Роль практических работ в обучении географии слабовидящих детей
статья по географии

Некрасова Надежда Николаевна

Учитывая рекомендации для проведения практических работ в школе слабовидящих  были определены подходы к решению нормализации учебной нагрузки обучающихся на уроках географии в коррекционном учреждении для слабовидящих. В результате работы были выявлены количественные показатели по каждому курсу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_statya.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

          Роль практических работ в обучении географии слабовидящих детей.

Некрасова Надежда Николаевна, учитель географии, высшая категория,

ГБОУ СО «ЕШИ №10»

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.

Учитывая рекомендации для проведения практических работ в школе слабовидящих  были определены подходы к решению нормализации учебной нагрузки обучающихся на уроках географии в коррекционном учреждении для слабовидящих. В результате работы были выявлены количественные показатели по каждому курсу. Учителю предоставляется право корректировать систему практических работ, отраженных в вариантах программ по предмету, учитывая конкретные условия класса, отдельных обучающихся, разрабатывается система работ, ориентированная на выполнение стандарта. Поэтому определен перечень и количество итоговых практических работ по каждому курсу обучения согласно требованиям стандарта.

               Примерные количественные показатели учебной нагрузки.

Класс

(часы)

Оцениваемые практ. работы

Географические

        Названия

Географические

    Понятия

Всего

У нас

В четверть

6(35)

7(35)

8 (68)

9-10 (68)

11-12 (35)      

 16-17

    9

    14

    15

    14

     

   12

   10

    9

    11

    7

    3

   2-3

   2–3

   3-4

     4

  70

  165

  170

  156

  214                  

  66

  222

>500

  237

 >500

        204

        138

         95

         83

         100  

 

             С целью нормализации учебной нагрузки, учитывая особенности слабовидящих, внесены коррективы в практическую часть по всем курсам географии (смотри таблицу выше).

Организация учебной деятельности, направленной на применение усвоенных географических знаний осуществляется при проведении практической работы, в ходе которой происходит тесное взаимодействие знаниевого  компонента с  операциональным,  проявляющимся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер школьников. Именно поэтому применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий.

 Для осуществления принципов деятельностного подхода в обучении  географии нами был разработан дидактический комплекс практических работ с учетом особенностей  познавательной деятельности слабовидящих обучающихся.

  Формирование умений обеспечивается системой практических работ.

Практикум способствовал формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к природе.  Организация практических работ обеспечивала развитие мышления  обучающихся, что особенно актуально для слабовидящих детей, так как дефекты зрения тормозят процессы мышления. В процессе проведения практических работ  актуализируются  умения обучающихся производить такие мыслительные операции, как синтез, анализ, сравнения,  обобщения. Такие работы предупреждают преждевременное переутомление, выполняются с желанием и интересом. При составлении практических работ учитывалось разнообразие заданий – умственные операции (задания на сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей); этапы урока (задания в процессе изучения нового, закрепление, учет знаний). Система заданий строилась на основе содержания курса и источников географических знаний. Все это имеет коррекционно-воспитательное значение.

В дидактическом комплексе разработаны практические работы 4 видов.

1. Обучающие – выполняются вместе с учителем или под его руководством, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий обучающимися.

2. Тренировочные –  выполнение по образцу,  в сходной  учебной ситуации,       нацелены на отработку и совершенствование умений.

3. Итоговые – оценочные (обязательный минимум). Эти работы предназначены для проверки овладения теми или иными умениями. Они выполняют контролирующую функцию. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условия, сходные с обучающими и тренировочными работами или новыми условиями.

4. Творческие работы – ориентированы на развитие воссоздающего воображения, на творческий подход к решению нестандартных ситуаций.

       В основе планирования заданий творческих работ учитывался принцип развития межанализаторных связей, когда включаются несколько анализаторов. Такие задания стимулируют работу различных функций, способствуя установлению межанализаторных связей, повышая уровень рефлексии ученика (см. Приложения).

При этом учитывался уровневый характер заданий, это давало возможность осуществить индивидуализацию и дифференциацию, что особенно актуально в рамках современной образовательной политики, особенно деятельностно-коммуникативной составляющей. Анализ результатов практических работ  позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям, управлять познавательной деятельностью слабовидящих, диагностировать затруднения при их выполнении (пример практической  о часовых поясах).

      При выполнении некоторых практических работ у обучающихся формируется умение использовать сразу несколько карт, сопоставляя их, как бы накладывая одну на другую с целью характеристики форм рельефа, климата, почв и растительности какой либо территории. Сформированность данного умения показывает подготовленность обучающихся к самостоятельной работе, к выполнению разнообразных заданий творческого характера, требующих умения осуществлять самостоятельный поиск знаний, отбора необходимых источников информации. Параллельно этот метод дает широкие возможности для  формирования компетентности и развития речевых умений. Например, в работе для 7 класса «Составление по картам и другим источникам географических знаний комплексного описания одной из стран Евразии». Работа может быть выполнена в виде географического сочинения. Даю ребятам примерный план комплексного описания страны:

  1. Название страны и ее столица.
  2. Особенности географического положения

  а) в какой части материка находится  (или занимает островное положение);

  б) с какими государствами граничит (сухопутные или морские границы);

  в) отношение к крупным рекам, морям, океанам.

  1. Особенности природных условий:

     а) рельеф, климат, внутренние воды;

б) природные зоны;

  1. Население, особенности его быта:

 а) численность и состав населения, примерная плотность;

                  б)  основной род занятий и особенности быта (жилища, традиции и т.д.).

Это давало возможность определить уровень сформированности  умения строить развернутое письменное высказывание по теме, отбирать информацию с карт, умения комплексно использовать различные источники географических знаний, выстраивать рассуждения в логической последовательности.

План характеристики – это алгоритм, это традиционный порядок работы над описанием территории. Но не сразу удавалось написать эту работу. Вначале я давала характеристику, затем писали самостоятельно, по плану. Потом читали вслух, и каждый добавлял что-то свое. Самые удачные характеристики  объектов  компоновались и получали в итоге коллективную характеристику. При зачитывании работ каждый слышал, какой вклад он внес в общую деятельность и смог адекватно оценить себя.

Второй вариант выполнения данной работы: в сравнении двух различных стран  Евразии с целью выявления основных отличий в природе, населении, хозяйстве. Берем страны, наиболее отличающиеся между собой по всем основным пунктам примерного плана. Для сравнения берем одну страну из Западной Европы, а другую из Юго-Восточной Азии, в частности Францию и Индию. Результаты, полученные обучающимися в процессе самостоятельной работы с атласом, текстом учебника обобщаются в форме таблицы:  

План сравнения особенностей природы, населения, хозяйства.

              Страны

Франция

Индия

1. Географическое положение

2.Природные условия

3.Население

4.Хозяйство

Выводы об отличиях в природе, населении, хозяйстве стран:

Ребята сами могли определить, какой вариант работы им выбрать.

В особую группу можно выделить практические работы, формирующие умения выявлять причинно-следственные связи между отдельными компонентами природного комплекса.

Задания практических работ можно разделить на две группы: те, которые формируют умения работать с диаграммами, таблицами, экономическими картами, составлять картосхемы; и те, которые формируют умения составлять характеристики ЭГХ разного уровня.

Однако целенаправленное и планомерное формирование умений школьников невозможно без учета содержания практической составляющей.

  При выполнении практических работ формируются  предметные и метапредметные умения и навыки, но это не конечная цель, а  лишь средство, дающее возможность  развивать творческие способности  слабовидящего ребенка.

Список литературы:

  1. Липухин  Д.Н.  Викулова Н.П. Методические рекомендации по проведению практических работ в курсе «География России» Екатеринбург,1994
  2. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии(6-10 классы). М.: Просвещение,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя-дефектолога в обучении и развитии детей с ОВЗ

Раскрываются основные направления работы дефектолога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Приглашение в театральную гостиную, или роль театрализации в развитии слепых и слабовидящих детей.

Эта работа представляет собой обобщение опыта по организации и проведению так называемой театральной гостиной в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Надеюсь, что она кому-то будет полезна....

Практическая работа № 1 по географии, 8 класс ( по программе А.И. Алексеева "География России. Природа и население")

Автор-составитель -  Ольга Викторовна  Колембекова, учитель географии высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ...

Роль практических работ и организация учебной деятельности студентов на уроках географии в СПО

Рабочая программа по географии для первого курса СПО завершает формирование у студентов представлений о географической  картине мира, которая опирается на понимание взаимосвязей общества и природ...

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...

Практическая работа по номенклатуре географии России_география 8 класс

Практическая работа по номенклатуре географии России_география 8 класс. Задание выдается заранее, объекты учащиеся отмечают  в контурных картах, на зачёте проверяется знание подчёркнутых объектов...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения географии слабовидящих детей

 Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск школьных ...