Рабочая программа. История 10 класс, профиль
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Программа для профильного класса. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических и возрастных осбенностей обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nafikova_l.n._rp_istoriya_10_kl.docx | 87.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО методическим объединением учителей гуманитарного цикла Протокол от «31»августа 2015 г. №1 Руководитель _____________ И.Г. Бакулина | ПРИНЯТО методическим Советом Протокол от «31» августа 2015 г. №1 Председатель _________ И.В. Иванова | СОГЛАСОВАНО И.о.заместителя директора школы - интерната по МР __________ И.В. Иванова «31» августа 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________Е.В. Дубникова «31» августа 2015 г. Приказ «31» августа 2015 г. № 252 |
Рабочая программа
История
10 класс
Составитель: Нафикова Лариса Николаевна, учитель истории и обществознания, высшая КК |
с. Панаевск
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа интегрированного курса отечественной и всеобщей истории для 10 класса социально-гуманитарного профиля Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа - интернат» разработана на основании:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.
- Примерной программы по учебным предметам. История. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень). Единое окно доступа к образовательным ресурсам – http://window.edu.ru
- Авторской программы «История России с древнейших времен до конца XIX в.», под ред. А.Н. Сахарова, С.И. Козленко, М.: Просвещение, 2010.
- Авторской программы В.И. Уколова, А.В. Ревякин, М.Н. Несмелова «Всеобщая история. С древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый и профильный уровень» // «История. Обществознание: 10-11 классы» – М.: Просвещение, 2010.
- Основной образовательной программы 10-11 классов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа - интернат» (приказ № 251-ОД от 31.08. 2015 г.).
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции и исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов. А также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Основные содержательные линии программы в 10 классе на профильном уровне реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Планируется их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. В 10 классе на изучение Истории России (с древнейших времен до середины XIX в.) – отведено 100 ч, на Всеобщую историю (с древнейших времен до середины XIX в.) – 40 ч., включая уроки для повторения, контрольных, проектов, исследований, лабораторных практических работ.
Необходимость разработки и значимость рабочей программы по истории обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.
В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и воз
Новизна рабочей программы заключается в уменьшении количества часов авторской программы на изучение курса «Всеобщая история» и увеличения количества часов на «Историю России» и во включении в неё тематического тестирования, уроков практикумов, проектных работ.
Объектом изучения курса «Всеобщая история» являются события, явления и процессы в период с древности до конца XIX века в истории народов Европы, Азии, Америки, Африки.
Объектом изучения курса «История России с древнейших времен до конца XIXв.» являются события, явления и процессы истории России в период с древности до конца XIX века.
Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
В рабочей программе курс «Всеобщая история» 10 класса представлен 4 разделами
- Меняющийся облик мира: опыт осмысления.
- Человечество на заре своей истории.
- Европа и Азия в средние века.
- Новое время: эпоха европейского господства.
Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XIXв.». – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок; определение места России в общем потоке истории человечества. Особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
В рабочей программе курс «История России с древнейших времен до конца XIXв.» для 10 класса на профильно уровне представлен 8 темами:
- Предыстория народов России. Начало Руси.
- Русь в XI-XIIвв.
- Русь в XIII-XV вв.
- Россия в XVI в.
- Россия в XVIIв.
- Россия в к. XVII –XVIII в.
- Россия в первой половине XIX в.
- Россия во второй половине XIX в.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «История» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Согласно учебному плану школы-интерната на изучение предмета в 10 классе социально-гуманитарного профиля выделяется 140 часов (4 ч в неделю, 35 учебных недели), из которых на контрольные работы - 9 ч.
Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу истории нового времени:
1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений. / Н.В. Загладин, Н.А. Симония - М.: Русское слово, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.1. / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2015.
3. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.2. / В.И. Буганов; П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2015.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты изучения курса «История» включает в себя:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Предметные результаты изучения курса «История России. С древнейших времён до конца XIX века» включают в себя:
• овладение целостным представлением об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XIX в.;
• способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; подъем и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; Русь Удельная; Московская Русь);
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III Великого, Ивана IV Грозного и т.д.
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.
- формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Метапредметные результаты изучения курса «История России. С древнейших времён до конца XIX века» включают в себя:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
- владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, отстаивать свою позицию.
Межпредметные связи: обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:
- Технология проектного обучения ;
- Технология исследовательской направленности;
- Здоровьесберегающая технология ;
- Технология игрового обучения;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технология проблемного обучения.
Основные формы и средства контроля:
- Тестирование (как тематическое, так и в форме ЕГЭ)
- Исторические диктанты
- Контрольная работа
- Творческие работы
- Составление плана к тексту
- Электронная презентация
- Мини-проекты
- Тематический кроссворд
- Работа с контурными картами
- Написание сочинения-эссе
- Составление характеристики исторического деятеля
- Работа с историческими источниками
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (140ч.)
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (40ч.)
Древнейшая история человечества. Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей.
Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Матриархат и патриархат. Происхождение семьи. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе.
Цивилизации Древнего мира
Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций.
Архаичные цивилизации – географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Дискуссия о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Ментальные особенности цивилизаций древности. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Возникновение религиозной картины мира. Мировоззренческие особенности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Ментальные особенности античного общества. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима.
Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Распространение христианства.
«Великие переселения народов», войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары).
Традиционное (аграрное) общество эпохи Средневековья
Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира.
«Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Особенности хозяйственной жизни. торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль церкви в европейском средневековом обществе. Образ мира в романском и готическом искусстве. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Характер международных отношений в средние века. Европа и норманнские завоевания. Арабские, монгольские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов – столкновение и взаимовлияние цивилизаций.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Дискуссия об уникальности европейской средневековой цивилизации. Динамика развития европейского общества в эпоху Средневековья. Кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв.: борьба императорской и папской власти, распространение еретичества, Столетняя война и война Алой и Белой розы, крестьянские и городские восстании, демографический спад. Изменения в мировосприятии европейского человека. Природно-климатические, экономические, социально-психологические предпосылки процесса модернизации.
Новое время: эпоха модернизации.
Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.
Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации. Внутренняя колонизация. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.
Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Формы абсолютизма. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Складывание романо-германской и англосаксонской правовых семей. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания.
Буржуазные революции XVII-XIX вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Становление гражданского общества. Философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения. Конституционализм. Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографических процессов.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное и философское наследие Нового времени.
Дискуссия о различных моделях перехода от традиционного к индустриальному обществу («эшелонах модернизации»). Особенности динамики развития стран «старого капитализма». Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». «Периферия» евроатлантического мира. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и зарождение международного права. Политика «баланса сил». Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.
Индустриальное общество во второй половине XIX .
Дискуссия о понятии «Новейшая история».
Структурный экономический кризис 1870-х – 1880-х гг. Предпосылки и достижения технической революции конца XIX вв. Формирование системы монополистического капитализма и ее противоречия. Динамика экономического развития на рубеже в конце XIX – первой трети XX вв. Эволюция трудовых отношений и предпринимательства. Изменения в социальной структуре индустриального общества.
Особенности экономического и социального развития в условиях ускоренной модернизации. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации и предпосылки революционного изменения общественного строя. Кризис классических идеологических доктрин на рубеже XIX-XX вв. Поиск новых моделей общественного развития: социальный либерализм и социальный консерватизм, революционный марксизм и социал-демократия, корпоративные идеологии (социальный католицизм, солидаризм, народничество, анархо-синдикализм). Предпосылки формирования идеологий тоталитарного типа. Ранний фашизм.
Мировоззренческий кризис европейского общества в конце XIX – начале XX вв. «Закат Европы» в философской мысли. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Страны Азии на рубеже XIX-XX вв. Кризис традиционного общества в условиях развертывания модернизационных процессов. Религиозное реформаторство и идеология национального освобождения. Подъем революционного движения в революционного движения в странах Азии.
ИСТОРИЯ РОССИИ (100ч)
История России – часть всемирной истории
Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории.
Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.
Народы и древнейшие государства на территории России
Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.
Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города.
Русь в IX – начале XII вв.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.
Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.
Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.
Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.
Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Церковь и консолидация русских земель.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».
Российское государство во второй половине XV - конце XVI вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва – третий Рим». Ереси на Руси.
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.
Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVI вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Россия в XVII в.
Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.
Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.
Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.
Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Российская империя в XVIII в.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Дискуссия о роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Роль европейского влияния в развертывании модернизационных процессов в российском обществе.
Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е.Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство.
Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. Россия и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства.
Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.
Россия в первой половине XIX в.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество.
Особенности экономического развития России в первой половине XIX вв. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.
Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия.
Культура народов России в первой половине XIX в. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Введение. История в системе гуманитарных наук. Место России в европейской и мировой истории. | 1 |
2 | Исторические источники | 1 |
3 | Принципы периодизации исторического процесса | 1 |
4 | Особенности становления и развития российской цивилизации. | 1 |
5 | У истоков рода человеческого | 1 |
6 | Неолитическая революция | 1 |
7 | Предпосылки возникновения государства. Древний Египет | 1 |
8 | Военные деспотии Древнего мира | 1 |
9 | Города-государства Греции и Италии. | 1 |
10 | Борьба за господство над Средиземноморьем. Пунические войны | 1 |
11 | Римская республика и империи. | 1 |
12 | Культурное и философское наследие Древней Греции и Древнего Рима | 1 |
13 | Народы Европы в начале новой эры. Мир эпохи Средневековья | 1 |
14 | Возникновение исламской цивилизации. Экспансия ислама | 1 |
15 | Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе | 1 |
16 | Византия и Восточная Европа в V – X вв. | 1 |
17 | Западная Европа в XI – XIII вв. Инквизиция и крестовые походы | 1 |
18 | Общественно-политическое развитие государств Европы | 1 |
19 | Государства Азии в период Средневековья | 1 |
20 | Международные отношения и войны Средневековья | 1 |
21 | Духовная жизнь европейского Средневековья | 1 |
22 | Обобщающий урок по теме «Традиционное (аграрное) общество эпохи Средневековья» | 1 |
23 | Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия. | 1 |
24 | Завоевание Америки | 1 |
25 | Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации | 1 |
26 | Эпоха Реформации | 1 |
27 | Абсолютизм, религиозные войны | 1 |
28 | Международные отношения в Европе в XVI – XVII вв. | 1 |
29 | Первые буржуазные революции. Нидерланды. Англия | 1 |
30 | Эпоха Просвещения и «просвещенный абсолютизм» | 1 |
31 | Война за независимость в Северной Америке. Образование США | 1 |
32 | Великая французская буржуазная революция | 1 |
33 | Наполеон Бонапарт и его правление | 1 |
34 | Промышленный переворот в Англии и его последствия. Противоречия промышленной эпохи | 1 |
35 | Наука и искусство в XVIII – XIX вв. | 1 |
36 | Страны Западного полушария в XIX в. | 1 |
37 | Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы | 1 |
38 | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока | 1 |
39 | Эволюция системы международных отношений в Новое время | 1 |
40 | Обобщение по курсу | 1 |
Предыстория народов России. Начало Руси - 9 ч | ||
1 | Появление человека на территории Восточной Европы. | 1 |
2 | Формирование народов | 1 |
3 | Появление славян. | 1 |
4 | Славяне в V-VIIвв. Религия древних славян | 1 |
5 | Предпосылки образования Древнерусского государства. | 1 |
6 | Появление государства у восточных славян | 1 |
7 | Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава. | 1 |
8 | Русь во времена Владимира Святославовича. | 1 |
9 | Обобщающий урок по теме «Предыстория народов России. Начало Руси.» | 1 |
Русь в XI – XII вв. - 11 ч | ||
10 | Правление Ярослава Мудрого | 1 |
11-12 | Русское общество в XI в. | 2 |
13 | Время новых усобиц. | 1 |
14 | Владимир Мономах – великий киевский князь. | 1 |
15 | Политическая раздробленность Руси. Киевское и Чернигово-Севрское княжества | 1 |
16 | Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля | 1 |
17 | Северо-Восточная Русь в XII- в начале XIII в. | 1 |
18-19 | Культура Руси X начала XIII в. | 2 |
20 | Повторение и обобщение по теме «Русь в XI – XII вв.» | 1 |
1 | ||
РУСЬ в XIII- XV ВВ. - 8 ч | ||
21 | Начало монголо-татарского вторжения. | 1 |
22 | Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский. | 1 |
23 | Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV – XV вв. | 1 |
24 | Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. | 1 |
25 | Образование единого государства – России. Иван III. | 1 |
26-27 | Культура и быт XIV- XV вв. | 1 |
28 | Обобщающий урок по теме «Русь в XIII- XV вв.» | 2 |
Россия в XVI в. - 6ч | ||
29 | Реформы Ивана Грозного. | 1 |
30 | Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство. | 1 |
31 | В преддверии Смуты | 1 |
32-33 | Культура и быт конца XV-XVI в. | 2 |
34 | Обобщающий урок по теме: «Россия в XVI в». | 1 |
Россия в XVII в. - 13 ч. | ||
35-36 | Смутное время | 2 |
37 | Первые Романовы. | 1 |
38 | «Священство» и «царство». | 1 |
39 | Хозяйство и сословия. | 1 |
40 | Бунташный век | 1 |
41-42 | Внешняя политика России в XVII в. | 2 |
43 | Присоединение Сибири. | 1 |
44 | Правление Фёдора Алексеевича и Софьи Алексеевны. | 1 |
45-46 | Культура и быт XVII в. | 2 |
47 | Повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVII в.» | 1 |
Россия в конце XVII-XVIII вв. - 14 ч | ||
48 | Начало славных дел Петра | 1 |
49-50 | Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования | 2 |
51 | Реформы Петра Великого. | 1 |
52 | Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого. | 1 |
53 | Эпоха Дворцовых переворотов. Семилетняя война. | 1 |
54 | «Золотой век» Екатерины II. | 1 |
55-56 | Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Великие полководцы и флотоводцы. | 2 |
57 | Русская церковь в XVIII в. | 1 |
58 | Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и группы . Народы России. | 1 |
59 | От Булавина до Пугачёва. | 1 |
60-61 | Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в | 2 |
62 | Обобщение и повторение по теме «Россия в конце XVIII в.» | 1 |
Россия в первой половине XIX в. - 13 ч | ||
63 | Россия в начале XIX в. | 1 |
64 | Короткое царствование Павла. Начало царствование Александра I. | 1 |
65-66 | Отечественная война 1812 года. | 2 |
67 | Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступления декабристов. | 1 |
68 | Начало правления Николая I. | 1 |
69 | Попытки укрепить империю | 1 |
70 | Общественная жизнь России при Николае I. | 1 |
71 | Крымская война | 1 |
72-73 | Образование и наука. Золотой век русской культуры. | 2 |
74 | Русская православная церковь в XIX в. | 1 |
75 | Повторение и обобщение по теме «Россия в первой половине XIX в» | 1 |
Россия во второй половине XIXв. - 20 ч. | ||
76 | Накануне отмены крепостного права. | 1 |
77-78 | Отмена крепостного права в России. | 2 |
79 | Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. | 1 |
80-81 | Государственные преобразования 60-х-70-х годов. | 1 |
82 | Внешняя политика России в 60-е-70-е годы. | 1 |
83 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 |
84 | Промышленность и транспорт в пореформенный период. | 1 |
85 | Сельское хозяйство после отмены крепостного права. | 1 |
86 | Общественное движение в 60-е-70-е годы XIX в. | 1 |
87 | Внутреннее положение России после русско- турецкой войны. | 1 |
88 | Россия в конце XIX в | 1 |
89 | Промышленный подъём 90-х гг. | 1 |
90 | Россия в первые годы правления Николая II. | 1 |
91-93 | Образование и наука, культура второй половины XIX в. | 3 |
94 | Русская православная церковь во второй половине XIX в. | 1 |
95 | Повторение и обобщение по теме «Россия в конце XIX в» | 1 |
96 | Повторение и обобщение по теме «Древнерусское государство в IX-XIIвв» | 1 |
97 | Повторение и обобщение по теме «Русь в XIII - XVвв.» | 11 |
98 | Повторение и обобщение по теме: «Россия в XVI – XVIIвв.» | 1 |
99 | Повторение и обобщение по теме: «Россия в XVII – XVIIIвв.» | 1 |
100 | Повторение и обобщение по теме: «Россия в XIXв.» | 1 |
ВСЕГО | 140ч |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства: мультимедийный проектор и экран/интерактивная доска; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; ксерокс; оборудование компьютерной сети;
Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука.
ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Основная:
1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений. / Н.В. Загладин, Н.А. Симония - М.: Русское слово, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.1. / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2015.
3. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.2. / В.И. Буганов; П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2015.
Для учителя
Основная:
1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений. / Н.В. Загладин, Н.А. Симония - М.: Русское слово, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.1. / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2015.
3. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.2. / В.И. Буганов; П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература:
1. История: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы (Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ»)/ П.А. Баранов, А.Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.; СПб.: Просвещение, 2011.
2. История. Весь школьный курс в схемах и таблицах / А.В. Головко. – М.: Эксмо, 2015
3. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. в 10 классе.- М.: Вако, 2005.
Мультимедийные пособия:
1. Династия Романовых. Историческая энциклопедия. (СД).
2. История Отечества. 882 – 917. (СД).
3. Краткая Российская энциклопедия. (СД).
4. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. (СД).
Адреса Интернет-ресурсов
- http:/school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос»
- http://rules.narod.ru – проект «Всемирная история в лицах»
- http://www.vostlit.info – средневековые исторические источники
- http://artclassic.edu.ru – коллекция «Мировая художественная культура»
- http://www.rusedu.ru
- http://rus.1september.ru
- http://www.openclass.ru
- http://www.metodist.ru
- http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по истории в 10 классе понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.
В результате изучения истории на профильном уровне обучающийся 10 класса должен:
знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- работать с исторической картой;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности;
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- учёта в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Владеть компетенциями:- информационно-поисковой; учебно-познавательной; коммуникативной; рефлексивной; смыслопоисковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 10 класс (профиль)
Рабочая программа составлена по учебнику И.Г. Семакина. Профильный уровень. 4 ч в неделю....
рабочая программа 10 класс гуманитарный профиль алгебра
алгебра 10 класс гуманитрный профиль...
Рабочая программа 11 класс профиль
Курс общей химии изучается в 11 класс...
Рабочая программа 10 класс обществознание профиль
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профиль)...
Рабочая программа 11 класс профиль
Программа...
Рабочая программа (10 класс профиль)
Рабочая программа для профильного класса...