Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень, Яшников Д. В. учитель истории и обществознания
рабочая программа (история, 10 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень, Яшников Д. В. учитель истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-11_profilnyy_uroven.doc | 460 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Согласовано Утверждаю
научно-методический совет директор ___________Шакина И.И.
протокол №1 от 27.08.2014 01.09. 2014
Рабочая программа учебного предмета
«История»
Для 10 класса
(профильный уровень)
Разработана Яшниковым Д.В. ,
учителем истории и обществознания.
Магнитогорск, 2014 г
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1.нормативно – правовые документы
1.2.общая характеристика предмета, его место в системе наук
1.3. основные особенности рабочей программы
1.4. цели и задачи учебного курса
1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса
1.6. методические рекомендации и технологические подходы
1.7. специфика отражения НРЭО и межпредметных связей
2. Учебно – методическое обеспечение предмета
3. Учебно – тематический план
4. Календарно – тематический план
5. Характеристика контрольно-измерительных материалов
6. Приложение
6.1. нормы оценок
6.2. литература
6.3. перечень ЦОРов и веб – сайтов Интернет
6.4. лист коррекции
6.5. КИМы
6.6.Кодификатор ГИА.
6.7.Спецификация ГИА
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История» для__10_ класса составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, утвержденный приказом Министерства образования и пауки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089), примерной программой (Примерные программы среднего (полного) общего образования по истории, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005г. № 03-1263).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «История», которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный закон «Об образовании»№273 – Ф3 от 29.12.2012г.
- Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
4.Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
5.Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
6.Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по истории рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263.
7.Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году» от 30.06.2014г №03 - 02/4959.
8.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404
9.Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Минестерство образования и науки Челябинской области – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
10.Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 – ОС.
11.Календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2014-2015 учебный год.
1.2. Общая характеристика предмета.
Историческое образование на ступени среднего общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, является его общеобязательный статус и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на профильном уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, профильный уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Основные содержательные линии профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X класса:
Классы | Объем учебного времени (федеральный | Разделы примерной программы | |
компонент) | История России | Всеобщая история | |
X класс | 140 ч | История России (с древнейших времен до середины XIX в..) – не менее 72 ч | Всеобщая история ((с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 48 ч |
1.3. Основные особенности программы
Особенность рабочей программы по истории заключается в том, что в программу включёны национальные, региональные и этнокультурные особенности, она составлена с учетом календарного учебного графика МОУ «СШИ №2», рассчитанного на 34 учебные недели.
1.4. Цели и задачи предмета
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, составлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, поисковое, просмотровое и др.), создавать письменные высказывания (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, формулировать выводы .Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии и словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Основная функция курса «История» - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения. В результате изучения курса учащиеся должны:называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.
Система формируемых умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории:
Информационные умения:
Умения работать с текстовым и историческим источниками. Различать основные виды периодических источников исторической информации, в том числе на электронных носителях. По оглавлению сопоставлять структуру построения учебников Всемирной, Отечественной истории. Умения работать с учебником. Сопоставлять факты, изложенные в учебнике, с другими подходами по данному вопросу. Обосновывать свой отбор исторических сведений; систематизировать материал учебника по сквозным вопросам учебного курса. Самостоятельно выделять единицы знаний, характеризующие основное содержание главы учебника. Умения работать с вещественными и изобразительными источниками. Извлекать историческую информацию из вещественных и изобразительных источников, включая компьютерные материалы. Различать историческое, эстетическое описание и оценки памятников истории и культуры. Умения локализации объектов в пространстве, работать с картой. Извлекать и анализировать историческую информацию из любых видов карт. Самостоятельно использовать карту как источник исторических знаний. Определять значение географического фактора на развитие различных сфер жизнедеятельности общества. Речевые умения. Давать ответ, предполагающий самостоятельное решение проблемы, требующий установления межпредметных связей. Владеть различными приемами устной речи, используемыми в учебной деятельности. Участвовать в диспуте, аргументировать свою позицию. Умения письменной фиксации материала. Давать полную рецензию ответов, сообщений, докладов, а также саморецензию. Владеть разными видами письменной фиксации учебного материала. Хронологические умения. Самостоятельно определять последовательность, длительность и синхронность событий, явлений, процессов и осваивать историческую хронологию. Давать периодизацию исторических событий. Соотносить исторические события с определенным периодом Всемирной и Отечественной истории.
Интеллектуальные умения:
Умения анализа, синтеза, сравнения. Различать исторический факт и теорию. Устанавливать связи между явлениями социальной, экономической, политической и культурной жизни общества. Под руководством учителя определять причины, сущность, этапы, следствия исторических процессов, выявлять противоречия исторических событий и явлений. Владеть приемом сравнения исторических объектов. Применять осваиваемые понятия в новых условиях. Оценочные суждения. Приводить альтернативные исторические оценки фактов прошлого и определять свое отношение к ним. Определять значение духовного наследия, традиции прошлого различных исторических периодов и эпох для современного мира. Умения (опыт) самостоятельной учебной деятельности. Создавать реферат на основе нескольких информационных источников и публично представлять результаты работы. Участвовать в дискуссиях.
В соответствии с примерной программой в тематическом планировании предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всемирной и отечественной истории, в том числе региональной истории, формированию умений учащихся сравнивать исторические события и явления в курсе всеобщей истории и отечественной истории, определять в них общее и различия, раскрывать, чем объясняются эти различия, определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку и др. Предусмотрены различные формы учебных занятий: уроки изложения нового материала самим учителем, комбинированные уроки, уроки-практикумы.
1.6. Методические рекомендации и технологические подходы.
В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната № 2 используются следующие образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии
- коллективная система обучения (КСО)
- Проблемное обучение
- Развитие исследовательских навыков
- Лекционно-семинарско-зачетная система.
- Технология игрового обучения
Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы:
- вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
- синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
- приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.
В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке используются такие виды деятельности учащихся как:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
- самостоятельная работа
С учетом индивидуальных особенностей учащихся и специфики школы-интерната № 2 обучение организовано в ортопедическом режиме: учащиеся занимаются в положении лежа на медицинской кушетке, оборудованной ортопедической подставкой; класс оснащен двумя досками, расположенными на противоположных стенах. Особое внимание уделяется проведению физкультминуток, которые способствуют снятию локального утомления школьников.
Современный урок истории – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к общественным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков истории.
Основные формы организации учебных занятий: лекции, семинарские занятия, практические занятия, комбинированные уроки, уроки с элементами ролевых и деловых игр и т.д.
Формы промежуточной аттестации: тестирование, контрольные работы, устный ответ, письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, индивидуальные работы учащихся, доклады, рефераты, мультимедийные проекты и т.д..
В качестве информационной и методической поддержки используются ресурсы Интернет-сети, ЦОР из школьной медиатеки и из фонда ЦПКИМР.
1.7. Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей.
Решение задач исторического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента. Содержание регионального компонента исторического образования позволяет приобщить учащихся к истории родного края. Урал – естественная граница между Европой и Азией, коренной Русью и Сибири, район в котором с давних пор пересекались пути многих народов. Имена многих наших земляков составили славу Росси. Изучение истории Урала позволяет представить роль и место края в общечеловеческом историческом процессе.
Учебное время на изучение регионального (национально-регионального) компонента не менее 10%.На изучение НРЭО используются резервные часы.
В Рабочую программу введены темы по отражению национальных, региональных и этнокультурных особенностей:
№п.п. | Тема НРЭО | время |
1. | Историко-географическая и этнографическая характеристика Урала в средние века | 45мин. |
2 | Передвижение русских на Урал в XI-XV веках | 45мин |
3 | Духовная культура населения Урала. | 15мин. |
4 | Присоединение территории Приуралья в XVII-XVIIIв | 45мин. |
5 | Культура Урала в XVIв | 45мин. |
6 | Культура Урала XVIIв | 45мин. |
7 | Колонизация Урала в XVII-XVIIIв | 45мин. |
8 | Культура Урала в XVIIIв. | 45мин |
9 | Экономическое развитие Ю.Урала в первой пол. XIXв. | 45мин. |
10 | Южноуральцы в войне 1812 г | 10мин. |
11 | Культура Урала в первой половине 19 века. | 45мин. |
Тематика содержания Рабочей программы по истории для 10 класса в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей согласована с темами, предусмотренными стандартом по истории. Изучение содержания регионального компонента направлено на достижение следующих целей:
- способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
- речевой компетенции;
- социокультурной компетенции;
- учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.
- активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
- воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека;
- формирование культурологического потенциала;
- формирование адаптивного типа жизнедеятельности;
систематизация сведений из разных наук (истории, географии, литературы, искусства
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
2. Учебно – методическое обеспечение предмета.
Класс: 10 (профильный уровень)
Количество часов в неделю: 4
Программа | Учебники, учебные и методические пособия | Количество разделов | Практическая часть | НРЭО | |
вид работ | количество работ | количество часов | |||
Примерной программы среднего ( полного) общего образования на профильном уровне по истории разработанной МО и Науки РФ. | 1. Сахаров А.Н., Буганов В.И.. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб.для 10 кл.- М.: Просвещение, 2013. ч.1 2. Буганов В.И., Сахаров А.Н., Зырянов П. Н. История России, конецXVII-XIX век: учеб.для10 кл.- М.: Просвещение,2013. ч.2. | 9 (История России) 5 (Всеобщая история) | Тестированиепрактикум (работа с источниками), зачет, семинар, контрольная работа, проверочная работа, защита реферата | 6-8 | 11 |
3. Учебно – тематический план
Федеральный профильный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории в10 классе –140 часов в год (4 часа в неделю)
Тема | Кол.час. | К.р. | Четверть | НРЭО | ||
1. | История как наука | 4 | ||||
2. | Предцивилизационная стадия истории человечества. | 4 | ||||
3. | Цивилизации Древнего мира | 10 | 1 | 1 | ||
4 | Средневековье. | 10 | ||||
5 | Новое время: Эпоха модернизации. | 20 | ||||
6 | История России-часть всемирной истории. | 4 | ||||
7 | Народы и древнейшие государства на территории России. | 10 | ||||
8. | Русь в 9 – нач. 13 века | 7 | 1 | 2 | ||
9. | Русские земли и княжества в 12 – сер. 15 века. | 20 | 1 | 3 | 3 | |
10. | Российское государство во второй половине 15- конце 16 веков. | 9 | 1 | 3 | 4 | |
11. | Россия в 17 веке. | 11 | 1 | 4 | ||
12. | Российская империя в 18 веке. | 12 | 1 | 4 | 4 | |
13. | Россия в первой половине 19 века. | 10 | 1 | 4 | ||
14. | Россия во второй половине 19 века. | 9 |
Календарно- тематическое планирование:
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Цели изучения темы | Содержание (основные понятия) | Требования к уровню подготовленности уч-ся | Оборудование | Домашнее задание | Сроки |
Вводный раздел. История как наука | 4 часа | -ознакомление с учебной литературой, структурой учебника и его разделов -обсуждение вопроса о значимости изучения истории, причинах интереса людей к прошлому- сопоставление цивилизационного, формационного и стадиального подходов к истории человечества | -учащиеся должны уметь выделять основные этапы исторического познания, -заполнять таблицы, -подготавливать доклады об историках прошлого их взглядах, давать краткуюхар-ку современных этапах развития исторических наук, - сопоставлять исторические науки, прозу и публицистику на исторические темы, -вести дискуссию, -работать с документами | |||||
1 | Краткая характеристика курса | 1 ч. | Новая и новейшая история, Фукидид, Гродот, Платон ,Плутарх, Тит Ливий | учебник | Введение, §1,2,3 | |||
2 | Основы исторической науки | 1 ч. | Движущие силы истории, принцип объективности, принцип историзма Платон, Геродот | учебник | §1, вопр.1-6 |
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Цели изучения темы | Содержание (основные понятия) | Требования к уровню подготовленности уч-ся | Оборудование | Домашнее задание | Сроки |
3 | История и проблемы ее познания | 1 ч. | Идея прогресса, формации, борьба классов, цивилизационный подход, локальные цивилизации, теории ист-го развития | Схемы, учебник, доп. лит-ра | §2, Проблемный вопр. «Всемирная история это больше чем история отдельных народов?», в.8 стр.23 | |||
4 | Этапы исторического развития | 1 ч. | Дикость, варварство, цивилизация, новая история, новейшая история | Учебник, схемы | §3, заполнить таблицу «Этапы развития человечества», стр.31 | |||
Раздел 1. Предцивилизационная стадия истории человечества. | 4 часа | Выделение факторов и направлений эволюции человека - обсуждение вопроса о прародине современного человечества, путях и мотивах миграции, -оценка роли традиций и «табу» в первобытном обществе, | -Умение решать проблемные вопросы, -сравнивать и сопоставлять факты, -делать доклады к теме «Гипотезы о происхождении современного человека», -работа с картой и учебником. |
-обсуждение вопроса о последствиях перехода к патриархату, сохранение патриархальных традиций в наше время | |||||||||
5 | Проблема происхождения человека | 1 ч. | Австралопитеки, палеолит, кроманьонец, мезолит. | Карта, учебник | §4, приготовить доклады т. «Гипотезы о происхождении современного человека» | ||||
6 | Человек осваивает планету» | 1 ч. | Стоянки, расы людей, наскальная живопись шаманы, вожди | Словарь, учебник | §4-5, стр.37-42, стр.34 карта найти опираясь на текст уч-ка древние стоянки | ||||
7 | Этапы развития человеческого сообщества | 1 ч. | Палеолит, мезолит, неолитическая революция, переход от присваивающего хозяйства к производящему, ремесло и торговля | учебник | § 5, повторить лекцию | ||||
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Цели изучения темы | Содержание (основные понятия) | Требования к уровню подготовленности уч-ся | Оборудование | Домашнее задание | Сроки | Коррек-тировка дат |
8 | Социальные отношения в первобытную эпоху | 1 ч. | Патриархат, матриархат, вождь, собственность, энеолит | Учебник, доп. лит-ра | §4-5, с. 44-47,, выделить источники власти | ||||
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира | 10 часов | Обсуждение вопроса о причинах возникновения первых государств, -перечисление признаков государства, раскрытие светской и духовной власти в Египте, -Выявление комплекса факторов, способствовавшим кризису духовной жизни Рима и зарождению и распространению христианства -Выявление причин и последствия крушения Римской империи | - умение вести дискуссию, - анализировать географические, климатические, социальные условия возникновения первых государств Сев. Африке иЮж. Азии -составлять комментарии к схемам, -составление плана по теме: «Виды определенных верований и их особенности», умение выделять причины, - составление сравнительной таблицы, умение обращаться к межпредметным связям |
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Цели изучения темы | Содержание (основные понятия) | Требования к уровню подготовленности уч-ся | Оборудование | Домашнее задание | Сроки | Коррек-тировка дат |
9 | Предпосылки возникновения и формирования первых государств | 1 ч. | Деспотии, государство | карта | §5, карта с 51, стр. 48-50 | ||||
10 | Первые государства Древнего мира | 1 ч. | Пирамиды, Хеопс, деспотия, Варны, касты. | Схема «Социальная структура ДревнегоЕгипта» карта с. 59 | §5-6, стр.50-62, составить план тема : №Военные деспотии Древнего мира» | ||||
11 | Новый этап духовной жизни | 1 ч. | буддизм, конфуцианство, иудаизм | Словарь, | § 6, стр.62-64,заполнить таблицу,»Новый этап духовной жизни» с.64 | ||||
12 | Города- государства Греции | 1 ч. | Города-государства, полисы, демократия, | таблица | §8, с 65-69, составить сравнительную таблицу Пути развития полиса Афины и Спарта». | ||||
13 | Древний Рим | 1 ч. | Республика , патриции, плебеи, народные трибуны | Учебник , схема | §8-10, с.69-71, 80-81, работа с картой, составить структуру римского общ-ва | ||||
14 | Борьба за господство над Средиземноморьем | 1 ч. | Греко-персидские войны, Пелопоннесские и Пунические войны | Карта, схема | §9-10,с,81-86,, Сообщение о А.Македонском | ||||
15 | Становление Римской империи и культурное наследие античной цивилизации | 1 ч. | Триумвират, Гай Цезарь | Учебник, доп. лит-ра | §10, доклады о культурном наследии античности | ||||
16 | Возникновение и распространение Христианства | 1 ч. | Родоплеменная знать, гунны, христианство, иудаизм. | учебник | §11-12, в все | ||||
17 | Закат Римской империи | 1 ч. | Великое переселение народов, колоны, варвары | карта | §11-12, таблица стр. 103 в тетр. | ||||
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «античная эпоха в истории человечества». | 1 ч. | тест | ||||||
Раздел 3 Средневековье | 10 часов | Раскрытие понятия «Средние века», -обсуждение происхождения и основных принципов исламской религии, выявление общего и особенного, | -умение вести беседы и дискуссии, составлять развернутый план, -сообщение уч-ся на тему «Историческое и культурное наследие Арабского халифата»,
| ||||||
- обсуждение сходства различных раннефеодальных государственных образований Европы, - раскрытие причин феодальной раздробленности, - выявление социально-экономических и политических факторов процесса цивилизации - определение внутрицивилиза-ционных и межцивилизацион-ных столкновений - раскрытие роли исторических личностей | -развитие умений работать с понятийным аппаратом, - самостоятельная работа с учебником,- -подготовка сообщений об азиатских завоевателях Средневековья, -сравнивать пути развития стран Западной, Центральной и Восточной Европы, Европы и Азии | ||||||||
19 | Мир в эпоху Средневековья | 1 ч. | Господин, слуга, герцогство, граф, виконт, барон, монарх, военная демократия | Карта, учебник | §13, в. все | ||||
20 | Исламская цивилизация | 1ч. | Ислам, сунниты, Шииты, халифы | энциклопедии | §14, составить развернутый план по теме «Истоки успеха арабских завоеваний» | ||||
21 | Становление христианско-средневековой цивилизации | 1 ч. | Великое переселение народов | карта | §13, 15.в. все | ||||
22 | Раскол между западной и восточной ветвями христианства | 1 ч. | Иконоборчество, православие и католичество | учебник | §16-17, повторить понятия | ||||
23 | Облик феодального общества в Западной Европе | 1 ч. | Феодальная раздробленность, рыцарский кодекс чести | учебник | §13 стр. 104-107, 18 §19 выборочно | ||||
24 | Начало образования централизованных государств в Западной Европе | 1 ч. | Централизованные гос-ва, парламент, Генеральные штаты | таблица | §19 с. 144-147, § 21 , таблицу заполнить на стр. 169 | ||||
25 | Международные отношения в средние века. | 1 ч. | Дмитрий Донской, крестовые походы | карта | §19, с 147-151 §20, § 22-23, работа с картой | ||||
26 | Кризис традиционного общества в странах Западной Европы. | 1 ч. | Традиционное общество | учебник | § 21 ,до стр. 168, сравнить пути развития Зап., Центр и Восточ. Европы, Европы и Азии | ||||
27 | Предпосылки начала процесса модернизации | 1 ч. | Модернизация | Доп. лит-ра | § 25 , с.188-193 повторение к обобщение | ||||
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в эпоху Средневековья» | 1 ч. | тесты | ||||||
Раздел 4 Новое время: Эпоха модернизации | 20 часов | -Изучение Нового времени как эпохи мировоззренческих, политических, экономических и технологических перемен, -сообщение о великих путешественниках, - изучение основных идей Реформации и причина Религиозных войн, - рассмотрение предпосылок перехода от деспотических режимов древности к европейскому абсолютизму, - прослеживание основных этапов развития революции в Англии и укрепление традиций парламентаризма, -показать становление гражданского общ-ва | -формирование умений самостоятельно составлять сравнительные таблицы, -решать проблемные задания, - подбирать материал из Интернет-ресурсов по заданной теме, - делать сравнительный анализ различных событий, -,умение работать с учебником, картой, схемами, - самостоятельная работа с понятийным аппаратом, -знать методологические | ||||||
-раскрытие сути идей марксизма и выявление причин их популярности в рабочем движении. | концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу, -систематизиро-вать разнообразную историческую информацию, - понимать и критически осмысливать общественные процессов и ситуаций | ||||||||
29 | Характеристика эпохи «Новое время» в современной исторической науке | 1 ч. | Мануфактура, (рассеянные и смешанные) , Ренессанс, Ян Гус, Ян Жижка, Жан Кальвин, англиканская церковь | Доп. лит-ра, учебник, карта | § 25, карта, в все | ||||
30 | Великие географические открытия и начало борьбы за колонии Между европейскими державами | 1 ч. | Христофор Колумб, АмеригоВиспуччи, БарталомеуДиас, Васко да Гама, майя, ацтеки ,Эрнано Кортес, Френсис Дрейк., Ф. Магеллан | Карта «Великие географические открытия» | § 24,сообщение приготовить о путешественниках, закончить заполнять таблицу стр. 187 | ||||
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Цели изучения темы | Содержание (основные понятия) | Требования к уровню подготовленности уч-ся | Оборудование | Домашнее задание | Сроки | Коррек-тировка дат |
31 | Социально-экономическое развитие в странах Западной Европы в XV- середине XVII в. | 1 ч. | Мануфактуры (рассеянные и смешанные) , торговый и мануфактурный капитализм, меркантилизм | Словарь, учебник | § 24-25,работа с понятийным аппаратом | ||||
32 | Западная Европа : общественно- политическое развитие в XV- серединеXVII в. | 1 ч. | Религиозные войны,Ренессанс, Ян Гус, Ян Жижка, Жан Кальвин, англиканская церковь | Учебник, доп. лит-ра | § 27, вопр. все | ||||
33 | Западная Европа : духовное развитие в XV- серединеXVII в. | 1 ч. | Реформация ( лютеранство, кальвинизм) | Учебник, доп. лит-ра | § 25,с. 192-197, | ||||
34 | Абсолютистские монархии в Западной Европе | 1 ч. | Абсолютизм, опричнина, | карта | § 26,29, 30, изучит карту, проанализировать события эпохи абсолютизма | ||||
35 | Первые буржуазные революции | 1 ч. | Революции | Карта, учебник | § 27, 28, составить таблицу на с. 227 | ||||
36 | Идеология эпохи Просвещения | 1 ч. | Идеология, просвещенный абсолютизм, просветители | Доп. лит-ра, учебник | § 30,закончить таблицу «Политика просвещенного абсолютизма | ||||
37 | Война за независимость в Северной Америке | 1 ч | Колонии, «Бостонское чаепитие», д. Вашингтон | Карта, учебник | § 37, проанализировать основные события, вопр. все | ||||
38 | Великая французская революция | 1 ч. | «Декларация прав человека и гражданина», М. Робеспьер, Ж.-П. Марат, Ж. Дантон, Наполеон Бонапарт | Учебник, мультимедийные ресурсы | § 38-40, дополнит сообщения, Мини- эссе «»Почему революция во Франции вошла в историю под названием великой?» | ||||
39 | Промышленный переворот и его значение | 1 ч. | Промышленный переворот, промышленное производство, рабочие союзы, луддизм. | учебник | § 35, проблемный вопрос «Почему существует проблема бедности в индустриальном обществе?» | ||||
40 | Общественно- политическое развитие стран Западной Европы в I половине XIX в. | 1 ч. | Либерализм, консерватизм, национализм, марксизм, утопический социализм, анархизм, революционеры | учебник | § 53, таблицу заполнить, стр. 378 | ||||
41 | Духовное развитие стран Западной Европы в I половине XIX в. | 1 ч. | Естествознание, поэзия, проза | учебник | § 54-55, закончить таблицу «Научные достижения и их последствия» | ||||
42 | Модернизационные процессы в странах Европы в первой половине XIX в. | 1 ч. | Священный союз, революции, , Отто фон Бисмарк, франко-прусская война | карта | §41, 44,47, сравнить события разных стран | ||||
43 | Модернизационные процессы в Америке в первой половине XIX в. | 1 ч. | Освободительная борьба, гражданская война, | карта | § 48, сообщение о лидерах революционного движения Лат. Америки | ||||
44 | Государства Азии в эпоху европейского нового времени | 1 ч. | Османская империя, Великие Моголы, янычары, Делийский султанат, сипаи, | Учебник, доп. лит-ра | §28, 36,, подготовиться к обсуждению ? о формах проявления и последствиях кризиса традиционного общества | ||||
45 | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах востока | 1 ч. | «опиумные» войны, модернизация | учебник | § 45-46, таблица «Модернизацион-ная политика Японии» | ||||
46 | Международные отношения в эпоху Нового времени | 1 ч. | Отечественная война, Священный союз, консул, Венский конгресс | Карта, учебник | § 29, 39, 40, сделать общие выводы |
47 | Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки | 1 ч. | Зависимое государство, англо-бурская война, колониализм, | Карта, учебник | § 51, подготовить -ся к обобщению | ||||
48 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Запад и Восток в эпоху Нового времени: социально-экономическое и общественно-политическое развитие» | 1 ч. | тесты | ||||||
| Введение. История России – часть всемирной истории | 4 часа | -раскрытие особенностей становления и развития российской цивилизации, - характеристика проблем периодизации российской истории, | - умение структурно- функционального, временного и пространственного анализа - определение собственной позиции по отношению к исторической эпохи, - осознание своего места в историческом процессе | |||||
49 | Особенности становления российской цивилизации | 1 ч. | Цивилизация, исторические источники | учебник | Стр. 5-13 | ||||
50 | Проблемы периодизации российской истории | 1 ч. | Историография, | Тетради, раздаточный материал | Доработать в тетр. | ||||
51 | Основные этапы развития исторической мысли в России | 1 ч. | Периодизация, В.Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский | Дополнит.лит-ра, набор портретов | Изобразить линию «основных этапов в развитии истории России | ||||
52 | Роль личности в российской истории | 1 ч. | Петр I, Екатерина Великая, В.И. Ленин, Г.К Жуков, А.В. Суворов и т. д. | Мультимедийная библиотека | Стр. 13-14, Интернет ресурсы | ||||
Раздел 1 Народы и древнейшие государства на территории России | 10 ч. | - определение места славян среди индоевропейцев, - раскрытие процесса распада индоевропейцев на восточную, западноевропейскую, славянскую и балтскую группы народов, - изучение усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение и процесс перехода от родовой к территориаль-ной общине | -учащиеся должны знать особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологическо-го, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого; - систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; |
-формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам | |||||||||
53 | Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии | 1 ч. | Палеолит, оледенение | карта | §1, стр. 16-19, в. все | ||||
54 | Особенности Неолитической революции | 1 ч. | Неолитическая революция | Доп. лит-ра | § 1 , стр. 19-23, соотнести места стоянок с современной картой | ||||
55 | Индоевропейцы. | 1 ч | Индоевропейцы, угро-финские народы, монгольские и тюркские народы | карта | §2, со стр.23,письменно опишите образ жизни и общественное устройство жителей того времени | ||||
56 | Исторические корни славян. | 1 ч. | Скифы, сарматы, готы, великое переселение народов, гунны | Учебник, Интернет-ресурсы | §3, вопр. с1-8 | ||||
57 | Славяне в V-VII вв. | 1 ч. | Анты, склавины, Кий, хазары | карта | §4, до стр.37, составить план-конспект | ||||
58 | Религия древних славян | 1 ч. | Язычество, Даждьбог, Велес, Хорс, Сварог, Перун, русалки , кикимора, леший, домовой | Мультимедийная библиотека | §4, со стр.37, опишите 1 языческий праздник, составить схему богов | ||||
59 | Восточные славяне в VIII-IXвв. | 1 ч. | Кривичи, дреговичи, поляне, словене, полочане, уличи, | карта | §5, стр.42-44,выделить особенности развития восточных славян в VIII-IXвв, повтор с §1-4 | ||||
60 | Повторительно -обобщающий урок по теме : « Народы и древнейшие государства на территории России» | 1 ч. | тест | ||||||
61 | Повторительно -обобщающий урок по теме : « Народы и древнейшие государства на территории России». Часть 2. | ||||||||
62 | Семинарское занятие по теме: « Историзм «Повести временных лет» летописца Нестора» | 1 ч. | Дополнительный материал | ||||||
Раздел 2 Русь в IX- начале XII вв. | 7часов | - изучение возникнове-ниягосударствен-ности у восточных славян, - раскрытие процесса становления династии Рюриковичей, -характеристи-ка социально-экономичес-ких связей на Руси, - анализ формирования духовности на Руси после принятия христианства | - знать важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; ---уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; -проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; -уметь работать с историческими документами и картой, - представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в форме презентации представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах | ||||||
63 | Предпосылки образования Древнерусского государства и появление гос-ва у восточных славян | 1 ч. | «из варяг в греки», государственность, князь, дружинники, племенная знать, «РУСЬ», Аскольд и Дир, Рюрик, смерды | Схема, учебник | §5, 6, изобразить структуру общ-ва Древнерусского государства | ||||
64 | Первые русские князья: Игорь, Ольга , Святослав | 1 ч. | князья: Игорь, Ольга , Святослав, печенеги, | Доп. лит-ра | § 7,, проработать документ на стр. 66-67, ответить на вопросы | ||||
65 | Древнерусское государство при Владимире | 1 ч. | Усобица, оборонительная система, Илья Муромец, 988 г. | Карта | § 8, мини – эссе «Почему Владимир выбрал православие» | ||||
66 | Правление Ярослава Мудрого. Русь в XIв. | 1 ч. | Ярослав Мудрый Тысяцкий, бояре-посадники, князь, епископы, священники, Русская Правда | Карта, учебник | § 9, 10-11,сравнитеструктуру правления схематически, выделите «+» и «-» «Русской Правды» | ||||
67 | Междоусобица на Руси при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 ч. | Междоусобица, половцы, Владимир Мономах, 1097 г.- Любечский съезд, « устав Владимира Всеволодовича» | Карта, учебник | §12,13 проработать карту сделать выводы, повторить с § 5-11 | ||||
68 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Становление и расцвет Руси XI в. – первой трети XII в.» | 1 ч. | тесты | ||||||
69 | Парад презентаций « Культура Руси X-XII в.» А) Зарождение русской цивилизации; В) Процесс становления русской цивилизации | 1 ч. | Презентации, компьютеры, проектор | § 17,18, презентации приготовить | |||||
Раздел 3 Русские земли и княжества в ХII- середине XV в. | 20 ч | -раскрытие причин распада Древнерусского государства, - изучение процесса политической раздробленности, -характеристика крупнейших земель и княжеств Руси XII-началеXIIIвв. - анализ процесса завоевания Руси | -умение работать с картой и текстом учебника, -самостоятельно составлять схемы и уметь анализировать и сравнивать, - формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, - организовывать работу группы; --представлять результаты индивидуальной | ||||||
монголо-татарами и борьбы северорусских земель с крестоносцами и шведами, - характеристика объединения Руси под главенством княжества Московского | и групповой историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения | ||||||||
70 | Политическая раздробленность Руси | 1 ч. | Раздробленность, | Учебник, карта | §14, вопр. все | ||||
71 | Киевское и Чернигово-Северское княжество | 1 ч. | Юрии Долгорукий, А. Боголюбский | карта | §14, выписать в таб. Положительные и отрицательные последствия раздробленности | ||||
72 | Галицко-Волынское княжество | 1 ч. | Юрии Долгорукий, | Карта, учебник | §15,сравнить управления разных княжеств | ||||
73 | Новгородская земля | 1 ч. | Вече, боярская (аристократическая ) республика | учебник | § 15 , стр.117-120.выделить особенности системы управления Новгородом | ||||
74 | Северо-Восточная Русь в XII-началеXIII в. | 1 ч. | Юрий Долгорукий, А. Боголюбский | Карта, доп. материал | § 16, вопр. 1-3 | ||||
75 | Начало монголо-татарского нашествия | 1 ч. | Монголо- татары, ханы, нойоны, нукеры, Чингисхан, р. Калка | карта | §19,вопр. 1-5 | ||||
76 | Монголо-татарское нашествие на Русь | 1 ч. | Батый, | карта | §20, проанализировать док-т на стр.161-162 | ||||
77 | Натиск крестоносцев на северо-западные границы Руси. | 1 ч. | Александр Невский, крестоносцы, | карта | § 20, мини-эссе «Если победили крестоносцы ??!!» | ||||
78 | Русь и Золотая Орда при Александре Невском . Предпосылки возрождения Руси. | 1 ч. | Орда, Александр Невский, | учебник | §20, стр.157-161, выписать в тетр. Предпосылки возрождения Руси | ||||
79 | НРЭО.(45 мин.) Историко-геогр и этнографическаяхар-ка Урала в Средние века.. | 1 ч. | Доп. лит-ра, | Работа с текстом. | |||||
80 | Социальные слои общ-ва в XIV-XVвв.»Начало собирания русских земель вокруг Москвы | 1 ч. | Холопы, подсека, тиуны, посадские, смерды, дворовыеМосква, Иван Калита. | карта | § 22. , до стр 175,объяснить почему объединение шло вокруг Москвы. § 21, изобразить схему «Социальные слои общ-ва в XIV-XVвв.» | ||||
81 | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского. | 1 ч. | Мамай, Дмитрий Донской, 8 сентября 1380 г., Пересвет, Челубей | Доп. лит-ра, карта | § 22, со стр. 175 | ||||
82 | Великое княжество Московское в системе международных отношений | 1 ч. | Интернет-ресурсы., карта | Приготовить сообщения по теме | |||||
83 | Церковь и консолидация русских земель | 1 ч. | церковь | §22 стр 179-181, выделить роль церкви в объединении русских земель | |||||
84 | Феодальная война на Руси | 1 ч. | Феодальная война | Доп.материал | § 23. стр.183-184,выписать в тетр. Причины феод.войн Итоги | ||||
85 | Культура и быт XIV-XV вв. А) фольклор и литература | 1 ч. | Фольклор, | Мультимедийные ресурсы | §24.. стр.192-195 | ||||
86 | Культура и быт XIV-XV вв. Б) Зодчество и живопись. Быт. | 1 ч. | Зодчество, Андрей Рублев, иконопись | Мультимедийные ресурсы | § 24, 195-202, повторить с § 14- 16-23 | ||||
87 | Повторительно- обобщающий урок по теме: «Русские земли и княжества в ХII- середине XV в» | 1 ч. | тесты | Подготовиться по вопросам семинара | |||||
88 | НРЭО.( 45 мин.) Передвижение Русских на Урал в XI-XV веках. | 1 час | Раздаточный материал | ||||||
89 | Семинар "Вклад Золотой Орды в формирование государства на Руси". | 1 час | Подготовиться по вопросам семинара | ||||||
Раздел 4 Российское государство во второй половине XV-конце XVIвв. | 9 часов | -изучение процесса завершения объединения русских земель и образование Российского государства, -выделение особенностей процесса складывания централизованных государств в России и странах Запада, -изложение формирований новой системы управления страной и развитие правовых норм, -сравнение изменения в социальной структуре общ-ва и | - знать важнейшие методологичес-кие концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; - различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории, - использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических | ||||||
социальной структуре общ-ва и формах феодального землевладения во втор. пол XV- концеXVIв.с более ранним периодом, - раскрытие установления крепостного права, - характеристика роста международного авторитета Российского государства | процессов и явлений; -умение самостоятельно составлять таблицы | ||||||||
90 | ИванIII – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом. | 1 ч. | Судебник 1497,Ахмат, | Учебник, Интернет-ресурсы | § 23, со стр.184,определите 2 периода правления Ивана III, определите хронологические рамки | ||||
91 | Приход к власти Ивана IV. | 1 ч. | Царь, Избранная Рада, «Собор примирения» | учебник | § 25 до стр 204, вопр все | ||||
92 | Реформы Ивана Грозного в 1550-х годах | 1 ч. | Судебник 1550 г.стрельцы, целовальники, сословия | Учебник, документы | § 25, со стр 204, выделить преимущество реформ Ивана Грозного | ||||
93 | Внешняя политика Ивана IV | 1 ч. | Ермак,, Ливонская война, | карта | § 26, составить таблицу, стр. 242 | ||||
94 | Опричнина. Последние годы правления Ивана IV | 1 ч. | Опричнина.террор | Учебник ,доп материалы | § 27, можно ли опричнину называть реформой? | ||||
95 | Новые явления в русской культуре А) фольклор, просвещение , наука, лит-ра | 1 ч. | фольклор | Мультимедийные ресурсы | § 28, составить таблицу | ||||
96 | Новые явления в русской культуре Б) архитектура, живопись, быт | 1 ч. | зодчество | Мультимедийные ресурсы | § 29 , закончить таблицу, повторить 25-28 | ||||
97 | Повторение и обобщение по теме «Российское государство во второй половине XV- конце XVI в. | 1 ч. | |||||||
98 | Суд истории "Иван Грозный- кто он?". | 1 ч. | ПП | ||||||
Раздел 5 Россия в XVII веке | 11 ч. | -раскрытие сущности начала Смуты и обострение социально-экономических противоречий, -характеристика начала правления династии Романовых, -изложение процесса расширения территории Российского государства и освоение Сибири, Юридического оформления системы крепостного права и церковный раскол в России
| - уметь формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, -работать с картой и текстом учебника, - понимать и критически осмысливать общественные процессы и ситуации; - формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы | ||||||
99 | Начало Смуты. Кризис общества и государства | 1 ч. | Смута,, Голодные бунты, Григорий Отрепьев, Иван Болотников | учебник | § 30, сравните Лжедмитрия и Б.Годунова( Письменно) | ||||
100 | Спасители Отечества | 1 ч. | Ополчение, Лжедмитрий II Кузьма Минин,, Дмитрий Пожарский | Дополнит.лит-ра | §31, сделать сообщение о истор. личностях | ||||
101 | Первые Романовы | 1 ч. | Царь, Боярская дума, Земские соборы, приказы, Соборное уложение | Учебник, схема | §32, составить схему управления государством при Романовых | ||||
102 | Церковный раскол | 1 ч. | Старообрядцы, Никон, Аввакум | Учебник, доп. лит-ра | §33, проанализировать документы на стр. 280-281 | ||||
103 | Новые черты в жизни России XVII века | 1 ч. | Мануфактура, холопы, посадские люди | Энциклопе-дия | §34, придумайте вопросы для сравнения положения соц.-х групп и сословий | ||||
104 | «Бунташный век» | 1 ч. | Бунташный век, соляной бунт, медный бунт, С. Разин | Карта, учебник | §35, мини-эссе «Могли ли восставшие победить?» | ||||
105 | НРЭО.(45 мин.) Внешняя политика России. Присоединение Сибири и Приуралья. Расширение терр. госуд. в XVII-XVIII. | 1 ч. | «Вечный мир», | Карта, дополнительный материал. | §36,37, выделить «+», «-» Присоединения Сибири, запишите в тетрадь,…таблица на стр.334 | ||||
106 | Россия накануне преобразований | 1 ч. | Федор Алексеевич и Софья Алексеевна, регентша царские «потехи» | Учебник, раздаточный материал | § 38, вопр. все | ||||
107 | Культура и быт XVII века | 1 ч. | Школы и академии | Мультимедий-ные ресурсы | § 39,40,повторить с§ 30-28 | ||||
108 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVIIвеке» | 1 ч. | тесты | ||||||
109 | НРЭО.( 45 мин.) Культура Урала XVIIв. | 1 ч. | Раздаточный материал. | ||||||
Раздел 6 Российская империя в XVIII в. | 12 час. | -раскрытие петровских преобразований, -изучение процесса формирования | -умение вести дискуссию, -решать проблемные вопросы и уметь правильно формулировать их, | ||||||
чиновничье -бюрократического аппарата, -изложение сущности превращения дворянства в господствующее сословие, -выделение особенностей складывания абсолютизма в России и Европе, - определение места России в период дворцовых переворотов, Просвещенного абсолютизма, развития системы крепостничества, - осуществление анализа взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. | - проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; - классифицировать исторические источники по типу информации; - систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; | ||||||||
110 | Начало славных дел Петра | 1 ч. | Петр Первый, Александр Меньшиков, Азовские походы, Великое посольство, городская реформа | учебник | § 41, Мини-эссе «Почему России нужен был выход к Азовскому морю» | ||||
111 | Эпоха Петра Великого. Северная война. | 1 ч. | Гвардейцы, Карл XII, Нарва, Полтавская битва,-27 июня 1709г., Прутский поход, м. Гангут | Документы, учебник | § 42-43,45. заполнить таблицу «Ход Северной войны» проанализировать причины побед | ||||
112 | Реформы Петра Первого. | 1 ч. | Реформа, сословия, Ближняя канцелярия, подушная перепись | Документы, учебник, раздаточный материал | § 44,составить схему «Гос управление царя» и план -схему реформ | ||||
113 | Конец правления Петра Первого. | 1 ч. | 1725 г., | Доп. лит-ра | § 45, как оценивали историки личность Петра (доп. лит-ра) | ||||
114 | Эпоха дворцовых переворотов | 1 ч. | дворцовые перевороты, Семилетняя война, Екатерина I, Верховный тайный совет, Елизавета Петровна, Петр Ш | Раздаточный материал, Карта | § 46, вопр. все, составить по карте рассказ о Семилетней войне | ||||
115 | Расцвет дворянской империи. «Золотой век» Екатерины II | 1 ч. | Екатерина Великая, Уложенная комиссия, «просвещенный абсолютизм» | Документы, учебник, раздаточный материал | § 47, вопр. 1-6, Докажите что при Екатерине Пбыл«просвещенный абсолютизм» ( «+ и «-»» ) | ||||
116 | Могучая внешнеполитичес-кая поступь империи. | 1 ч. | Конфедерация, Ф. Ушаков ,Румянцев, Суворов, | Карта, учебник | § 48-49, карту соотнести с учебником, приготовить сообщения о личностях эпохи | ||||
117 | Экономика и население России во второй половине XVIII века. | 1 ч. | Месячина, интенсивное и экстенсивное хозяйство | Учебник, карта | § 51, вопр. 2, 4,5,составить рассказ по карте о эк-ом состоянии России | ||||
118 | Тревожное окончание века. | 1 ч. | Е.Пугачев ,Булавин | Карта, дополн. материал | § 52, подготовиться к дискуссии о хар-ре соц-х движений в XVII-XVIII вв., повторить§41-51 | ||||
119 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине XVIII в. | 1 ч. | тесты | ||||||
120 | Семинарское занятие по теме: «Нововведения культуры, быта и духовности в России XVIII в.». 2 часть. | 1 ч. | тесты | ||||||
121 | Семинарское занятие по теме: «Нововведения культуры, быта и духовности в России XVIII в.» | 1ч. | § 50, 53,54 | ||||||
Раздел 7 Россия в первой половине XIX в. | 10 ч. | - изложение сущности реформ системы государственного управления процессом систематизации законодательства, -хар-ка раскола в идеологии на западничество и славянофильство и появлении критическое отношение к теории «официальной народности», -доказательства входе дискуссии , что Россия активный партнер в международной политике, -,формирование в сознании уч-ся ,что XIX век в области культуры «Золотой век» | -факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризую-щие системность, целостность исторического процесса; - участвовать в групповой исследовательс-кой работе, - уметь работать с документами, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, системетизиро-вать и анализировать | ||||||
122 | НРЭО.( 45 мин.) Эконом.развитие Ю.Урала в первой пол. XIX. | 1 ч. | Карта Российской империи в нач. XIX в. | ||||||
123 | Россия в начале 19 в.Первые годы правления Александра I. | 1 ч. | «Негласный совет», министерство, Государственная дума, Государственный совет Сословие, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность | Карта «Российская империя в пер. половине XIX в.» | § 55, проработать документ на стр. 129-132, доклад о Сперанском М. М.§ 56, нарисовать схему «Управление гос-м, созданную в результате реформ Сперанского » | ||||
124 | Отечественная война 1812 г. | 1 ч. | флеши, Бородинская битва, Тарутинский маневр | Карта «Отеч. война 1812 г.», схема 9,10 учебника | §57,58, в. все , уметь вести рассказ опираясь на карту | ||||
125 | НРЭО.( 45 мин.) Отечественная война 1812г. Южноуральцы в войне 1812 г. | 1 ч. | Доклады. | ||||||
126 | Внутренняя политика Николая I. Жизнь России в послевоенный период | 1 ч. | Цензура, жандармы, теория «официальной народности» Декабристы, военные поселения, Конституция, | учебник | § 60,61,выделить «- » политики НиколаяI§ 59,доклад о декабристах. | ||||
127 | Внешняя политика Николая I. Крымская война. | 1 ч. | Восточный вопрос | Карта, схема №12 учебника, учебник | § 63 ,выделите основные направления внеш полит. Николая I. |
128 | Общественная и духовная жизнь России | 1 ч. | Западники, славянофилы,»Отечественные записки» | Портреты деятелей, таблица | § 62закончить таблицу «Главные направления общественной мысли николаевской эпохи» Повторить к обобщ. §55-63 | ||||
129 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Российская империя первой половины XIX века | 1 ч. | тест | ||||||
130 | Семинарское занятие « Преимущества «Золотого века» | 1 ч. | «Золотой век» | репродукции | § 65,66, 64 сообщения по теме | ||||
131 | Круглый стол «Проблематика духовной жизни XIX в. | 1 ч. | § 67, дискуссион. вопр. «Роль православия в России» | ||||||
Раздел 8 Россия во второй половине XIX века. | 9 ч. | -изучение процесса отмены крепостного права в России, а также других реформ, -раскрытие эпохи утверждения капиталистической модели экономического развития - характеристика самодержавия и сословного строя в условиях модернизацион-ного процесса, -выделение особенностей духовной жизни и национального вопроса | -уметь составлять схемы, документами, самостоятельно собирать информацию и уметь ее обрабатывать, -составлять презентации по темам, - уметь разграничивать события, -осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионально-го сообщества, гражданином России, -целенаправленно участвовать в игровых элементах урока, -формулирования своих мировоззренческих | ||||||
взглядов и принципов соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями; | |||||||||
132 | Россия в период отмены крепостного права | 1 ч. | Негласный комитет, «временнообязан-ный» отрезки, круговая порука | Док-ты, учебник, схема №13 учебника | § 68-70, проанализировать различные проекты | ||||
133 | Государственные преобразования 60-х-70-х гг. XIX века | 1 ч. | Земство, имущественный ценз, присяжные, мировой судья, | Учебник | § 71, составить схему «С-ма земского самоуправления» | ||||
134 | Внешняя политика России 60-х-70-х гг. XIX века Русско-турецкая война 1877-1878 г. | 1 ч. | Карта «Русско-турецкая война 1877-1878», схема14 учебника | § 72,73,составить хронологическую таблицу | |||||
135 | Экономическое развитие Россиивторой половине XIX века.в системе мирового сообщества | 1 ч | Промышленный переворот, многоукладность, КВЖД, интенсивное хозяйство, отработочная система хозяйства, | Карта «Развитие кап-ма в пореформенной России, схема 16 учебника» | §74, 75,79, вопр. все | ||||
136 | Россия в годы правления Александра III | 1 ч. | Контрреформа, участковый начальник | Портрет Александра III, карта «Внешняя политика во второй половине XIX в. » | § 77-78, отв. На проблемный вопр. «Почему Александр III отказался от реформ?». | ||||
137 | Государственно- социальная система России в годы правления Николая II конца XIXвека. | 1 ч. | революционеры, В.И.Ленин, «Союз Борьбы за освобождение рабочего класса» | учебник | §80, в. все, сообщения о личностях | ||||
138 | НРЭО.( 45 мин.) Культура Ю.Урала в XIXв. | Медиа. | |||||||
139 | Семинарское занятие по теме «Культурные достижения и духовность второй половины XIX века»» | 1 ч. | духовность | Интернет-ресурсы, компьютер | § 81,82,83,84 | ||||
140 | Итоговое обобщение по теме «Россия с древнейших времен до конца XIX в». | 1 ч. | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория
Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...
Рабочая программа по предмету математика 11 класс( профильный уровень автор учебника Мордкович А.Г.)
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Данная рабоча...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 11 класс, профильный уровень
Программа включает изучение двух разделов математики: алгебра и начала математического анализа и геометрия по учебным пособиям:а) УМК Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др. «Алгебра и начала математического...
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11 классов (профильный уровень) и государственного образовательного стандарта 2004, авторской про...
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений и государственного образовательного стандарта, ав...
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений и государственного образовательного стандарта, ав...