обществознанию в 9-11 классах...

Деловая игра «У меня будет такая семья»

Деловая игра «У меня будет такая семья»...

План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...