Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности
презентация к уроку обществознания (8 класс) на тему
Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы стоящие перед обществом.
В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия– "Глобальные проблемы современности”.Нам предстоит ознакомиться с понятием «глобальные проблемы», на основе исторического анализа осмыслить их значимость для каждого из нас в отдельности и всего человечества в целом. Для рассмотрения этой темы на уроке пригодятся ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_po_obshch._8_kl._sovremennyy_mir.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обществознанию в 8 классе.
Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности
Мы - дети Галактики,
Но самое главное, -
Мы дети твои, дорогая Земля !
Р.Рождественский.
Цели урока:
- образовательные: выявить, в чем проявляется единство и многообразие современного мира, установить, что мир един и многообразен, и одно не противоречит другому; обеспечить знание понятий “глобализация”, “глобальные проблемы человечества”; выделить особенности глобальных проблем, определить пути их решения;
- развивающие и воспитательные: создать условия:
– для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы);
– для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
– для воспитания гуманизма, толерантности.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии. Урок с использованием информационно коммуникативных технологий
Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, экологический кризис, безотходные технологии, замкнутый цикл производства, «Север-Юг», демографические проблемы, мировая война, терроризм, оружие массового поражения, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.
Проверка домашнего задания (пар 27, стр. 166, вопросы 1, 4.).
- Чем определяется выбор профессии или профессиональной направленности?
- В чем суть становления личности?
Изучение новой темы. Слайд №1
Вводное слово учителя.
Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы стоящие перед обществом.
В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия – "Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит ознакомиться с понятием «глобальные проблемы», на основе исторического анализа осмыслить их значимость для каждого из нас в отдельности и всего человечества в целом. Для рассмотрения этой темы на уроке пригодятся ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске):
Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?
Мы все вместе и каждый в отдельности постоянно меняемся. Любой ученик в классе – уникальная личность. В то же время у вас много общего.
Обсуждение вопросов:
Что нас объединяет? В чем мы разные? (Как ученики 8 класса.)
В результате обсуждения дети приходят к выводу:
- все мы очень разные по своим способностям, интересам, по характеру, темпераменту, но так как вы учитесь в одном классе, то приходится уметь договариваться, быть терпеливым друг к другу, вместе решать поставленные задачи, защищать честь класса. 30 человек вполне могут договориться, хотя конфликты не исключены. Наш класс единый коллектив. Каждый из нас, неповторимый в своей индивидуальности, является частью всего человечества или современного мира. А на Земле живут более 6 миллиардов уникальных людей. У всех свои цели, и каждый сам выбирает средства их достижения.
Можем ли мы говорить о единстве современного мира?
По этому вопросу существуют следующие точки зрения:
– Единство человечества – только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик. | – Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т.д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир. |
Какая точка зрения, на ваш взгляд, является верной?
Что преобладает в современном мире: многообразие или единство?
Определим, в чем проявляется многообразие современного мира.
- Какие типы обществ существуют в современном мире (традиционное, индустриальное, постиндустриальное, западное, восточное)?
- Какие различия можно выделить в экономической сфере жизни общества в разных государствах (тип экономической системы, уровень доходов населения, обеспеченность ресурсами)?
- Чем отличаются современные государства в социальной сфере (численность населения, национальный состав, уровень образования, здравоохранения)?
- По каким признакам мы можем охарактеризовать современное государство (форма правления, территориальное устройство, политический режим)?
- Дайте характеристику России, Японии по данным признакам.
- Какие различия мы видим в духовной сфере (религия, язык, традиции, обычаи)?
Мы определили, в чем проявляется многообразие современного мира.
В чем же его единство? Не мешают ли эти различия, эта непохожесть людям и народам понимать друг друга?
Работа в группах.
- Приведите примеры, как разные страны сотрудничают друг с другом в экономической сфере (промышленность, торговля, финансы, общественные организации).
- Какие проблемы решает социальная сфера в каждом государстве? Какие общественные организации призваны решать данные проблемы в мире?
- Назовите международные политические организации. Какие цели они перед собой ставят?
- Существуют ли культурные связи между государствами? Какой язык принято называть языком международного общения? Назовите мировые религии. Какие функции в мире выполняет интернет?
Итак, связи между государствами постоянно растут. В современном обществознании используется термин “глобализация”, который обозначает взаимосвязь между отдельными государствами.
Особенно ярко взаимосвязь между государствами проявилась в решении проблем, которые принято называть глобальными.
Что такое глобальные проблемы?
Учитель. Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие "глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – "шар”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.). Так, русский ученый В.И. Вернадский высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).
Вопросы учащимся: Почему вплоть до середины XX в. человечество не обращало внимания на глобальные проблемы? Что их породило? В ходе обсуждения возможно пояснение учителя.
Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях:
Причины появления глобальных проблем (слайд №3):
- Разрушительные силы природы.
- Деятельность человека.
- Локальные конфликты и противоречия.
- Низкий уровень общественной организации, политического и экологического мышления, нравственности.
Вопрос учащимся: Какова на ваш взгляд, особенность глобальных проблем? Ведется обсуждение,
Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Глобальные проблемы человечества – это проблемы, касающиеся всего человечества.
Ни одно государство не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно (вывод фиксируется в тетрадях). Слайд №2
Работа с фотоматериалами.
Вашему вниманию будут представлены фотоматериалы. Сформулируйте глобальную проблему. Идет показ фото материалов.
- Экологический кризис.
- Угроза третьей мировой войны.
- Проблема “Север-Юг”. Отсталость стран третьего мира от передовых высокоразвитых стран.
- Демографическая проблема.
- Терроризм.
Задание. Выделить признаки глобальных проблем (угрожают всему человечеству, носят общемировой характер, нуждаются в неотложных мерах по их устранению, решение возможно в рамках всего человечества, глобальные проблемы взаимосвязаны друг с другом).
Физкультминутка для детей: 2-3 минуты делаем упражнения для глаз, можно встать, потянуться и т. д.
Философ Френсис Бэкон сказал: “Лучший способ избавиться от проблемы – решить её”.
Вопрос учащимся: Какие пути решения глобальных проблем можно предложить?
Дискуссия, обсуждение, ответы учащихся и вывод .
-замкнутый цикл производства,
-экологически-сберегающие и безотходные технологии,
-развитие природо-восстановительных технологий,
-признание приоритета общечеловеческих
ценностей,
-отказ от войны, как средства решения
конфликтов,
-признание права народов самостоятельно и
свободно выбирать свою судьбу,
-понимание взаимосвязанности современного
мира.
-разумная демографическая политика,
-сокращение гонки вооружений и нап-
равление денежных средств в страны
«третьего мира».
-Повышение уровня жизни людей
-Идеологическое и нравственное воспитание
-Усиление служб разведки и контрразведки
-Налаживание работы полиции
-Уничтожение лидеров террористов
-Уничтожение террористических баз
-Перекрытие финансовых потоков
-Борьба с наркотрафиком
-Сотрудничество всех стран
Слайды №48-51.
Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен? Возникновение дискуссии.
Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу.
Итоговый вывод:
-Нет, краха человеческой цивилизации из-за глобальных проблем можно избежать, если люди кардинально изменят свое отношение к ним. Выбор за нами (учащиеся фиксируют итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).
Исходя из изученного материала, представленных фактов мы можем сделать вывод, что мир един и многообразен. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие. Строки стихотворения Р.Рождественского прекрасно иллюстрируют эту мысль. Мы живем на планете Земля и обязаны заботиться о своем большом доме.
Закрепление.
- Объяснить, в чем проявляется многообразие и единство современного мира?
- Дать определение “глобализация”.
- Перечислить глобальные проблемы современности. Выделить признаки глобальных проблем.
Домашнее задание:
пар. 28, выводы к IV главе на стр. 173-176.
1-й вариант (повышенной сложности) составить проект – решение глобальной проблемы (по выбору).
План работы.
- Дать четкое определение проблемы.
- Почему вы выбрали эту тему, чем она важна, для общества и для вас лично?
- Цель работы? Какие результаты вы планируете получить?
- Какие шаги по решению данной проблемы уже делаются сегодня?
- Какие (методы) способы исследования вы планируете применить?
- Обоснуйте ваш выбор с точки зрения достижения поставленной цели.
- Кому, каким органам власти, общественным организациям могут быть полезны результаты вашей работы? Свой вывод аргументируйте.
- Перечислите темы исследований, которые поддержали бы работу по избранной вами проблеме. Кратко обоснуйте свой выбор.
- Спрогнозируйте возможное ваше личное участие в решении избранной проблемы.
2-й вариант: заполнить таблицу
Последствия глобализации для современных государств.
Сфера жизни общества. | Положительные последствия глобализации. | Отрицательные |
Экономическая. |
|
|
Социальная. |
|
|
Политическая. |
|
|
Духовная. |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Фрагмент урока по обществознанию. 6 класс. Тема урока "Человек и его деятельность".
https://yadi.sk/i/ETBh2tgI3EK8z5...
Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»
Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс \ Тема урока: «Человек славен добрыми делами»
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс...
Урок по обществознанию (8 класс) Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»
Тип урока: урок новых знанийЦели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.Планируемые результаты: предметные:...
Конспект урока по обществознанию 6 класс Тема урока: Человек в группе
Цели урока: 1) Осознать, что общество необходимо человеку; 2) Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правил...