Рабочая программа. История 10 класс, профиль
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Программа для профильного класса. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических  и возрастных осбенностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nafikova_l.n._rp_istoriya_10_kl.docx87.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

РАССМОТРЕНО и

 РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей гуманитарного цикла

Протокол от «31»августа 2015 г. №1

Руководитель _____________        И.Г. Бакулина

ПРИНЯТО

методическим Советом

Протокол от «31» августа 2015 г.    №1

Председатель    _________

И.В. Иванова

СОГЛАСОВАНО

И.о.заместителя  директора   школы - интерната по МР  

__________  И.В. Иванова 

«31» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Е.В. Дубникова

«31» августа 2015 г.

Приказ «31» августа 2015 г.     № 252

Рабочая программа

 История

10 класс

Составитель:

Нафикова Лариса Николаевна,

учитель истории и обществознания,

высшая КК

   

с. Панаевск

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа интегрированного курса отечественной  и всеобщей истории для 10 класса социально-гуманитарного профиля Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа - интернат» разработана на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.
  • Примерной программы по учебным предметам. История. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень). Единое окно доступа к образовательным ресурсам – http://window.edu.ru
  • Авторской программы «История России с древнейших времен до конца XIX в.», под ред. А.Н. Сахарова, С.И. Козленко, М.: Просвещение, 2010.
  • Авторской программы В.И. Уколова, А.В. Ревякин, М.Н. Несмелова «Всеобщая история. С древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый и профильный уровень» // «История. Обществознание: 10-11 классы» – М.: Просвещение, 2010.
  • Основной образовательной программы 10-11 классов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа - интернат»  (приказ № 251-ОД от 31.08. 2015 г.).

Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
  • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции и исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов. А также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Основные содержательные линии программы в 10 классе на профильном уровне реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Планируется их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. В 10 классе на изучение Истории России (с древнейших времен до середины XIX в.) – отведено 100 ч, на  Всеобщую  историю (с древнейших времен до середины XIX в.) – 40 ч.,  включая  уроки для повторения, контрольных, проектов,  исследований, лабораторных практических работ.

           Необходимость разработки и значимость рабочей программы по истории обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.

В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и воз

Новизна рабочей программы заключается в уменьшении количества часов авторской программы  на изучение курса «Всеобщая история» и увеличения количества часов на «Историю России» и во включении в неё тематического тестирования, уроков практикумов, проектных работ.

Объектом изучения курса «Всеобщая история» являются события, явления и процессы в период с древности до конца XIX века в истории народов Европы, Азии, Америки, Африки.

Объектом изучения курса «История России с древнейших времен до конца XIXв.» являются события, явления и процессы истории России в  период с древности до конца XIX века.

Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

        В рабочей программе курс «Всеобщая история» 10 класса представлен 4 разделами

  1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления.
  2. Человечество на заре своей истории.
  3. Европа и Азия в средние века.
  4. Новое время: эпоха европейского господства.

Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XIXв.». – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок; определение места России в общем потоке истории человечества. Особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

 В рабочей программе курс «История России с древнейших времен до конца XIXв.» для 10  класса на профильно уровне представлен 8 темами:

  1. Предыстория народов России. Начало Руси.
  2. Русь в XI-XIIвв.
  3. Русь в XIII-XV вв.
  4. Россия в XVI в.
  5. Россия в XVIIв.
  6. Россия в к. XVII –XVIII в.
  7. Россия в первой половине XIX в.
  8. Россия во второй  половине XIX в.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «История» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего  образования.

Согласно учебному плану школы-интерната на изучение предмета в 10 классе  социально-гуманитарного профиля выделяется  140 часов (4 ч в неделю, 35 учебных недели), из которых  на контрольные работы  - 9 ч.

Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу истории нового времени: 

1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений. / Н.В. Загладин, Н.А. Симония - М.: Русское слово, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.1. / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2015.

3. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.2. / В.И. Буганов; П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2015.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты изучения курса «История» включает в себя:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные результаты изучения курса «История России. С древнейших времён до конца XIX века» включают в себя:

•        овладение целостным представлением об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XIX в.;

•        способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; подъем и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;

•        умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; Русь Удельная; Московская Русь);

•        расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III Великого, Ивана IV Грозного и т.д.

•        готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.

  • формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
  • формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтническом  и многоконфессиональном мире;
  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

Метапредметные результаты изучения курса «История России. С древнейших времён до конца XIX века» включают в себя:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
  • владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, отстаивать свою позицию.

Межпредметные связи: обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:

  • Технология проектного обучения        ;
  • Технология исследовательской направленности;
  • Здоровьесберегающая технология        ;
  • Технология игрового обучения;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Технология проблемного обучения. 

Основные формы и средства  контроля:

  • Тестирование (как тематическое, так и в форме ЕГЭ)
  • Исторические диктанты
  • Контрольная работа
  • Творческие работы
  • Составление   плана к тексту
  • Электронная презентация
  • Мини-проекты
  • Тематический кроссворд
  • Работа с контурными картами
  • Написание сочинения-эссе
  • Составление характеристики исторического деятеля
  • Работа с историческими источниками

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (140ч.)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (40ч.)

Древнейшая история человечества. Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей.

Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Матриархат и патриархат. Происхождение семьи. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе.

Цивилизации Древнего мира

Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций.

Архаичные цивилизации – географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Дискуссия о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Ментальные особенности цивилизаций древности. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Возникновение религиозной картины мира. Мировоззренческие особенности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Ментальные особенности античного общества. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима.

Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.  Распространение христианства.

«Великие переселения народов», войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары).

Традиционное (аграрное) общество эпохи Средневековья

Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира.

«Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Особенности хозяйственной жизни. торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль церкви в европейском средневековом обществе. Образ мира в романском и готическом искусстве. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права.  Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Характер международных отношений в средние века. Европа и норманнские завоевания. Арабские, монгольские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов – столкновение и взаимовлияние цивилизаций.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Дискуссия об уникальности европейской средневековой цивилизации. Динамика развития европейского общества в эпоху Средневековья. Кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв.: борьба императорской и папской власти, распространение еретичества, Столетняя война и война Алой и Белой розы, крестьянские и городские восстании, демографический спад. Изменения в мировосприятии европейского человека. Природно-климатические, экономические, социально-психологические предпосылки процесса модернизации.

Новое время: эпоха модернизации.

Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.

Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации. Внутренняя колонизация. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Формы абсолютизма. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Складывание романо-германской и англосаксонской правовых семей. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания.

Буржуазные революции XVII-XIX вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Становление гражданского общества. Философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения. Конституционализм.  Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографических процессов.  

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в  XVII-XIX вв. Культурное и философское наследие Нового времени.

Дискуссия о различных моделях перехода от традиционного к индустриальному обществу («эшелонах модернизации»). Особенности динамики развития стран «старого капитализма». Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». «Периферия» евроатлантического мира. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и зарождение международного права. Политика «баланса сил». Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.

Индустриальное общество во второй половине XIX .

Дискуссия о понятии «Новейшая история».

Структурный экономический кризис 1870-х – 1880-х гг. Предпосылки и достижения технической революции конца XIX вв. Формирование системы монополистического капитализма и ее противоречия. Динамика экономического развития на рубеже в конце XIX – первой трети XX вв. Эволюция трудовых отношений и предпринимательства. Изменения в социальной структуре индустриального общества.

Особенности экономического и социального развития в условиях ускоренной модернизации. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации и предпосылки революционного изменения общественного строя. Кризис классических идеологических доктрин на рубеже XIX-XX вв. Поиск новых моделей общественного развития: социальный либерализм и социальный консерватизм, революционный марксизм и социал-демократия, корпоративные идеологии (социальный католицизм, солидаризм, народничество, анархо-синдикализм). Предпосылки формирования идеологий тоталитарного типа. Ранний фашизм. 

Мировоззренческий кризис европейского общества в конце XIX – начале XX вв. «Закат Европы» в философской мысли. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Страны Азии на рубеже XIX-XX вв. Кризис традиционного общества в условиях развертывания модернизационных процессов. Религиозное реформаторство и идеология национального освобождения. Подъем революционного движения в революционного движения в странах Азии.

ИСТОРИЯ РОССИИ (100ч)

История России – часть всемирной истории

Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории. 

Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.

Народы и древнейшие государства на территории России

Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.

Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города.

Русь в IX – начале XII вв.

Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы. 

Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы  русских князей.

Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.

Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.  

Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Церковь и консолидация русских земель. 

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. 

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Российское государство во второй половине XV - конце XVI вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва – третий Рим». Ереси на Руси. 

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.

Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVI вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. 

Россия в XVII в.

Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии  Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.

Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.  

Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и  Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.

Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России. 

Российская империя в XVIII в.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям  в обществе. Дискуссия о роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Роль европейского влияния в развертывании модернизационных процессов в российском обществе.

Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е.Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство.

Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. Россия и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства.

Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

Россия в первой половине XIX в.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество. 

Особенности экономического развития России в первой половине XIX вв. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.

Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия.

Культура народов России в первой половине XIX в. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.  

Россия во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России  в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.  

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Введение. История в системе гуманитарных наук. Место России в европейской и мировой истории.

1

2

Исторические источники

1

3

Принципы периодизации исторического процесса

1

4

Особенности становления и развития российской цивилизации.

1

5

У истоков рода человеческого

1

6

Неолитическая революция

1

7

Предпосылки возникновения государства. Древний Египет

1

8

Военные деспотии Древнего мира

1

9

Города-государства Греции и Италии.

1

10

Борьба за господство над Средиземноморьем. Пунические войны

1

11

Римская республика и империи.

1

12

Культурное и философское наследие Древней Греции и Древнего Рима

1

13

Народы Европы в начале новой эры. Мир эпохи Средневековья

1

14

Возникновение исламской цивилизации. Экспансия ислама

1

15

Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе

1

16

Византия и Восточная Европа в V – X вв.

1

17

Западная Европа в XI – XIII вв. Инквизиция и крестовые походы

1

18

Общественно-политическое развитие государств Европы

1

19

Государства Азии в период Средневековья

1

20

Международные отношения и войны Средневековья

1

21

Духовная жизнь европейского Средневековья

1

22

Обобщающий урок по теме «Традиционное (аграрное) общество эпохи Средневековья»

1

23

Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия.

1

24

Завоевание Америки

1

25

Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации

1

26

Эпоха Реформации

1

27

Абсолютизм, религиозные войны

1

28

Международные отношения в Европе в XVI – XVII вв.

1

29

Первые буржуазные революции. Нидерланды. Англия

1

30

Эпоха Просвещения и «просвещенный абсолютизм»

1

31

Война за независимость в Северной Америке. Образование США

1

32

Великая французская буржуазная революция

1

33

Наполеон Бонапарт и его правление

1

34

Промышленный переворот в Англии и его последствия. Противоречия промышленной эпохи

1

35

Наука и искусство в XVIII – XIX вв.

1

36

Страны Западного полушария в XIX в.

1

37

Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы

1

38

Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока

1

39

Эволюция системы международных отношений в Новое время

1

40

Обобщение по курсу

1

Предыстория народов России. Начало Руси - 9 ч

1

Появление человека на территории Восточной Европы.

1

2

Формирование народов

1

3

Появление славян.

1

4

Славяне в V-VIIвв. Религия древних славян

1

5

Предпосылки образования Древнерусского государства.

1

6

Появление государства у восточных славян

1

7

Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава.

1

8

Русь во времена Владимира Святославовича.

1

9

Обобщающий урок  по теме «Предыстория народов России. Начало Руси.»

1

Русь в XI – XII вв. - 11 ч

10

Правление Ярослава Мудрого

1

11-12

Русское общество в XI в.

2

13

Время новых усобиц.

1

14

Владимир Мономах – великий киевский князь.

1

15

Политическая раздробленность Руси. Киевское и Чернигово-Севрское княжества

1

16

Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля

1

17

Северо-Восточная Русь в XII- в начале XIII в.

1

18-19

Культура Руси X начала XIII в.

2

20

Повторение и обобщение по теме «Русь в XI – XII вв.»

1

1

РУСЬ в XIII- XV ВВ. - 8 ч

21

Начало монголо-татарского вторжения.

1

22

Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский.

1

23

Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV – XV вв.

1

24

Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской.

1

25

Образование единого государства – России. Иван III.

1

26-27

Культура и быт XIV- XV вв.

1

28

Обобщающий урок  по теме «Русь в XIII- XV вв.»

2

Россия в XVI в. - 6ч

29

Реформы Ивана Грозного.

1

30

Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство.

1

31

В преддверии Смуты

1

32-33

Культура и быт конца XV-XVI в.

2

34

Обобщающий урок по теме: «Россия в XVI в».

1

Россия в XVII в. - 13 ч.

35-36

Смутное время

2

37

Первые Романовы.

1

38

«Священство» и «царство».

1

39

Хозяйство и сословия.

1

40

Бунташный век

1

41-42

Внешняя политика России в XVII в.

2

43

Присоединение Сибири.

1

44

Правление Фёдора Алексеевича и Софьи Алексеевны.

1

45-46

Культура и быт XVII в.

2

47

Повторение и обобщение по курсу  «История России с древнейших времён до конца XVII в.»

1

Россия в конце XVII-XVIII вв. - 14 ч

48

Начало славных дел Петра

1

49-50

Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования

2

51

Реформы Петра Великого.

1

52

Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого.

1

53

Эпоха Дворцовых переворотов. Семилетняя война.

1

54

«Золотой век» Екатерины II.

1

55-56

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Великие полководцы и флотоводцы.

2

57

Русская церковь в XVIII в.

1

58

Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и группы . Народы России.

1

59

От Булавина до Пугачёва.

1

60-61

Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в

2

62

Обобщение и повторение по теме «Россия в конце XVIII в.»

1

Россия в первой половине XIX в. - 13 ч

63

Россия в начале XIX в.

1

64

Короткое царствование Павла. Начало царствование Александра I.

1

65-66

Отечественная война 1812 года.

2

67

Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступления декабристов.

1

68

Начало правления Николая I.

1

69

Попытки укрепить империю

1

70

Общественная жизнь России при Николае I.

1

71

Крымская война

1

72-73

Образование и наука. Золотой век русской культуры.

2

74

Русская православная церковь в XIX в.

1

75

Повторение и обобщение по теме «Россия в первой половине XIX в»

1

Россия во второй половине XIXв. - 20 ч.

76

Накануне отмены крепостного права.

1

77-78

Отмена крепостного права в России.

2

79

Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.

1

80-81

Государственные преобразования 60-х-70-х годов.

1

82

Внешняя политика России в 60-е-70-е годы.

1

83

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

84

Промышленность и транспорт в пореформенный период.

1

85

Сельское хозяйство после отмены крепостного права.

1

86

Общественное движение  в 60-е-70-е годы XIX в.

1

87

Внутреннее положение России после русско- турецкой войны.

1

88

Россия в конце XIX в

1

89

Промышленный подъём 90-х гг.

1

90

Россия в первые годы правления Николая II.

1

91-93

Образование и наука, культура второй половины XIX в.

3

94

Русская православная церковь во второй половине XIX в.  

1

95

Повторение и обобщение по теме «Россия в конце XIX в»

1

96

Повторение и обобщение по  теме «Древнерусское государство в IX-XIIвв»

1

97

Повторение и обобщение по  теме «Русь в XIII -  XVвв.»

11

98

Повторение и обобщение по  теме: «Россия в XVI – XVIIвв.»

1

99

Повторение и обобщение по  теме: «Россия в XVII – XVIIIвв.»

1

100

Повторение и обобщение по  теме: «Россия в XIXв.»

1

ВСЕГО

140ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технические средства: мультимедийный проектор и экран/интерактивная доска; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; ксерокс; оборудование компьютерной сети;

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука.

ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Основная:

1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений. / Н.В. Загладин, Н.А. Симония - М.: Русское слово, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.1. / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2015.

3. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.2. / В.И. Буганов; П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2015.

Для учителя

Основная:

1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений. / Н.В. Загладин, Н.А. Симония - М.: Русское слово, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.1. / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2015.

3. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.2. / В.И. Буганов; П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2015.

 

Дополнительная литература:

1. История: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы (Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ»)/ П.А. Баранов, А.Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.; СПб.: Просвещение, 2011.

2. История. Весь школьный курс в схемах и таблицах / А.В. Головко. – М.: Эксмо, 2015

3. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. в 10 классе.- М.: Вако, 2005.  

Мультимедийные пособия:

1. Династия Романовых. Историческая энциклопедия. (СД).

2. История Отечества. 882 – 917. (СД).

3. Краткая Российская энциклопедия. (СД).

4. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. (СД).

Адреса Интернет-ресурсов

  1. http:/school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. http://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос»
  3. http://rules.narod.ru – проект  «Всемирная история в лицах»
  4. http://www.vostlit.info – средневековые исторические источники
  5. http://artclassic.edu.ru – коллекция «Мировая художественная культура»
  6. http://www.rusedu.ru
  7. http://rus.1september.ru
  8. http://www.openclass.ru
  9. http://www.metodist.ru
  10. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
  11. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по истории  в 10 классе понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.

В результате изучения истории на профильном уровне обучающийся 10 класса должен:

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  •  полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  • работать с исторической картой;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности;
  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
  • учёта в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями  и социальным положением;
  • осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

     Владеть компетенциями:- информационно-поисковой; учебно-познавательной; коммуникативной; рефлексивной; смыслопоисковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 10 класс (профиль)

Рабочая программа составлена по учебнику И.Г. Семакина. Профильный уровень. 4 ч в неделю....

рабочая программа 10 класс гуманитарный профиль алгебра

алгебра 10 класс гуманитрный профиль...

Рабочая программа 11 класс профиль

Курс общей химии изучается в 11 класс...

Рабочая программа 10 класс обществознание профиль

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профиль)...

Рабочая программа (10 класс профиль)

Рабочая программа для профильного класса...

Рабочая программа 10 класс (профиль)

Рабочая программа английского языка, профиль 10 класс....