Рабочая программа по обществознанию.11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме

Лузянина Ирина Петровна
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса. Профильный уровень на 102 учебных часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu11_klass.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обществознанию

11  класс

Профильный уровень (102 часа)

Пояснительная записка

В науковедении термин «обществоведение» («обществознание») объединяет все науки об обществе. В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую систему знаний об обществе, кроме исторических, которые даны в другом учебном предмете — истории. Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществознания. Оба предмета взаимосвязаны, но не заме няют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его кон кретном, неповторимом облике; в курсе обществоведения знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета име ют самостоятельную ценность.

Обществоведческое образование — необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я».

Для современного обществоведческого курса, освещающего проблемы человека и общества, базовыми являются философия, экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение.

             Изучение обществознания на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально- гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

-освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

-овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая  отношения  между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

             В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

-основные социальные институты и процессы;

-различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

-особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

Уметь:

-характеризовать с научной позиции основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

-осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов( философских, научных, правовых, политических, публицистических);

-анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

-объяснять внутренние и внешние связи( причинно-следственные и функциональные)изученных социальных объектов, включая взаимодействия человека и общества, природы и общества, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

-участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

-формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения     и аргументы по определенным проблемам;

-оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

-подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

-осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

-ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции;

-оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;

-самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений,; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

-нравственной оценки социального поведения людей;

-предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов социальных отношений;

-ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Опыт познавательной и практической деятельности:

- работа с различными педагогически не адаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации ( в том числе Интернет);

-критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

-анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

-решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

- участие в обучающих играх ( ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;

-осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;

-подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

-осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.        

УМК по предмету:

Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, К.Г.Холодковского. 2- издание. М.,

« Просвещение», 2009 г.

Е.Н Салыгин, Ю.Г.Салыгина. Обществознание. Экспериментальный учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. 2- издание. М., Издательский центр « Вентана- Граф»,2004 г.

№пп

Тема урока

Количество часов

§

учебника

Терминология по теме (базовые понятия)

Форма контроля

Глава №1 « Социальное развитие современного общества»

48

1,2

Общество как развивающаяся система

2

10 класс §10

Общество как система, общественный институт, сфера общественной жизни

Тест в форме ЕГЭ

3,4

Общество и общественные отношения

2

10 класс §9

Общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции

Тест в форме ЕГЭ

5,6

Историческое развитие человечества :поиски социальной макротеории

2

10 класс 13

Цивилизация, ОЭФ, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно- исторический тип, творческое меньшинство, базис, надстройка

Тест в форме ЕГЭ

7

Социология как наука

1

Социология, предмет науки, методология науки

Устный опрос

8,9

Социальная стратификация

2

§ 1

Социальный  «лифт»,  социальная мобильность, жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы, социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта

Устный опрос

10,11

Семинар- практикум:

 « Тенденции развития социальных отношений»

2

12,13

Социальные институты и социальная инфраструктура

2

§ 2

Социальный институт, индустриализация, социальная инфраструктура

14

Практикум : «Социология : автобиографический подход»

1

Текст с. 24

Дисфункция, диперсонализация

Работа с текстом

15

Роль экономики в жизни общества

1

§ 3

Экономика, экономическая сфера общества, экономические институты, экономические механизмы

16,17

Экономика как подсистема общества

2

Текст с.37

уровень жизни, потребление, ВВП на душу населения, уровень бедности

Работа с текстом

18

Социализация. Социальная адаптация.

1

§ 4

Социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация, авторитет, престиж, манипуляция

19

Социализация личности и ребенка

1

Текст с.46

Работа с текстом

20,21

Социальные ценности и нормы в социализации и социальной адаптации человека.

2

§ 5

Ценности , нормы, социальные нормы,правовые отношения, нормы морали и нормы права

22

П.А.Сорокин « Человек, цивилизация, общество»

1

Текст с.57

Работа с текстом

23

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

1

§ 6

Отклоняющееся поведение, социальный контроль, самоконтроль, преступление

24,25

Практикум: «Общество готовит преступление, преступник совершает его»

2

Тест с.67

Работа с текстом

26,27

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

2

§ 7

Социальный интерес, социальное взаимодейсвие, конкуренция, социальное сотрудничество, социальный конфликт, пути разрешения социального конфликта, соперничество, стадии социального конфликта

28,29

Этническое многообразие современного мира

2

§ 8

Этнос, нация, национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности

30

Межэтнические отношения и национальная политика

1

§ 9

Межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика, этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность

31

Конституционные основы государственной национальной политики РФ

1

§ 9

Конституция, государственная национальная политика

32

Практикум: «Этнонационализм в постсоветских государствах»

1

Текст с.95

Работа с текстом

33

Демография как наука

1

Демография, предмет науки, методология

34

Демография современной России

1

§ 10

Демографическая политика, депопуляция, миграция, воспроизводство населения

35

Практикум: «Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года»

1

Текст с.102

Работа с текстом

36

Институт семьи и брака.

1

§ 11

Семья и брак как социальные институты, семейная роль, неполная семья

37

Практикум: «Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье»

1

Текст с.113

Работа с текстом

38

Материально-вещественная среда обитания человека

1

§ 12

Быт, социально- бытовые интересы, материально- вещественная среда обитания человека, культура бытовых отношений, урбанизация, домашнее хозяйство, типы социального объединения и общения

39

Культура бытовых отношений

1

культура бытовых отношений,  типы социального объединения и общения

40

Практикум: «Тепло домашних пирогов»

1

Текст с.122

Работа с текстом

42

Молодежь как социальная группа

1

§ 13

Молодежь как социальная группа, тинейджеры, инфантилизм, субъкультура, контркультура

41

Молодежь – один из скрытых ресурсов общества

1

Текст с.134

Работа с текстом

42,43

Социальная структура российского общества

2

§ 14

Социальная стратификация, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение, социальное страхование, прожиточный минимум, потребительская корзина

44,45

Конституционные основы социальной политики РФ

2

Текст с.144

Работа с текстом

46,47

Обобщающее повторение главы I « Социальное развитие современного общества»

2

С. 146-150

Контрольный тест в форме ЕГЭ

Глава II «Полтическая жизнь срвременного общества»

25

48

Политология как наука

1

§1

(СС)

Политология, предмет науки, методология науки

49

Политические системы: общая характеристика

1

§ 15,

§ 2    (СС)

Политическая система

50

Политические режимы: общая характеристика

1

§ 15,

§ 8

(СС)

Политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия

51

Принципы и ценности демократии

1

§ 16,

§ 19

(СС)

Демократия, принципы и ценности демократии

52

Проблемы современной демократии

1

§ 16

Политический плюрализм, многопартийность, политическое и правовое равенство, парламентаризм, защита прав меньшинства, свобода, легитимность, гласность

53,54

Государство в политической системе

2

§ 17,

§ 5,6,7

(СС)

Государство, бюрократия, бюрократизм, государственная служба, должностной регламент, форма правления,  монархия, республика, государственное устройство, унитарное государство, федерация, конфедерация

55

Правовое государство и гражданское общество

1

§ 18

Правовое государство, гражданское общество, социальное партнерство, группы интересов

56

Роль СМИ в политической жизни

1

§ 19

СМИ, политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение

57,58

Политические партии и движения

2

§ 22

Политическая партия,  общественно- политическое движение, политическая система, питы партийных систем,  политическая мобилизация, политическая социализация

59,60

Лидеры и элиты в политической жизни

2

§ 23

Политическая элита, контрэлита, политический лидер, имидж политического лидера, группа давления, управленческие способности, типы лидерства, лоббирование

61,62

Политическое сознание и политическое поведение

2

§ 20-21,

§ 12

(СС)

Политическое сознание и политическое поведение, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал- демократизм, коммунистическая идеология, национализм, фашизм, политическая психология, социально- политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда

63

Механизм государства

1

§ 10

(СС)

Механизм государства, разделение властей, власть президента, институты и функции ветвей власти РФ

64

Местное самоуправление

1

§ 11

(СС)

Местное самоуправление, принципы местного самоуправления, местное самоуправление

65

Выборы в демократическом обществе

1

§ 24

Избирательная система, типы избирательных систем, избирательная компания, политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм

66

Человек в политической жизни

1

§ 25

Политическое участие, политическая культура, типы политической культуры, политическая роль, политическая субъкультура

67,68

Ролевая игра «Выборы в Государственную Думу РФ»

2

69

Политический конфликт

1

§ 26

Политический конфликт, переговоры, компромисс, арбитраж

70

Политический процесс

1

§ 27

Политический процесс, агрегация

71,72

Обобщающее повторение главы II «Политическая жизнь современного общества»

2

С.285-289

Контрольный тест в форме ЕГЭ

Глава III « Право и правовая культура»

4

73,74

Семинарское занятие «Право как регулятор жизни общества»

2

Социальные нормы и их классификация, система права, частное и публичное право, источники права, правовые системы современности

Устный опрос

75,76

Семинарское занятие «Правовая культура общества»

2

Права и свободы гражданина, виды прав и свобод личности, механизм реализации прав и свобод личности, признаки и виды правонарушений, правовая культура, правовой нигилизм

Устный опрос, домашняя контрольная работа

Глава IV «Духовная жизнь современного общества»

16

77

Духовное развитие общества

1

§ 28

Культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность, преемственность, новаторство, субъкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афроцентризм (негритюд)

78

Духовный мир личности

1

§ 29

Духовность, патриотизм, гражданственность, мировоззрение, менталитет

79

Мир моральных категорий и нравственная культура

1

§ 30

Нравственная культура, мораль, нравственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, моральный идеал, этические категории, моральное сопротивление

80

Наука

1

§ 31

Наука, этика науки, «большая наука», специфика научного знания, структура научного знания, социальные функции науки

81

Этика науки и НТР

1

§ 31

НТР, НТП

82

Познавательная деятельность человека, наука и образование

1

§ 26

(СС),

§ 32

Образование, непрерывное образование, модернизация, компетентность

83,84

Роль религии в жизни современного общества

2

§ 33,

§ 21,22

(СС)

Религия, виды религий,  мировые религии, функции религии

 религиозное сознание, принцип свободы совести, религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог

85,86

Искусство в духовной культуре современного общества

2

§ 34,

§ 23

(СС)

Искусство, виды искусства, жанры искусства, направления в искусстве,  знак, символ, функции искусства, эстетика и эстетическая культура

87

Массовая культура: сущность и особенности

1

§ 35

Массовая культура, народная культура, элитарная культура, массовое общество, СМИ, «желтая» пресса, «человек массы», блокбастер, бестселлер,шлягер

88

Массовое общество и человек «массы»

1

§ 35

89

Философия

1

§ 24

(СС)

Понятие философии, особенности философского мировоззрения, дисциплины и направления в философии, понятие бытия человека, смысл жизни

90

Этика

1

§ 25

(СС)

Этика, природа морали, содержание морали

91,92

Обобщающее повторение главы IV «Духовная жизнь современного общества»

2

Контрольный тест в форме ЕГЭ

Глава V «Современный этап мирового развития»

10

93,94

Многообразие современного мира

2

§ 36

Единая цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, энергетический кризис, экологический кризис, догоняющее развитие, модернизация, вестернизация

95,96

Глобализация и ее последствия

2

§ 37

Глобализация, маргинализация, геоэкономика, ВВП, ВТО, МВФ

97,98

Сетевые структуры в современной политике

2

§ 37

Сети политические, терроризм, экстремизм, субсидиарность

99,

100

Целостность и противоречивость современного мира

2

§ 38

Глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, взаимоотношения Север- Юг,цифровой разрыв, демографический транзит, мальтузианство, неомальтузианство, устойчивое развитие, зеленая революция

101,

102

Обобщающее повторение главы V «Современный этап мирового развития»

2

С.413-415

Контрольный тест в форме ЕГЭ

Дополнение к УМК по обществознанию для третьей ступени обучения:

1. Элективные курсы  (34 часа): «История философии» (10 часов)

                                                   «Основы философии» (14 часов)

                                                   «История русской философской мысли» (10 часов);

2. Элективный курс (68 часов) для 10-11 класса: «Решение логических и познавательных задач по обществознанию»

3. КИМы в форме ЕГЭ издательских домов «ЭКСМО» и ФИПИ

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Управление образования г. Сарапула

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Составлена на основании федерального

государственного стандарта по обществознанию

 и требований к обязательному минимуму

содержания основных образовательных программ

Согласовано на заседании ГМО                                                  

учителей истории и обществознания

«____»_____________2011г.

______________________________

Утверждаю:____________________

Директор школы Маркова Л.Н.

«____»_____________2011г.

Принята на заседании педагогического совета

«____»_____________2011г.

Протокол № 1 от _________________ г.

Рабочая программа по обществознанию

11 класс

(профильный уровень)

Учитель истории и обществознания

первой категории

Лузянина Ирина Петровна.

2011год

Темы рефератов

Для обучающихся 10-11-х классов общеобразовательной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...