Главные вкладки
Лузянина Ирина Петровна
сайт учителя истории и обществознания
Профессия: учитель истории и обществознания
Профессиональные интересы: менеджмент в образовании
Увлечения: чтение книг
Регион: Удмуртская Республика
Населенный пункт: г. Сарапул
Место работы: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/luzyanina-irina-petrovna
Современный мир стремительно меняется и хочется быть на одной волне с ним, поэтому учителю очень важно уметь использовать в своей работе различные технологии, в том числе ИКТ и технологию развития критического мышления.
О себе
С детства мечтала быть учителем и сделала все, чтобы им стать:с отличием закончила пединститут,затем аспирантуру.Работаю учителем истории и обществознания в средней школе и одновременно являюсь заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Иван Ефремов "Таис Афинская" Пауло Коэльо "Алхимик"
Мой взгляд на мир
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ В ЭТОТ МИР, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ."Секрет счастья в том, чтобы научиться видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке"(П.Коэльо)Путь к счастью и гармонии с миром начинается с приобщения к культуре в семье и школе...
Мои достижения
Отчет
об участии в работе экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ №7 г. Сарапула Удмуртской Республикипо теме «Формирование у школьниковположительной мотивации учебной деятельности, ключевых и предметно-специфических компетентностей с помощью технологии развития критического мышления через чтение и письмо» учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №7 г. Сарапула
ЛУЗЯНИНОЙ ИРИНЫ ПЕТРОВНЫ
Ускорение темпов развития современного общества, рост глобальных проблем, расширение возможностей социального выбора выдвинули новые требования к качеству общего образования: выпускники современной школы должны иметь как ключевые, так и предметно-специфические компетентности, чтобы быть способными применять полученные знания при решении широкого спектра проблем и задач, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, готовые брать на себя инициативу и работать в кооперации, продуктивно взаимодействуя с другими. Иными словами, у выпускников современной школы должны быть сформированы как ключевые, так и предметно-специфические компетентности.
Однако традиционные методы школьного обучения не вполне обеспечивают формирование у школьников указанных качеств, поскольку ориентированы преимущественно на пассивное, некритическое усвоение предметных знаний.
Таким образом, налицо противоречие между новыми требованиями к качеству общего образования (компетентностный подход) и старыми подходами к организации образовательного процесса (знаниево-ориентированныый подход), которое усугубляется низким уровнем учебно-познавательной мотивации у значительного числа учащихся общеобразовательной школы.
Необходимость разрешения указанного противоречия определило идею эксперимента – создание и реализация модели образовательного процесса, обеспечивающего положительную мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности, важнейшим результатом которой станет формирование у них ключевых и предметно-специфических компетентностей.
17 апреля 2007 года решением заседания научно-методического совета ИПК и ПРО УР на базе МОУ СОШ № 7 г. Сарапула была открыта экспериментальная площадка по теме «Формирование у школьников положительной мотивации учебной деятельности, ключевых и предметно-специфических компетентностей с помощью технологии развития критического мышления через чтение и письмо» под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогических инноваций ИПК и ПРО Удмуртской Республики Блиновой Елены Рудольфовны.
Замысел экспериментазаключался в использовании технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП) для реализации указанной идеи, т.к. разработанные в рамках данной технологии методы, приемы, формы обучения достаточно полно и адекватно реализуют цели и идеи компетентностного подхода в обучении.
Предметом эксперимента было влияние технологии РКМЧП на учебно-познавательную мотивацию школьников и на формирование у них ключевых и предметно-специфических компетентностей.
Педагогической целью эксперимента стало создание положительной мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование ключевых и предметно-специфических компетентностей.
Цель эксперимента заключалась в разработке и апробации модели образовательного процесса, базирующегося на технологии РКМЧП и направленного на повышение мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности и формирование у них ключевых и предметно-специфических компетентностей.
Активное участие в экспериментальной работе началось с 05.02.2007года. (Приложение № 1)
Эксперимент в МОУ СОШ № 7 г. Сарапула был рассчитан на три учебных года и делился три этапа. НаI(подготовительном) этапе была изучена теоретическая и методическая литература по проблеме эксперимента, разработан индивидуальный план реализации программы эксперимента на уроках истории и обществознания в 8-х классах, была практически освоена технология развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках истории и обществознания; были разработаны и апробированы контрольно-измерительные материалы для обучающихся 8-х классов. НаII(формирующем) этапе - осуществлялось масштабное внедрение технологии РКМЧП на уроках истории и обществознании в 8-х классах и мониторинг результатов эксперимента. НаIII(обобщающем) этапе - были подведены итоги эксперимента: оценка результатов внедрения технологии РКМЧП на уроках истории и обществознания в 6-х классах, обобщен опыт работы в виде методических разработок, участия в городских и республиканских семинарах, мастер-классов на базе ИПК и ПРО г. Ижевска, участие в подготовке экспозиции для республиканской выставки инновационных проектов «Школа 2009» на августовской педагогической конференции в г. Сарапуле.
В качестве форм представления результатов эксперимента для массовой практики использовались
- ежегодный письменный отчет о результатах эксперимента на уроках истории и обществознания в 8-х классах;
- публикации лучших методических разработок уроков в технологии РКМЧП;
- участие в районных, городских, республиканских педагогических семинарах, связанных с личностно ориентированными технологиями, в том числе и с технологией РКМЧП;
- участие в деятельности педагогической ассоциации «Новое образование»
- пропаганда личностно-ориентированной технологии развития критического мышления среди педагогической общественности.
Результаты эксперимента:
По замыслу эксперимента, использование в образовательном процессе технологии развития критического мышления станет фактором, обеспечивающим в качестве важнейших результатов следующие:
- положительная динамика учебно-познавательной мотивации;
- познавательная компетентность учащихся.
Для диагностики уровня сформированности первого параметра – положительная динамика учебно-познавательной мотивации – была использована методика Т.Д. Дубовицкой «Диагностика значимости учебных предметов для развития личности обучающихся». Данная методика представляет собой личностный тест-опросник. Ученики должны оценить утверждения, отражающие их отношение к учебным предметам с точки зрения личностной значимости, т.е. с точки зрения того, какую роль играют эти предметы в жизни учащихся, в развитии их личности.
Высокие показателипо тесту свидетельствуют о высокой значимости изучаемого предмета для ученика. Это означает, что ученик высоко оценивает роль учебного предмета в своей жизни, и выражается в том, что благодаря изучаемому материалу ученик лучше понимает окружающий его мир, происходящие в нем события и явления, лучше разбирается в людях и в себе самом. На занятиях созданы условия для проявления активности учащихся, для участия в совместной деятельности. Ученик чувствует себя на занятии в безопасности, спокойно и непринужденно. Он свободно может высказать свое мнение, задать учителю интересующий его вопрос, получить от него необходимую помощь. Учащийся имеет возможность проявить свои способности на занятиях по данному предмету.
Низкие показателипо тесту свидетельствуют о том, что изучаемый предмет не имеет никакого отношения к развитию личности ученика или же этот вклад незначительный. Мнение и отношение ученика к изучаемому материалу учителя не интересует – от школьника требуется лишь знание учебного материала. По мнению учащегося, содержание учебного материала оторвано от реальности, от проблем, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни. Изучаемый предмет учащемуся не интересен, он не видит смысла в его изучении. Учащийся не имеет возможности проявить себя на занятиях, чувствует себя напряженно и скованно, а также не имеет возможности ни общаться с товарищами, ни задать учителю интересующий его вопрос.
В диагностике по истории и обществознанию участвовали ученики 8-х классов МОУ СОШ № 7 г. Сарапула, в которых на момент эксперимента я работала.
Результаты эксперимента представлены в следующей таблице.
Таблица 1.
Результаты диагностики значимости учебных предметов для развития личности учащихся 8-х классов.
Учебные предметы | Констатирующий этап (количество учащихся) | Контрольный этап (количество учащихся) | ||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
История | - | 64 | 13 | - | 46 | 31 |
Обществознание | 1 | 47 | 29 | - | 40 | 37 |
Из данных таблицы 1 видно, что отношение к учебным предметам у учащихся 8-х классов в ходе формирующего эксперимента изменилось: повысилась оценка их значимости, познавательный интерес и активность на уроках. Особенно существенными и статистически значимыми являются различия в показателях истории. Что касается классов, не задействованных в эксперименте, показатели в них остались практически неизменными.
Таблица 2.
Результаты диагностики значимости учебных предметов для развития личности учащихся 8-х классов.
Учебные предметы | Констатирующий этап (количество учащихся) | Контрольный этап (количество учащихся) | ||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
История | 4 | 83 | 17 | 1 | 79 | 24 |
Обществознание | 4 | 64 | 28 | - | 58 | 38 |
Из таблицы 2 также следует, что отношение учащихся к предметам, изучавшимся в экспериментальном режиме, заметно улучшилось: увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем показателей, особенно значительными и статистически значимыми являются показатели по обществознанию.
По результатам диагностики значимости учебных предметов для развития личности учащихся можно сделать вывод, что использование в преподавании этих предметов личностно развивающей технологии (ТРКМЧП) положительно влияет на учебно-познавательную мотивацию и ценностное отношение учащихся к изучаемым школьным дисциплинам.
Для диагностики уровня сформированности второго параметра – познавательная компетентность учащихся – мы использовали учебные задания, направленные на актуализацию умений, образующих данную компетентность: умение видеть проблему и задавать вопросы; умение работать с текстом, структурируя информацию в различных графических формах, адекватных содержанию и структуре текста; умение делать выводы и обобщения; умение оценивать информацию, выражая свою точку зрения на содержащуюся в тексте проблему.
В диагностике также участвовали ученики 8-х классов МОУ СОШ № 7 г. Сарапула.
Результаты эксперимента представлены в следующей таблице.
Таблица 3.
Показатели уровня сформированности у учащихся 8-х классов умения задавать вопросы
Типы вопросов | Констатирующий этап (% учащихся) | Контрольный этап (% учащихся) |
«Тонкие» (фактические) вопросы | 100% | 100% |
«Толстые» (требующие анализа, сравнения, интерпретации и т.п.) вопросы |
44% |
81% |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что у учащихся, участвовавших в эксперименте, активно развивается умение задавать вопросы, прежде всего «толстые» - требующие размышления, анализа, интерпретации и оценки информации. Все различия в показателях уровня сформированности данного умения являются статистически значимыми.
Таблица 4.
Показатели уровня сформированности у учащихся 8-х классов умения структурировать информацию
Создание кластера | Констатирующий этап (% учащихся) | Контрольный этап (% учащихся) |
Высокий уровень | 4% | 16% |
Средний уровень | 70% | 71% |
Низкий уровень | 26% | 13% |
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что умение структурировать информацию существенно улучшилось в результате формирующего эксперимента у учащихся 8-х классов.
Таблица 5.
Показатели уровня сформированности у учащихся 8-х классов умения обобщать информацию и высказывать собственную точку зрения
Создание текста резюме | Констатирующий этап (% учащихся) | Контрольный этап (% учащихся) |
Высокий уровень | 31% | 96% |
Средний уровень | 52% | 4% |
Низкий уровень | 17% | - |
Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что уровень развития умения делать самостоятельные выводы, высказывать собственную точку зрения существенно повысился в результате формирующего эксперимента у учащихся 8-х классов.
Таким образом, полученные в результате проведенного эксперимента данные свидетельствуют о том, что выдвинутая гипотеза эксперимента об эффективности технологии развития критического мышления для становления таких личностных качеств учащихся, как учебно-познавательная мотивация и познавательная компетентность, полностью подтвердилась.
Положительные результаты экспериментальной работы проявились не только в учебной деятельности обучающихся, но и на результатах итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ: средний балл по итогам ЕГЭ по обществознанию в 2012 году равен 61, что выше среднего балла по Удмуртской Республике (59) и по Российской Федерации (57)
Личностно значимыми результатами участия в экспериментальной работе можно считать:
- теоретическое и практическое освоение личностно ориентированной технологии развития критического мышления в процессе обучения школьников истории и обществознанию;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- совершенствование навыков анализа урока в технологии РКМЧП и грамотной организации учебного взаимодействия учащихся в процессе обучения;
- повышение профессиональной квалификации;
- создание и публикация методических разработок уроков в технологии развития критического мышления:
Новое образование. – 2008. - № 3 июль-сентябрь:
- Лузянина И.П. Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок истории в 6 классе.
Новое образование. - 2011. - № 1 январь-март:
- Лузянина И.П. Раннее новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному. Урок истории в 10 классе.
- активное участие в различных районных, городских, республиканских педагогических семинарах и конференциях (межрайонная научно- практическая конференция педагогов «Современный урок в инновационном образовательном пространстве» г. Камбарка, 13.02.2009 г.;республиканская конференция «Инновационные технологии как средство повышения мастерства учителя» п. Ува, 18.02.2010 г.;«Новые образовательные технологии в работе педагога» г. Ижевск, 30.06.2010 г.; «Новое образование в Удмуртии» г. Ижевск, 07.10.2010 г.,республиканская конференция по теме экспериментальной работы школы «Формирование познавательных компетентностей и учебной мотивации посредством технологии развития критического мышления» на базе средней школы № 7 18.11.2008г.)
Таким образом, результаты экспериментальной деятельности по внедрению личностно ориентированной технологии развития критического мышления посредством чтения и письма в процесс обучения истории и обществознанию школьников общеобразовательной школы в 2007-2010 г.г. с целью повышения мотивациик учебно-познавательной деятельностии формирования у них ключевых и предметно-специфических компетентностей подтвердили гипотезу эксперимента и в конечном итоге повысили в целом успешность обучения, о чем свидетельствуют данные следующих таблиц.
Динамика успешности обучения истории учащихся 8-х классов
Учебные годы | 2006-2007 учебный год | 2007-2008 учебный год 8 класс | 2008-2009 учебный год 9 класс | 2009-2010 учебный год 10 класс | ||||
классы | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество |
8 «А» | 100% | 58% | 100% | 60% | 100% | 61% | 100% | 63% |
8 «Б» | 100% | 53% | 100% | 53% | 100% | 54% | 100% | 56% |
8 «В» | 100% | 54% | 100% | 54,4% | 100% | 54,5% | - | - |
Динамика успешности обучения обществознанию учащихся 8-х классов
Учебные годы | 2006-2007 учебный год | 2007-2008 учебный год 8 класс | 2008-2009 учебный год 9 класс | 2009-2010 учебный год 10 класс | ||||
классы | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество |
8 «А» | 100% | 78% | 100% | 78,5% | 100% | 81% | 100% | 68% |
8 «Б» | 100% | 59% | 100% | 62% | 100% | 64% | 100% | 87% профиль |
8 «В» | 100% | 56% | 100% | 56% | 100% | 56,4% | - | - |
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7______________________/ Лузянина И.П.
Приложение № 1
Выписка из приказа №7
от 05.02.2007г.
«Об организации экспериментально – исследовательской деятельности «Формирование мотивации к учебной деятельности и базовых компетентностей у школьников» с помощью технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».
В целях совершенствования организации УВП в школе, повышения качества обучения школьников, предупреждения неуспеваемости и второгодничества среди учащихся
СОШ №7
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Организовать экспериментальную работу в школе по теме «Формирование мотивации к учебной деятельности и базовых компетентностей у школьников» с помощью технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
- Для осуществления эксперимента сформировать рабочую группу в составе:
Маркова Л.Н., директор школы №7 г. Сарапула
Лузянина И.П., зам. директора по УВР
Трухина М.М., зав. библиотекой школы
Шадрина О.П., педагог - психолог
Мыльникова О.Н., учитель математики
Перевощикова С.Н., учитель математики
Шестакова Н.В., учитель русского языка и литературы
Порываева Г.В., учитель русского языка литературы
Губина О.В., учитель русского языка и литературы
Шокурова Г.В., учитель химии
Михайлова В.Г, учитель биологии
Сметанина С.Б, учитель истории и ОБЗ
Нургалиева Г.Н., учитель истории и ОБЗ
Лузянина И.П., учитель истории и обществознания
Васильев Ю.Н., учитель английского языка
Валеева О.С., учитель немецкого языка
Салтыкова Я.В., учитель немецкого языка
Ляпунова О.Ю, учитель ОБЖ
Кардапольцева Е.В., учитель начальных классов
Казанцева Н.Л., учитель начальных классов
Ершова Л.П., учитель начальных классов
- Назначить руководителем экспериментальной группы зам. директора по УВР – Лузянину И.П.
- Утвердить программу экспериментально – исследовательской деятельности на 2007-2010 учебный год.
- Утвердить план экспериментально – исследовательской работы на 2007-2010 учебный год.
Директор школы: Л. Н. Маркова
Динамика успешности обучения обществознанию учащихся
IIи IIIступени обучения МБОУ «СОШ №7»
Учитель Лузянина И.П.
2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |
успеваемость | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
качество | 56 | 68 | 72 | 78 | 78 |
Динамика успешности обучения истории учащихся
IIи IIIступени обучения МБОУ «СОШ №7»
Учитель Лузянина И.П.
2007-2008 | 20080-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |
успеваемость | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
качество | 47 | 47 | 52 | 56 | 59 |
Моё портфолио
Электронный портфолио содержит материалы, характеризующие мои профессиональные достижения. В нем представлены: разработки уроков, презентации, КИМы, результаты контрольных работ учащихся, результаты экзаменов, дипломы и грамоты, видеоматериалы, рабочие прграммы по учебным предметам, учебные проекты, отчеты по экспериментальной работе.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты