План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления;
2) развивать умения осуществлять поиск и систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать познавательные и проблемные задачи, дискуссировать, осуществлять проектную деятельность;
3) формировать чувство толерантности, непринятия проявлений национализма, расизма, антисемитизма.
Оснащение урока: Схемы, пакет документов, презентация «Социальные и межнациональные конфликты».
Тип урока: урок – анализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniyu_v_11_klasse.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа» Лискинского района Воронежской области
ШМО преподавателей гуманитарного цикла
План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме
«Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Подготовлен: Лущиковой Галиной Степановной,
учителем истории и обществознания,
I квалификационная категория
Колыбелка – 2012
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления;
2) развивать умения осуществлять поиск и систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать познавательные и проблемные задачи, дискуссировать, осуществлять проектную деятельность;
3) формировать чувство толерантности, непринятия проявлений национализма, расизма, антисемитизма.
Оснащение урока: Схемы, пакет документов, презентация «Социальные и межнациональные конфликты».
Тип урока: урок – анализ
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
Замечательный русский философ Н.А. Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть». Прав ли был философ? Так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется поговорить о сложностях межэтнических отношений, проблемах национальной политики. Тема сегодняшнего урока «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты». Прежде чем мы начнем исследовать проблему нашего урока, мы кратко повторим вопросы предыдущего занятия.
- Повторение изученного материала.
- Что такое межэтнические отношения?
- Назовите два уровня межэтнических отношений и раскройте их сущность на примерах?
- Какие тенденции в развитии межэтнических отношений вы знаете?
- Изучение нового материала.
Ребята, вы уже знаете, что межэтнические отношения могут быть дружественными или, наоборот, конфликтными, враждебными. Почему они бывают такими, мы выясним, проанализировав природу данных отношений.
План изучения темы:
- Межэтническое сотрудничество.
- Межнациональные конфликты.
- Регулирование межэтнических отношений.
Сейчас мы разделимся на две группы. Первая группа на основании изучения пункта 1 параграфа 9 анализирует вопрос «Межэтническое сотрудничество». Вторая группа на основании пункта 2 анализирует вопрос «Межнациональные конфликты».
Вопросы для первой группы:
- Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество»?
- В чем оно может проявляться?
- Какие интеграционные тенденции проявлялись в течение XX века? Приведите примеры.
- Считаете вы создание и деятельность Европейского союза позитивным или негативным явлением? Свое мнение докажите.
- В чем выражается участие России в интеграционном процессе? Как вы относитесь к созданию СНГ, созданию общего российско – белорусского государства?
Группа работает в течение 20 минут и в результате представляет свой проект презентации по теме.
Вопросы для второй группы:
- Чем социальный конфликт отличается от межэтнического?
- Назовите и проанализируйте основные причины следующих межнациональных конфликтов:
- Территориальных;
- Экономических;
- Социальных;
- Культурно – языковых.
- Как вы относитесь к проблеме сепаратизма? Проанализируйте ее природу и аргументируйте свой ответ.
- Что такое ксенофобия? Приведите примеры этого явления и выразите свое отношение к нему.
В процессе работы учащиеся составляют схему – презентацию по межнациональным конфликтам, в которой указывают причины и типы конфликтов.
Далее учитель просит учащихся в качестве домашнего задания свои проекты оформить в виде презентаций.
Далее идет изучение третьего вопроса по плану – «Регулирование межэтнических отношений» (Слайды)
Учитель говорит о том, что сегодня в мире накоплен значительный опыт по регулированию и решению национальных конфликтов: от организации переговорного процесса до физического разведения враждующих сторон посредством введения миротворческих сил и просит учащихся привести примеры решения межнациональных конфликтов разными способами. Эти способы фиксируются на интерактивной доске. Далее идет работа с документом «Этика межнациональных отношений» (В.С. Соловьев)
Перед вами документ. Внимательно его изучите и ответьте на вопросы.
Этика межнациональных отношений
Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей)... то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную. <...>
Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному... Разумеется, такая этическая любовь связана с... пониманием... положительных особенностей... чужих наций, преодолев... бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности... Но эта «любовь одобрения» не может быть тождественна с тою, которую мы чувствуем к своему народу, как и самая искренняя любовь к ближним, этически равная любви к самому себе, никогда не может быть с нею психологически одинаковою. За собою, за своим народом остается неизменное первенство исходной точки» (В.С. Соловьев).
Вопросы и задания
1.Почему, говоря об отношении к другим народам, как к своему собственному, философ не ставил знака равенства между
«психологической одинаковостью чувства» и «этическим
равенством»? В чем тут различия?
2.Что означают слова «этическая любовь»? С чем она связана,
как формируется, к чему ведет?
3.Что означают слова «любовь одобрения»? Почему она
не тождественна с чувствами к своему народу? Какой извест¬
ный вам моральный закон (норма, правило) лежит, согласно
мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отно¬
шений? Найдите в учебнике положение, близкое по смыслу
нравственной позиции В.С. Соловьева.
4.Какие национальные конфликты в нашей стране вы считае¬
те наиболее сложными? Почему? Существуют ли пути их
решения?
( Ребята отвечают на вопросы)
А теперь представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать?
Примерный ответ: 1) Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. 2) Гуманистический подход в реализации регулирования межэтнических отношений.
- Воспитание толерантности, которая будет определять сознание и поведение отдельной личности, групп населения, представителей властных органов. 4) Использование правовых механизмов и организация переговорных процессов. 5) Использование информационного способа и др.
(результаты отображаются на экране)
На этом наш урок закончен. Спасибо за активную работу. Еще раз напоминаю домашнее задание: прочитать пункты 1, 2, 3 параграфа 9 и сделать презентации по своим вопросам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"
Тема интересная. У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...
План-конспект открытого урока математики в 6б классе по теме «Решение уравнений» в рамках методической недели МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Разработка урока по математике 6 класс...
План-конспект открытого урока в 5 «А» классе по теме «Free Time»
Конспект урока на тему "Свободное время"...
План-конспект открытого урока в 7 "а" классе по теме "Обработка боковых срезов прямой юбки"
План-конспект открытого урока по теме "Обработка боковых срезов прямой юбки"...
План - конспект открытого урока в 9 «А» классе на тему: Великие люди эпохи Возрождения
Урок посвящен выдающимся людям и открытиям эпохи Возрождения. Особое внимание уделено Вильяму Шекспиру....
План-конспект открытого урока географии в 6 классе по теме «Земля во Вселенной»
Цели1. Образовательные:-обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;-объяснение главных отличий Земли от других планет.2....