Развитие функциональной грамотности на уроках математики.
статья

Сидорова Оксана Владимировна

В статье приведены примеры заданий на формирование математической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_matematicheskaya_gramotnost.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности на уроках математики.

Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся.

Под  математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.

Математическая грамотность – это способность человека высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

     Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.

    Задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников,  имеют  четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает  владение учащимися приемами деятельности прикладного характера.
    Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, развить способности самостоятельной познавательной деятельности, приобрести уверенность в своих силах.

Задания на развитие функциональной грамотности включают в себя:

 1. Таблицы, графики, газетные статьи и т.д:

На графике точками отмечена цена тонны меди на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 3 по 18 марта 2013 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена тонны меди в евро. Когда было выгодно совершить покупку меди?

hello_html_m292ce6c0.png

A) 3 марта B) 13 марта C) 5 марта D) 4 марта E) 18 марта

2. Практико-ориентированные задания

Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

3. Задания на соответствие

Установите соответствие между числом и его записью в стандартном виде:

  1. 0,0019   2)  1900   3) 0,19

А) 19 * 10²   Б) 1,9 * 10   В) 1,9 * 10³   Г) 1,9 * 10

4. Задания с выбором нескольких правильных ответов:

 График функции   у= -3х² + х -2 проходит через точку…

А)(0;0)  B) (1;4)  C) (-1;4)  D (0;2) E) (-6;-1)  Н) (-1;-6)

Проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики:

  1. Затруднения, связанные с продуктивным чтением. Невнимательность к прочтению, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.  
  2.  Как сформулировать  (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями.

     Понимая проблему, большинство педагогов включают в свой урок практико-ориентированные задания, описывающие реальные проблемы:

- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;

- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;

- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.

- наука – работа с формулами из различных областей знаний.

Практическая работа.

  1. Измерьте площадь одной страницы учебника.
  2. Какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один учебник?
  3. Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько квадратных километров бумаги израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника.

Для производства 1000м2

бумаги требуется вырубить

лес с 25 ар

Задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Развитие функциональной грамотности на уроках математики.Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информацио...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Гла...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Гла...

"Развитие функциональной грамотности на уроках математики с применением группового метода"

Развитие  функциональной грамотности  с  применением  группового  метода...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

В статье предлагаются идеи создания мини-проектов для работы в группах по ФГ на уроках математики...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

В презенттации представлен краткий материал по теме "Развитие функциональной грамотности на уроках математики"...