Рабочая программа интеллектуального клуба гимназии "ЧГК"
методическая разработка на тему
Данная программа может быть рекомендована для организации внеклассной работы в учебном заведении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chgk_10_chasov.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия № 32»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Школьного кружка
«Интеллектуальные игры : «ЧТО?Где? Когда?»
для учащихся 11-17-летнего возраста
Составила преподаватель
высшей квалификационной категории
Галимова Лилия Абраровна
Нижнекамск
2014
Пояснительная записка
Настоящая образовательная программа кружка «ЧТО?ГДЕ?Когда?» для воспитанников 16-17летнего возраста составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года в редакции от 31.01.10 2012г.
3. Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия №32» (по ФК ГОС), утвержденная приказом МБОУ «Гимназия №32» №80 от 12.08.2015г.
5. План внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия № 32» на 2015-2016 учебный год.
Цели и задачи кружка:
Цель: способствовать формированию учебно-интеллектуальных, информационных . коммуникативных, исследовательских
Задачи:
• развитие аналико-синтетических способностей мышления
• развитие приемов сравнения, классификации , обобщения, поиска закономерностей
• формировать навыки аналитического и критического мышления;
• формировать правильную речь учащихся;
• воспитывать морально-волевые качества
формировать коммуникативные навыки.
Общая характеристика курса
В новых социально-экономических условиях особое значение имеет деятельность по освоению социального опыта, которая эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. .Социально-педагогические возможности различных видов деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением важных социальных потребностей : планировать свою деятельность, контролировать ее и оценивать, взаимодействовать с ровесниками и педагогами в процессе деятельности. Темы курса создают условия для формирования ценностного отношения к процессу познания, воспитанию основ гражданственности и патриотизма.
Программа связана с образовательной программой, соответствует возрастным особенностям подростков, их интересам и потребностям и способствует межпредметной интеграции.
Работа проводится со средним и старшим школьным возрастом . Главным видом деятельности в данном возрасте является учение (учеба). Большое достоинство этого возраста является готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий во время обучения, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность. Единственная проблема заключается в том, что ученик в этом возрасте владеет не всеми новыми формами обучения и поэтому часто не готов реализовать готовность к обучению.
Для повышения эффективности обучения является целенаправленное формирование мотивов учения. Для этого надо чтобы была познавательная потребность. В этом возрасте дети испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить и делать самостоятельные открытия. Эмоциональное благополучие в данном возрасте во многом зависит от оценки его деятельности взрослыми. Эти оценки имеют различный смысл. В одних случаях дают возможность выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других – заслужить уважение педагога и родителей. В этом возрасте окончательно формируется мировоззрение. В ходе занятий у учащихся воспитывается чувство причастности к истории своего народа, любовь к Родине, коллективизм, умение вести себя в экстремальной ситуации, добиваться поставленной цели, отстаивать свою точку зрения, находить разумный компромисс в ситуации столкновения мнений, идей, версий.
Программа предусматривает проведение экскурсий, практических и тренировочных занятий.
Воспитательная функция программа заключается в формировании у старшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, рационально обоснованных потребностей, интересов и правил, поведения. Обучение и воспитание в процессе реализации данной программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы старшего школьника, переживать ситуации успеха и неудач.
С помощью программы у детей расширится кругозор, раскроются исследовательские навыки и коммуникативные способности, которые позволяют ориентироваться в современном мире. Дети будут изучать историю и культуру родного края при помощи интеллектуальных игр, экскурсий и посещений культурных памятников и исторических мест нашего города, и памятные места республики Татарстан, усвоят навыки исследовательской работы и публичного выступления
Программа рассчитана на 140 часов в год (4 ч. в неделю)
Ценностные ориентиры содержания программы
Специфика программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающей действенную, эмоционально-поведенческую природу старшего школьника, личную активность каждого ученика, где он выступает в качестве субъекта интеллектуальной и познавательной деятельности. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, условия для слаженной командной и индивидуальной работы.
Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и экскурсии. Учащиеся должны знать:
- Основные этапы развития истории края.
- Обычаи и традиции народов родного края.
- Известные исторические личности нашего края.
- Правила техники безопасности во время экскурсий.
- Правила поведения в общественных местах
- Правила проведения интеллектуальных игр различных форматов.
Учащиеся должны уметь:
- Анализировать и систематизировать изучаемый материал.
- Грамотно излагать свою точку зрения..
- Брать интервью
- Самостоятельно добывать новую для себя информацию.
- Работать в команде
- Аргументированно защищать свою точку зрения.
Методически грамотно проводить презентацию своего исследования
Содержание программы ( 140 ч)
Введение (10часа)
Знакомство с целями, задачами занятий, правилами поведения, правилами клуба, принципами формирования команд и командной работы. Тренинги: «Я-лидер», «Мы-команда»
Раздел 1. Проведение экскурсий(16ч)
Что такое поход, что такое экскурсия. Техника безопасности в походе и на экскурсии. Экскурсии по городу, в музеи города и предприятий.
Раздел 2. Школьный музей –наш помощник в интеллектуальном развитии.(2ч). История школьного музея. Основные выставки музея.
Раздел 3. Наш край в истории(26 ч.)
История нашего края с древнейших времен и до наших дней. История нашего края с древнейших времен и до наших дней .Великие люди нашего края .История города Нижнекамска. Археологические памятники Закамья. Археологические памятники Биляр . Археологические памятники Елабуги. Археологические находки в Нижнекамске. Знаменитые археологи России и Татарстана.
Раздел 4. Мир интеллектуальных игр (48)
Правила проведения интеллектуальных игр. Виды вопросов и заданий для интеллектуальных турниров. Составление вопросов для интеллектуальных игр . Правила игр и викторин (Брейн-ринг, Эрудит-лото, Да-Нет, Своя игра, Бескрылки, Биографических загадок, Афоризмы, Логические перевертыши).
, Раздел 5. «Я- исследователь» (38ч.)
Что такое исследовательская работа . С чего начинается исследование. Структура исследования. Виды исследований. Средства исследовательской работы. Программа исследования. Правила проведения интервью, Анкетирование. Опросные листы .Методика составления видеопрезентаций . Как составить диаграмму, график. Мастерство устного выступления. Основные принципы аргументации. Основные принципы НОТ. Карты памяти, их использование в процессе интеллектуального развития.
Тематический план кружка
№п.п | Темы занятий | часы | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Техника безопасности во время экскурсий и походов | 2 | 2 | |
3 | Посещение школьного музея | 2 | 2 | |
4 | История нашего края с древнейших времен и до наших дней. | 6 | 4 | 2 |
5 | История нашего края с древнейших времен и до наших дней | 4 | 2 | 2 |
6 | Великие люди нашего края | 4 | 2 | 2 |
7 | История города Нижнекамска | 4 | 2 | 2 |
8 | Экскурсия в городской музей | 4 | 4 | |
9 | Традиции и обычаи народов края | 4 | 2 | 2 |
10 | Правила проведения интеллектуальных игр | 4 | 2 | 2 |
11 | Правила составления вопросов для интеллектуальных игр | 4 | 2 | 2 |
12 | Правила викторины «Брейн-ринг» | 4 | 2 | 2 |
13 | Правила игры»Эрудит-лото» | 4 | 2 | 2 |
14 | Правила викторины «Да-Нет» | 4 | 2 | 2 |
15 | Правила викторины «Своя игра» | 4 | 2 | 2 |
16 | Экскурсия на Святой Ключ | 4 | 3 | |
17 | Правила игры «Бескрылки» | 4 | 2 | 2 |
18 | Правила составления «Биграфических загадок» | 4 | 2 | 2 |
19 | Правила викторины «Афоризмы» | 4 | 2 | 2 |
20 | Правила викторины «Логические перевертыши» | 4 | 2 | 2 |
21 | Пешеходная экскурсия по Нижнекамску | 4 | 2 | 2 |
22 | Изучение археологических памятников Закамья (РТ) | 2 | 2 | |
23 | Археологические памятники Булгара | 4 | 2 | 2 |
24 | Археологические памятники Биляра | 4 | 2 | 2 |
25 | Археологические памятники Елабуги | 4 | 2 | 2 |
26 | Археологические находки в Нижнекамске | 4 | 2 | 2 |
27 | Знаменитые археологи России и Татарстана | 4 | 2 | 2 |
28 | Методические рекомендации к видеопрезентациям | 4 | 2 | 2 |
29 | Секреты успешного выступления | 4 | 2 | 2 |
30 | Принципы научной организации труда | 4 | 2 | 2 |
31 | Составление карт памяти | 4 | 2 | 2 |
32 | Экскурсия в музей объединения ОАО Нижнекамскнефтехим | 4 | 4 | |
33 | Психологический тренинг по сплочению команды | 4 | 4 | |
Психологический тренинг по выявлению лидерских качеств | 4 | 4 | ||
34 | Основные принципы аргументации | 4 | 2 | 2 |
35 | Экскурсия «памятники Нижнекамска» | 3 | 2 | |
36 | Экскурсия «Парки Нижнекамска» | 3 | 2 | |
Итого | 140 | 60 | 70 |
Этапы педагогического контроля
Сроки | Знания, умения, Навыки | Формы контроля | |
1 четверть | Знание техники безопасности на экскурсии | Зачет по ТБ | |
2. | 2 четверть | Этапы истории Татарстана | Беседа |
3. | 3 четверть | Этапы истории Нижнекамска | Викторина |
4. | 4 четверть | Знание правил проведения интеллектуальных игр | Игра |
Учебно-методическое обеспечение
- Анашина Н.Ю. День истории в школе . Интеллектуальные игры. История Отечества, всемирная история, история права. Ярославль. Академия развития. 2006.
- Нижнекамск – город нефтехимиков. Сб. Казань. Таткнигоиздат.1976.
- Нижнекамский репортаж. Сб. Казань, 1981.
- Хуртова Т.В. Интеллектуальный марафон 5-11 классы.Волгоград. Учитель.2007.
- Перельман Я.И. 101 головоломка. М.,АСТ.2013.
- Нянковский М.А. 1000 вопросов для умников и умниц.Ярославль.Академия развития.2006.
- Д.Бьюзен. Составление карт памяти. М., 2000.
- Вологодская О.П. Лучшая коллекция интеллектуальных игр, школьных викторин, олимпиад, конкурсов.М., 2009.
- Шаульская Н.А. Вопросы умникам и умницам.Ростов-на-Дону.2012
- Ю.Вяземский. Умники и умницы. От Бисмарка до Тэтчер.М., Аст.2014
- Ю.Вяземский. Умники и умницы. От Ленина до Андропова. М., Аст.2014
- Археологические памятники Нижнекамского района http://unicorn.e-nk.ru/
Материально-техническое обеспечение:
Технические средства обучения:
- Классная доска
- Мультимедийный проектор
- Экспозиционный экран
Оборудование класса:
- Ученические столы с комплектом стульев
- Стол учительский
- Шкафы длоя хранения книг, дидактических пособий, карт и т.д.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа
1. Положение об учреждении дополнительного образования
2. . Инструкция по ТБ
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо:
- хорошо освещенный кабинет;
-оснащение ПК, проектором, множительной техникой.
- исторические и археологические материалы;
- информация по научно-практическим конференциям и конкурсам на год;
- участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, играх и фестивалях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спортивного клуба "Олимпионик"
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа кружка "Клуб любителей фразеологизмов"
Программа кружка "Любители русской фразеологии" расчитана на 1 год обучения 7-9 классов и может быть использована при организации внеучебной деятельности в основной школе.По данной программе...
Адаптированная образовательная программа интеллектуального клуба
. Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные особенности программыВ последнее время меняется отношение к игре, приходит понимание того, что игра имеет обучающие и развивающие ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА работы клуба по интересу ‘Английский-клуб’
Данный курс не только знакомит с культурой стран изучаемого языка,но и знакомит с общечеловеческими ценностями В ходе работы осуществляется организация праздников, ролевых игр, меропр...
Программа "Интеллектуальный клуб Что? Где? Когда?"
Программа составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта» и в соответствии с примерной дополнительной программой «Интеллекту...
Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс
Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс...
Программа интеллектуального клуба Эрудит для 5-11 классов
Программа интеллектуального клуба Эрудит для 5-11 классов...