Доклад « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
материал
Городское методическое объединение
учителей истории и обществознания
19.11.14
время доклада: 25 минут
Доклад
« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение
учителей истории и обществознания
19.11.14
время доклада: 25 минут
Доклад
« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
Позвольте от лица учителей истории нашего образовательного учреждения поприветствовать Вас, уважаемые коллеги!
В свое время Николай Николаевич Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать». Реализация этой мысли - основной лейтмотив работы нашего образовательного учреждения. В соответствии с Концепцией и Программой развития МОУ « ТСШ№11» педагогический коллектив в течение последних лет активно работает над воспитанием гражданско-патриотических начал у наших школьников.
Если рассматривать в данном ключе развитие этих качеств у формирующейся личности, то необходимо отметить, что учебные дисциплины: «история», « обществознание»- напрямую по своему содержанию связана с этим направлением работы.
Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в Приднестровье значительно изменила существовавшее десятилетиями отношение к воспитанию патриотизма подрастающего поколения. За последнее время появились новые приоритеты воспитания, формирования общественного и личностного национального самосознания.
Основными компонентами личностного патриотического сознания являются:
- гуманное отношение к человеку;
- любовь к Родине;
- восприятие нравственно-этических норм общества и потребность следовать им.
УВП процесс должен быть направлен профилактику межнациональной агрессии, деструктивно влияющей на сознание и нравственные качества личности.
Основные задачи по реализации вышеназванной цели: воспитания истинных патриотов Приднестровской Молдавской Республики:
- показывать могущество нашей Родины;
- воспитывать бережное отношение к героическому прошлому;
- знакомить учащихся на уроках с нормативными документами государства.
- освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной войны, молдавской агрессии 92 года, знакомить с местами боевой славы;
- широко использовать краеведческий материал;
- знакомить учащихся с новейшими достижениями исторической и других наук;
- пользоваться материалами СМИ.
Основные принципы патриотического воспитания на уроках наших дисциплин:
а) принцип единства мысли и чувства учащихся;
б) принцип связи с жизнью, которая имеет несколько аспектов:
– политический аспект, заключающийся в отражении и оценке на уроках новейших политических событий;
– научно-проблемный, открывающий для школьников достижения отечественной науки и техники;
–правовой, знакомящий учащихся с законодательными актами ПМР;
–профориентационный, готовящий учащихся для работы, для службы в армии;
– краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания учителем местной истории.
в) принцип межпредметных связей;
Патриотическое воспитание будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные, и развивающие задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.
Основными, наиболее удачно применяемыми технологиями работы являются:
- Личностно- ориентированное обучение
- Проблемное обучение
- Развивающее обучение
- Технологии сотрудничества и сотворчества
- Технологии интегрированного обучения
- Проектные технологии работы
- Компьютерные технологии как составная часть каждого урока и т.д.
В рамках данного выступления хотелось бы коснуться и вопроса привития любви к изучению истории, посредством её и любви к Приднестровью через организацию внеклассной деятельности в школе.
Направлений этой работы достаточно, что бы каждый мог выбрать то лучшее, что поможет ему в будущем, в частности:
- Занятие в краеведческом кружке
- Элективные курсы по данному направлению
- Экскурсии и походы
- Исторические праздники
- Организация и проведение выставок
- ИОУ
- Олимпиады и конкурсы различного уровня.
Введение элементов краеведения в программу даёт возможность построить знакомство с окружающим миром по принципу « близкого к далёкому», «известного к неизвестному».
Направлениями работы по краеведению могут, к примеру, стать следующие:
- Летопись родного края;
- Археология;
- Этнография;
- Историко-литературное краеведение;
- Культурное наследие;
- Военная история;
- История образования;
- Земляки. Родословие.
Организация УВП на основе новейших достижений психологии и педагогики, диагностики потенциальных возможностей ученика для усвоения учебной информации, широкой информационный ресурс, глубокое нравственное воспитание, КТД, психологическая комфортность, программированное обучение - вот та основа, на чем строится современный урок и внеклассная работа по предмету.
Принцип уважительного сотрудничества и совместного пути к творческому познанию истории, обществознания, краеведения лежит в основе работы.
Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
На базе нашей школы работает кружок «»
и элективный курс (факультатив) «История города Тирасполя», особое внимание я хотела бы уделить ему.
Презентация элективного курса «История города Тирасполя»
Программа актуальна тем, что историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного города, воспитания любви к нему. Оно раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях.
На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом обучающимся оказывается и воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления программы - изучение истории родного города, истории религии и образования, истории своих земляков.
Данная программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для обучающихся среднего и старшего классов.
Цель программы:
- создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирование их социальной активности, интеллектуального развития посредством вовлечения детей в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Образовательные задачи:
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Тирасполю и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Основные направления работы:
- Организация поиска материалов для будущего музея.
- Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города.
- Организация научно-исследовательской работы
- Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка.
- Оформление и экспонирование материалов.
По основной направленностипрограмма является:
- развивающей(построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоении ими методов и способов познания мира),
- социально-адаптивной(помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных, культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности).
Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
- По сложностипрограмма является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии - с высокой степенью межпредметных обобщений.
Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения с использованием трех базовых методик:
- - технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);
- - технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка);
- - технологии имитационной деловой игры (используется при организации поисковой деятельности, при распределении обязанностей).
- Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.
Технологическую основу программыобразует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Программа реализуется в следующих формах:
- мероприятия (беседа, лекция, экскурсия, встречи с интересными людьми, исторические игры, викторины);
- - творческие дела (проектная и исследовательская деятельность, участие в конференциях, оформление выставочных экспозиций, создание Виртуального музея школы);
Методами обучения являются:
- словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
- наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, посещение экспозиций и выставок городских музеев;
- поисковый – сбор информации по заданной теме;
- исследовательский – изучение документальных, вещественных источников (предметов) для развития мыслительной и интеллектуально-познавательной деятельности.
Программа способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:
- владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития города;
- использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей города;
- приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
- владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
- отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.
Алгоритм действий при работе над темой:
Этапы | Задачи |
Начинание | Определение темы, уточнение целей исходного положения (выбор рабочей группы). |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов (ролевое распределение в команде). |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив – "мозговой штурм". Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. |
Выполнение | Выполнение творческой работы. |
Зашита творческой работы | Подготовка доклада: обоснование актуальности творческой работы, объяснение условий ее выполнения. Презентация и защита творческой работы. |
Просветительская направленность программы.
Основная задача данного направления – вовлечение в изучение родного города - своей малой Родины, значительного числа школьников, родителей, населения.
Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:
- Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;
- Городской и республиканский уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.
1. Исследовательское общество учащихся
2. Краеведческая конференция
3. Конкурс «Знай свой город»
4. Конкурс научно-исследовательских работ «Имя в ленте истории, науки и культуры»
5. Конкурс «А.В. Суворов в истории Приднестровья»
Предполагаемые результаты обучения.
1) В обучающей сфере – осуществление нетрадиционного подхода к образованию, приобретение учащимися знаний по истории родного города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей Приднестровья в целом, видеть неразрывную связь истории родного города с историей Приднестровья.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного города, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков научно-исследовательской работы, работы с ПК. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ, развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Пример урока
В заключение, хотелось бы сказать, что говоря о методической палитре учителя, нужно подчеркнуть, что краски на этой палитре соединяет педагог. От правильного смешивания, таланта, зависит результат!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 Материалы научно-практической конференции « Современные технологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» название статьи «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога».
Статья «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога»....
Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...
Доклад на тему: «Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»
Доклад на тему:«Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»...
Презентация к докладу « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14...
Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.
Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся связать и соотнести общие пр...
Доклад на тему «Современные методы и приёмы способствующие духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и обществознания»
Доклад на тему «Современные методы и приёмы способствующие духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и обществознания»...
Презентация к доклада на тему «Современные методы и приёмы способствующие духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и обществознания»
Презентация к доклада на тему «Современные методы и приёмы способствующие духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и обществознания»...