Экологическое воспитание на уроках истории и обществознания
статья по обществознанию по теме
Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе,учебному процессу,предменым областям в том числе-обществознанию и истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya-doklad.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках истории и обществознания.
Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, но лишь во второй половине XX века антропогенный «пресс» на природную среду составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования, которое становится системообразующим фактором образования всех слоев населения.
Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее,
Признание ведущей роли образования среди мер, направленных на решение экологических проблем, нашло отражение в нормативных документах в нашей стране и за рубежом. Реализация экологического образования отвечает всем требованиям выполнения Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования, Плана действий Правительства РФ в области социальной политики, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и направлена на разрешение противоречий в системе «общество – природа – личность». Особая роль в деле ликвидации «экологической безграмотности» принадлежит общеобразовательной школе, поскольку через нее проходят все потенциальные природопользователи.
Проблема актуальности экологического знания вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках и проецируется на все школьные дисциплины.
Известно, что сам характер проблемы не дает возможности всестороннего её изучения в рамках одного предмета, в отечественном школьном образовании взят курс на межпредметное изучение широкого диапазона вопросов взаимодействия человеческого общества с окружающей его средой. При этом необходимо определить вклад каждой школьной дисциплины в реализацию экологического образования. Я считаю, что предметы исторического и обществоведческого цикла как предметы изучающие общество, его взаимодействие с природой дают наибольшую возможность реализовывать принципы экологического образования и позволяют средствами экологического образования формируются следующие ключевые компетентности:
• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- понимание жизни как высшей ценности;
- человек как ценность всего смысла познания.
- универсальные ценности природы,
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
На экологическую направленность и интегративный характер изучаемых проблем обратил внимание В.И. Вернадский, идеи открытой им ноосферы проникли во все естественные науки. Ученый призывал изучать эти процессы, которые проходят в биосфере и учитывать отдаленные последствия хозяйственной деятельности. «Я думаю, - писал он, - что в ближайшие годы вопросы, связанные с потенциальными условиями человеческой жизни, как она определяется возможностями окружающей нас среды, примут еще большее, еще более злободневное значение».
Он писал, что науки будут все более группироваться не по объектам исследования, а по проблемам. Исходя из этой точки зрения, можно определить проблемы в школьном курсе изучения истории и обществознания, которые непосредственно затрагивают проблемы, касающиеся экологии. Это: развитие сельского хозяйства и промышленности, начиная с древнейших времен до современности, правовые законодательства в отношении защиты природы, рациональное и нерациональное использование ресурсов, характеристика населения каждой эпохи - демография, плотность, последствия военной, хозяйственной деятельности на природу, вклад выдающихся личностей в освещении, изучении природы и общества и др. Следующие примеры дают представление о взаимосвязанности проблем, рассматриваемые в различных предметах.
Концепция природы М.В. Ломоносова, основана на принципе всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений. Все науки он объединяет на основе идей развития и изменчивости мира.
Изучение великих географических открытий русских землепроходцев: А. Никитина, И. Москвина, В. Пояркова, С. Дежнева, Е. Хабарова и других, оставивших комплексные описания, карты и кроки маршрутов исследуемых территорий России, открытия Колумба, А. Веспуччи, Б. Диаса и др. расширивших представления людей о мире имеет большое значение в формировании мировоззрения будущих природопользователей .
История человечества – это история войн, рассматривая данный вопрос по истории мы несомненно затрагиваем экологические проблемы: последствия войн и военной деятельности на природу: экологические проблемы сокращения ядерного оружия и обезвреживания радиоактивных отходов, повседневное использование военной техники вносит разрушительный вклад в загрязнение биосферы, сложная радиационно-экологическая ситуация в районах базирования войск, каждая война –это потери, трупы , захоронения, выделение токсичных газов и т. д.
В истории изучение каждой эпохи начинается с изучения природных условий и характеристики населения, их основных занятий, что позволяет судить об экономическом развитии края. Великий русский историк XVIII в. В.Н. Татищев описывая природное окружение, дал оценку природных условий с точки зрения благоприятных или неблагоприятных для человека факторов среды. Для получения сводных данных о природе, хозяйстве и быте людей в разных уголках Российской империи он посылал анкеты, насчитывающие 198 вопросов по географии, экономике, статистике, этнографии, истории, антропологии, медицине и др. достаточно доказателен, что нельзя одно явление, событие рассматривать изолированно, взаимосвязь их, несомненно подводит к тому, что необходимо изучение предметов интегрировано.
Рассматривая темы по обществознанию, обращается внимание на социально- демографический подход. В настоящее время население земного шара каждую секунду увеличивается на 3 человека, то есть на 90 млн. в год. Рост населения приводит к изменениям его отношений с пространством, которое оно занимает, и природными ресурсами.
Другой важной темой рассматривающей экологические проблемы является тема «Проблема Севера и Юга», неравномерность развития стран. Пятая часть населения земного шара использует 83% планетных благ и ресурсов, в то время как 1,1 млрд. человек живут в условиях абсолютной нищеты.
Интегративный характер содержания экологического образования диктует необходимость выделения стержневых идей, вокруг которых должны быть сгруппированы знания. Тема «Глобальные проблемы человечества и пути их решения» рассматривается именно с такой позиции, интегрируя знания физики, биологии, географии, истории.
Использование принципа единства логического и исторического, который предполагает сочетание в исследовании изучения истории объекта и теории, а также перспектив его развития, требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого позволяет заниматься изучением не только взаимовлияния общества и природной среды, но и взаимодействия человека с другими средами (социальной и антропогенной).
Все элементы содержания исторического и обществоведческого образования взаимосвязаны. Только гармоничные сочетания этих элементов позволят успешно реализовать экологическую подготовку школьников при обучении истории и обществознания, что подразумевает, по сути экологизацию всего учебно-воспитательного процесса истории и обществознания.
На уроках обществознания вырабатывается опыт эмоционально-ценностного отношения ученика к окружающей действительности, к осваиваемым ее объектам. Опыт эмоционально-ценностного отношения определяет избирательное отношение к окружающей среде, своей деятельности и ее результатам, стимулирует социальную активность и способствует усвоению всех элементов содержания экологического образования.
Усвоение экологического содержания курса истории и обществознания служит становлению и социализации личности. Раздел социологии в обществознании как нельзя лучше позволяет рассматривать данную проблему.
Конструируя содержание экологической подготовки при обучении истории и обществознания я стараюсь объединить учебное содержание вокруг следующих положений:
- природная среда является эволюционно сбалансированным образованием;
- использование природы – естественная основа жизни общества;
- индивидуальное и общественное отношение к природной среде имеет социально-историческую обусловленность;
- деятельность человека стала новым фактором среды (антропогенный фактор);
- оптимизация взаимодействия человека и общества с природой становится генеральной стратегией сохранения жизни в биосфере.
Цели, содержание и процесс экологического обучения и воспитания находятся во взаимовлиянии. Эффективно применение всего спектра известных методов обучения, хотя, особое внимание нужно уделять группе практических методов, предусматривающих постепенное увеличение самостоятельности школьников при выполнении заданий разного уровня сложности. Среди традиционных форм обучения важное место занимает краеведческая и исследовательская работа учащихся. Участвуя в научно- практических конференциях «Горизонты поиска и достижений», «Я- исследователь» учащимися нашей школы подготовлены были работы экологического содержания: «Экология и война», «Авария на Чернобыльской АЭС», «Демографические проблемы в городе», проектные работы «Глобальные проблемы человечества».
На всех этапах развития отечественной школьной истории, обществознания всегда присутствовал экологический аспект. Проблема взаимоотношений человека и природы в программах и учебниках представлена в соответствии с социальным заказом общества и уровнем развития производственных сил.. Все элементы системы экологической подготовки в их взаимосвязи, по сути являются проявлением тенденции экологизации всего учебно-воспитательного процесса.
Экологизация системы образования, формирование экологического сознания, повышение социально-экологической ответственности личности предполагает включение экологических аспектов во все образовательные предметы, в процесс обучения, среду образовательного учреждения, во взаимоотношения «учитель-ученик» и не является механическим добавлением к общему образованию, а выступает органичной составной частью системы образования в целом. Реализация принципа экологизации проявляется в осуществлении многопредметной модели экологического образования, когда экологические знания, включаются в содержание других предметных областей естественным путем. В данной проблематике Из всего выше изложенного можно сформулировать следующие выводы:
1. Краткий исторический обзор научной литературы позволяет утверждать, что в исторической науке за весь период её развития изучению проблем взаимодействия общества и природы уделялось серьезное внимание со стороны ученых. Экологический подход был изначально присущ историческим и обществоведческим наукам.
2. В современной истории и обществознании используются следующие подходы к изучению процесса взаимодействия природы и общества: естественно- исторический, ресурсный, производственно-экономический, социально-демографический, которые способствуют реализации в обучении ряда принципов
3. Актуальные проблемы взаимодействия общества и природы всегда находили отражение в содержании школьного исторического и обществоведческого образования. окружающей среды. Экологический компонент содержания школьных курсов истории и обществознания всегда определялся уровнем развития науки и социальными запросами общества и зависел от уровня развития производительных сил. Анализируя методическую литературу можно подтвердить положение, что школьная история и обществознание, отражающие особенности исторической науки, характеризуется комплексным подходом к изучению проблемы «человек-природа», что позволяет говорить об истории и обществознании как об учебных дисциплинах, обладающих значительным потенциалом для достижения целей школьного экологического образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания
Выступление на педсовете...
«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»
Индивидуальная методическая проблема: Формирование у учащихся чувства патриотизма и активной гражданской позиции, способствовать осмыслению ими исторического прошлого....
Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»
Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»...
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания"
В докладе поднимаются вопросы современной молодежи, которая растет под влиянием средств массовой информации и Интернета и часто не способствуют воспитвниюгражданственности.Душевная пустота, равн...
Доклад « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14время доклада: 25 минутДоклад« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе...
Презентация к докладу « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14...