Роль психологии в обучении географии.
статья

Меньшакова Виктория Владимировна

Содержание статьи может использовать каждый педагог в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_psihologii_v_obuchenii_geografii.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Роль психологии в обучении географии.

Технология психологии учения –

опосредствующее звено между методологией

психологии учения, дидактикой

и методикой обучения конкретному предмету.

А.А. Леонтьев

На современном этапе развития методики, постепенном переходе её на технологическую основу всё большую роль играют психолого-педогогические основы личностно-ориентированного обучения. В этих условиях учителю необходимы знания психологии. Они помогают понять суть изменений, которые происходят в среднем образовании, осознать новые цели обучения, учитывать особенности дифференциации и индивидуализации обучения.

В процессе обучения необходимо учитывать психологические основы развития познавательного интереса, содержание, широту, глубину и действенность интересов обучающихся. Психологические знания используются учителем с целью повышения эффективности воспитания и обучения школьников.

Знания психологии дают возможность выбирать оптимальные пути формирования на уроке различных видов внимания школьников: непроизвольного, произвольного, послепроизвольного, а также мобилизации внимания в начале урока, на различных его этапах и способы поддержания устойчивого внимания в течение всего урока. Знания психологии позволяют учителю распределять своё внимание и внимание обучающихся.

Изучение географии требует запоминания большого количества номенклатуры, поэтому важную роль играет значение памяти в усвоении знаний.

При формировании представлений и понятий важно обучать школьников таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение (параллельное и последовательное), обобщение, абстрагирование, группировка, систематизация, классификация.

 Среди психологических основ обучения в методике географии особое значение придают нескольким направлениям.

В основу содержания и структуры предмета в новой концепции содержания географического образования положен принцип личностно-ориентированного обучения. Главная цель данного обучения с точки зрения психологии (И.С. Якиманская и др.): максимальное выявление индивидуального субъективного опыта школьника посредством согласования с результатами общественно-исторического опыта.

Личностно-ориентированное обучение тесно связано с проблемой соотношения обучения и развития.

Учебный процесс должен строится исходя из задачи развития школьников, а не ориентироваться исключительно на усвоение знаний и эмоций.

Согласно Л.С. Выготскому, обучение идёт впереди развития, опирается на достигнутый уровень развития. Обучение, которое ориентировано только на усвоение знаний и умений, не может принести высокого результата в развитии школьника. Именно поэтому необходимо специально продумывать организацию обучения, имея в виду задачу развития.

Ещё один важный психологический принцип – единство сознания и деятельности. Главными результатами обучения географии являются умения: ориентироваться в пространстве, читать карты, составлять географические описания и характеристики различных территорий, оценивать и прогнозировать изменения природных объектов.

Ещё одно важное положение психологии – стимулирование умственного развития обучающегося посредством опоры на их интеллектуальные возможности. Группа психологов под руководством Н.А. Менчинского и Д.Н. Богоявленского обращает внимание на механизм усвоения знаний и умений и совершенствование на этой основе методов обучения. Было доказано, что обучающиеся овладевают приёмами учебной работы, если знают способ деятельности, т.е. могут рассказать какие действия и в какой последовательности надо выполнять для решения той или иной учебной задачи. Например, могут объяснить, как надо составлять описания или характеристики географического положения территории, природного комплекса.

Психологи В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин полагают. Что основной путь интеллектуального развития школьников связан с особым построением структуры учебных курсов. Был выдвинут принцип содержательного обобщения. Наиболее последовательно этот принцип реализован в курсе географии материков и океанов (7 класс).

В методике обучения географии находят отражение основные психологические модели процесса обучения – активизирующая, формирующая и развивающая. Основная цель активизирующей модели: повышение уровня познавательной активности школьников. Средством реализации этой цели служит проблемный подход.

Основная цель формирующей модели: посредством поэтапного обучения умственным действиям развивать познавательную деятельность школьников. Основа этой модели – чёткое разделение познавательной деятельности на отдельные этапы.

Цель развивающей модели обучения – формирование психологических новообразований посредством организации учебной деятельности как особой активности обучающегося, направленной на преобразование самого себя.

Таким образом, для наиболее эффективного обучения географии необходимы знания современных дидактических и психологических теорий, которые помогают учителю понять пути совершенствования учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль наглядности в оптимизации процесса обучения географии России в 8 классе»

Принцип оптимизации обучения ориентирует учителей на творческое отношение к делу, на системный конкретный подход к методам обучения и соблюдению категории меры в педагогической деятельности. Под оптим...

Статья "Роль психолога и классного руководителя в изучении и становлении личности ребенка"

Найти подход к каждому ребенку – это непростая задача для каждого классного руководителя. В этом деле большую помощь могут оказать школьные психологи.  В нашей школе накоплен достаточный опыт по ...

Роль психолога в психологическом здоровье детей

Какова роль психолога в психологичскрм здоровье детей?...

Роль учебно-познавательных маршрутов в процессе обучения географии для среднего школьного звена.

Роль учебно-познавательных маршрутов в процессе обучения географии для среднего школьного звена...

Роль психолога в системе оценивания в соответствии с ФГОС НОО

В разработке содержатся результаты мониторингов учащихся в оценке личностных достижений...

статья "Роль логических опорных конспектов в обучении географии"

В статье показывается значимая роль логических опорных конспектов в обучении географии с применением компьютерных технологий, которая способствует наиболее осмысленному усвоению понятий, формирован...

Роль практических работ в обучении географии слабовидящих детей

Учитывая рекомендации для проведения практических работ в школе слабовидящих  были определены подходы к решению нормализации учебной нагрузки обучающихся на уроках географии в коррекционном учреж...