Рабочая программа по обществознанию.11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu11_klass.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по обществознанию
11 класс
Профильный уровень (102 часа)
Пояснительная записка
В науковедении термин «обществоведение» («обществознание») объединяет все науки об обществе. В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую систему знаний об обществе, кроме исторических, которые даны в другом учебном предмете — истории. Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществознания. Оба предмета взаимосвязаны, но не заме няют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его кон кретном, неповторимом облике; в курсе обществоведения знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета име ют самостоятельную ценность.
Обществоведческое образование — необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я».
Для современного обществоведческого курса, освещающего проблемы человека и общества, базовыми являются философия, экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение.
Изучение обществознания на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально- гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
-освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
-овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-основные социальные институты и процессы;
-различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
-особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
Уметь:
-характеризовать с научной позиции основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
-осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов( философских, научных, правовых, политических, публицистических);
-анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
-объяснять внутренние и внешние связи( причинно-следственные и функциональные)изученных социальных объектов, включая взаимодействия человека и общества, природы и общества, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
-формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
-подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
-осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
-ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции;
-оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;
-самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений,; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
-нравственной оценки социального поведения людей;
-предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов социальных отношений;
-ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Опыт познавательной и практической деятельности:
- работа с различными педагогически не адаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации ( в том числе Интернет);
-критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
-решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх ( ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
-осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;
-подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
-осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
УМК по предмету:
Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, К.Г.Холодковского. 2- издание. М.,
« Просвещение», 2009 г.
Е.Н Салыгин, Ю.Г.Салыгина. Обществознание. Экспериментальный учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. 2- издание. М., Издательский центр « Вентана- Граф»,2004 г.
№пп | Тема урока | Количество часов | § учебника | Терминология по теме (базовые понятия) | Форма контроля |
Глава №1 « Социальное развитие современного общества» | 48 | ||||
1,2 | Общество как развивающаяся система | 2 | 10 класс §10 | Общество как система, общественный институт, сфера общественной жизни | Тест в форме ЕГЭ |
3,4 | Общество и общественные отношения | 2 | 10 класс §9 | Общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции | Тест в форме ЕГЭ |
5,6 | Историческое развитие человечества :поиски социальной макротеории | 2 | 10 класс 13 | Цивилизация, ОЭФ, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно- исторический тип, творческое меньшинство, базис, надстройка | Тест в форме ЕГЭ |
7 | Социология как наука | 1 | Социология, предмет науки, методология науки | Устный опрос | |
8,9 | Социальная стратификация | 2 | § 1 | Социальный «лифт», социальная мобильность, жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы, социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта | Устный опрос |
10,11 | Семинар- практикум: « Тенденции развития социальных отношений» | 2 | |||
12,13 | Социальные институты и социальная инфраструктура | 2 | § 2 | Социальный институт, индустриализация, социальная инфраструктура | |
14 | Практикум : «Социология : автобиографический подход» | 1 | Текст с. 24 | Дисфункция, диперсонализация | Работа с текстом |
15 | Роль экономики в жизни общества | 1 | § 3 | Экономика, экономическая сфера общества, экономические институты, экономические механизмы | |
16,17 | Экономика как подсистема общества | 2 | Текст с.37 | уровень жизни, потребление, ВВП на душу населения, уровень бедности | Работа с текстом |
18 | Социализация. Социальная адаптация. | 1 | § 4 | Социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация, авторитет, престиж, манипуляция | |
19 | Социализация личности и ребенка | 1 | Текст с.46 | Работа с текстом | |
20,21 | Социальные ценности и нормы в социализации и социальной адаптации человека. | 2 | § 5 | Ценности , нормы, социальные нормы,правовые отношения, нормы морали и нормы права | |
22 | П.А.Сорокин « Человек, цивилизация, общество» | 1 | Текст с.57 | Работа с текстом | |
23 | Отклоняющееся поведение и социальный контроль | 1 | § 6 | Отклоняющееся поведение, социальный контроль, самоконтроль, преступление | |
24,25 | Практикум: «Общество готовит преступление, преступник совершает его» | 2 | Тест с.67 | Работа с текстом | |
26,27 | Социальные интересы и формы социального взаимодействия | 2 | § 7 | Социальный интерес, социальное взаимодейсвие, конкуренция, социальное сотрудничество, социальный конфликт, пути разрешения социального конфликта, соперничество, стадии социального конфликта | |
28,29 | Этническое многообразие современного мира | 2 | § 8 | Этнос, нация, национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности | |
30 | Межэтнические отношения и национальная политика | 1 | § 9 | Межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика, этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность | |
31 | Конституционные основы государственной национальной политики РФ | 1 | § 9 | Конституция, государственная национальная политика | |
32 | Практикум: «Этнонационализм в постсоветских государствах» | 1 | Текст с.95 | Работа с текстом | |
33 | Демография как наука | 1 | Демография, предмет науки, методология | ||
34 | Демография современной России | 1 | § 10 | Демографическая политика, депопуляция, миграция, воспроизводство населения | |
35 | Практикум: «Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года» | 1 | Текст с.102 | Работа с текстом | |
36 | Институт семьи и брака. | 1 | § 11 | Семья и брак как социальные институты, семейная роль, неполная семья | |
37 | Практикум: «Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье» | 1 | Текст с.113 | Работа с текстом | |
38 | Материально-вещественная среда обитания человека | 1 | § 12 | Быт, социально- бытовые интересы, материально- вещественная среда обитания человека, культура бытовых отношений, урбанизация, домашнее хозяйство, типы социального объединения и общения | |
39 | Культура бытовых отношений | 1 | культура бытовых отношений, типы социального объединения и общения | ||
40 | Практикум: «Тепло домашних пирогов» | 1 | Текст с.122 | Работа с текстом | |
42 | Молодежь как социальная группа | 1 | § 13 | Молодежь как социальная группа, тинейджеры, инфантилизм, субъкультура, контркультура | |
41 | Молодежь – один из скрытых ресурсов общества | 1 | Текст с.134 | Работа с текстом | |
42,43 | Социальная структура российского общества | 2 | § 14 | Социальная стратификация, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение, социальное страхование, прожиточный минимум, потребительская корзина | |
44,45 | Конституционные основы социальной политики РФ | 2 | Текст с.144 | Работа с текстом | |
46,47 | Обобщающее повторение главы I « Социальное развитие современного общества» | 2 | С. 146-150 | Контрольный тест в форме ЕГЭ | |
Глава II «Полтическая жизнь срвременного общества» | 25 | ||||
48 | Политология как наука | 1 | §1 (СС) | Политология, предмет науки, методология науки | |
49 | Политические системы: общая характеристика | 1 | § 15, § 2 (СС) | Политическая система | |
50 | Политические режимы: общая характеристика | 1 | § 15, § 8 (СС) | Политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия | |
51 | Принципы и ценности демократии | 1 | § 16, § 19 (СС) | Демократия, принципы и ценности демократии | |
52 | Проблемы современной демократии | 1 | § 16 | Политический плюрализм, многопартийность, политическое и правовое равенство, парламентаризм, защита прав меньшинства, свобода, легитимность, гласность | |
53,54 | Государство в политической системе | 2 | § 17, § 5,6,7 (СС) | Государство, бюрократия, бюрократизм, государственная служба, должностной регламент, форма правления, монархия, республика, государственное устройство, унитарное государство, федерация, конфедерация | |
55 | Правовое государство и гражданское общество | 1 | § 18 | Правовое государство, гражданское общество, социальное партнерство, группы интересов | |
56 | Роль СМИ в политической жизни | 1 | § 19 | СМИ, политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение | |
57,58 | Политические партии и движения | 2 | § 22 | Политическая партия, общественно- политическое движение, политическая система, питы партийных систем, политическая мобилизация, политическая социализация | |
59,60 | Лидеры и элиты в политической жизни | 2 | § 23 | Политическая элита, контрэлита, политический лидер, имидж политического лидера, группа давления, управленческие способности, типы лидерства, лоббирование | |
61,62 | Политическое сознание и политическое поведение | 2 | § 20-21, § 12 (СС) | Политическое сознание и политическое поведение, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал- демократизм, коммунистическая идеология, национализм, фашизм, политическая психология, социально- политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда | |
63 | Механизм государства | 1 | § 10 (СС) | Механизм государства, разделение властей, власть президента, институты и функции ветвей власти РФ | |
64 | Местное самоуправление | 1 | § 11 (СС) | Местное самоуправление, принципы местного самоуправления, местное самоуправление | |
65 | Выборы в демократическом обществе | 1 | § 24 | Избирательная система, типы избирательных систем, избирательная компания, политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм | |
66 | Человек в политической жизни | 1 | § 25 | Политическое участие, политическая культура, типы политической культуры, политическая роль, политическая субъкультура | |
67,68 | Ролевая игра «Выборы в Государственную Думу РФ» | 2 | |||
69 | Политический конфликт | 1 | § 26 | Политический конфликт, переговоры, компромисс, арбитраж | |
70 | Политический процесс | 1 | § 27 | Политический процесс, агрегация | |
71,72 | Обобщающее повторение главы II «Политическая жизнь современного общества» | 2 | С.285-289 | Контрольный тест в форме ЕГЭ | |
Глава III « Право и правовая культура» | 4 | ||||
73,74 | Семинарское занятие «Право как регулятор жизни общества» | 2 | Социальные нормы и их классификация, система права, частное и публичное право, источники права, правовые системы современности | Устный опрос | |
75,76 | Семинарское занятие «Правовая культура общества» | 2 | Права и свободы гражданина, виды прав и свобод личности, механизм реализации прав и свобод личности, признаки и виды правонарушений, правовая культура, правовой нигилизм | Устный опрос, домашняя контрольная работа | |
Глава IV «Духовная жизнь современного общества» | 16 | ||||
77 | Духовное развитие общества | 1 | § 28 | Культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность, преемственность, новаторство, субъкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афроцентризм (негритюд) | |
78 | Духовный мир личности | 1 | § 29 | Духовность, патриотизм, гражданственность, мировоззрение, менталитет | |
79 | Мир моральных категорий и нравственная культура | 1 | § 30 | Нравственная культура, мораль, нравственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, моральный идеал, этические категории, моральное сопротивление | |
80 | Наука | 1 | § 31 | Наука, этика науки, «большая наука», специфика научного знания, структура научного знания, социальные функции науки | |
81 | Этика науки и НТР | 1 | § 31 | НТР, НТП | |
82 | Познавательная деятельность человека, наука и образование | 1 | § 26 (СС), § 32 | Образование, непрерывное образование, модернизация, компетентность | |
83,84 | Роль религии в жизни современного общества | 2 | § 33, § 21,22 (СС) | Религия, виды религий, мировые религии, функции религии религиозное сознание, принцип свободы совести, религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог | |
85,86 | Искусство в духовной культуре современного общества | 2 | § 34, § 23 (СС) | Искусство, виды искусства, жанры искусства, направления в искусстве, знак, символ, функции искусства, эстетика и эстетическая культура | |
87 | Массовая культура: сущность и особенности | 1 | § 35 | Массовая культура, народная культура, элитарная культура, массовое общество, СМИ, «желтая» пресса, «человек массы», блокбастер, бестселлер,шлягер | |
88 | Массовое общество и человек «массы» | 1 | § 35 | ||
89 | Философия | 1 | § 24 (СС) | Понятие философии, особенности философского мировоззрения, дисциплины и направления в философии, понятие бытия человека, смысл жизни | |
90 | Этика | 1 | § 25 (СС) | Этика, природа морали, содержание морали | |
91,92 | Обобщающее повторение главы IV «Духовная жизнь современного общества» | 2 | Контрольный тест в форме ЕГЭ | ||
Глава V «Современный этап мирового развития» | 10 | ||||
93,94 | Многообразие современного мира | 2 | § 36 | Единая цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, энергетический кризис, экологический кризис, догоняющее развитие, модернизация, вестернизация | |
95,96 | Глобализация и ее последствия | 2 | § 37 | Глобализация, маргинализация, геоэкономика, ВВП, ВТО, МВФ | |
97,98 | Сетевые структуры в современной политике | 2 | § 37 | Сети политические, терроризм, экстремизм, субсидиарность | |
99, 100 | Целостность и противоречивость современного мира | 2 | § 38 | Глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, взаимоотношения Север- Юг,цифровой разрыв, демографический транзит, мальтузианство, неомальтузианство, устойчивое развитие, зеленая революция | |
101, 102 | Обобщающее повторение главы V «Современный этап мирового развития» | 2 | С.413-415 | Контрольный тест в форме ЕГЭ |
Дополнение к УМК по обществознанию для третьей ступени обучения:
1. Элективные курсы (34 часа): «История философии» (10 часов)
«Основы философии» (14 часов)
«История русской философской мысли» (10 часов);
2. Элективный курс (68 часов) для 10-11 класса: «Решение логических и познавательных задач по обществознанию»
3. КИМы в форме ЕГЭ издательских домов «ЭКСМО» и ФИПИ
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования г. Сарапула
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Составлена на основании федерального
государственного стандарта по обществознанию
и требований к обязательному минимуму
содержания основных образовательных программ
Согласовано на заседании ГМО
учителей истории и обществознания
«____»_____________2011г.
______________________________
Утверждаю:____________________
Директор школы Маркова Л.Н.
«____»_____________2011г.
Принята на заседании педагогического совета
«____»_____________2011г.
Протокол № 1 от _________________ г.
Рабочая программа по обществознанию
11 класс
(профильный уровень)
Учитель истории и обществознания
первой категории
Лузянина Ирина Петровна.
2011год
Темы рефератов
Для обучающихся 10-11-х классов общеобразовательной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...