Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.
статья по истории на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Депутатская СОШ с УИОП»
Тема статьи: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.
Автор: учитель истории и
обществознания
Венгер Дарина Анатольевна
I категории
п.Депутатский
Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
А. Н.Толстой
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависела и зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. С советских времен воспитанию гражданственности и патриотизма уделяется приоритетное значение. Современная государственная политика направлена на реализацию самостоятельной личности в различных сферах жизни, из этого следует, что развитие и укрепление гражданско – патриотической позиции граждан является приоритетным направлением воспитания.
В условиях становления правового государства и гражданского общества, нужно осуществлять воспитание демократического типа личности, способной к инновациям, управлению делами общества, адекватной оценке политического положения в стране, опираясь на историческое прошлое.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе осуществляется через воспитательную работу школы, классного руководителя, на уроках истории, обществознания, литературы, окружающего мира и во время внеурочной деятельности.
Педагог А.С. Макаренко считал необходимым воспитывать такие качества гражданина как – образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Практическая значимость гражданско – патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно – нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного развития народа, политической и экономической стабильности. В статье 3 Закона РФ «Об образовании» среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
На уроках истории и обществознания учитель особое место должен уделять гражданско – патриотическому воспитанию. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости, поднимают дух патриотизма.
В. А. Сухомлинский писал: "… Воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу. Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души".
Центром гражданского воспитания являются патриотизм. Как и нравственность, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. В своей работе я стараюсь, как можно больше уделять внимания гражданско – патриотическому воспитанию, ввожу региональный компонент по истории Якутии и истории родного края. Примеры из исторического прошлого родного края создают чувство сопричастности и связывают прошлое с настоящим. В нашей школе сложилась определенная система краеведения, в основном она заключается в привлечении краеведческого материала на уроках, экскурсиях и во внеклассной работе. Изучение истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.
На своих уроках истории и обществознания учитель ставит перед собой следующие задачи :
- Расширить мотивацию изучения истории России;
- Воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
- Привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов детей);
- Создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.
- Каждый урок – это совместный плод труда учителя и обучающегося. На уроках истории есть все предпосылки для реализации данного требования.
- Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма.
- Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.
Для достижения поставленных задач, на уроках истории и обществознания учитель должен использовать различные технологии для формирования гражданско – патриотического воспитания обучающихся:
-информационно-коммуникационные технологии
-лекционно-семинарская система обучения
-технология организации самостоятельной работы на уроке
-проектные технологии, которые помогают организовать деятельность ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта
-технология развития критического мышления
-исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и применение знаний
На уроках можно использовать следующие формы занятий:
-диспуты;
- деловые игры;
- беседы,
-дискуссии (проекты, командные, групповые);
- тренинг;
- смотры-конкурсы,
- знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
- знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
-лабораторные работы) анализ исторических документов, работа с текстами современных государственных документов)
-практикумы (решение познавательных задач)
-«круглые столы»;
Для того чтобы добиться успеха, гражданско – патриотическое воспитание необходимо проводить работу в комплексе приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на обучающихся. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература, музыка, МХК.
Я считаю, что гражданско – патриотическое воспитание должно проводиться в системе, планово. Патриотизм – нравственная категория, нравственность это моральное качество человека, формирование которого происходит в процессе воспитания личности. Нужно допиться того, чтобы учащиеся знали историю своей Родины, историю родного края, относились к этому бережно и помнили, что наша страна создавалась веками, имеет богатую историю, хранит память о высоких достижениях выдающихся личностей, которые трудились на благо страны.
Использованная литература:
1.А.Т. Степанищев. История Отечества – преподавание в школе. М.,
2001.
2.Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И.,
М.,1993.
3.«Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./
4.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.
5.Синягина Н. Ю. «О патриотизме и воспитании патриота». Узбеков С. С. «Школьный музей в системе патриотического воспитания». /Воспитание школьников. №1 2011 г./
6.А.Ф. Никитин, Я.В.Соколов. Граждановедение. – М., 1991
7.Л.С. Выгодский. Нравственное воспитание/ Пед. психология. –
М.,1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание на уроках истории и обществознания
Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними стро...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания
Выступление на педсовете...
«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»
Индивидуальная методическая проблема: Формирование у учащихся чувства патриотизма и активной гражданской позиции, способствовать осмыслению ими исторического прошлого....
Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»
Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»...
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания"
В докладе поднимаются вопросы современной молодежи, которая растет под влиянием средств массовой информации и Интернета и часто не способствуют воспитвниюгражданственности.Душевная пустота, равн...
Доклад « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14время доклада: 25 минутДоклад« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе...
Презентация к докладу « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14...