"Развитие функциональной грамотности на уроках математики с применением группового метода"
методическая разработка по математике (6, 7, 8 класс)

Развитие  функциональной грамотности  с  применением  группового  метода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  функциональной грамотности

 на  уроках  математики

с применением     группового    метода

Проведение итоговой аттестации в форме ЕГЭ потребовало от учителя математики найти такие технологии в преподавании предмета, используя которые можно было бы научить учащихся быть свободными в выборе оптимального решения математической задачи. На мой взгляд, это  формирование  функциональной грамотности:

-обучение на высоком уровне трудности;

-прохождение тем программы достаточно быстрым темпом;

-ведущая роль теоретических знаний;

-осмысление процесса обучения; формирование положительной мотивации к учебе (педагогика успеха).

-развитие всех учащихся, учитывая, что у каждого из них свой предел возможностей (4 уровня сложности заданий).

Развитие функциональной грамотности - это обучение, которое непосредственно ориентировано на закономерности развития личности. Это обучение, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ученика как личность, живущую сегодня, и создает максимум благоприятных условий для ее развития, субъекта». В ходе применения функциональной грамотности происходит стимулирование познавательной деятельности, активизация процессов самопознания, саморазвития, самообразования.

Основным элементом образовательного процесса был и остается урок. Необходимо, чтобы на уроке дети вели самостоятельный поиск решений задач и примеров. Поэтому, объяснение нового материала часто начинаю с задачи (создание проблемной ситуации), в ходе решения которой учащиеся сами приходят к необходимому выводу. На уроках применяю коллективную и групповую формы деятельности учащихся. Коллективная работа на уроках осуществляется, как правило, в виде дискуссии и коллективного поиска способов решения. Так, при составлении математической модели задачи учащиеся самостоятельно обнаруживают связь между элементами задачи и составляют уравнение, приводящее к решению. Учебная деятельность ученика на уроках включает в себя целеполагание, планирование, реализацию цели, анализ результатов, что способствует формированию у ученика общеучебных умений и навыков, способствует развитию функциональной грамотности . В результате - развивается мышление учащихся, дети вовлекаются в общий путь.Для проведения уроков с применением  этого метода необходимо:

.Создание ситуации успеха для каждого ребенка,

.Самостоятельный поиск учащимися решений и ответов      ;

.    Разноуровневость заданий и требований.

Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

 воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

 Ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным; ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше; сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам; учёт результатов деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок. Принципы не меняются для разных классов, а вот формы обучения меняются.

Групповая форма обучения эффективна в классах с большой наполняемостью

.Каковы признаки групповой работы?

Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:

- на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

- состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

- каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;

- учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.

Каковы “плюсы” групповой формы работы?

Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств.

Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников.

Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?

Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

Безусловно, нет. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении. И, наконец, немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в средних классах имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха “пока другие решают”

Групповая работа тесно и неразрывно связана с фронтальной индивидуальной работой. В то же время она способствует повышению их эффективности. Такая форма организации урока повышает интерес учащихся к работе, уровень их работоспособности, формирует трудолюбие, приучает ценить время, рационально его использовать.

Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их согласованная деятельность. С учителем при групповой работе прямого контакта нет, он включается в работу отдельных групп лишь в случае необходимости. Руководящая роль учителя осуществляется через устное или письменное руководство, которое дается до начала групповой работы. В тех случаях, когда учитель включается в работу группы, общение с учителем может быть наиболее личностным (так как 5-6 учащихся), чем при фронтальной работе. При ней не увидишь скучающих учеников, которым нечего делать на уроке.

В своей работе я часто использую групповую форму работы.

Комплектование групп. Класс разбивается на 5-6 групп (по 5-6 учащихся в каждой), с учетом психологической совместимости. В каждую группу входят учащиеся с разными учебными возможностями (например: два сильных ученика, два средних, два слабых), из числа которых назначается руководитель группы, при этом учитывается согласие других учеников. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся.

Руководитель должен выполнять функции организатора, распределителя работ, «генератора» идей Руководителем группы обычно выбирался ученик, который хорошо разбирался в математике, имел способности и желание помочь товарищу. Группы имеют порядковые номера.

Как организовать работу группы?

Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко формулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся

Групповая работа на уроке. Урок начинается обычно с фронтальной работы,в ходе которой решаются задачи: устный счет, активизация, постановка заданий, инструктаж по их выполнению. Задания могут быть разными, но в рамках общей темы. Групповая форма позволяет на одном уроке обсуждать большое количество задач на одну и ту же тему. Затем внутри каждой группы проходит обсуждение задачи, обсуждение разных подходов ихвыполнению; повторение изученных теорем, определений, формул; исследование результатов.

Какие задания можно предложить для групповой работы?

Это могут быть задачи с недоопределённым условием, не имеющие решения, имеющие несколько ответов, с лишними данными. Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания. Их ценность в том, часть заданий предусматривает выполнение интересных, связанных с изучаемым материалом опытов, которые затем учащимся всего класса показывают сами авторы.

Поскольку групповые формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причём независимо от

Оценивание работы. При этом учитель, задавая дополнительные вопросы, предварительно выясняет, насколько глубоко каждая группа усвоила данный материал. Кроме того, в группе руководитель (назначенный из числа учащихся) оценивает работу каждого, его участие в обсуждении задачи, знание теории. Учащиеся взаимно оценивают друг друга. Оценивают работу руководителя. Итак, в оценочном листе ставится каждому оценка через дробь, в числителе которой оценки руководителя в знаменателе самооценка. При выставлении оценок в журнал учитываю ответы учащихся на поставленные вопросы при обсуждении отчета группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников

Таким образом, при групповой работе учебная деятельность каждого ученика не превращается в анонимную, обезличенную, но напротив ответственность каждого отдельного ученика возрастает. Он ответственен перед членами своей группы и отчитывается индивидуально перед учителем.

Поведение учителя во время групповой работы

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

1. он может контролировать,

2. организовывать,

3. оценивать работу учеников,

4. участвовать в работе группы или

5. предлагать участникам разные варианты решений,

6. выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

· сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

· воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

· уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

· исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

· оказывать давление на участников или мешать им, высказываться.

· нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

· нельзя давать слишком категоричных оценок — они действуют на участников подавляюще;

· и не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

Анализ полученных нами результатов позволяет добавить к этому списку еще одно не:

· не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах..

Что же дает такая форма учебной деятельности?

В первую очередь (и это сразу же выражается в оценках) повышается качество знаний учащихся. Материал усваивается сознательно каждым учащимся. Ведь при такой организации урока обмен мнениями идет свободно, ученики учатся на примере рассуждения одноклассников и анализе их ошибок, в атмосфере взаимной заинтересованности в результатах труда ,нередко в процессе общения снимаются отрицательные эмоциональные барьеры. Можно подглядывать в чужую тетрадь, сразу же спросить о неясном. Так как общение идет сравным себе по положению, то оно демократично; опрос, если можно так назвать доверительные беседы-дискуссии, идет не ради оценки, а для того, чтобы развить навыки решения задач и усвоить материал. Отвечают все, роли активного ученика и пассивного все время меняется.

Поэтому такие уроки несут не только и, может быть ,не столько обучающую, сколько воспитывающую функцию. Такая форма работы на уроке учит ребят сотрудничать, преодолевать конфликты, напряженность в отношениях между людьми в процессе решения общей задачи. Учащиеся растут коллективистами. Развивающая взаимопомощь располагает к тому, что слабые подтягиваются, сильные помогают, ответственность за результаты становится общей, повышается интерес к предмету. Происходит самоутверждение личности. Слабый ученик, который обычно на виду у всего класса стесняется сказать невпопад, на таких занятиях и говорит, и спорит, отстаивая свое мнение, не стесняется спросить у соседа непонятное, воспитывает уверенность в себе. У сильных учащихся развивается самостоятельность мышления, они ищут нестандартные приемы решения, используют ранее полученные знания, помогают другим догадаться, выбрать наиболее рациональное решение на ряда возможных, в то же время учатся руководить...

Совместная работа в группе сближает учеников, улучшает их взаимоотношения. Моим ученикам нравится работать в группе, об этом я могу судить по их просьбам «Давайте, сегодня сядем по группам!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Коммуникативный метод – средство обучения говорению Исходные положения и понятия коммуникативного метода.

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Метод критического мышления и метод эмпатии

Методытехнологии развития критического мышленияи метод эмпатии(эвристический метод)...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...