Конспект урока-деловой игры по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Разработка урока по теме
Рыночная экономика.
Цели урока:
- дать представление об экономических отношениях между производителями и потребителями в условиях рыночной экономики и их поведении на рынке;
- закрепить знания о видах экономической деятельности, факторах производства;
- формировать умение самостоятельно и ответственно принимать решение в моделируемой ситуации, действовать в соответствии с правилами деловой этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshch.rynochnaya_ekonomika_8_klass.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме
Рыночная экономика.
Цели урока:
- дать представление об экономических отношениях между производителями и потребителями в условиях рыночной экономики и их поведении на рынке;
- закрепить знания о видах экономической деятельности, факторах производства;
- формировать умение самостоятельно и ответственно принимать решение в моделируемой ситуации, действовать в соответствии с правилами деловой этики.
Форма урока – деловая игра.
Материалы:
- карточки (бейджики) с надписью “производитель” и “потребитель”.
- карточки, имитирующие: природные, трудовые и производственные ресурсы и денежные знаки.
Ход урока.
Учитель. Сегодня у нас – деловая игра. Игровым полем является рыночная экономика, главными действующими лицами – производители (предприниматели) и потребители (покупатели).
Вспомним, производители – это те, кто приобретает необходимые для производства товаров и услуг ресурсы – сырье, машины, оборудование, нанимает рабочих, затем продает произведенную продукцию и получает прибыль. Потребители покупают товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. При этом те и другие стараются действовать рационально с наибольшей выгодой для себя. (Это важно напомнить ученикам, для того, чтобы в процессе игры они принимали правильные решения).
В соответствии с условиями игры мы разделимся на две команды (можно составить две команды из более сильных учеников, из остальных учащихся сформировать третью команду – аналитиков).
Происходит формирование команд. Прикрепляются бейджики. Одна команда садится за I ряд, вторая – III ряд, середина – II ряд будет местом купли-продажи.
Исходная позиция.
1 команда – производители, имеют 1200 у.е. по 100 у.е.
2 команда – потребители, имеют по три вида ресурсов – природные ресурсы (материалы для производства товара, н-р, дерево), трудовые ресурсы (рабочая сила, работники) и производственные ресурсы (машины, оборудование). Всего 15 единиц ресурсов (по 5 каждого вида).
Раздаются карточки имитирующие ресурсы и деньги.
Игра состоит из 3 этапов.
- На каждом этапе игры участники должны самостоятельно принимать экономические решения. При этом каждый сам делает свой выбор, не советуясь с другими участниками, т.к. вы являетесь конкурентами.
- Не забывайте, что действовать надо быстро, рационально, с наибольшей выгодой для себя. Для этого надо быть очень внимательным.
- В процессе игры надо соблюдать правила деловой этики.
Начинаем игру.
I этап. Обмен.
Производители должны обменять свои условные единицы (у.е.) на ресурсы для того, чтобы наладить производство товаров (необходимо обратить внимание учеников на это, для того, чтобы они правильно осуществили куплю-продажу ресурсов). При условии, что одну единицу ресурсов любого вида можно купить за 100 у.е. Покупать ресурсы можно у одного потребителя или у нескольких. Потребители должны продать как можно больше ресурсов (акцентировать внимание учащихся на этом) и как можно больше выручить денег. Продавать можно не одному, а нескольким производителям.
Происходит обмен ресурсов на деньги.
II этап. Производство.
Производители должны наладить производство и купленные ресурсы превратить в товары. Для производства товаров необходимо три вида ресурсов – комплект, иначе производство наладить невозможно. В связи с этим, купленные ресурсы вам надо разложить по комплектам. В каждом комплекте одна единица природного, трудового, производственного ресурса. (У невнимательных учеников всегда остаются лишние ресурсы).
Из каждого комплекта ресурсов производится одна партия товара, состоящая из 4 единиц товара по 100 у.е. Стоимость одной партии – 400 у.е. Значит, стоимость партии готовой продукции выше, чем стоимость затраченных на производство товаров ресурсов, т.к. ресурсы на этапе производства перерабатываются, для этого затрачиваются дополнительные средства и рабочая сила.
Заменяем один комплект ресурсов на 1 партию товара стоимостью 400 у.е.
III этап. Обмен.
Производители должны продать свой товар, причем желательно весь и выручить как можно больше денег. При этом одну партию товара они могут продать целиком и по частям. Потребители должны купить как можно больше товара.
Происходит обмен товаров на деньги.
Учитель. Проанализируем действия производителей и потребителей на каждом этапе игры, насколько рациональным было их поведение.
I этап.
- Сколько единиц ресурсов могли купить производители? (12)
- Какие именно ресурсы и сколько им надо было приобрести, что бы наладить производство товаров? (по 4 ресурса каждого вида)
- Сколько ресурсов мог продать один потребитель и почему? (Все, но нескольким производителям, т.к. ресурсов у них было больше, чем денег у производителей)
- Сколько денег потребитель максимально мог выручить от продажи ресурсов? (1500 у.е.)
II этап.
- Сколько комплектов ресурсов максимально должно быть у каждого производителя, в 1 комплекте – 3 вида ресурсов разного вида (всего 4 комплекта).
- Какая ситуация возникла у производителя, если он приобрел какого-то ресурса (н-р, производственного) больше, чем других ресурсов (у него избыток данного ресурса, товаров он произведет меньше).
III этап.
- Сколько единиц товара максимально мог купить один потребитель? Почему? (15 единиц)
- Сколько денег максимально мог выручить один производитель за свой товар (1600 у.е.)
- Вспомните, сколько денег было у производителей в начале игры (1200 у.е.). Как называется разница между доходами и расходами? (прибыль). Какую максимальную прибыль могли получить производители? (400 у.е.)
Подведем итоги. Посчитайте прибыль и количество купленных товаров. Подумайте, где вы допустили ошибку. (происходит обсуждение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока(деловой игры) по химии и географии в 10 классе по теме "Нефтехимия"
Урок - деловая игра по теме "Нефтехимия проводится в 10 классе в форме телешоу программы "Химия сегодня" с участием телеведущего, тележурналиста и представителей фирмы "НЕГРУСЬ"...
Конспект урока делового и творческого письма в специальной коррекционной школе 8 вида.
Конспект урока делового и творческого письма в специальной коррекционной школе 8 вида....
Конспект урока "Деловое письмо"
Конспект урока "Деловое письмо"...
Конспект урока "Деловая игра "Ателье".
Урок разработан для обучающихся 8-9 классов с ОВЗ....
Конспект урока "Деловая игра "Магазин".
Урок разработан для обучающихся 8-9 классов с ОВЗ....
План-конспект урока "Деловое письмо. Поздравительная открытка"
План-конспект урока "Деловое письмо. Поздравительная открытка"...
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...