Развитие функциональной грамотности на уроках математики.
статья
В статье приведены примеры заданий на формирование математической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_matematicheskaya_gramotnost.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие функциональной грамотности на уроках математики.
Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся.
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.
Математическая грамотность – это способность человека высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.
Задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, имеют четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности прикладного характера.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, развить способности самостоятельной познавательной деятельности, приобрести уверенность в своих силах.
Задания на развитие функциональной грамотности включают в себя:
1. Таблицы, графики, газетные статьи и т.д:
На графике точками отмечена цена тонны меди на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 3 по 18 марта 2013 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена тонны меди в евро. Когда было выгодно совершить покупку меди?
A) 3 марта B) 13 марта C) 5 марта D) 4 марта E) 18 марта
2. Практико-ориентированные задания
Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
3. Задания на соответствие
Установите соответствие между числом и его записью в стандартном виде:
- 0,0019 2) 1900 3) 0,19
А) 19 * 10² Б) 1,9 * 10 В) 1,9 * 10³ Г) 1,9 * 10
4. Задания с выбором нескольких правильных ответов:
График функции у= -3х² + х -2 проходит через точку…
А)(0;0) B) (1;4) C) (-1;4) D (0;2) E) (-6;-1) Н) (-1;-6)
Проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики:
- Затруднения, связанные с продуктивным чтением. Невнимательность к прочтению, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.
- Как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями.
Понимая проблему, большинство педагогов включают в свой урок практико-ориентированные задания, описывающие реальные проблемы:
- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
- наука – работа с формулами из различных областей знаний.
Практическая работа.
- Измерьте площадь одной страницы учебника.
- Какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один учебник?
- Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько квадратных километров бумаги израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника.
Для производства 1000м2
бумаги требуется вырубить
лес с 25 ар
Задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Развитие функциональной грамотности на уроках математики.Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информацио...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Гла...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Гла...
"Развитие функциональной грамотности на уроках математики с применением группового метода"
Развитие функциональной грамотности с применением группового метода...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
В статье предлагаются идеи создания мини-проектов для работы в группах по ФГ на уроках математики...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
В презенттации представлен краткий материал по теме "Развитие функциональной грамотности на уроках математики"...