Интеллектуальный клуб "Эрудит"
рабочая программа по истории на тему
Интеллектуальный клуб по истории для учащихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальный клуб «Эрудит».
Номинация «Предметы гуманитарного цикла»
Шакая Любовь Геннадьевна,
учитель истории и обществознания,
МКОУ «Южно-Подольская СОШ»
Отечественная система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
Большой интерес и оживление у учащихся вызывают приемы и формы игрового обучения. Игра - есть форма познавательной деятельности. Интеллектуальные игры как исторически обусловленное общественное явление с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и воспитательный, развивающий. Игра обучала навыкам социального поведения, развивала многие социально-значимые навыки человека.
Многие отечественные психологи и педагоги А.П. Аникева, А.Н. Леонтьев, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, выражая передовые идеи в области воспитания, в том числе, и интеллектуального, высоко оценивали интеллектуальные игры в качестве одного из действенных средств воспитания, разностороннего развития человека, укрепления его уверенности в себе и развития познавательных способностей. Они считали необходимым широко использовать интеллектуальные игры в системе обучения и воспитания.
Игра – неотъемлемый феномен культуры. Поэтому в наши дни становятся особенно актуальными слова Пьера де Кубертена, произнесенные им в начале 20 века: «Нынешнее общество не поднимется из руин, если молодое поколение не будет широко и всесторонне просвещенным. В распространении культуры я вижу гарантию всеобщего прочного прогресса». Современная система образования на грани нового тысячелетия должна обратиться к активному использованию игр в воспитании и обучении подрастающего поколения. Культура игровой деятельности, в том числе и интеллектуальной, должна стать сегодня предметом пристального интереса педагогов-практиков.
Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к интеллектуальной культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности являются клубы интеллектуального развития. Интеллектуальный клуб «Магия мысли» является структурным подразделением Центра интеллектуального развития детей и подростков (Приложение 1). Именно клубная форма работы позволяют педагогу последовательно и целенаправленно вести работу с эмоциональной сферой ребенка, управлять познавательными процессами, интенсивно формировать практические навыки работы с все более возрастающим потоком информации. Дополнительное образование создаёт для этого необходимые условия.
Клуб как оптимальная организационно-педагогическая форма.
Употребляя понятие «клуб», мы имеем в виду информационно - досуговое сообщество, особую организацию учебно-творческой деятельности, а также особый стиль общения.
Учебные клубные занятия востребованы, прежде всего, самими школьниками, поскольку они удовлетворяют здесь свои особые их потребности и познавательные, и социальные. Эти потребности, можно свести к шести основным блокам:
• потребность в общении;
• потребность в проявлении самостоятельности, самореализации;
• потребность в творчестве;
• потребность в разностороннем развитии;
• потребность в отдыхе;
• потребность в успехе, достижении, а также связанным с успехом удовольствием.
Цели программы:
1. Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта.
2. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.
3. Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.
Задачи программы:
1. Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся.
2. Выявлять и развивать возможности одаренных детей в различных областях знаний.
3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.
В работе клуба также реализуются следующие педагогические принципы:
- принцип креативности – творческий характер всей деятельности клуба – реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;
- принцип научности – научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности клуба (цели, задачи);
- принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в программах разного уровня;
- принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социо - культурной среде, не противоречащей природе ребёнка;
- принцип целостности педагогического процесса реализуется через создание единого воспитательно – образовательного пространства, координацию единых педагогических требований, и совместной деятельность педагогов;
- принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри команды;
- принцип системности и дополнительности – требует рассматривать деятельность каждой ступени как взаимосвязанный, взаимодейственный элемент целостной системы центра развития.
Основные формы работы:
- индивидуальная (с авторами вопросов и создателями авторских программ);
- групповая (психологические тренинги, подготовка к тематическим играм);
конечно, необходимы занятия и с объединенными группами, то есть фронтально, со всем коллективом.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Диагностика учащихся | 4,5 |
2 | Игра-дело серьезное | 4,5 |
3 | Разработка конкурсной программы «Посвящение в пятиклассники» | 6,5 |
4 | Проведение конкурсной программы «Посвящение в пятиклассники» | 4,5 |
5 | Подготовка сценария «Открытие интеллектуального сезона» | 6,5 |
6 | Проведение мероприятие «Открытие интеллектуального сезона» | 2,5 |
7 | Анализ результатов | 4,5 |
8 | Разработка игры: «Что? Где? Когда?» I этап для 6, 7 классов | 6,5 |
9 | Проведение игры «Что? Где? Когда?» для 6, 7 классов | 4,5 |
10 | Анализ результатов | 4,5 |
11 | Подготовка предметной недели по предметам | 4,5 |
12 | Проведение предметной недели по предметам | 6,5 |
13 | Разработка игры: «Что? Где? Когда?» II этап для 6, 7 классов | 6,5 |
14 | Проведение игры: «Что? Где? Когда?» II этап для 6, 7 классов | 4,5 |
15 | Анализ результатов | 4,5 |
16 | Подготовка сценария «Новый год 2012» | 4,5 |
17 | Проведение представления «Новый год 2012» | 6,5 |
18 | Подготовка выступлений на школьную конференцию НОУ | 4,5 |
19 | Подготовка сценария праздника «День Защитника Отечества» | 6,5 |
20 | Проведение праздника «День Защитника Отечества» | 6,5 |
21 | Разработка игры: «Что? Где? Когда?» III этап для 6, 7 классов | 6,5 |
22 | Проведение игры: «Что? Где? Когда?» III этап для 6, 7 классов | 4,5 |
23 | Анализ результатов | 4,5 |
24 | Заседание клуба | 4,5 |
25 | Игровой тренинг | 6,5 |
26 | Игровой тренинг | 4,5 |
27 | Заседание клуба | 4,5 |
28 | Подготовка праздника «Итоги года. Закрытие интеллектуального сезона» | 6,5 |
29 | Праздник «Итоги года. Закрытие интеллектуального сезона» | 2,5 |
30 | Анализ работы клуба | 4,5 |
Итого: 153 |
Литература
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1986.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
- Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., «Цитадель», 1999.
- Данилов М. А. Пути достижения высокой успеваемости. — В кн.: Пути достижения высокой успеваемости / Под ред. Н. К. Гончарова. - М., 2004.
- Дополнительное образование в школе: неиспользуемые возможности / З.А.Каргина// Воспитание школьников. - 2003. - №4.
- Лейтес Н.Е. Психология одаренных детей. М., 1996.
- Товаркин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб: Лань, 1996.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М., 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)
Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...
Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности
Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...
Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.
Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...
Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы
Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...
Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"
Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) илиВыявление и развитие спосо...