Разработка урока по теме :"Правовое государство и гражданское общество" 10 класс Обществознание.
учебно-методическое пособие по обществознанию (10 класс) на тему

Шматко Светлана Викторовна

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

Планируемые результаты (предметные): сформированность  понимание того, что такое правовое государство, основные принципы формирования гражданского общества.  Раскрыть степень развития правового государства и  гражданского общества в России сегодня.  Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Цели урока:

Личностные результаты: сформированность гражданской позиции ученика как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность перед обществом, обладающего чувством собственного достоинства, принимающего  традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

Ключевые компетенции:

  • Ценностно-смысловая: владение способами самоуправления в ситуациях выбора на основе собственных позиций; осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общественных потребностей и норм.
  • Учебно-познавательная: самостоятельная познавательная деятельность: организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; владение креативными навыками; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности; владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
  • Социокультурная: владение знанием и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина; определение своего места и роли в государстве, владение этикой гражданских взаимоотношений.
  • Информационная: владение современными СМИ и информационными технологиями.
  • Личностное самосовершенствование: владение способами деятельности в собственных интересах, в соответствии со своими возможностями, формирование культуры мышления.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами -  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

 

Основные понятия и термины: правовое государство, гражданское общество, признаки правового государства, принципы формирования гражданского общества, структура гражданского общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

Планируемые результаты (предметные): сформированность  понимание того, что такое правовое государство, основные принципы формирования гражданского общества.  Раскрыть степень развития правового государства и  гражданского общества в России сегодня.  Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Цели урока:

Личностные результаты: сформированность гражданской позиции ученика как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность перед обществом, обладающего чувством собственного достоинства, принимающего  традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

Ключевые компетенции:

  • Ценностно-смысловая: владение способами самоуправления в ситуациях выбора на основе собственных позиций; осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общественных потребностей и норм.
  • Учебно-познавательная: самостоятельная познавательная деятельность: организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; владение креативными навыками; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности; владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
  • Социокультурная: владение знанием и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина; определение своего места и роли в государстве, владение этикой гражданских взаимоотношений.
  • Информационная: владение современными СМИ и информационными технологиями.
  • Личностное самосовершенствование: владение способами деятельности в собственных интересах, в соответствии со своими возможностями, формирование культуры мышления.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами -  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Основные понятия и термины: правовое государство, гражданское общество, признаки правового государства, принципы формирования гражданского общества, структура гражданского общества.

Тип урока: изучения новой темы

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: Слайд№1 Проблема: «На вражде государство не построить. Из вечной и ненавистной оппозиции граждан могут вырасти только революция, разложение и гибель народа»

Иван Александрович Ильин. (русский философ, писатель, после революции был выслан за границу).

 Сегодня нам предстоит подтвердить или опровергнуть это утверждение. И ответить на вопросы:

1.Как соотнести правовое государство и гражданское общество?  2. Почему государство и общество должны взаимодействовать, а не противоречить друг другу? 3. Как реализуются идеи гражданского общества в Конституции РФ и на практике в нашей сегодняшней действительности?

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Слайд №2

 Тема урока: Правовое государство и гражданское общество. (запись в тетради темы урока)

 Мы знаем, что государство способно оказывать на общество не только позитивное, но и негативное воздействие: бюрократизм, коррупция, произвол, деспотия.

Слайд №3

Так немецкий  философ И. Кант считал, что  лекарством от болезней власти является право, исполнение всеми  гражданами и властью законов.

Еще с  древних времен эта тема была одной из центральных в формировании мировоззренческих позиций.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Слайд №4.  Задание №1. Так древнегреческий философ Платон (427-347 до н.э.) утверждал: «Только там, где закон владыка над привилегиями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Задание:

  1. Сформулируйте мысль, высказанную Платоном, своими словами.
  2. Выразите свое отношение к утверждение Платона (согласен(а) -  не согласен (а))
  3. Приведите аргументы, подтверждающее ваше согласие – несогласие с высказыванием Платона.
  4. Сформулируйте вывод:

Правовое государство - это государство, деятельность которого подчинена закону.

В современной науке дано следующее определение:

 Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. (запись в тетради термина)

 ( оформляем таблицу: признаки и предпосылки правового государства)

Вопрос о построении правового государства является одним из сложных и в  современной политологии.

Слайд№5  В ст.1 Конституции РФ сказано, что  «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»  

Задание 2: работая с Конституцией РФ  определим  признаки правового государства в нашей стране: Слайд №6

Статья 15 (п.1-2).

-верховенство закона, которому не должны противоречить все другие нормативные акты  и которому обязаны подчиняться все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане;

Статья  10

 -  разделение властей на независимые друг от  друга – законодательную, исполнительную и судебную. 

Статья 18 

-  реальные права и свободы личности, закрепленные в Конституции; 

(ст.ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации).

- взаимная ответственность государства и личности, сохраняющая пропорциональность во взаимоотношениях двух сторон на основе общественного согласия. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

(ст.ст. 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

 Гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

 

  Однако, правовые основы и социальная жизнь в России все еще далеки от совершенства. Поэтому одной из первоочередных задач сегодня есть создание правового общества. Каковы предпосылки  (условия возникновения) правового государства?

Слайд№7 ( на доске продолжить заполнение таблицы)

1) Многообразие форм собственности,  свобода предпринимательства Ведет  к экономической независимости и самостоятельности индивида. (ст. 8,9,35,36,44).

2) Режим демократии и  суверенитет народа

3) Высокий уровень политического и правового сознания людей политической культуры личности

4) Единая и непротиворечивая система законодательства

5) Гражданское общество

Учитель: правовое государство тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождая определенные институты.

Задание 3: Работая с текстом, ответьте на вопросы: (задание из сборника ЕГЭ,2 часть-работа с текстом)

  1. Какое определение понятию «гражданское общество» дает автор текста?
  2. Укажите не менее трех критериев, относящихся к гражданскому обществу.
  3. Приведите не менее двух доказательств того, что в современной России формируется гражданское общество.
  4. Назовите не менее двух проблем, с которыми сталкивается Россия при формировании гражданского общества.

После ответа на 1 вопрос Слайд № 8

Гражданское общество  - это совокупность общественных отношений, развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства, но в рамках существующего законодательства. Ученые называют разные критерии гражданского общества. Оно характеризуется: 1) экономической и социальной свободой членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности, а вмешательство государства в экономические отношения сведено к минимуму. Государство призвано лишь защищать все формы собственности, охранять общественный порядок, создавать надлежащие условия для проявления предприимчивости, инициативы, творчества; 2)признанием и реальной обеспеченностью естественных, неотчуждаемых прав человека, возможностью судебной защиты своих прав; 3) самоуправляемостью, самоорганизованностью.  В гражданском обществе сами граждане решают собственные дела. А главной целью общества является человек; 4) открытость, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной и коммерческой тайны. Граждане вправе получать информацию о важнейших  государственно-правовых решениях, состоянии окружающей среды, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы личности и др.; во-вторых. Гласность осуществляемых общественно-политических  мероприятиях, в том числе принимаемых законодательных актов; в- третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики; в-четвертых, свободу общения с международными и иностранными общественными организациями; 5) режимом законности, верховенством правового закона, незыблемостью свободы личности, установлением между личностью и государством правовых  отношений, а также эффективность контроля и надзора за исполнением законов.  6) равенство всех перед законом и судом, стабильностью конституционного строя, демократическими методами управления.

Вопросы 1-2 по тексту.

После второго вопроса

Слайд 9 отвечая на вопросы текста, мы выявили основные принципы формирования гражданского общества.

Вопрос 3  - 1) В Конституции в  закреплено равноправие форм собственности.

               2)  Гласность осуществляемых общественно-политических  мероприятиях, в том числе                  принимаемых законодательных актов;

      Вопрос 4 –1)  пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения; (осенью 2016 года состоятся выборы в Государственную Думу и собрание депутатов Сальского района).

2)слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс (от 16 до 30 % граждан по различным подсчетам);

3)слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти.

Учитель: развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно – то самое окно, о котором говорят: «Откроешь – шумно, закроешь - душно». «Открытое окно» - это, прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти.

 Учитель: Обращаю ваше внимание на структуру гражданского общества

Слайд 10

Структура гражданского общества (оформить в виде схемы-солнышка на доске)

  • Политические партии организации (комитеты, комиссии, советы) созданные при органах власти.
  • Общественно-политические организации и движения (экологические, правозащитные)
  • Союзы предпринимателей, благотворительные фонды, кооперативы, акционерные общества
  • Научные и культурные организации, спортивные общества
  • Муниципальные органы самоуправления по месту жительства и работы
  • Независимые средства информации
  • Церковь
  • Семья  

     Процесс формирования гражданского общества в России далёк от завершения (зрелости); влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно;

 Часть граждан пока отчуждена от общественной жизни и собственности , имеет слабое представление о гражданском обществе и его роли в социуме.

 Одной из проблем современного развития выступает отчуждение различных социальных групп и институтов от государства.

 Вместе с тем, возросло доверие народа к Президенту, армия и некоторым руководителям  регионов. Среди общественных организаций возрос авторитет русской православной церкви, органов СМИ, профсоюзов. Общественной палате доверяет каждый четвертый россиянин. Меньше доверяют политическим партиям - лишь каждый пятый. В приоритетные национальные проекты верит до 40% населения

В развитии гражданского общества имеются трудности, связанные с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами (бедность) у трети россиян.

С одной стороны, можно говорить об известной положительной динамике в развитии российского общества  по таким параметрам, как "свобода слова", "свобода политического выбора", "терпимость к чужому мнению". С другой стороны  есть проблемы в следующих сферах общественной жизни: "соблюдение прав человека", "личная безопасность", "равенство всех граждан перед законом", "социальные гарантии".

Формирование современного гражданского общества в России - сложный и длительный процесс.

  1. Закрепление знаний и способов действий.

Учитель вновь обращается к главной проблеме урока  «На вражде государство не построить. Из вечной и ненавистной оппозиции граждан могут вырасти только революция, разложение и гибель народа»

Иван Александрович Ильин.

И предлагает учащимся дать ответы на вопросы: 1.Как соотнести правовое государство и гражданское общество?  2. Почему государство и общество должны взаимодействовать, а не противоречить друг другу? 3. Как реализуются идеи гражданского общества на практике в нашей сегодняшней действительности?

 в виде тезисов.

 Предполагаемые ответы учащихся:

1. правовое государство и гражданское общество должны взаимно дополнять друг друга;

2. правовое государство и гражданское общество имеют общую цель – реализацию частных интересов   граждан в условиях процветающего государств;

3.гражданское общество в России находится  на этапе становления.

  1. Информация о домашнем задании.

Задание. Дома вам предлагается   выучить ключевые  понятия, рассмотренные на уроке.  Написать эссе на тему: « В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы» Борис Николаевич Чичерин, русский философ и правовед. Выполнить тест.

  1. Рефлексия

Задание 4.  Выберите из предложенного, проявления деятельности институтов гражданского общества.

1. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.

2. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.

3. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.

4. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.

Выставление оценок. Окончание урока.

   Используемая литература                    

  1. Конституция Р.Ф.
  2.  Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

ООО «Издательство АСТ» 2015г.

  1. Сборник заданий ЕГЭ по обществознанию 2015
  2. Пархоменко Т «Обществознание  вопрос и ответ» издательство «Учитель» 2010г.

      5.Медушевская  Н.Ф. статья  «Естественное право как дар и обязанность».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«На вражде государство не построить. Из вечной и ненавистной оппозиции граждан могут вырасти только революция, разложение и гибель народа» И.А. Ильин. 1883-1954 И. А. Ильин 1.Как соотнести правовое государство и гражданское общество? 2.Почему государство и общество должны взаимодействовать, а не противоречить друг другу? 3. Как реализуются идеи гражданского общества в Конституции РФ и на практике в нашей сегодняшней действительности?

Слайд 2

Тема урока Правовое государство и гражданское общество

Слайд 3

И. Канта (1724-1804). Величайшая проблема человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, – достижение всеобщего правового гражданского общества.

Слайд 4

«Только там, где закон владыка над привилегиями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»

Слайд 5

Что такое правовое государство? «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (ст.1 Конституции РФ) Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Слайд 6

1 . Верховенство закона , которому не должны противоречить другие нормативные акты и обязаны подчиняться все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане; 2. Реальные права и свободы личности , закрепленные в Конституции; 3. Принцип разделения властей, на независимые друг от друга – законодательную, исполнительную и судебную. 4. Взаимная ответственность государства и гражданина. Признаки правового государства

Слайд 7

Предпосылки (основы) правового государства 1) Многообразие форм собственности и свобода предпринимательства. Экономическая независимость и самосотоятельность 2) Демократия и суверенитет народа 3) Высокий уровень политического и правового сознания людей 4) Непротиворечивая система законодательства 5) Гражданское общество

Слайд 8

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ (1770-1831 ) Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и их добровольных объединений, огражденных законами от произвола со стороны государственной власти Идею гражданского общества выдвинул Г.Гегель -реализация частных целей и интересов отдельной личности

Слайд 9

Принципы формирования гражданского общества Частная собственность на средства производства Активное участие людей в политике реализация ими своих прав Непосредственное Опосредованное (через деятельность гос. органов) Выборы Референдум Индивидуальная свобода и самостоятельность личности гласность

Слайд 10

Структура гражданского общества Политические партии организации (комитеты, комиссии, советы) созданные при органах власти. Общественно-политические организации и движения (экологические, правозащитные) Союзы предпринимателей, благотворительные фонды, кооперативы, акционерные общества Научные и культурные организации, спортивные общества Муниципальные органы самоуправления по месту жительства и работы Независимые средства информации Церковь Семья

Слайд 11

«На вражде государство не построить. Из вечной и ненавистной оппозиции граждан могут вырасти только революция, разложение и гибель народа» И.А. Ильин. 1883-1954 И. А. Ильин 1.Как соотнести правовое государство и гражданское общество? 2.Почему государство и общество должны взаимодействовать, а не противоречить друг другу? 3. Как реализуются идеи гражданского общества на практике в нашей сегодняшней действительности?

Слайд 12

Домашнее задание Знать ключевые понятия, рассмотренные на уроке Написать эссе на тему: « В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы» Борис Николаевич Чичерин, русский философ и правовед. Выполнить тесст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

Эпиграф: Гражданское общество есть как бы молекулярная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластическое гибкое целое. Семён Лю́двигович Франк (16 (28) января, 1877, Москва,...

поурочное планирование по обществознанию на тему: "Правовое государство и гражданское общество"

Поурочное планирование по обществознании на тему "ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО"...

Разработка урока обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"

Урок Правовое государство и гражданское общество" разработан в соответствии с профильной программой по обществознанию в 11 классе авт.Л.Н.Боголюбов....

Тесты к разделу Политика в формате ОГЭ 2021. Тема Правовое государство и гражданское общество

Тест можно сделать как на сайте nsportal, так и перейти по ссылке на сайт решу огэ оьществознание и решить вариант, созданный учителем...

Практическая работа по теме «Правовое государство и гражданское общество»

ЧАСТЬ 1В приведенном ниже списке указаны полномочия Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Верховного Суда РФ, Конституционного суда РФ, Генеральной прокуратуры...