Конспект урока-деловой игры по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

 Разработка урока по теме

 Рыночная экономика.

Цели урока:

  1. дать представление об экономических отношениях между производителями и потребителями в условиях рыночной экономики и их поведении на рынке;
  2. закрепить знания о видах экономической деятельности, факторах производства;
  3. формировать умение самостоятельно и ответственно принимать решение в моделируемой ситуации, действовать в соответствии с правилами деловой этики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshch.rynochnaya_ekonomika_8_klass.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

           Разработка урока по теме

 Рыночная экономика.

Цели урока:

  1. дать представление об экономических отношениях между производителями и потребителями в условиях рыночной экономики и их поведении на рынке;
  2. закрепить знания о видах экономической деятельности, факторах производства;
  3. формировать умение самостоятельно и ответственно принимать решение в моделируемой ситуации, действовать в соответствии с правилами деловой этики.

Форма урока – деловая игра.

Материалы:

- карточки (бейджики) с надписью “производитель” и “потребитель”.

- карточки, имитирующие: природные, трудовые и производственные ресурсы и денежные знаки.

 Ход урока.

Учитель. Сегодня у нас – деловая игра.  Игровым полем является рыночная экономика, главными действующими лицами – производители (предприниматели) и потребители (покупатели).

Вспомним, производители – это те, кто приобретает необходимые для производства товаров и услуг ресурсы – сырье, машины, оборудование, нанимает рабочих, затем продает произведенную продукцию и получает прибыль. Потребители покупают товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. При этом те и другие стараются действовать рационально с наибольшей выгодой для себя. (Это важно напомнить ученикам, для того, чтобы в процессе игры они принимали правильные решения).

              В соответствии с условиями игры мы разделимся на две команды (можно составить две команды из более сильных учеников, из остальных учащихся сформировать третью команду – аналитиков).

               Происходит формирование команд. Прикрепляются бейджики. Одна команда садится за I ряд, вторая – III ряд, середина – II ряд будет местом купли-продажи.

Исходная позиция.

1 команда – производители, имеют 1200 у.е. по 100 у.е.

2 команда – потребители, имеют по три вида ресурсов – природные ресурсы (материалы для производства товара, н-р, дерево), трудовые ресурсы (рабочая сила, работники) и производственные ресурсы (машины, оборудование). Всего 15 единиц ресурсов (по 5 каждого вида).

              Раздаются карточки имитирующие ресурсы и деньги.

Игра состоит из 3 этапов.

- На каждом этапе игры участники должны самостоятельно принимать экономические решения. При этом каждый сам делает свой выбор, не советуясь с другими участниками, т.к. вы являетесь конкурентами.

- Не забывайте, что действовать надо быстро, рационально, с наибольшей выгодой для себя. Для этого надо быть очень внимательным.

- В процессе игры надо соблюдать правила деловой этики.

              Начинаем игру.

I этап. Обмен.

Производители должны обменять свои условные единицы (у.е.) на ресурсы для того, чтобы наладить производство товаров (необходимо обратить внимание учеников на это, для того, чтобы они правильно осуществили куплю-продажу ресурсов). При условии, что одну единицу ресурсов любого вида можно купить за 100 у.е. Покупать ресурсы можно у одного потребителя или у нескольких.  Потребители должны продать как можно больше ресурсов (акцентировать внимание учащихся на этом) и как можно больше выручить денег. Продавать можно не одному, а нескольким производителям.

               Происходит обмен ресурсов на деньги.

II этап. Производство.

Производители должны наладить производство и купленные ресурсы превратить в товары. Для производства товаров необходимо три вида ресурсов – комплект, иначе производство наладить невозможно. В связи с этим, купленные ресурсы вам надо разложить по комплектам. В каждом комплекте одна единица природного, трудового, производственного ресурса. (У невнимательных учеников всегда остаются лишние ресурсы).

               Из каждого комплекта ресурсов производится одна партия товара, состоящая из 4 единиц товара по 100 у.е. Стоимость одной партии – 400 у.е. Значит, стоимость партии готовой продукции выше, чем стоимость затраченных на производство товаров ресурсов, т.к. ресурсы на этапе производства перерабатываются, для этого затрачиваются дополнительные средства и рабочая сила.

              Заменяем один комплект ресурсов на 1 партию товара стоимостью 400 у.е.

III этап. Обмен.

Производители должны продать свой товар, причем желательно весь и выручить как можно больше денег. При этом одну партию товара они могут продать целиком и по частям. Потребители должны купить как можно больше товара.

              Происходит обмен товаров на деньги.

Учитель.  Проанализируем действия производителей и потребителей на каждом этапе игры, насколько рациональным было их поведение.

I этап.

  1. Сколько единиц ресурсов могли купить производители? (12)
  2. Какие именно ресурсы и сколько им надо было приобрести, что бы наладить производство товаров? (по 4 ресурса каждого вида)
  3. Сколько ресурсов мог продать один потребитель и почему? (Все, но нескольким производителям, т.к. ресурсов у них было больше, чем денег у производителей)
  4. Сколько денег потребитель максимально мог выручить от продажи ресурсов? (1500 у.е.)

II этап.

  1. Сколько комплектов ресурсов максимально должно быть у каждого производителя, в 1 комплекте – 3 вида ресурсов разного вида (всего 4 комплекта).
  2. Какая ситуация возникла у производителя, если он приобрел какого-то ресурса (н-р, производственного) больше, чем других ресурсов (у него избыток данного ресурса, товаров он произведет меньше).

III этап.

  1. Сколько единиц товара максимально мог купить один потребитель? Почему? (15 единиц)
  2. Сколько денег максимально мог выручить один производитель за свой товар (1600 у.е.)
  3. Вспомните, сколько денег было у производителей в начале игры (1200 у.е.). Как называется разница между доходами и расходами? (прибыль). Какую максимальную прибыль могли получить производители? (400 у.е.)

Подведем итоги. Посчитайте прибыль и количество купленных товаров. Подумайте, где вы допустили ошибку.  (происходит обсуждение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока(деловой игры) по химии и географии в 10 классе по теме "Нефтехимия"

Урок - деловая игра по теме "Нефтехимия проводится в 10 классе в форме телешоу программы "Химия сегодня" с участием телеведущего, тележурналиста и представителей фирмы "НЕГРУСЬ"...

Конспект урока делового и творческого письма в специальной коррекционной школе 8 вида.

Конспект урока делового и творческого  письма в специальной коррекционной школе 8 вида....

Конспект урока "Деловое письмо"

Конспект урока "Деловое письмо"...

Конспект урока "Деловая игра "Ателье".

Урок разработан для обучающихся 8-9 классов с ОВЗ....

Конспект урока "Деловая игра "Магазин".

Урок разработан для обучающихся 8-9 классов с ОВЗ....

План-конспект урока "Деловое письмо. Поздравительная открытка"

План-конспект урока "Деловое письмо. Поздравительная открытка"...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...