Проектная деятельность школьников как активная форма обучения технологии
статья по технологии на тему

Щеголихина Елена Васильевна

о пректной деятельности обучающихся на уроках технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щеголихина Елена Васильевна,

учитель технологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 15» п. Мундыбаш,

Таштагольский район.

Проектная деятельность школьников

как активная форма обучения технологии

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

Это станет моим навсегда.

                                                            Китайская пословица

Одной из  целей обучения в образовательной области «Технология» является подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, овладение школьниками общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных, организаторских способностей.   Школьники должны овладеть основами рыночной экономики,  уметь применять их при реализации собственной продукции, услуг. Поэтому учителя технологии должны обучать учащихся оформлять объекты труда с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства, развивать самостоятельность и способность обучающихся решать творческие и изобретательские задачи. Этому способствует реализация творческого проекта на уроках технологии.

Почему сегодняшним школьникам необходимо владеть проектированием?  Потому что  в современном обществе проектирование все шире применяется в различных сферах и видах человеческой деятельности: архитектуре, строительстве, машиностроении и др. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и пр. Проекты активно реализуются в журналистике, на телевидении, в шоу-бизнесе, образовании и др. Всё это позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности.

Кроме того и в каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это — проектирование, которое помогает решать различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.

Современная система российского среднего образования уделяет все большее внимание проектной и исследовательской деятельности школьников. Согласно новым требованиям в образовании,  учебный проект должен быть направлен как на расширение академических рамок обучения, на применение знаний в реальных жизненных ситуациях, так и на создание условий для социального становления и саморазвития обучающихся.

В содержании образования выделяются также:

  • личностная ориентация, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учётом интересов, способностей и склонностей;
  • усиление деятельностного компонента;
  • креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими обучающимися в виде их творческой образовательной продукции.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию знаний, умений, навыков, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение обучающихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Под проектным обучением понимают весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность обучающегося, т.е. научить школьника проектированию.

Основателями метода проектов считаются американские ученые  Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах Выготского, С.Т. Шацкого,  Б.В.Игнатьева,  Л.Э.Левина, и др. Общим теоретическим вопросам организации обучения школьников проектной деятельности на современном этапе развития школы посвящены исследования Л.М.Иляевой, А.А.Карачева, П.С.Лернера, Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцева и др. Характеристика современной педагогической технологии проектов дана в работах Е.С. Полат, В.Е.Родионовой.

В конце XX в. проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Суть метода: стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем, в том числе вне стен школы.

Метод проектов - это такая организация обучения, при  которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения  практических заданий-проектов.

Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Программа предусматривает выполнение обучающимися   ежегодно не менее одного творческого проекта. В основе создания проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает искать, изобретать и  создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, построения гипотез, проведения эксперимента, наблюдения, анализа, обобщения).

Мы имеем дело с проектным обучением, если:  

  • учитель ориентируется не только на получение обучающимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;
  • обучающиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему, сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;
  • участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;  
  • учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;  
  • учитель создает условия для коррекции работы над проектом;  
  • учитель организует экспертизу проектов;
  • учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его;  
  • ученики анализируют свою работу над проектом.

Проектное обучение основывается на:

  • принципе гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей;
  • принципе личной заинтересованности ученика в теме проекта;
  • принципе сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем;
  • принципе уважения к иной точке зрения;
  • принципе обеспечения ответственности за результат.

Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учениками на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. При выполнении проекта ученики попадают в среду неопределённости, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.

Школьный проект не требует доказательства научной новизны и актуальности. Однако у него есть собственная «внутренняя» новизна и актуальность — для автора, для ученика. В ходе работы над проектом он приобретает ценные знания и умения, открывает нечто новое для себя. В связи с этим не представляются полезными те проекты, которые школьник делает из года в год по одной и той же теме, слегка дорабатывая и снова получая по ним оценку.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую школьники реализуют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Использование метода проектов, позволяет, во-первых, решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы.

Во-вторых, метод проектов позволяет реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, когда обучающиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения.

Логика построения деятельности обучающихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. На этой основе выделили основные этапы проектной деятельности: организационно-подготовительный, технологический, заключительный.

На организационно-подготовительном этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей в разных сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить,  зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная задача предстоящей работы. Перед ними ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе обучающиеся обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где обучающиеся осуществляют такие действия как: подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления, которыми пользуются обучающиеся при разработке проекта. Результатами деятельности обучающихся является приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей деятельности.

На технологическом этапе обучающийся выполняет технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает обучающийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности обучающихся на этом этапе.

На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Обучающиеся производят экономические расчеты, анализируют проделанную ими работу, устанавливают: достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего обучающиеся защищают свой проект перед одноклассниками и учителями.

Возможными критериями оценки проекта могут быть:

  1. Конструктивные критерии. Прочность, надежность, удобство в использовании, соответствие назначению данного изделия.
  2. Технологические критерии. Количество деталей, оригинальность применения, долговечность, расход материалов, оборудование, необходимое при выполнении данной работы,  сложность и объем выполненных работ, расход энергии при производстве.
  3. Экологические критерии. Возможность использования отходов производства.
  4. Эстетические критерии. Оригинальность изделия, его форма, композиционная завершенность, цветовое решение, стиль, дизайн.
  5. Экономические и маркетинговые критерии. Потребность в данном изделии на рынке, возможность массового производства, финансовые затраты.

Таким образом, с одной стороны проект дает школьникам возможности проявить и развить самостоятельность и свободное творчество, с другой стороны — предоставляет правила, шаблоны и аналогии, по которым удобно работать, действовать, творить.

Если на уроке временные рамки задает учитель и звонок, то проект позволяет школьнику самостоятельно рассчитывать затраты времени, учиться выполнять работу точно вовремя, успевать к срокам, то есть дает навыки тайм-менеджмента.

Работа над проектом воспитывает у школьника:

  • значимые общечеловеческие ценности (способность к сотрудничеству, гуманизм, любовь к природе, патриотизм);
  • чувство ответственности, самодисциплины;
  • целеустремленность, способность достигать цели посредством адекватно поставленных задач;
  • способность к самоорганизации;
  • желание делать свою работу качественно;
  • способность доводить дело до конца.

Проектная деятельность развивает у обучающихся:

  • исследовательские и творческие способности личности;
  • способность к самоопределению и целеполаганию;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • коммуникативные умения и навыки;
  • способность ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение работать с различными типами текстов;
  • умение планировать свою работу и время;
  • навыки анализа и рефлексии;
  • умение представить результаты своей работы.

Особенность проектной деятельности в том, что это совместная творческая работа учителя и ученика. Изменилась позиция самого педагога. Он из носителя основных готовых  знаний стал организатором самостоятельной познавательной  деятельности учеников.

Роль учителя в проектной деятельности заключается в следующем - это:

- помощь ученикам в поиске нужных источников информации;

- самому помогать координировать весь процесс;

- являться источником информации для обучающегося;

- всячески поощрять участников проекта;

- стараться поддерживать непрерывную обратную связь с учениками во время всей проектной деятельности.

Нестандартный подход учителя к проведению уроков при организации проектной деятельности ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к школьнику.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Роль ученика в проектной деятельности:

  • в ходе выполнения проектной работы обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе сотрудничества;
  • он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект;
  • кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую задачу, включаясь в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

По словам Е.С.Полат, вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

В нашей школе кабинет технологии оснащен современными швейными машинами, имеются наглядные пособия, образцы работ. Приступив к работе учителя технологии два года назад, я особое внимание уделила продуманному оформлению кабинета, удобному расположению рабочих мест, размещению лучших работ учениц на стендах и стенах кабинета в качестве образцов и оформления интерьера. Считаю, что это служит воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а главное вызывает желание учиться делать красивые вещи своими руками.

Обучающиеся знакомятся со швейной мастерской и комнатой для кулинарных работ не с пятого класса, а ещё в начальной школе во время проведения предметной недели в День открытых дверей кабинета технологии.

На первом занятии в каждом классе проводится знакомство с проектными работами обучающихся прошлого учебного года, с тематикой проектных заданий, делается акцент на практическое применение и личную (или общественную) значимость будущего продукта. Поэтому задумываться над объектом своей будущей работы школьницы начинают задолго до запуска проекта. По мере изучения программных тем их желания могут меняться.

Программа "Технология" дает право учителю окончательно выбрать тему проекта для обучающихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы. Таким образом, мои ученицы самостоятельно выбирают объект своей проектной деятельности с возможными моими корректировками, советами, рекомендациями, учитывающими индивидуальные особенности обучающихся и  учебно-материальную базу, безопасные условия работы.

Кроме того, при выборе тематики важно стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел обучающийся ранее, учитывать межпредметные связи, возрастные возможности школьников, а также общественно-полезную или личностную значимость проекта (значимость  по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или рынка).

Так, учитывая момент личной значимости проекта, мы с одной из старшеклассниц  не сразу смогли остановиться на объекте работы. Несмотря на то, что различными навыками рукоделия ученица владела неплохо,  у неё не было заинтересованности в выполнении какого-либо рукодельного продукта. Предпочтение она отдавала таким наукам как математика, физика, информатика. Поэтому я натолкнула её на идею создания интерактивной кулинарной книги, которая для неё станет лично необходимой в ближайшем будущем. Ведь совсем скоро она окончит школу, уедет учиться в город,  станет жить самостоятельно, а значит, готовить еду нужно будет самой.

В результате за эту работу старшеклассница взялась с желанием, определилась с требованиями к своему проекту – это должна стать интерактивная книга с рецептами из легкодоступных продуктов, недолгими по времени приготовления, иметь наглядное изображение готового блюда, иметь гиперссылки на различные страницы книги, на кулинарные сайты, кроме того содержать информацию о значении Е-кодов в различных продуктах, меры веса и иметь возможность постоянно пополняться. Проект был сложный по трудоёмкости, было затрачено много времени, переработано большое количество информации, но работа стала личностно важна для ученицы, учитывала её склонности к информатике, поэтому была выполнена с интересом и качественно.

Учитывая общественно-полезную значимость проекта, можно  подбор тематики осуществлять с позиции возможностей и интересов учителя технологии с целью оформления школы, мастерской.  

Так, темой одного из проектов в 7 классе стало оформление кабинета технологии – изготовление  плакатов и оформление стенда по теме «Силуэт в одежде». Это была парная работа, позволившая реализовать обучающимся свои умения и навыки в изобразительном искусстве с учетом приобретённых в 7 классе знаний о стиле и силуэте в одежде. В приведённых мною примерах проектной деятельности учитывались и межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе.

Проектная деятельность помогает школьникам углубить знания по моему предмету, но вместе с тем зачастую привлекает знания обучающихся не по одному, а по нескольким предметам. Это  обеспечивает естественную интеграцию знаний. Так, при выполнении индивидуального проекта по теме «Технология изготовление швейных изделий», обучающиеся должны использовать знания курсов математики и черчения, выполняя расчеты и чертеж изделия, навыки рисования необходимы при выполнении эскизов, навыки технологической обработки материала - при изготовлении швейного  изделия.

При  организации  проектной деятельности школьников возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и работа в группе. Эта работа привлекает её участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя  с ними и расширить зону для самооценки. Кроме того, групповая работа:

  • дает возможность обучающимся объединиться по интересам;
  • обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
  • воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
  • предоставляет  возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, но в тоже время терпимость к другой точке зрения;
  • позволяет проявить взаимопомощь и  вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества, дух к победе.

Плюсы групповых работ для учителя технологии в том, что они остаются в школе, кабинете, служат для  украшения, а  так же это прекрасный демонстрационный материал для последующих классов.

Так, группой старшеклассниц была выполнена проектная работа по теме «Времена года» (четыре картины «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» в технике «печворк» - лоскутная мозаика, оформленные в картинные рамки). Школьниц привлекли  красочные,  более сложные мотивы лоскутной пластики. В одиночку за выполнение такой работы возьмутся немногие.   Индивидуально сложно выполнить большой по объему проект, а группа из нескольких человек вполне способна на эту кропотливую работу. В результате обучающие расширили знания, развили навыки и умения работы в  лоскутной технике, а кабинет технологии пополнился новыми образцами работ, украсившими стены кабинета, и школьницы оставили память о себе в виде своего рукотворчества.  

Считаю, проектная деятельность позволяет полнее раскрыть творческий потенциал как ученика, так и учителя. Но в тоже время задачи, стоящие перед учителем, усложняются, он должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы над проектом, направить в нужное русло  инициативу и творчество обучающегося, кроме того должен сам совершенствовать свои навыки и умения в деле рукотворчества и осваивать другие незнакомые или малознакомые виды работ.

Так, при реализации проекта по теме «вязание крючком» мы с одной из учениц обратились за консультацией к учительнице музыки, которая является большим специалистом по вязанию (практически все носимые ею вещи она вяжет сама: от платьев до пальто). В результате мы с ученицей освоили новые для нас виды вывязывания петель.

В проектной деятельности на уроках технологии очень важен и заключительный этап, на котором обучающиеся производят окончательные экономические расчёты, экологическое обоснование, оценивают проделанную работу, устанавливают: достигли ли они своей цели, каков результат их труда. Кроме того школьники оформляют по предложенному алгоритму проектную документацию, раскрывающую всю последовательность работы над проектом.  А в завершение обучающиеся защищают свой проект перед одноклассниками, а в старших классах – не только перед школьниками, но  и учителями.

До защиты проекта я предварительно проверяю проектную документацию, даю советы и указания, где нужно исправить ошибки, недочёты, консультирую, на что обратить внимание во время защиты проекта.

При защите  своего проекта школьники учатся убеждать одноклассников, учителей в значимости работы, показывают свою компетентность в вопросах, касающихся проекта, демонстрируют   слушателям  свою старательность, добросовестность при выполнении задания, оригинальность подхода к поставленной задаче.

Ученице, выполнявшей проект «Интерактивная кулинарная книга», я порекомендовала при защите продемонстрировать комиссии не только саму книгу, но и предоставить  в заключении блюдо, выполненное по одному из её рецептов. Это добавило ещё больше положительной реакции жюри.

Иногда ученикам не всё удаётся воплотить так, как было задумано. Тогда по ходу проектной деятельности приходится вносить коррективы, консультируясь с учителем, или при подведении итога обозначить неудавшиеся моменты самому исполнителю проекта, либо слушателям. И здесь главное дать понять школьникам, что осознание своих ошибок  -  это тоже результат, из которого нужно сделать правильные выводы и учесть на будущее. В данном случае замечательно подходят слова Дж. Дьюи: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познаний, чем из своих успехов».

Одна из учениц, выполняя проект по теме «диванная подушка из лоскутов», хорошо справилась со сборкой лоскутов в единый орнамент, но не качественно выполнила отделку подушки оборкой, нарушила технологическую последовательность. Признав свою ошибку, сделав выводы, ученица планирует в этом году совершенствовать навыки швейного мастерства и возможно выполнит работу по изготовлению швейного изделия.

Таким образом, проектная деятельность на уроках технологии является активной формой обучения школьников, в результате чего они постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретенный опыт. Проектная деятельность помогает обучающимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, помогая овладевать творческим, техническим мышлением, формировать свою точку зрения на объект, позволяя накапливать знания в различных областях.

Обучающийся из объекта деятельности превращается в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера.

Список литературы:

  1. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс [Текст] / Сост.: А. Н. Бобровская, Г. Ф. Доколина. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  2. Кондратенко, О.Н. Проектная деятельность учащихся [Электронный ресурс] // Первое сентября. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / URL — www.festival.1september.ru/articles/507813.
  3. Павлова, М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя [Текст] / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  4. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса [Текст] // Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 – 47.
  5. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся [Текст] / Авт.-сост. Н. А. Пономарёва. – Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»

В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....

Проектная деятельность, как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение проектной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

проектная деятельность как одна из форм повышения творческой активности учащихся

Статья, рассказывающая на конкретном примере об организации проектной деятельности в школе....

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНИНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Финансовая грамотность затрагивает все сферы жизнедеятельности современного человека. Пэтому повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений, обозначенных в Концепции долгосроч...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Технология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС

Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся.Технология АМО –  это системаметодов, обеспечивающих активность иразнообразие мыслительной ипрак...