статья "Роль логических опорных конспектов в обучении географии"
статья по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_logicheskih_opornyh_konspektov_v_obuchenii.docx | 201.14 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ЛОГИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
О.А. Жамбалова
ГОУ лицей-интернат №61 для одаренных детей, г. Улан-Удэ
Тенденция гумманизации современного географического образования сопровождается усилением внимания к такой важной познавательной функции, как понимание. Понимание означает постижение истинного многозначного смысла географических понятий, что определяет многообразие путей их формирования.
Сложный процесс формирования географических понятий облегчается с помощью такой учебной технологии, как логические опорные конспекты с использованием компьютера. При составлении логических опорных конспектов (ЛОК) используются идеи В.Ф. Шаталова, А.Ф. Шатных, а также учтен собственный практический опыт. В основу разработок положены смысловые блоки, которые отражают логику изучаемого материала и позволяют сосредоточить внимание учащихся на главных вопросах курса. Применение в обучении опорных конспектов способствует развитию памяти, логического мышления, анализа, синтеза, формированию умений и навыков в работе учеников с различными источниками знаний как по географии, так и по другим предметам.
Как показывают опросы, проведенные среди учащихся УП-Х классов, материал, оформленный в виде ЛОК, запоминается ими более осмысленно. Таким образом, ЛОК создают четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний, разбираться в его построении, выделять главное, показывает взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции и содержанием последующих занятий и обеспечивает осмысление и усвоение учащимися основного материала на уроке. Обучение с применением опорных конспектов позволяет четко структурировать уроки, используя поэтапное закрепление пройденного материала.
Избранный подход требует представлять содержание каждой лекции в виде системы взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов знаний. Поэтому особое внимание уделяется отбору содержания (приложения 1,2).
Создание оптимального ЛОК еще недостаточно для системного понимания и продуктивного усвоения изучаемого материала. Результат в большой мере зависит от того, как изложить отраженный в ЛОК материал учащимся, как включить конспект в процесс изучения темы урока.
• Опорный конспект целесообразно применять с помощью компьютера и проектора на
интерактивной доске синхронно с изложением содержания, что способствует лучшему зрительному восприятию материала.
По мере объяснения учащиеся фиксируют ЛОК в своей рабочей тетради.
Фиксирование ЛОК учащимися осуществляется параллельно показу опорных сигналов учителем на экране.
Составляя ЛОК в ходе изложения содержания лекции, акцентируется внимание школьников на главных понятиях, процессах.
Как показывает личный опыт, представление учащимся сразу всего конспекта в начале лекции нецелесообразно, поэтому на уроках лучше применять компьютерные технологии с использованием программы РОWER РOINТ. Она проста в освоении и дает все самые необходимые возможности для показа и элементарного графического построения.
Используя эту программу, учитель в определенной последовательности показывает элементы ЛОК. Заканчивая объяснение нового материала, на доске отображается весь опорный конспект. Таким образом, мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к географии.
В заключительной части лекции проводится краткое повторение и обобщение учебного материала на основе ЛОК. Конспект лекции можно использовать на последующих занятиях при выполнении сравнительного анализа или при решении проблемных вопросов.
В системе обучения при применении опорного конспекта прослеживается принцип развивающего обучения от простого механического воспроизведения содержания опорного конспекта до выполнения индивидуальных или творческих работ.
Творческий подход при выполнении работ по конспектированию заключается в том, что, сохраняя общие требования по построению типовых опорных конспектов ученики могут по своему усмотрению изменять расположение блоков опорных конспектов, их контуры, расширить их содержание фактами или примерами из дополнительной литературы, применять собственные опорные сигналы или условные обозначения при том условии, если они «читаемы» или понятны по содержанию.
Использование ЛОК в учебном процессе оптимизирует и самоподготовку учащихся. Получив домашнее задание (выучить материал по конспекту в тетради и проработать текст учебника в соответствии ЛОК в рабочих тетрадях или в электронном варианте), учащиеся могут самостоятельно подобрать информацию из текста учебника или дополнительной литературы. Разнообразные формы применения ЛОК обладают большими развивающими возможностями. Интерес и активность учащихся вызывает такая форма работы, как самостоятельная разработка ЛОК (приложение 3).
Этот вид учебной деятельности способствует развитию критичности, системности, конвергентности мышления, самостоятельности, творческих способностей; обеспечивает самостоятельность. После самостоятельной работы необходимо имеете обсудить полученные варианты, указав ни достоинство и недостатки составленного ЛОК.
К концу учебною года рабочая тетрадь по географии становится основой при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, контрольным работам, тестированию, так как в ней содержится главный теоретический материал курса в краткой, упорядоченной и наглядной форме.
Таким образом, роль логических опорных конспектов в обучении географии с применением компьютерных технологий значима и способствует наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации, а также предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы и самоконтроля.
Приложение 1
Приложение 2
Типы климатов России
Приложение 3
Роль климатообразующих факторов (КФ)в формировании климата Африки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логических опорных конспектов на уроках географии в 9-м классе
При обучении учащихся экономической и социальной географии России сталкиваешься с такими трудностями как отсутствие новых учебников, статистических материалов по данному курсу...
Для педагогов и студентов по составлению и работе с логическими опорными конспектами на уроках географии
Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной и аудиторной работы студентов по составлению логических опорных схем и конспектов (ЛОС и ЛОК)....
Опорные конспекты в обучении географии
Опорные конспекты как средство обучения. Использование ОК на уроках....
Использование логических опорных конспектов в курсе географии 10-11 классов
Логический опорный конспект- это компактное графическое отображение основного учебного материала темы с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем..........
Логический опорный конспект по теме "Центральная Россия" (география, 9 класс).
Логический опорный конспект по теме "Центральная Россия" (география, 9 класс) используется для заполнения детьми на уроках: "Общие сведения", "Население, ПР, хозяйство"....
Логический опорный конспект по теме "Европейский Юг" (география, 9 класс).
Логический опорный конспект по теме "Европейский Юг" (география, 9 класс) используется для заполнения детьми на уроках: "Общие сведения", "Население, ПР, хозяйство"....
Логический опорный конспект по теме "Урал" (география, 9 класс).
Логический опорный конспект по теме "Урал" (география, 9 класс) используется для заполнения детьми на уроках: "Общие сведения", "Население, ПР, хозяйство"....