Методическая система работы учителя английского языка (из опыта работы)
статья

Жирова Цаган Викторовна

" Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов" из Национальной образовательной инициативы " Наша новая школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 59.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Приютненский лицей имени И.Г. Карпенко»

Приютненский район Республитка Калмыкия

Методическая система работы

учителя английского языка

первой квалификационной категории

Жировой Цаган Викторовны


" Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов" из Национальной образовательной инициативы " Наша новая школа".

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”. Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность; независимо от того, здоров ребенок или у него есть отклонения в развитии.

В Законе «Об образовании в РФ» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование.

Главный импульс инклюзивному образованию был дан в 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проходившей в Испании. 10 июня там была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех».

ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.

Закон РФ об образовании закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников.

Концепцией модернизации российского образования до 2010 года определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приоритетным является изменение общественного сознания, изменение отношения общества к таким людям, а также изменение парадигмы специального образования: концепция «социальной полезности» заменяется концепцией самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования детей с ограниченными возможностями здоровья. Отправной точкой модернизации специального (коррекционного) образования является ориентация на нормально развивающихся детей (как бы они не развивались). Основоположником этой идеи является Л.С. Выготский.

На сегодняшний день не все школы могут создать специальные условия для обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе обучаются и обучались дети с особыми образовательными потребностями. Школа является муниципальной базовой площадкой по инклюзивному образованию. Наша образовательная организация получила необходимое оборудование для создания специальных условий: ноутбуки, цифровые фотоаппараты, принтеры, электронные микроскопы, оборудована комната психологической разгрузки, установлена кнопка вызова, подъемник для колясочников. Материально-техническая база школы позволяет организовать учебный процесс для детей с ОВЗ.

Возникает вопрос: как мне создать условия для успешного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями? Можно ли использовать принципы инклюзивного образования при работе с нормативными детьми? Не помешает ли это развитию нормативных детей?

Проблема: какие формы и методы работы эффективны при работе в классе, в котором совместно обучаются здоровые дети и дети с особыми образовательными потребностями?

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека.

Целью современного образования провозглашена гуманизация школьных отношений, гуманитаризация образования и развитие личности в обучении. Разрабатываются различные системы личностно-ориентированного образования (И.С.Якиманская, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, Э.Н.Гусинский) в зависимости от тех или иных представлений о личности. Гуманизацию связываю в первую очередь с созданием психологического комфорта. Психологический комфорт для детей с особыми образовательными потребностями очень важен, так как у них наблюдается комплекс «инаковости». Этот комплекс поможет разрешить компенсация.

Главная идея – идея компенсации была предложена Л.С. Выготским. При этом Выготский предлагал компенсировать не дефекты развития, а их социальные последствия. Для меня, как для учителя, социальные последствия видятся в ограниченности общения. Поэтому я идею компенсации решила реализовать через разнообразные формы общения. Потребность в общении заложена природой  человека. Это и средства, и возможность самореализации. Мною используются формы работы, при которых ученик в течение урока может пообщаться с группой учеников, фактически с целым классом, когда используются технологии перемешанный класс (СТЁЗЕ КЛАСС, сингапурские образовательные технологии).

Для успешности ребенка применяю папку-подсказку, личные контакты, кейсы, позитивную технологию оценивания.

Мой опыт может применяться в педагогических коллективах, где сформировано позитивное отношение к инклюзивному образованию или в любых школах, где есть часто болеющие дети и дети с так называемыми психосоматическими заболеваниями (астма, язва желудка, псориаз и другие).

Успешность реализации моей методической системы основана на диагностике показателей здоровья, учебных достижений, диагностике психологического комфорта, которые выявляют положительную динамику. Школа в течение 3 лет входила в «сотку» лучших школ РФ по результатам рейтинга “British Bulldog”. Дети данного класса успешно участвуют во всех районных и республиканских мероприятиях.


Основная часть.

Цель моей методической системы: отработка принципов инклюзивного образования в отношении ко всем детям (не только к детям с особыми образовательными потребностями); создание особых условий для каждого ребенка, имеющего различные образовательные потребности.

Методический стиль основывается на использовании методов: работа с папкой-подсказкой и кейсом, видеометод, игровые методики, ситуационный метод, упражнения, демонстрация. Данный комплекс методов эффективен для реализации принципов изложенных ниже и природосообразен и связан с катамнезом больных детей. Основной симптом ДЦП - двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности, в одной половине тела, так и в обеих. В целом при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Такие дети ранимы, впечатлительны, имеют эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены невозможностью осуществлять продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Поэтому большое значение приобретает педагогическое общение и общение со сверстниками.

Формы организации работы, используемые в моей системе, нацелены на развитие общения. Это и групповые, и индивидуальные формы, которые включают в себя создание ситуации успеха. Я считаю нецелесообразной фронтальную форму работу с детьми, страдающими ДЦП. Ребенка с ДЦП надо готовить к ответу, давая ему установку на ответ заранее.

Методическая система может быть реализована через важный компонент. Материально-технический компонент включает в себя диагностический, дидактический материал, предметно-пространственную среду. Для развития предметно-пространственной среды использую аудиовизуальный художественный ряд. Применяю музыкальные фрагменты, слайды. Это снимает тревожность, рождает уверенность, повышает активность школьников на уроке.

В основе моей системы работы лежат следующие принципы.

Принцип наглядности.

Наглядность – это специально организованный показ языкового материала и его употребления в речи, с целью оказания помощи учащимся осознать этот материал. Что касаемо иностранного языка - на первом место выходит языковая («слуховая») наглядность. В качестве слуховой наглядности использую аудиозаписи, видеоролики. Для визуальной наглядности применяю вспомогательные средства: сюжетные картины и их серии, предметы и действия с ними.

Принцип коммуникативной направленности

Важным условием реализации данного принципа является обучение через общение, в котором находят отражение такие параметры, как мотивированность, ситуативность, целенаправленность, информативность, функциональность, партнерский характер взаимодействия вступающих в общение и система используемых для этого речевых средств. Благодаря этому создаются условия общения, адекватные реальным, для этого организуются речевые ситуации. Основное место при этом могут занимать игровые ситуации, сингапурские образовательные структуры.

Принцип активности.

В обучении иностранным языкам принцип активности приобретает важную роль, поскольку овладение изучаемым языком возможно в том случае, если каждый обучающийся является активным участником процесса, если он вовлечен в речевую деятельность. Данный принцип интегрируется с принципом коммуникативной направленности и принципом инклюзивного образования: Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Его реализация осуществляется так же через речевые ситуации, игровые ситуации, сингапурские образовательные структуры.

Принцип организации дидактически-активного пространства на занятиях.

Этот принцип предполагает использование возможностей предметно-пространственной среды. Дети с ОВЗ нуждаются в особых условиях, способствующих развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Данный принцип будет способствовать развитию как нормативных детей, так и детей с ОВЗ. В качестве дидактических ресурсов мною активно используется интерактивная доска, проектор, кейсы.

Для организации дидактически-активного пространства на уроке я так же использую информационные технологии. Среди них - компьютерные презентации, обучающие игры, флешроллеры.

Это позволяет повысить мотивацию школьников, акцентировать их внимание, способствует снятию психологической нагрузки во время урока.

Принцип успешности (принцип инклюзивного образования). 

Все обучающиеся должны быть успешными. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе, особенно это важно для детей с особыми образовательными потребностями. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Принцип реализую через установление личных контактов: это может быть позитивная оценка, невербальный знак, бейджики-пожелания. Кроме этого принцип успешности основывается на дифференциации обучения.

Принципы личностно-ориентированного обучения эффективно сочетаются с принципами инклюзивного образования.


Особенности организации содержания обучения связываю с дифференциацией содержания. Дифференциацию содержания обеспечиваю через папку-подсказку или кейсы.

Для каждого урока, для каждой группы мною подготавливается папка – подсказка, куда я кладу словарь урока, образцы правильных ответов, алгоритмы действий, опорные схемы. Папкой может воспользоваться на разных этапах урока любой ребенок: слабоуспевающий ученик, ученик, пропустивший занятие, ребенок с ОВЗ. Эта папка способствует созданию ситуации успеха. Переживание ситуации успеха у обучающихся сопровождается:

повышением мотивации учения и развитием познавательных интересов, удовлетворением ученика учебной деятельностью;

стимулированием к высокой результативности труда;

корректировкой личностных особенностей таких, как тревожность, неуверенность, самооценка;

развитием инициативности, креативности, активности.

Вследствие чего в классе поддерживается благоприятный психологический климат.

При введении стандартов большое значение имеет формирование самооценки у ученика. Материал из папки может помочь в определении самооценки. Мне кажется, моя папка – подсказка способствует и дифференциации обучения. Есть объективные причины, по которым учебный материал может быть усвоен не всеми обучающимися, например, пропуски уроков по болезни. Выполняя одно и то же задание, каждый ученик, независимо от уровня усвоения им учебного материала, воспользовавшись данной папкой, будет успешен.

Папку можно использовать как кейс, содержащий информацию, необходимую для осуществления коммуникативных задач. За годы работы я систематизировала языковой материал по изучаемым темам по папкам - тематическим кейсам. Работа с тематическими кейсами позволяет расширить возможности урока, повысить его эффективность и коммуникативную направленность. Учащиеся используют тщательно отобранную и логически выстроенную информацию кейса, что является базой для овладения навыками разговорной речи. Тематический кейс предполагает использование коллективных форм взаимодействия, заданий творческого характера, увеличение объема самостоятельной работы.

К тому же если ребенок по каким-либо причинам отсутствовал при изучении темы, он может воспользоваться папкой-кейсом для ликвидации пробелов в знаниях.

Структурное построение каждого кейса

Часть 1. Систематизация языкового материала по данной теме. Отбор ресурсов по предложенной теме.

Часть 2. Совершенствование разговорных навыков:

беседа по тематическим вопросам в режиме “Учитель–Ученик” или “Ученик–Ученик”. Тренировочные упражнения для введения в данную тему;

обсуждение высказываний, пословиц и поговорок по данной теме;

монологическое высказывание по ситуации в течение 1 минуты – (организация “круглого стола”);

монологическое высказывание по проблеме (2-3 минуты);

игровая ситуация;

алгоритм подготовки флешроллера (диск-образец флешроллера по теме).

Часть 3 Совершенствование навыков письменных заданий:

необходимый лексический материал для выполнения заданий;

варианты заданий для написания письменного произведения;

опорные схемы, образцы правильных ответов, конструкций предложений;

алгоритм подготовки презентации по теме (образец презентации).


Особенности организации деятельности обучающихся способствуют развитию сотрудничества, создают комфортные условия для самореализации, общения. Ознакомившись с опытом Головенькиной А.Н., победителем российского конкурса «Учитель года -2014», установила, что ее организацию групповой работы и основной принцип «Позитивная взаимосвязь» я тоже практикую. Но при этом, регламентируя время, сначала даю возможность каждому ученику осмыслить вопрос, затем организую работу в паре, и уже после этого в группе. Для того чтобы дети ориентировались во времени, использую сигнальную карту. Восприятие времени у обучающихся с ОВЗ, в частности с ДЦП, искажено (это известный факт). Регламентация времени важна для стимулирования мотивации здоровых детей и коррекции восприятия для детей с ОВЗ. Сигнальная карточка выполняет две функции: сигнал к работе и предмет пространства. Это тоже является значимой деталью для детей с ОВЗ, поскольку у них деформировано восприятие пространства. Карточку я держу в правой руке. И у детей с ОВЗ возникает установка на «право» и «лево», что корректирует их восприятие пространства. При работе в группах использую предметы. Развиваю наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Это уровни, на которых успешны дети с особыми образовательными потребностями. Предметы стимулируют мотивацию и восприятие информации не только у детей с особыми образовательными потребностями, но и у здоровых детей.

Активному развитию общения может способствовать активное использование пространства. Год назад на педагогическом совете нам показали сингапурские образовательные структуры. Две структуры сейчас я активно практикую.

Структура СТЕЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Эти структуры дают возможность одному ребенку общаться с пятью -десятью учениками. Активное общение дает возможность повысить статус детей с особенностями развития. Поскольку у них иное восприятие мира, то очень часто такие дети дают интересные, неожиданные идеи и ответы.

При организации учебного процесса я использую методы и приемы для создания благоприятного психологического климата на уроках. В своей работе практикую методы: создание ситуации успеха, установление личного контакта, проведение физкультминуток, смена видов деятельности, индивидуальный подход, предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы, аудиовизуальный художественный ряд, элемент новизны, коллективные формы обучения, сочетание репродуктивных, проблемно-поисковых и творчески-воспроизводящих методов обучения, проектный метод обучения, диагностика эмоционального состояния.

Прозвенел звонок. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Кроме того, в начале урока использую самомассаж, упражнения для релаксации, упражнения на дыхание, для снятия тревожности. Кроме психологического словесного настроя, учитываю, какой это урок в расписании – после обеда или физкультуры, первый в понедельник или последний в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, "разбудить" или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе. Не менее важно снятие страха. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

Для детей с ДЦП, для успешной социализации, важное значение имеет установление личных контактов.

Гумилев определил разрушительное действие слова: «словом останавливали Солнце, словом разрушали города». Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Я практикую письма-сюрпризы. Например, в конце урока дети могут получить от меня послание в виде записки в бейджике. Зная семьи, интересы детей, пишу пожелания. Например, Ане желаю успешного выступления на соревнованиях, Денису – победы на лыжне, Карине – хорошей песни. Установление личных контактов поддерживает психологический комфорт, доверительные отношения между учителем и учениками. Записки стирают границы между здоровыми и детьми с особенностями развития. Это важно не только для детей, но и для родителей. Родители больных детей отличаются особой мнительностью, тревожностью. Они тоже ждут поддержку со стороны школы, педагога.


Заключение.

Практикуя сочетание принципов личностно-ориентированного обучения и принципов инклюзивного образования, пришла к выводу, что благодаря им создаются комфортные условия для обучения всех детей. При реализации моей системы могут возникнуть трудности субъективного характера, в первую очередь связанные с состоянием здоровья детей. ДЦП может быть с нарушением интеллекта и без нарушения интеллекта. Моя система была применена к детям без нарушений интеллекта. Психоэмоциональное состояние детей зависит от ситуации, от климата в коллективе. Работая с детьми, я пыталась исключать давление, создавала ситуацию выбора, ситуацию успеха. Важное значение при корректировке психоэмоционального состояния приобретает командная работа учитель-педагог-психолог - классный руководитель. Если командная работа будет не продуктивной, то усилия только одного специалиста не скомпенсируют  «инаковость» больных детей. Характериологические особенности личности больного ребенка приобретают значение либо проблемы, либо преимущества. Неустойчивый тип нервной системы ребенка потребует больше времени, дополнительной индивидуальной коррекционной работы.

Трудности, проблемы могут возникнуть в процессе реализации методической системы у педагога. Для устранения этих трудностей ему надо пройти курсовую подготовку по коррекционной педагогике.

В случае использования методической системы к детям с ДЦП важно, чтобы архитектура была доступной: расширенные дверные проемы, пандусы.

Перспективы.

Мне думается, что моя методическая система может корректироваться. Я продолжу работу над дифференциацией обучения. Возможно, буду применять коуч-технологии. Я прошла курсовую подготовку по дистанционному обучению, но активно его пока не применяю. Навыки организации дистанционного обучения могли бы способствовать развитию коуч-технологии и сделать полезной и эффективной работу собственного сайта. Известно, что дети с ДЦП очень привязаны к родителям и это в своей работе должен учесть педагог. Я, устанавливая личные контакты с учеником, привлекала к этому и родителей. Мне думается, что формы конструктивного взаимодействия с родителями можно развивать, разнообразить через привлечение их к подготовке тематических кейсов (профессии, семья, праздники, путешествия). При этих условиях я стану учителем школы для всех, и образование станет непрерывным и доступным для всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ – СООБЩЕСТВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональн...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданин...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданин...

Методическая система работы учителя английского языка

Описание системы работы учителя английского языка...

Эффективность применения информационно-коммуникативных технологий в системе работы учителя английского языка по развитию детской одаренности

Одной из приоритетных задач современного общества и концепции развития образования является работа с одаренными детьми. В своей работе  учитель делится опытом преподавания английского языка в гим...

Краткое описание системы работы учителя английского языка

Краткое описание системы работы учителя английского языка...

методическая система работа учителя русского языка и литературы

Методическая система работы учителя русского языка и литературы по теме: "Современные педагогические технологии в аспекте системно-деятельностного подхода в изучении русскогго языка и литературы...