Разработка урока по обществознанию 11 класс "Развитие гражданского общества"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)
В основе урока лежит деятельностный подход. Тип урока: исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_11kl.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме:
«Развитие гражданского общества в современной России».
Автор: Сербен Л.К.
Место проведения :г .Холмск, МОУ №9, 11 класс Б
Дата проведения:
Пояснительная записка.
Данный урок в календарно-тематическом планировании ( программа34 час) расположен в курсе11кл обществознания. Поэтому к изучению проблемы выпускники школы приступают с определённым запасом знаний, ценностных оценок, устоявшийся жизненной позицией. Содержание и форму урока я построила с учётом жизненного опыта и мировоззренческих позиций ученика. Роль учителя заключается в организации познавательной и практической деятельности детей, обобщении и систематизации материала по проблеме, предупреждение затруднений, моральной поддержке отдельных учащихся. Содержание текста требует осмысления, критического подхода к некоторым выводам и определениям, в связи, с чем усиливается роль учителя в обеспечении помощи учащимся в сборе информационного материала, включающего документальные материалы, теоретические исследования, схемы, таблицы, публицистические данные, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ . Результативность работы зависит во многом от предварительной подготовки учащихся по теме. Основная идея урока заключается в выборе общей позиции в условиях открытого диалога, в котором учащиеся покажут не только понимание сущности и значения обсуждаемой проблемы, но и осмысление её в связи с собственной позицией. Поэтому одним из элементов урока будет дискуссия в форме игрового моделирования «Круглый стол».
"В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы" (Б.Н.Чичерин)?
Задачи урока:
Обеспечение понимания ключевых понятий темы;
развитие мыслительной деятельности учащихся, критического мышления;
формирование гражданской и коммуникативной культуры, социальных компетентностей учащихся.
Цели: подвести учащихся к пониманию значения существования гражданского общества и важности деятельности местного самоуправления; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, , излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимости создания гражданского общества, ответственности каждого человека за развитие общества.
Оборудование: Конституция РФ; учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»; учебник «Право. Основы правовой культуры», 2 часть, Л.Е. Певцова. Интернет-ресурсы;
понятийная основа урока на индивидуальных карточках;
схемы и таблицы.
Ожидаемые результаты:
В ходе урока учащиеся:
выясняют основные черты гражданского общества;
определяют разницу между различными подходами к определению понятия «гражданское общество»;
осмысляют и усваивают основные понятия, связанные с изучаемой темой;
учатся глубже анализировать современные общественные процессы;
высказывать своё мнение по современным проблемам общественной жизни;
закрепляют навыки участия в групповой работе, самостоятельной работы;
Основные понятия темы:
Гражданское общество;
Гражданин;
Гражданская активность;
Государство;
Общественные организации;
Демократия;
Ход урока.
I. Организационная часть урока ( 1 мин).
2. Мотивация: (На экране фото видных деятелей культуры, граждан спешащих по своим делам, пенсионеров гуляющих в парке, молодых мам с детьми, военных)
Учитель: Ребята , кто или что изображено на экране?
Что естественно ждать нормальному человеку от общества, в котором он живёт?
Ответы учеников: ( Порядка. Материального благополучия, а точнее условий, при которых это благополучие возможно. Реальной свободы. Определённого уровня культуры. Уважение к себе за лояльность, честный труд, исполнение долга).
Учитель: Кто или что могут обеспечить данные ожидания? ( Ответы учеников)
Так какая тема сегодняшнего урока? Развитие гражданского общества
в России.
Вы правы, все то о чем мечтает человек, изображенный на нашем экране, рано или поздно обеспечивается гражданским обществом. Можно ли назвать гражданским общество, в котором мы живём? Что такое гражданское общество, каковы его признаки, этапы формирования? Какие проблемы оно решает, и каковы его перспективы развития? Об этих сложных, но крайне важных для вас, молодых людей вопросах мы поговорим
Как высчитаете, какая проблема характерна для сегодняшнего общества России?
Определение проблемы урока : Есть ли в России гражданское общество?
Учитель: работаем в парах и в 4-х группах.
Урок начнём с обсуждения понятия «гражданское общество». Вашему вниманию предлагается несколько его определений, взятых из учебных тестов ( см. приложение №1).
Основные определения понятия «Гражданское общество»:
Гражданское общество - система обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению; система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных - индивидуальных или коллективных - интересов и потребностей.
Гражданское общество - сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.
Гражданское общество - непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.
Гражданское общество - многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократического правового государства.
Гражданское общество-это сфера самовыражения свободных граждан в форме добровольно созданных организаций, огражденных законами от прямого вмешательства со стороны государственной власти.
Учитель:
Выделите единую основу для всех данных понятий;общие признаки гражданского общества.
Ответы учеников:
( негосударственные объединения, независимые от государств).
Учитель: выделите общие для ГО признаки, основные черты.
Ответы учеников:
Основные его черты: добровольность объединений; защита и реализация частных интересов; надежда на взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручку.)
Учитель:
На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.
Однако все были едины в одном: гражданское общество не возникает по мановению волшебной палочки, оно возникает на определенном этапе исторического развития, прежде всего западной цивилизации. Процесс его формирования являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией
Вы в группах готовили домашнее задание: принципы формирования гражданского общества, признаки, его структуру и функции. Давайте дадим ответы на эти вопросы.
1гр. Принципы: частная собственность на средства произв.одства; индивидуальная свобода и самостоятельность личности; справедливость законов и неукоснительность их выполнения; свобода формирования общественного мнения; народный суверенитет, верховенство и полновластие народа; осведомленность граждан о деятельности государства и общества.
Учитель: какие выводы сделаете из этой схемы?
Ученики: возникновения гражданского общества обусловлено признанием права индивидуальной , личной свободы каждого человека, которая находит своё отражение в соответствующих принципах.
Учитель:— кроме принципов есть еще предпосылки, - какими они могут быть?
Ученики: предпосылки - экономические (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция;
Социальные: большой удельный вес среднего класса;
Политико-правовые: политический плюрализм; юридическое равенство граждан; обеспечение прав и их защита;
Культурные: обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.
Учитель: Какие функции ГО?
Ученики: 3)гр. Функции гражданского общества:
--реализация гражданами своих интересов;
---защита гражданами своих прав;
---участие в социализации и воспитании граждан;
---содействие гуманистическому развитию всей политической системы.
Учитель: 4) А какова структура ГО? Предлагаю изучить её на основе структуры гражданского общества нашего города.
Выступление учащихся 4 группы.
Спикер 4 группы.
На18.07.2016г зарегистрировано и действуют на территории муниципального образования "Холмский городской округ» 46 общественные объединения, религиозные организации и иные некоммерческие организации.
Из них 12 религиозных ( включающие сельские и поселковые приходы), общественное движение населения "За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси", Холмский местный общественный благотворительный фонд «ВАЛЕНТИНА», Холмская районная общественная организация инвалидов, ,7 автономных некоммерческих организаций, 4 профессиональных союза,4 казачьих общества,2 коллегии адвокатов,8 общественных организаций в т.ч. « Сахалинские корейцы» , «СПОРТИВНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАРАТЭ», «Федерация парусного спорта» и др. Таким образом, в Холмском городском округе зарегистрировано множество общественных организаций и объединений, представляющих различные слои общества их интересы и цели. Мы видим, что в структуру общества входят негосударственные организации и институты,
политические партии, общественно-полит организации, благотворительные фонды, АО, союзы предпринимателей, кооперативы, спортивные общества, независимые СМИ, органы местного самоуправления, церковь, семья.
Учитель: одним из составляющих структуры ГО являются муниципалитеты—органы местного самоуправления. Обратимся к Конституции РФ, чтобы определить их основные принципы и полномочия в структуре гражданского общества. Ст. 12 Конституции РФ; гл 8 ст. 130,ст.131.1 ,ст. 132 .1
(Ученики работают со ст. Конституции)
Ученики: 1) принцип - местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения», а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью .( п.1 ст.130).
2)во- вторых, принцип использования многообразия форм в процессе осуществления местного самоуправления. Согласно Конституции местное самоуправление осуществляется как непосредственно, путем участия населения в референдумах, выборах, собраниях, так и через выборные и др. органы местного самоуправления.
3) принцип строгого учета мнений населения в процессе реализации местного самоуправления, а также « исторических и иных местных традиций» (п.1 ст.131)
4) принцип невмешательства и недопустимости подмены деятельности органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.
Учитель: сделаем выводы:
Ученики делают выводы: таким образом, мы видим, что местное самоуправление -это форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии, гражданского общества. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнительными, но не судебными).
Учитель: давайте ознакомимся с тем кругом вопросов, которые решали наши местные органы самоуправление в лице администрации Холмского городского округа за 2 последние месяца.(2 группа провела анализ их работы)
2группа представляет презентацию- 6 слайдов.
Спикер 2 группы.
Вывод: за последний месяц Холмский муниципалитет решал вопросы организации ярмарок для обеспечения жителей города продукцией с/х выращенной в районе, оперативно решались возникшие чрезвычайные ситуации по потере жилья и имущества во время пожара пос. Правда.
Идет реконструкция выселенного аварийного дома по ул. Советская5, заменена мемориальная доска на памятнике воинов – освободителей на ст. Николайчук. Построена спортивная площадка в сош№6.
Вывод учащихся:Таким образом, мы видим как граждане в рамках закона, а также в собственных интересах самостоятельно управляют значительной частью общественных дел социальной, экономической и культурной сфер города.
Учитель: Вернемся к проблеме урока: есть ли в России гражданское общество?
В ходе наших дебатов я попрошу заполнить таблицу, где отметьте аргументы в пользу гражданского общества и аргументы, которые говорят о его несостоятельности, чтобы после обсуждения определить свою позицию в решении проблемы.
Учитель---обсуждение начнем с анализа соц. опроса .1группа получила задание подготовить вопросы и провести соц. опрос жителей 3 микрорайона по теме « Гражданское общество» и готовы предоставить результаты.
1.Спикер 1 группы:
Нам стало интересно, что думает интернет сообщество по вопросу есть ли гражданское общество в России? Мы проанализировали обсуждение блогерами данной темы и вот самые интересные на наш взгляд мнения.
Никита
Нету, и пока нету предпосылок для его создания. Не только со стороны государства,но также и общество ещё не готово вступить в гражданское общество. Не хватает нам гражданской активности.
Врач из Оренбурга пишет следующее: «Нет в России никакого гражданского общества. Есть просто народонаселение, которое разобщено, разорено до нитки кучкой бандитов у власти, которые, к сожалению, сплочены единой целью личного обогащения. Смешно ждать, что они создадут нам в стране гражданское общество…»
Стас: «А что оно такое «гражданское общество»? Мы про это и не слыхивали. Мы выдавили из башки раба и стали лакеями. Мы научились приспосабливаться. Нам разрешают выпускать пар на футболе и на «Эхе». Мы помним: опасных уничтожают. Остальные «встроились» в матрицу.
Вот такой имеем пессимистический ответ интернет - сообщества, на вопрос ли есть ли гражданское общество в России?
Ученик : а как видят проблему наши сограждане?
Мы провели опрос среди 30 респондентов нашего 3 микрорайона в возрасте от 16 до 50 лет.
Вопросы:1.Знаете ли вы что такое гражданское общество?
а) знаю ; б) слышал, но не знаю; в) ничего не знаю
ответили-11 ответили12 ответили-7
2.Сформировалось ли гражданское общество в России:
Да нет не знаю
ответили - 7 ответили- 20 ответили-3
3.Участвовали (уете) ли вы сами в работе общественных объединений?
Да нет
Ответили- 4 ответили-26
4)Желали бы вы, чтобы проблемы, которые возникают в жизни Холмского городского округа, разрешались быстро и качественно?
Да 30 нет 0
Вывод: холмчане имеют представление о гражданском обществе, но не могут с уверенностью ответить на вопрос: сложилось ли оно в России. Однако, 35 % уверены, что оно есть, 100% респондентов желают быстрого и качественного решения проблем жизнедеятельности города. А в основном и интернет сообщество и наши респонденты сомневаются о наличии гражданского общества в России.
Учитель: Так есть ли гражданское общество в России?
Предлагаю обсудить этот вопрос.
(идет обсуждение)
1.Я считаю, что гражданское общество в России за последние годы полностью сформировалось. На примере нашего р-на это видим. У нас есть политические партии: «Единая Россия», «ЛДПР», «КПРФ», ассоциации корейцев, татар, казаков. Есть общественно-политические организации и движения мы увидели, что у нас в районе их более 40.
Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды-все это элементы гражданского общества. Таким образом, мы видим, что представлены интересы всех групп общества. Есть независимые СМИ, например, газета «Визит», в которой обсуждаются самые важные вопросы жизни города: отопление домов, отсутствие в городе общественных туалетов, работа чиновников.
Поэтому есть все условия для развития гражданского общества - может чуть – чуть не хватает инициативы самих индивидов.
2 .Я не согласен с данной позицией. О какой свободе СМИ мы говорим, когда у нас они все карманные - или государственные или каких –нибудь медиа магнатов –олигархов .Сегодня власть держит СМИ под колпаком .
3.Можно подумать , что в странах Западной демократии СМИ свободны? Последние события в Украине показали насколько они продажны – как они все «подпели своей власти», когда начались приниматься санкции против России, они будто - бы не видели массовое сожжение людей в Одессе 2 мая, не видят разбомбленный Луганск, А «замыленное» расследования катастрофы Боинга? Где независимые СМИ европейской демократии? Немецкий журналист прямо заявил ,что готовил к печати заказные проплаченные госдепом статьи. Вообще считаю, что СМИ не главный критерий. Если говорить о СМИ как институте гражданского общества, то стоит начать с самого массового СМИ — с телевидения. В настоящее время в России практически нет независимых от власти телевизионных каналов как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях ,потому что всех их финансирует власть. Существует некоторое число независимых радиостанций. Есть независимые периодические печатные издания, но число их невелико. Поэтому считаю – гражданское общество только рождается.
4.. Гражданское общество есть – пример тому волонтеры со всей России, которые телами закрыли город Комсомольск –на- Амуре во время наводнения летом 2013г. И не дали реке Амур затопить его, а вода доходила до 9 метров и люди выстояли и построили поселки для потерявших жилье в Хабаровском, Уссурийском крае, Еврейской автономии на деньги собранные 1 каналом ОРТ разве это не гражданское общество? А как сегодня общество поддерживает президента во внешне политическом курсе. Как доверяет и гордится президентом России!.
5. Хочу сказать: гражданское общество у нас в России есть, вообще оно существует повсюду, где человеческое сообщество приняло форму государства. Конечно, далеко не ко всем таким сообществам можно применить прилагательное «развитое», но поскольку его члены имеют личные интересы, не только не совпадающие, но и часто идущие вразрез с интересами общими, они тем самым составляют гражданское общество. Если с этой меркой подходить к России, то гражданского общества в ней, можно сказать, в избытке. И в этом смысле строить ничего не нужно, тем более что и строителей у нас хватает—болтунов много, а толку от них мало..
6. У нас в городе много рынков, магазинов, частных такси, парикмахерская на каждой улице, в собственности граждан жилье, у нас в городе появился средний класс ,который имеет свой бизнес, хорошее жилье, учит детей за границей , там же 2-3 раза в год отдыхает. Мы свободны в выборе Я считаю,что сейчас идет формирование ГО. 7. Считаю, что гражданское общество проходит этап становления - оно действует – пример тому работа Общественной палаты РФ, которая создана в 2006г. У нас в Холмске 2013г создан общественный консультативный совет при администрации МО «Холмский городской округ», мы - единственное муниципальное образование нашего региона, где эта идея нашла воплощение. В неё входит 30 чел – это известные люди, общественные деятели. - На сегодняшний день ими разработаны проекты развития Холмского городского округа под условными названиями «5-летний план», «Производство и рабочие места», «Благоустройство», «Контроль ЖКХ». Таким образом, Россия находится на пути становления гражданского общества. Для этого уже сделаны некоторые шаги как со стороны государства, так и со стороны населения. 8. нас вертикальные связи закрыты. Элита не впускает чужих-----Сынки чиновников все при власти , все при чинах –простому человеку без связей не обойтись. Поэтому о сформированном ГО говорить рано. 9. У власти всегда будет элита, как самая образованная, активная часть общества – так есть во всем мире. И это не мешает развитию ГО. Но правящей элите нужно определиться, служит ли она российскому народу, или только преследует свои собственные корыстные интересы. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество 10.В развитии гражданского общества имеются известные трудности, связанные с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами (бедность) у трети россиян. И еще у нас слабые институты гражданского общества. Посмотрим на общественные организации. Прежде всего, нет реально действующих массовых профсоюзов ,а те что есть занимают позицию власти.. По-настоящему независимые от власти профсоюзы, активно отстаивающие интересы шахтеров, докеров, авиадиспетчеров, летного состава гражданской авиации возникли в начале 90-х годов. Однако стараниями власти им не дали превратиться в реальную силу. Нынешние их последователи малочисленны и не способны защищать интересы наемных работников какой-либо отрасли — их влияние распространяется на одно или несколько предприятий. влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая роль институтов гражданского общества.Считаю, что ГО проходит стадию становления. 11.Считаю, что в настоящее время интернет является обьединящим началом для формирования гражданского общества. Пример волонтеры которые являются одной из наиболее значимых активных групп общества. Интернет апдекватного, учитывающего интересы всех сторон демократичного открыто гражданского общества. Поэтому формирование гражданского общества идет. 12. Я считаю. что гражданского общества в России нет. Причинами отсутствия в чистом виде гражданского общества в России есть: 1.Значительная часть норм, прописанных, закрепленных Конституцией, действуют лишь формально. 2.Часть населения лишена возможности иметь работу или получать достойное вознаграждение за свой труд. 3.Государство оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки и социального обеспечения А любое правовое государство должно быть демократическим и социальным, стремящееся обеспечить каждому гражданину достойную жизнь. Оно основано на главных принципах: -социального мира;- -социальной справедливости; -гражданского согласия; Учитель : так существует ли гражданское общество в России ? Что вы отметили в таблицах? К какому выводу пришли?(2-3 ответа) Обратимся к высказыванию Б.Н.Чичерина "В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы" ) .Вы правильно сказали –когда мы вы давим из себя раба и лакея—вот тогда мы построим правовое государство и гражданское общество. Главный вывод: надо учить жителей России ценить свободу, знать и уметь отстаивать свои права, учиться действовать сообща и не считать зазорным тратить время и энергию на решение общих проблем. Когда это станет неотъемлемой составляющей жизни основной части населения страны, тогда, наконец, можно сказать:» у нас есть гражданское общество»Вам предстоит это сделать. Рефлексия :1)какой вывод для тебя было более убедительным? 2) Как ты оцениваешь свое участие в дебатах— Удов; не удов ; Д/ з: ученики получают материалы тренировочных заданий ЕГЭ по данной теме ,эссе тема по выбору. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."
Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
Методическая разработка урока по обществознанию с использованием ИКТ "Семья - ячейка общества" (6 класс)
По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, предлагаю разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное и...
Разработка урока по обществознанию «Роль телевидения в глобализации современного общества» для 10 класса
Сила телевидения заключается в глубоком воздействии на способ мышления. Телевидение актуализирует нашу реальность. Телевидение – один из мощнейших факторов глобализации современного общества. Он...
Методическая разработка урока по обществознанию. Политическая система общества.
Урок посвящён развитию политической системы общества РФ. Ключеву. роль в котором играет государство как политический институт общества....
Методическая разработка урока по обществознанию "Что такое общество"
Данная методическая разработка по обществознанию предназначена для 10 класса. Это комбинированный урок с элементами ИКТ....
Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе"Гражданское общество и государство"
Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе по теме "Гражданское общество и государство"...