Программа интеллектуального клуба Эрудит для 5-11 классов
элективный курс

АЮША ЛУБСАНОВИЧ БАЯРТУЕВ

Программа интеллектуального клуба Эрудит для 5-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_intellektualnogo_kluba_erudit_dlya_5-11_klassov.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАОУ Гимназия №33 г. Улан-Удэ

Согласовано:

Зам. директора по ВР

________Шведова Т.А.

«__»________2023 г.

Утверждаю:

Директор МАОУ Гимназия №33

_______Балданова Н.В.

«__»_______2023 г.

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛУБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР «ЭРУДИТ».

Руководители:

Шестаков А.А., Баяртуев А.Л.

г. Улан-Удэ 2023

Пояснительная Записка

1. Краткие сведения о коллективе.

Интеллектуальный клуб «Эрудит» при МАОУ Гимназия №33 ведет свою историю с 1996 г. За эти годы проделана немалая работа: сборные команды школы ежегодно участвуют в соревнованиях: Молодежный Кубок мира по игре «Что? Где? Когда?», конкурс «Знатоки», городские и республиканские турниры интеллектуальных игр «Эрудит», интеллектуальные игры «Эврика» для учащихся 5 – 8 классов.

Клуб «Эрудит» создан в целях выявления интеллектуально-одаренных детей и расширения их кругозора. Устав клуба гласит:

В школе проводятся соревнования по играм ЧГК, Брейн-ринг в двух группах: младшая – 5 – 7 классы, старшая – 8 – 11 классы. У ребят, посещающих клуб, формируется комбинаторное мышление. В процессе творческой коллективной деятельности развиваются способность к абстрагированию и способность выносить суждение и умозаключение.

Многие выпускники клуба продолжают играть в турнирах по интеллектуальным играм.

Актуальность программы

В 70-80-х годах XX века в Советском Союзе возник интерес к телевизионной игре «Что? Где? Когда?», на волне которого был создан спортивный вариант игры, дающий возможность проводить турниры с неограниченным количеством команд. Стали возникать интеллектуальные клубы, которые взяли на себя подготовку команд, организацию и проведение турниров, причём не только по игре «Что? Где? Когда?», но и по созданному клубами спортивному варианту «Своей игры» (впоследствии возникли и другие виды игр).

Интеллектуальные игры достаточно популярны среди подростков, и корни привлекательности игр можно найти в особенностях подросткового возраста: стремление к познанию мира, интерес к собственной личности, установка на расширение общения и выход его за рамки ученических дел, стремление к волевым напряжениям и к проверке себя, интеллектуальное соперничество – все эти характеристики выводят интеллектуальные игры  в зону привлекательности.

Занятия в форме тренировок и участие в играх позволяют проверить себя, своё мышление, интеллект в нестандартной, экстремальной ситуации (ограничение во времени, наличие соперников, часто незнакомое место: игра на чужом поле), а наличие болельщиков, личный вклад в результаты команды, представительство (команда играет от школы, района, клуба) поднимают общественный статус подростка.

Следовательно, интеллектуальные игры – это возможность реализовать важную потребность подросткового возраста: признание со стороны других, заявление и подтверждение своей социальной значимости.

В современном обществе остро стоит проблема осознанного принятия решения. Многие в процессе принятия собственных решений стремятся примкнуть к большинству, некоторые наоборот хотят выделиться. При этом и те, и другие делают это исходя из неких жизненных принципов: «быть как все» или «выделиться любой ценой», а не принятия обоснованных решений в каждом конкретном случае.

Данная программа направлена на  устранение выше обозначенной проблемы. В ходе реализации программы учащимися приобретаются навыки работы с информацией, вычленение главного в полученной информации, умение анализировать и обобщать, выдвигать возможные варианты ответов и принимать  аргументированные решения.  

Также учащиеся приобретают навыки общения через работу в команде: совместные тренировки, мероприятия, турниры, чемпионаты, разного уровня.

Для достижения поставленных задач на тренировках используются методики развития памяти, конкретных видов мышления, упражнения на выбор версии, быстроту реакции. На играх и тренировках игрокам предлагаются вопросы и задания из разных областей знаний, что повышает общий уровень эрудиции.

Вся деятельность клуба направлена на развитие подвижного интеллекта (умения быстро и точно обрабатывать текущую информацию для принятии оптимального решения)  и самореализацию личности, её социализацию, нахождение своего круга общения.

Особенности организации образовательного процесса

Структура интеллектуально-игрового направления клуба подразумевает наличие команд с постоянно-переменным составом. Состав каждой команды: 6 человек, один из игроков является капитаном, который избирается командой или назначается тренером. В командах возможно наличие запасных игроков.  Перед каждой командой на каждый игровой сезон ставятся определенные /с учетом уровня, состава и готовности команды/ задачи, которые могут корректироваться в течение сезона.

Цели и задачи клуба

Цель:  Реализация интеллектуального потенциала личности через игровую деятельность.

 Задачи:

  • Дидактические:

- расширение кругозора,

- активизация познавательной деятельности,

- обучение четкому и лаконичному выражению своих мыслей,

- развитие мотивации учебной деятельности.

  • Развивающие:

- способствовать активизации мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение существенного и т.д.),

- развитие умений находить оптимальные решения.

  • Воспитательные:

- заинтересовать как можно больше ребят интеллектуальной деятельностью,

- воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Задачи по уровням обучения:

1-й уровень обучения:

  • способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости в выполнении поставленных задач;
  • создать условия для развития реакции мышления и выносливости интеллекта;
  • сформировать навыки внутрикомандного взаимодействия.

2-й уровень обучения:

  • создать условия для развития способности к неформальному логическому мышлению и решению многоходовых логических задач;
  • сформировать навыки решения многоходовых логических задач.

Ожидаемые результаты

1-й уровень обучения.

К концу 1-го уровня обучения игрок клуба должен:

  • Уметь различать виды интеллектуальных игр.
  • Знать правила основных игр викторинного типа.
  • Отличать игру от игровой программы.
  • Уметь пользоваться справочной литературой.
  • Уметь работать в коллективе.
  • Уметь концентрировать внимание.
  • Уметь оценивать и проверять возможные решения.
  • Уметь доказывать и опровергать любые утверждения.
  • Уметь быстро переносить своё внимание с объекта на объект.

2-й уровень обучения.

К концу 2-го уровня обучения игрок клуба должен:

  • Владеть навыками 1-го уровня.
  • Уметь вычленять главное при записи вопросов.
  • Уметь расставлять приоритеты при получении информации.
  • Уметь пользоваться навыками быстрой и качественной записи.
  • Уметь решать многоходовые логические задачи.
  • Принимать участие в турнирах по интеллектуальным играм всех уровней.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1-й уровень обучения

№ ТЕМЫ

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Теория

Практика

Всего

Формирование команд

1

1

2

Формирование индивидуальных игровых качеств

2

4

6

Формирование навыков внутрикомандного взаимодействия

4

8

12

Тренировка реакции у капитанов

2

2

4

Игровая практика

33

33

Анализ игр

7

7

Всего:

9

55

64

2-й уровень обучения

№ ТЕМЫ

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Теория

Практика

Всего

Корректировка в формировании команд. Задачи в игровом сезоне

1

1

2

Развитие индивидуальных игровых качеств

2

4

6

Развитие навыков внутрикомандного взаимодействия

4

8

12

Тренировка реакции у капитанов

2

2

4

Игровая практика

33

33

Анализ игр

7

7

Всего:

9

55

64

Данное распределение часов может корректироваться, в зависимости от выступления команд в турнирах по интеллектуальным играм.

Особенностью данной программы является то, что одна тренировка может включать в себя задания и упражнения для изучения различных учебных тем.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1-й уровень обучения

Формирование команд

Психологическая и игровая совместимость. Определение игрового уровня обучающихся. Распределение игровых ролей в команде. Выбор капитана в команде. В течение сезона состав команд может корректироваться.

Формирование индивидуальных игровых качеств

Концентрация внимания. Понятие концентрации внимания. Влияние физического и эмоционального состояния на концентрацию внимания. Установление приоритетов при получении новой информации. Выносливость ума. Повышение силы ума. Упражнения с числами. Упражнения с буквами. Упражнения со словами. Определение уровня развития природной и культурной памяти. Виды памяти: зрительная, слуховая; краткосрочная, долговременная. Избирательность памяти.

Формирование навыков внутрикомандного взаимодействия

Игры: «Контакт», «Пойми меня», создание проблемных ситуаций. Логические задачи. Как доказать что угодно. Задачи-детективы и задачи-истории. Знакомство с правилами командных интеллектуальных игр.

Упражнения на выбор правильной версии

Игры «Кто хочет стать миллионером?», «Эрудит - лото», «Верю, не верю», «Десятка». Анатомия выбора. Оценка и проверка возможных решений.

Тренировка реакции у капитанов

Упражнения «Гонка за лидером», «Интеллектуальный покер», «Ты – мне, я – тебе». Работа на «кнопке».

Игровая практика

Участие команды в Чемпионате района.

Анализ игр

Выявление положительных и отрицательных тенденций в игровой практике команды (после каждой игры).

 2-й уровень обучения

Корректировка в формировании команд. Задачи в игровом сезоне

Корректировка в составе команд на основе выступлений.  Постановка задач на игровой сезон.

Развитие индивидуальных игровых качеств

Ассоциативная память. Поиск закономерностей как способ запоминания. Анатомия памяти. Упражнения для памяти. Диагностика. Надёжность и гибкость памяти. Концентрация внимания. «Захватчики» внимания. Выносливость ума. Повышение силы ума.

Развитие навыков внутрикомандного взаимодействия

Решение одно и многоходовых логических задач. Логические развлечения: «Одурачен или не одурачен», «Рыцари и лжецы», головоломки и, так называемые, «дурацкие» штучки. Вопросы «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» как многоходовая логическая задача. Взаимодействие и сотрудничество внутри команды. Функциональная роль каждого игрока в команде. Правильная рассадка во время игры. Упражнения на выбор правильной версии. Игры «Кто хочет стать миллионером?», «Эрудит - лото», «Верю, не верю», «Пентагон», «Своя игра». Анатомия выбора. Оценка и проверка возможных решений.

Тренировка реакции у капитанов

Упражнения «Гонка за лидером», «Интеллектуальный покер», «Ты - мне, я – тебе», «Мозговой штурм». Реакция на аудиовизуальные сигналы.

Игровая практика

Участие в турнирах по интеллектуальным играм всех уровней.

Анализ игр

Выявление положительных и отрицательных тенденций в игровой практике команды. Анализ изменения положения команды в общем рейтинге соревнований, с учетом изменения положения соперников (после каждой игры).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

БЛОК « ИГРОВАЯ ПРОГРАММА» (33 часа).

Название

блока

занятия

Тема

занятия

Словарные игры

1

Кроссворды. Сканворды.

2

Чайнворды

3

Ребусы. Головоломки.

4

Анаграммы. Шарады. Метаграммы.

5

Логогрифы

       6

Антонимы. Омографы.

7

Омофоны. Синонимы.

«Что? Где? Когда?»

8

Материки и страны.

9

Спорт

10

Архитектура

11

Живопись

12

Фильмы и герои

13

Писатели и поэты

14

Античная философия

Своя игра

15-16

Германия

17-18

Бурятия

19-20

Открытия  и изобретения

21-22

Футбол

«Десятка»

23

Пословицы. Поговорки

24

Животные

25

Флора и фауна

26

История

27

Пословицы и поговорки

«Пентагон»

28

Столицы стран мира

«Эрудит-лото»

29-30

Крылатые выражения

Мозговой штурм

30-31

Сборник вопросов московских команд

Фудзияма

32-33

Деньги

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Сб. вопросов « Своя игра» Выпуск-1. Пермь- 2002.
  2. Сб. вопросов «Вопросы московских команд» Пермь – 2003.
  3. Сб. вопросов «Кубок Прикамья» Пермь- 2002.
  4. А.Кочаров « О, счастливчик» 2001
  5. А.Кочаров «Кто хочет стать миллионером» 2001
  6. Н.М.Шанский. Школьный фразеологический словарь русского языка. Дрофа 1997.
  7. Брокгауз, Ф.А. Россия. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. – Л., 1991.
  8. Вартанян, Э. История с географией / Э.Вартанян. – Каменск-Уральский,1996.
  9. Весь мир / Справочник. – Минск, 1996.
  10. Все столицы мира. Популярный справочник / сост. Л.М. Еремина. – М., 2001.
  11. Всё обо всех: в 10 томах / Сборник. – М.., 1995.
  12. Вьюжек, Т. Логические игры / Т. Вьюжек. – М., 2003.
  13.  Знаменитые головоломки мира / Сборник. – М., 2003.
  14. Малый атлас мира / справочник. – М., 2005
  15. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / под ред. А.П. Горкина. – М., 2000.
  16. Норманн, В. Логические тесты и головоломки / В.Норманн. – М., 2002.
  17. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Екатеринбург, 1994
  18. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2005.
  19. Проверьте свои знания: в 10 томах  / Сборник. – М., 2000.
  20. Развивайте интеллект: сб. логических задач. – М., 2002, 2003.
  21. Рассел, К. Тесты британского клуба МЕНСА  / К. Рассел, Ф.Картер. -  Минск, 1996.
  22. Расширяем кругозор детей / Сборник. – Ярославль, 1993.
  23. Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994.
  24. Справочник необходимых познаний / Сборник. - Пермь, 1994.

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1

Примерные задания для «Своей игры».

Синий раунд.

1.Небо зовет

10. Тело этой птицы, по подсчетам ученых, покрывают всего лишь около 940 перьев, а больше на ней не помещается /колибри/

20. В их репертуаре есть и «Золотые облака», и «Тучи». Видно, тянет их в небо /«Иванушки Int.»/

30. Он стал первым сверхзвуковым пассажирским лайнером в мире /Ту-144/

40. Первым судном, которому можно смело дать такое название, стал американский легкий крейсер «Бирмингем» /авианосец/

50. В культовом советском мультфильме «Летучий корабль» чтобы подняться на нем, нужно было сказать «Земля прощай!», а чтобы полететь - эту фразу /«В добрый путь!»/

2. Эх, яблочко

10. Именно этот прибор чаще всего украшает надкусанное яблоко (Компьютер (фирмы "Эпл", что значит "яблоко"))

20. Им принадлежала фирма грамзаписи, выпускавшая пластинки с изображением яблока (группе "Битлз")

30.Двунадесятый праздник Преображения Господня имеет и другое название...(Яблочный спас)

40.Русские крестьяне лет двести назад называли это чёртовым яблоком (Картофель)

50.Этот город на реке Ныса Лужица снабжает модниц всего мира бижутерией (Яблонец)

3. Игры

10. До начала этой игры участники выясняют, что им милее: Ростов, Ленинград или Сочи (Преферанс)

20. Популярность этой игры в России тесно связана с именем Петра Кулешова ("Своя игра")

30. До Александра Петрова шахматная фигура "король" называлась в России именно так (Царь)

40. Строчки из песни "завтра в 8 утра начнется игра" принадлежат именно ему(В. Цой)

50. Мария Стюарт возмущалась, что в тюрьме е„ лишили именно этой игры (Бильярда)

4. Начинается на гор-

10. У верблюдов  их 2 или он один (горб)

20. Проходная рыба. Её длина в средней 0,5 метра, масса около 1,5 кг(Горбуша)

30. В одном из переводов именно так звали одного из спутников Фродо Бэггинса (Горлум)

40. Если бы вы жили в древние времена и распутали его, то, по одной из версий, стали бы властителем Азии. (Гордиев узел)

50. Совокупность горных выработок, расположенных на одном уровне и предназначенном для осуществления горных работ. (Горизонт)

5.И я хочу в Бразилию

10. Столица Бразилии – Бразилиа, а самая большая река (Амазонка)

20. Такое название носит крупнейший коммерческий банк Бразилии /«Банк Бразилии»/

30. Главной сельскохозяйственной культурой Бразилии является кофе. Назовите вторую по значимости /сахарный тростник/

40. Так называется специальный стадион в Рио-де-Жанейро для проведения ежегодного танцевального шествия /самбадром/

50. Умеющие танцевать этот бразильский танец могут при случае применить его па для самообороны /капанера/

6.Получи, деревня, трактор

10. Под этой торговой маркой известна во всем мире продукция Минского тракторного завода /Беларусь/

20. Так называется отдельное звено гусеницы трактора /трак/

30. Эта абревиатура сейчас у нас ассоциируется с мобильной связью(МТС)

40. В этой стране появились первые гусеничные трактора /США/

50. Этот советский режиссер снял музыкальную комедию «Трактористы» /Иван Пырьев/

7.  Старость - не радость

10. Пиво этой марки было официальным спонсором сборной России по футболу на ЧМ 2002 г. ("Старый Мельник")

20. Он является автором повести "Старик и море" (Хемингуэй)

30. Эта наука изучает старение (геронтология)

40. Старческое слабоумие носит имя этого человека (Альцгеймер)

50. Этот музыкальный инструмент в одноименной песне "дрожит от страха, не слыша Баха" (старый рояль)

Красный раунд.

8. Праздники прошли...

20. В этот день древнерусская молодёжь прыгала через костры и искала цветок папоротника (день Ивана Купала)

40. Этот праздник Православной церкви приходится на 19 января (Крещение)

60. В фильме, названием которого стал этот праздник, снялся Юрий Шевчук (Духов день)

80. В праздник солнечных братьев жители Солнечного города обменивались этими предметами одежды (рукавички)

100. Самайн, день всех святых, праздновался кельтами в ночь на это число (1 ноября)

9. Живописцы

20. Он автор картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"   (Илья Репин)

40. Ученики называли его "Великим Карлом" (Карл Брюллов)

60. Этот живописец является однофамильцем вратаря одной из футбольных команд Российской премьер лиги (Дмитрий Левицкий)

80.  Он родился в бедной еврейской семье в местечке Кибарты в Литве (И. Левитан)

100. Он построил на свои средствам в Феодосии здание археологического музея и концертный зал, основал Феодосийскую галерею (Иван Айвазовский).

10. Рок-н-ролл и не только 

20. Это команда прославляла алкогольный напиток такими словами "пиво, пиво, пиво, пиво пей" (Чайф)

40. Лидер этой группы утверждает что он "день рождения не будет справлять" и что он "нормально, супергуд"(Ленинград)

60. "Пластмассовый мир победил" а "вечность пахнет нефтью" пела эта группа(Гражданская оборона)

80. Один из участников этой «разноцветной» группы говорил: «Если ты не любишь рок-н-ролл, то никогда уже не поймешь, что этот музыка» /«Rainbow»/

100. В известной песне про летчиков гр. «Ария» упоминается именно эта высота /1100/

11. Экономика 
20. Для экономиста это «совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляется формирование и пользование общегосударственных фондов денежных средств», а всем остальным известно, что это может еще и петь /финансы/

40. Так называют специалиста по торговле недвижимостью (риэлтор)

60. Если бы не он, мир до сих пор не знал бы природу и причины Богатства народов /Адам Смит/

80. Этот налог в Польше называется VAT /НДС/

100. Нобелевская премия по экономике вручается с этого года /1969/

12. Вторые

20. Вторым стал Эдвин Олдрин, а первым он /Нил Армстронг/

40. Мировым лидером по производству джинсов является компания «Levi’s», а второе место занимает эта фирма /Lee/

60. Вторыми по значимости спортивными состязаниями Древней Греции были Пифийские игры, посвященные ему /Аполлону/

80.  Первым исследователем, плававшим на судне «Фрам», был Фритьоф Нансен, а вторым стал этот норвежец /Руаль Амундсен/

100. В этом году произошел второй раздел Речи Посполитой /1793/

13.Страна восходящего солнца

20. Если «кири» по-японски означает резать, то как по-японски звучит слово «живот» /хара/

40. Название этого искусства происходит от японских слов «складывать бумагу» /оригами/

60. Блюда из этой рыбы имеют право готовить только дипломированные повара, прошедшие специальную подготовку, ведь за оплошность повара клиент может заплатить жизнью /фугу/

80. В этом израильском городе находится музей искусства Японии /Хайфа/

100. Представители этого древнего народа, а вовсе не японцы были коренными жителями Японских островов /айны/

14.В переводе

20. В оригинале на английском название этой организации звучит как Central Intelligence Agency /ЦРУ/

40. Такое название носит крупнейшая в мире компания, занимающаяся денежными переводами /Western Union/

60. В переводе с древнееврейского название этого христианского праздника означает переход от смерти к жизни, от земного к божественному /пасха/

80. Так звали самого известного в русской литературе врача-гирудотерапевта /Дуремар/

100. Скажите на языке буров «раздельное проживание» /апартеид/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный клуб "Эрудит"

Интеллектуальный клуб по истории для учащихся 5-7 классов...

Адаптированная образовательная программа интеллектуального клуба

. Актуальность, педагогическая целесообразность  и отличительные особенности программыВ последнее время меняется отношение к игре, приходит понимание того, что игра имеет обучающие и развивающие ...

Интеллектуальный клуб "Эрудит"

Планирование интеллектуального клуба "Эрудит" для учащихся 8-х классов. Темы занятий спланированы согласно подготовке учащихся к школьным, муниципальным олимпиадам.Взяты, такие темы ,как " Делимо...

Рабочая программа интеллектуального клуба гимназии "ЧГК"

Данная программа может быть рекомендована для организации внеклассной работы в учебном заведении...

Заседание интеллектуального клуба «Эрудит»

Заседание интеллектуального клуба «Эрудит» Внеклассное мероприятие по химии, биологии, экологии и геграфии....

Программа "Интеллектуальный клуб Что? Где? Когда?"

Программа составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта» и в соответствии с примерной дополнительной программой «Интеллекту...

Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс

Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс...