Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Рецензия на разработку
учебно-методический материал
Одним из важнейших условий в работе педагога является создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.5 КБ |
![]() | 469.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся.
Одним из важнейших условий в работе педагога является создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (дети — инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, одарённые дети, дети из социально — неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с девиантным поведением).
Работа с детьми с ОВЗ (III-IV вида)
Аналитическое обоснование моего педагогического опыта в работе с разными категориями учащихся заключается в способности научить их самостоятельному добыванию информации из любых источников и правильному использованию её в учебной, познавательной и социальной практике; методике учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; построению индивидуальной образовательной траектории, толерантного отношения друг к другу. Потенциальная полезность опыта выражается в передаче обучающимся способов целеполагания, действия, контроля, оценки своей учебной деятельности.
Контингент обучающихся нашей школы слепых и слабовидящих весьма разнообразен как по характеру заболевания органов зрения, так и по глубине зрительной патологии, времени возникновения зрительного заболевания, осложнениям дефектов зрения патологическими изменениями организма, что объясняет разнообразие вторичных отклонений, проявляющихся во всевозможных психических и неврологических нарушениях. В своей работе опираюсь на рекомендации врача офтальмолога, психолога.
История является одним из важнейших предметов школьного курса.
Преподавание истории и обществознания для обучающихся с нарушениями зрения полностью сохраняет поставленные в общеобразовательной программе цели и задачи, а также основное содержание, но добавляется цель- создание условий выполнения требований государственного стандарта основного общего образования по истории с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
∙ создание при обучении истории коррекционно-развивающих условий (в методическом, техническом и гигиеническом направлении), способствующих получению качественного исторического образования, максимальному развитию личности каждого ребёнка, сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья; социальной адаптации детей с глубокими нарушениями зрения;
∙ коррекция недостатков развития, связанных с нарушениями зрения:
- формирование навыка сенсорного и зрительного анализа;
- формирование специальных приёмов обследования и изображения изучаемых объектов;
- формирование, уточнение, расширение и коррекция представления обучающихся о предметах и процессах окружающей действительности;
- развитие и коррекция средствами истории познавательной деятельности обучающихся;
- развитие зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, пространственных представлений и умения ориентироваться в малом пространстве (в помещении класса, в тетради, в учебнике, в табличной и графически представленной информации);
- развитие монологической речи, формирование коммуникативных навыков.
Считаю для себя важным организацию пространства в классе, в котором обучаются слепые и слабовидящие обучающиеся. Рассаживаю детей за парты в зависимости от степени сохранности зрения и в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. Слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 сажу за парты ближе к преподавателю и доске. Детей, страдающих светобоязнью, сажаю за парты (столы), расположенные дальше от окон и источников света.
Соблюдаю световой режим – в классе обеспечиваю беспрепятственное прохождение естественного света, одновременно использую естественное и искусственное освещения, а также использую дополнительные индивидуальные источники света – настольные лампы.
Для обеспечения особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих на своих уроках создаю специальные условия обучения.
Учитываю темп ведения занятия, так как детям с нарушениями зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания и т.д. Провожу смену видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз. Говорю медленнее, ставлю вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы обучающиеся могли осознать их, вдуматься в содержание. Не тороплю их с ответом, а наоборот, даю 1-2 минуты на обдумывания.
При использовании классной доски все записи выполняю крупно и сопровождаю словесными комментариями. Размещаю объекты на доске так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а хорошо выделялись по отдельности. По предварительной договоренности разрешаю ученикам подходить к доске, если они не могут рассмотреть написанное со своего места.
Особое внимание уделяю учебно - наглядным пособиям, так как они должны отвечать как педагогическим, так и лечебно - коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка. При амблиопии высокой степени (0,1 и ниже) в процессе занятий использую объекты размером 5 - 10 мм, при амблиопии средней (0,2 - 0,3) и слабой (0,4 и выше) степени - соответственно 2 - 3 и 1 - 0,3 мм. Подбираю иллюстративный материал максимально приближенный к реальности, он должен иметь четкую форму изображения предметов и контрастный колорит. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, а также стилизованные изображения с недостаточно четким контуром.
Использование фона важно для повышения контрастной чувствительности обучающихся, поэтому для обучающихся имеющих осложненную близорукость благоприятным фоном для демонстрации объектов является зеленый, светло-жёлтый, светло-розовый, тёмно-синий и чёрный. см), вариативное использование которых зависит от цветового тона объекта восприятия.
Для обучающихся имеющих диагноз амблиопия наглядные и учебные пособия применяю преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов.
Слежу, чтобы дети с низкой остротой зрения и имеющих сходящееся косоглазие располагали наглядные пособия, учебники, книги на подставке так, чтобы визуальный материал находился на уровне глаз обучающихся, а дети с расходящимся косоглазием располагали материал внизу или на горизонтальной поверхности, чтобы способствовать конвергенции глаз.
Соблюдение офтальмо-гигиенических требований к наглядному и учебному материалу помогает снизить зрительное утомление и будет способствовать учебному процессу и долгой зрительной работоспособности.
Сложные рисунки, таблицы и большие тексты предъявляю обучающимся на карточках, выполненных с учетом требований к наглядным пособиям для слепых и слабовидящих детей – выполненных шрифтами Times New Roman, Arial или Verdana от 14 до 20
Слепым и слабовидящим обучающимся трудно сформировать полное представление о предмете или событии, поэтому обязательно на уроках использую наглядность дополняя рассматривание её словесными объяснениями. Наглядные пособия подразделяются на:
∙ естественную наглядность (предметы объективной реальности);
∙ экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
∙ объёмную наглядность (макеты, фигуры);
∙ изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
∙ звуковую наглядность (аудиозаписи);
∙ символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
∙ внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя)
При рассматривании рисунков использую специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается обучающимися:
1. Постановка целей.
2. Определение места расположения композиции на странице.
3. Выяснение типа композиции: одноплановая, многоплановая.
4. Одноплановая:
- рассмотрение общего плана;
- выделение смыслового ядра композиции;
- подчинённые элементы композиции;
- выделение деталей.
5. Многоплановая:
- определение переднего и заднего плана;
- нахождение смыслового ядра;
- рассмотрение переднего плана;
- рассмотрение заднего плана;
- выяснение деталей;
- обобщение информации.
6. Необходимы пояснения по поверхности рельефных изображений.
Объемная, изобразительная, символическая наглядность, используемая на уроках, соответствует следующим тифлопедагогическим требованиям.
Слабовидящие обучающиеся | Слепые обучающиеся |
Наглядность должна: ∙ представлять собой крупные и четкие изображения; ∙ содержать меньшее количество деталей, чем наглядность для нормально видящих обучающихся; детали по возможности должны быть выделены: обведены чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм; ∙ быть выполнена с использованием небольшого количества ярких контрастных цветов, в некоторых случаях в черно-белой гамме, чтобы обучающий эффект был максимальным даже для полных цветоаномалов; ∙ предъявляться на контрастном фоне: черное на желтом, синее на желтом, черное на белом и т.п.; | Наглядность должна: ∙ адекватно передавать форму, размер (по возможности), пропорции и свойства изображаемого объекта; ∙ быть удобной для обследования по размеру; ∙ содержать небольшое количество деталей, только существенно важные; ∙ иметь цветовые акценты (для частично зрячих). |
Историческая карта на уроке истории служит дополнением и иллюстрацией к рассказу о событиях. При работе с исторической картой слепых и слабовидящих обучающихся учу правильно ориентироваться на карте. Вначале дети знакомятся с названием карты, затем с масштабом для определения примерного размера изображаемой территории. Следующим этапом является знакомство с условными обозначениями (легенда карты), учатся находить на карте исторические объекты (моря, реки, города и др.), изучают пространственное распределение элементов карты по площадным, точечным и линейным ориентирам: океанам, морям, странам, рекам.
Если рассматриваем с детьми историческую карту при фронтальном показе, то предлагаю обучающимся подойти к ней ближе, а также она дублируется на индивидуальных картах. При необходимости применяем лупы или другие увеличительные устройства. Обязательно проговариваем вслух нахождения объекта по ориентиру для лучшего запоминания алгоритма действий.
Оказываю индивидуальную помощь при ориентировке обучающихся в учебнике.
Слепые и частично зрячие школьники работают с учебниками, выполненными шрифтом Брайля. Для слабовидящих обучающихся изданы учебники с более крупным шрифтом.
При организации учебного процесса учитываю гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности ограничиваю непрерывную продолжительность чтения.
При работе с учебником соблюдаю оптимальную зрительную нагрузку
Характер и степень нарушения зрения | Норма зрительной / тактильной нагрузки |
Слепые школьники | Непрерывная тактильная нагрузка в основной школе составляет до 10 минут, при этом отдых между периодами тактильного напряжения должен составлять не менее 5 минут |
Слабовидящие школьники | Непрерывная зрительная нагрузка в основной школе составляет до 20 минут, при этом отдых между периодами зрительного напряжения должен составлять не менее 5 минут |
Школьники, у которых зрительное заболевание находится в стадии прогрессирования (глаукома, прогрессирующая близорукость, атрофия зрительного нерва, прогрессирующая дистрофия сетчатки) | Дозировка устанавливается индивидуально врачом офтальмологом |
В своей работе использую системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Применяю технологию проблемного обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Проблемные задания в классах слабовидящих предъявляю в виде текста или в виде картины или карикатуры. В классах слепых обучающихся задания проблемного характера даю в виде устного вопроса или текста. Если показываю картину, то тогда подробно её описываю.
Например, ответить на вопрос и аргументировать свой ответ: «Став новгородским князем, Александр Ярославич оказался перед непростым выбором. Кому давать отпор? Орде или рыцарям-крестоносцам? Как известно, Александр выбрал второе. Почему же его выбор был именно таким?»
Другой пример: показываю картину обучающимся, организую ее рассматривание, обращаю внимание на название картины и задаю проблемные вопросы: «Какое отношение изображенные на картине люди, по виду крестьяне, имеют к ее названию? Соответствует ли название картины ее содержанию?»
«Земство обедает» Картина русского художника Григория Мясоедова.
Применяю технологию развития критического мышления — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет:
∙ актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
∙ вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать обучающихся к учебной деятельности;
∙ сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
∙ побудить школьников к активной работе на уроке и дома.
Использую приём "Верите ли вы". Задаю вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ребёнку:
∙ получить новую информацию, осмыслить ее;
∙ соотнести с уже имеющимися знаниями;
∙ искать ответы на вопросы, поставленные в первой части
На этапе осмысления одним из приемов является «ИНСЕРТ». Этот приём использую при работе с текстом исторического источника. Приём ИНСЕРТ помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. Слепым обучающимся даю тексты небольшого объема. Так как они не могут графически выделить необходимые слова, предложения. Они выписывают их или запоминают.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
∙ целостное осмысление, обобщение полученной информации;
∙ формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу. Для слепых и слабовидящих детей характерна неадекватная самооценка, поэтому этап рефлексии очень важен. На этом этапе каждый устанавливает, достиг ли он запланированного результата, какие трудности у него остались, на что следует обратить внимание при подготовке домашнего задания.
Игровые педагогические технологии включают большую группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно лучше запомнить учебный материал, повысить мотивацию обучающихся к изучению истории, повысить самооценку. Провожу игру «Хронологическая дуэль» (команды задают вопросы, требующие знание дат) или «Словарный аукцион» (учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, даты, события по одной теме - побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним).
Дифференциацию обучения и воспитания осуществляю в соответствии с классификацией зрительных нарушений, принятой в тифлопсихологии с точки зрения степени нарушения одной из основных зрительных функций - остроты зрения и ведущей системы анализаторов, на основе которой ведется педагогический процесс, а также особенностей заболевания центральной нервной системы.
Выдаю обучающимся двух или трёхуровневые домашние задания. Первый уровень обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют обучающиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Например, ученикам предлагаю разработать кроссворд, написать эссе и др.
Я понимаю, что освоения стандарта образования и воспитания детей с ОВЗ является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Правильная организация учебно-воспитательного процесса для слабовидящих и слепых обучающихся способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и социально-психологической адаптации.
Работа с детьми с ОВЗ (НОДА)
В нашей школе обучаются обучающиеся, которые кроме того, что они инвалиды по зрению имеют сопутствующие диагнозы НОДА. Для работы с такими детьми на уроках организую образовательно-коррекционную работу. Особое внимание уделяю развитию и коррекции внимания. Осуществляю чередование сюжетно захватывающих событий и объяснение менее интересного материала; важно развивать такие качества произвольного внимания обучающихся с НОДА, как устойчивость, распределение, переключение. Для этого на уроках использую разнообразные источники знаний и приемы учебной работы, постепенно увеличивая продолжительность однородной деятельности. Развитие и коррекция восприятия у обучающихся с НОДА происходить следующим образом: на каждом уроке истории обучающиеся с НОДА знакомятся с разнообразными событиями, явлениями, деятелями, и все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому для полноценности восприятия происходившего, прежде всего, сообщаю конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного, подкрепляя рассказ наглядным материалом. Для развития и коррекции воображения у обучающихся с НОДА провожу коррекционную работу по предупреждению возникновения неверных представлений или их исправлению, через точное описание объектов, участников и хода самих исторических событий, привлекая разнообразные средства наглядности для создания верных образов. Развитие и коррекцию памяти осуществляю за счет анализа, обобщения и закрепления полученных новых знаний непосредственно на уроке при использовании различных технологий, а также обязательно использую прием регулярного отсроченного повторения. Для развития и коррекции мышления у обучающихся с НОДА использую разнообразные логические приемы, например постановку таких познавательных исторических задач, которые бы требовали от обучающихся постоянной интеллектуальной активности, умения сравнивать исторические события, противопоставлять их, классифицировать и систематизировать полученные знания по истории, использовать полученные знания на уроках обществознания, географии, литературы и др. Развитие и коррекцию речи у обучающихся с НОДА осуществляю с помощью использования внешних опор (исторические картины, иллюстрации учебника), облегчающих обучающимся рассказ. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы у обучающихся с НОДА происходит в процессе обучения различать борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости на исторических примерах. При правильной подаче и дозировке материала, эмоционально насыщенного и подкрепленного наглядными средствами, у обучающихся с НОДА возникает свое отношение к событиям и их участникам, что крайне важно в ситуации ограниченного социального опыта данной категории лиц.
Для объяснения нового материала использую тематические таблицы, схемы, памятки, инструкции; систематизация знаний осуществляется через интерактивные задания; снижаю объемы рукописных текстов, включая рабочие тетради (у обучающихся с НОДА снижена скорость письма).
В связи со сложностью запоминания, отбираю наиболее важные, основополагающие даты по конкретному периоду или изучаемой теме.
Работу обучающихся с НОДА осуществляю по алгоритму, инструкции (в классе/дома): прочитать текст, выделить главную мысль, ответить на вопросы в конце параграфа, работа с картой или историческим документом (ознакомление с документом на уроке, а основная проработка и ответы на вопросы к документу – дома). Работа по алгоритму способствует развитию навыков самоконтроля; составление списка необходимых действий при выполнении задания (обучение навыкам планирования).
Работу обучающихся с НОДА на уроках истории с картой провожу следующим образом:
- использую три основных вида карт:
а) общие карты, отражающие исторические события в стране в определенный момент развития;
б) обзорные карты, отражающие территориальные изменения за длительный период;
в) тематические карты, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического процесса;
г) карты-схемы конкретных событий.
Проведение таких образовательно -коррекционных мероприятий положительно влияет на усвоение материала, на развитие личности обучающегося с НОДА, способствует осмыслению и освоению исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике.
Работа с одарёнными детьми
Выявление одарённых детей, организация системной работы с ними– одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Способности – это отдельные психические свойства, обуславливающие возможности человека в той или иной деятельности.
Одарённость – высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности. Она составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.
Целью своей работы в этом направлении в качестве учителя – предметника считаю организацию работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознания, а также создание эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей. Главные цели коррекционно -развивающей работы с одарёнными слабовидящими и слепыми детьми направлены мною на:
- формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями и одаренностью. Но для развития способностей обучающихся требуется специальная помощь и поддержка. Одарённые дети крайне редко стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. В своей работе с этой категорией детей особое внимание уделяю созданию условий, стимулирующих развитие творческого мышления. Сотрудничество с одарённым ребёнком в творческой деятельности строю на доверительных межличностных отношениях, взаимной личной информированностью, признанием права ребёнка на ошибку, обсуждением целей и задач совместной деятельности.
Планирую работу по следующим направлениям:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектная и исследовательская работа);
- развитие способностей в школьном кружке «Быть гражданином:
мои права, моя ответственность, мой выбор»;
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
При организации проектной или исследовательской деятельности с незрячими и слабовидящими обучающимися не раз сталкивалась с пассивной позицией, которая сформировалась в результате особенностей развития и воспитания детей с ОВЗ. Такие обучающиеся с трудом включаются в процесс обсуждения и решения учебных проблем, не могут заставить себя выполнить трудоёмкую работу. Чтобы побудить активность обучающихся я как учитель проявляю и свои управленческие качества, и творческие способности и умение сотрудничать с детьми.
Коррекционно-развивающая направленность проектной и исследовательской деятельности.
Проблемы развития воспитанников и трудности возникающие при выполнении работы | Этап работы | Изменения в развитии воспитанников и преодоление трудностей в выполнении ими работ |
Пониженный интерес к учебной деятельности. | Мотивация. | Появление заинтересованности к изучению темы. Обучающийся задаёт вопросы и готов к поиску ответов. |
Общая низкая активность. | Определение проблемы и примерной темы работы. | Формирование стойкого интереса, повышение активности. |
Трудность выбора объекта и цели исходя из своих интересов и возможностей. | Определение объекта и цели. | Развитие способности и выбора объекта и цели. Оценка своих возможностей. |
Трудности формирования образного мышления. Способности прогнозировать результат своей деятельности. | Формирование гипотезы. | Развитие образного мышления, развитие способности выявлять причинно-следственные связи и предсказывать результат. |
Недостаточно развита способность планировать свою деятельность, особенно длительную. | Определение конкретных задач. | Формирование способности планировать длительную многоэтапную деятельность и формировать задачи каждого этапа деятельности. |
Узкий кругозор, недостаточно развито умение работать с источниками информации. | Поиск и изучение литературы. | Расширение кругозора, развитие умения работать с различными источниками информации. |
Сенсорная депривация. | Выбор методов, планирование и выполнение практической части. | Расширение сенсорных представлений об окружающей действительности, накопление опыта самостоятельной деятельности. |
Трудности формирования мыслительной операции. | Анализ полученных результатов. | Формирование навыков сопоставления, обобщения и анализа полученных знаний. Оформление данных в форме таблиц, диаграмм, графиков. |
Ограниченный опыт практической деятельности. | Проверка гипотезы. | Закрепление навыков проведения практической части. |
Сложности в формулировки выводов о результатах своей деятельности. | Формулирование выводов. | Развитие умения подведения итогов деятельности. |
Трудности формирования монологической речи. Замкнутый круг общения. | Представление результатов на конференции или другом отчётном мероприятии. | Развитие монологической речи, памяти, умения отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей. Расширение круга общения. Социализация воспитанников. |
В процессе исследовательской работы, подготовки рефератов, докладов, презентаций сложность для слабовидящих и слепых обучающихся возникает при обработке большого объёма информации, при необходимости длительное время проводить за компьютером всё это сказывается на сохранности зрения, влечёт повышенную утомляемость. В то же время наличие голосовых программ всё же позволяет такую работу проводить. Многие годы отсутствие специальной литературы, напечатанной шрифтом Брайля, и невозможность слабовидящих учащихся обрабатывать большое количество печатной информации препятствовали широкому внедрению исследовательской деятельности в образовательный процесс. Сейчас, когда появились технические возможности для обработки информации, доступные учащимся как в школе, так и дома, уже ничего не мешает обучающимся с нарушениями зрения осваивать все этапы исследовательской и проектной деятельности.
С моими обучающимися участвуем в олимпиадах, конференциях и конкурсах разного уровня. Ежегодно участвуем в Научно-практических конференциях, где дети показывают хорошие результаты.
Работа с детьми попавшими в трудную жизненную ситуацию
Особое внимание уделяю детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Количество школьников, которых выделяют как обучающихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток и др.
Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Главной целью моей профессиональной деятельности является – оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации на преодоление внутрисемейного кризиса – в первую очередь анализирую проблемы в семье и составляю план работы выхода ребёнка из трудной жизненной ситуации.
Особое внимание уделяю созданию условий для их успешной социальной адаптации, которая заключается в оказании социально-педагогической помощи. Свою работу строю во взаимодействии с социальным работником, психологом. Осуществляю комплексный подход, создание единого образовательного и воспитательного пространства поскольку взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать конструктивно решить сложные вопросы жизни.
Свою работу веду в нескольких направлениях:
1. Социальная диагностика. Для выявления данных категорий оформляются социальные карты обучающихся.
2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляю в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, учителями дополнительного образования. Организую контроль за внеучебной деятельностью обучающихся.
3. Коррекционная работа. Провожу диагностическую работу, направленную на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ребёнка.
4. Просветительская работа. Организую и провожу профилактические беседы, тематические классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми.
5. Работа с обучающимися. Выявляю обучающихся, совершивших правонарушение или склонных к противоправным действиям. Провожу профилактическую работу. Строю индивидуальную траекторию выхода ребёнка из проблемной ситуации.
Обучающийся: ХХХ (преждевременная смерть отца)
Индивидуальная работа с обучающимся
Форма работы | Цель | Содержание |
Педагогический рейд. | Изучение семейно — бытовых условий. | Знакомство с семьей |
Разъяснительная беседа | Активное привлечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к участию в общешкольных мероприятиях | Вовлечение несовершеннолетних в спортивно – массовые и культурные мероприятия, внеурочную деятельность досуговую деятельность, занятия в кружках и секциях. |
Наблюдение Беседы | Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних | Ведение учета посещаемости и успеваемости.
«О здоровом образе жизни» «Мои проблемы» «Режим дня» «Как я себя чувствую среди людей» |
Консультация Круглый стол | Повышение правовой грамотности несовершеннолетних. | О взаимоотношениях со сверстниками «Мой круг общения», «Права и обязанности», «Человек в мире правил» Встреча с представителями правоохранительных органов. |
Профилактическая беседа | Профилактика здорового образа жизни | «О вреде алкоголя, наркомании и табакокурения», «О ВИЧ инфекции», «Я здоровье берегу сам себе я помогу» |
Профилактическая беседа | Выявление фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и преступлений. | «Выбор за тобой», «Мы в ответе за свои поступки», «Мораль и закон», «Не ломай свою судьбу» |
Вовлечение в коллективную деятельность
Занятость в свободное время | Поручения по классу (разовые, временные, постоянные) | Участие в школьных и классных мероприятиях |
Организация акции «Улица и дети» | Оформление классного уголка | Участие в праздничном мероприятии, посвящённом Дню знаний. |
Посещение секций, кружков | Уход за комнатными растениями | Посещение классных часов |
Организация отдыха на осенних каникулах. | Организация рабочего места в классе | Мероприятия по ПДД, ППБ |
Организация отдыха на зимних каникулах. | Дежурство по классу | День учителя |
Организация отдыха на весенних каникулах. | Ответственная за дневник посещаемости | Конкурсная программа «Осенняя мозаика» |
Организация отдыха на летних каникулах. | Участие в общешкольных мероприятиях | Единый день правовых знаний |
Мониторинг места нахождения в свободное время | Участие в классных мероприятиях | День матери |
Новый год | ||
Конкурс «Лучшая валентинка» | ||
Праздничная программа «Весенняя капель» | ||
Экологическая акция | ||
Акция «Диалог поколений» | ||
Последний звонок |
Главным условием успеха в работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях, считаю высокую культуру общения и педагогический такт, долготерпение и веру в силы обучающегося, постоянную поддержку, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.
Большую роль отвожу работе с родителями обучающихся из неблагополучных семей, приглашаю на консультации по поводу учебного труда и поведения их детей. Стараюсь корректно подсказать данным родителям, каким образом нужно исправлять пробелы в воспитании ребёнка.
Применяю основные формы работы с семьей: лекции, беседы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, консилиумы, родительские семинары, родительские собрания, конференции, вечера, педагогическая пропаганда.
Стараюсь держать такие семьи на контроле, всячески подбадриваю родителей, при любом позитивном продвижении в воспитании ребёнка в лучшую сторону. При работе с родителями, никогда не вступаю в конфликтное пространство.
Всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющего поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: любви, безопасности, внимании, в самоутверждении. Важно содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Результативность работы с детьми с трудной жизненной ситуации из класса, где я работаю классным руководителем– это отсутствие детей, стоящих на внутришкольном учете, на учете в органах надзора за беспризорностью и безнадзорностью.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО 7 Критерий " Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся"
Учитель описывает организацию образовательного процесса одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности. Выявление, принципы и формы работы с детьми из социально - неблагополучных семей, вовлечени...

Cоздание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся
Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей. Для достижения положит...

5.ПНПО-2016 5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся
Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями учащихся. Любой и каждый ребенок талантлив и может не подозревать о собственных возможностях, что пропагандирует инклюзивное обра...

Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.
Проблема организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ, до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, фи...

Картотека (база данных) для адресной работы с различными категориями обучающихся.
методы, которые использую в своей работе с детьми из социально - неблагополучных семей...

Создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся с ОВЗ
В статье освещена адресная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ...