ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка
Последнее десятилетие характеризуется ростом военно-учебных заведений по всей России. В частности это увеличение кадетских корпусов, кадетских школ, кадетских школ-интернатов, появление в общеобразовательных школах кадетских классов. Интерес к кадетскому движению огромен, востребованность в кадетских корпусах высока. За сравнительно небольшой период времени кадетские учреждения не только заняли достойное место в системе российского образования, став ее неотъемлемой частью, но и оказывают влияние на ее развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospitaniya_uchashchihsya_v_kadetskoy_shkole._konferentsiya_gbou_rmshi.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат»
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ
Features of the education of students
in the cadet school
Разработал: Базаров Доржинима Васильевич Должность: учитель истории, первая категория
ГБОУ «РКШИ» bdd1200@mail.ru
Developed: Bazarov Dorzhinima Vasilyevi
Position: history teacher first category
Republican Cadet Boarding School bdd1200@mail.ru
г. Улан-Удэ
2023 год
Содержание
1. Введение
2. Кадетское образование в современной России
3. Воспитание в кадетской школе
4. Проблемы адаптации в кадетской школе
5. Значение офицера – воспитателя в процессе становления личности подростка – кадета
6. Заключение
7. Использованная литература
Введение
1. Актуальность исследования.
Последнее десятилетие характеризуется ростом военно-учебных заведений по всей России. В частности это увеличение кадетских корпусов, кадетских школ, кадетских школ-интернатов, появление в общеобразовательных школах кадетских классов. Интерес к кадетскому движению огромен, востребованность в кадетских корпусах высока. За сравнительно небольшой период времени кадетские учреждения не только заняли достойное место в системе российского образования, став ее неотъемлемой частью, но и оказывают влияние на ее развитие. Кадетские общеобразовательные учреждения стремятся создать особенную модель учреждения. Разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе.
Исходя из выше сказанного, можно констатировать, что в начале третьего тысячелетия в России создается новый тип учебных учреждений, направленных на удовлетворение потребностей общества в XXI веке, т.е. идет процесс выработки новой системы национального воспитания и образования.
Однако новая система должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым Министерством образования и науки РФ. Как отмечает председатель Совета Федерального собрания Российской Федерации С. Миронов: «Нужна единая государственная программа обучения и воспитания кадетов, единые специальные учебники. "Настало время подумать и о подготовке офицеров-воспитателей для кадетских учебных заведений, решить, где и как их готовить...».
2. Кадетское образование в современной России.
В настоящее время все кадетские учреждения кадетского образования имеют юридический статус общеобразовательных организаций, и отличаются от остальных, специальным наименованием и интеграцией дополнительных образовательных программ с основной общеобразовательной программой. Система кадетских образовательных организаций условно подразделяется на 3 уровня: - федеральный; - региональный; - муниципальный. К первому относятся кадетские учреждения, создаваемые Российской Федерации. Как правило, они находятся в ведении федеральных министерств и ведомств. Ко второму, кадетские корпуса, которые создаются и управляются субъектами Российской Федерации. Третий уровень – это кадетские классы муниципальных общеобразовательных школ, которые стоят на балансе муниципалитетов и имеют целью патриотического воспитания детей и молодежи, с использованием кадетской модели построения учебного процесса. Стоит отметить, что ряд видных ученых в области кадетского образования не относят кадетские классы к системе кадетского образования. Также новая редакция федерального закона об «Образовании в РФ» разделила кадетские организации на военные и гражданские, добавив к их названию соответствующую приставку (кадетский военный корпус). Большинство кадетских образовательных организаций находится в ведении федеральных органов исполнительной власти так называемого «силового блока»: в области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Среди них внушительным количеством образовательных организаций кадетского типа обладает Министерство Обороны. В его ведении находятся 29 КОО. Из них: 11 СВУ, одно из них музыкальное; 6 президентских кадетских училищ; 1 женский пансионат; 4 кадетских корпуса: 3 военных и 1 казачий; 3 кадетские школы; нахимовское военно-морское училище и 3 его филиала. Российская система военного образования стремится обеспечить качество образования на 256 Pedagogical Journal. 2019, Vol. 9. Is. 1A Pavel A. Fedorov основе преемственности [Яковлева, 2011], сохранить и укрепить научно-педагогический потенциал и как следствие оптимизировать процесс профессионального обучения кадровых военных. По мнению Галанина Ю.Г., именно система кадетского образования способна восполнить недостаток школьного мужского воспитания и обучения, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию [Галанин, 2013]. Отличительной особенностью КОО, по мнению экспертов являются: - система воспитания основана на традициях русской армии; - привитие с раннего детства чувства ответственности; - единые программы базового образования, в сочетании с четкой организованностью.
3. Воспитание в кадетской школе.
Обучение и воспитание в кадетском корпусе имеет главной целью подготовить воспитанников к служению Отечеству на военном и гражданском поле деятельности посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех согласованных с общими началами российского государственного устройства верных понятий и стремлений, служащих прочной основой искренней преданности Родине, сознательного повиновения власти и закону и чувства чести, добра и правды. Корпусное воспитание должно в каждом кадете всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.
Офицеры-воспитатели служат под общим руководством директора кадетского корпуса и прямым, непосредственным руководством заместителя директора по воспитательной работе.
Зачисленные в кадетский корпус кандидаты принимают в торжественной обстановке торжественную клятву кадета, в которой зафиксированы основные требования к обучающимся в данном учебном заведении.
Еще одной особенностью кадетского корпуса является построение системы отношений с одноклассниками. С одной стороны, это необходимость подчиняться своему ровеснику, может быть чуть более удачному и успешному (командиру класса, командиру отделения). А с другой стороны, руководить, подчинять себе своих одноклассников, не имея для этого реальных рычагов управления, кроме собственного авторитета и поддержки офицера-воспитателя и психолога.
Следует отметить, что подростки в корпусе находятся на протяжении целого дня. В условиях корпуса сочетается реализация программы основного и общего образования, с дополнительной программой и спецификой кадетской школы (НВП, строевая подготовка, стрелковое дело, рукопашный бой). Данная особенность также имеет две характеристики. С одной стороны, режим дисциплинирует, организует, учит собранности, умению ценить время. С другой стороны, отсутствие свободного времени, ограниченность выбора вызывает дискомфорт, является одним их факторов повышения тревожности и утомляемости.
4. Проблемы адаптации в кадетской школе.
Трудности адаптации кадетов-пятиклассников обусловлены многими факторами, изменяющими жизнь ребенка: отделением от семьи, связанным с переменой места жительства, и в связи с этим оторванностью от привычного уклада жизни и системы семейных взаимоотношений; необходимостью самостоятельной организации повседневного быта – следить за формой, личной гигиеной; жизнью в новом коллективе, гомогенном по своему составу; жесткой регламентацией распорядка дня; жизнью по воинскому уставу, которая отличается субординацией, подчинением и преобладанием групповых видов деятельности. Возникающие на первом году обучения у кадетов и их родителей трудности обусловлены личностными особенностями воспитанников, несоответствием представлений о реальных условиях обучения и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Всё это может привести к нервно-психической неустойчивости, преобладанию тревожных эмоций, истощению психических возможностей, иными словами, к дезадаптации детей. Таким образом, приоритетными направлениями работы психологической службы кадетского учреждения являются изучение особенностей процесса социально-психологической адаптации кадетов-пятиклассников и организация условий, обеспечивающих его эффективность.
Социально-психологическая адаптация в кадетской школе-интернате подразумевает процесс взаимодействия кадета с социальным окружением: учащимися взвода, преподавателями, воспитателями, офицерами-воспитателями и родителями. Кадет считается адаптированным к новым условиям обучения и воспитания, если: 1) находясь в среде сверстников (других кадетов) не конфликтует с ними, а если происходят конфликты, то умеет разрешить их в социально приемлемой форме; у него широкий круг общения; 2) заинтересован в учебе, умеет организовать самостоятельно процесс овладения учебной деятельностью в ходе самоподготовки домашних заданий; 3) умеет подчиняться и ставит интересы группы выше собственных, включен в деятельность группы; 4) способен овладеть правилами и нормами поведения этого учебного заведения и следовать им в процессе жизнедеятельности в школе; умеет самостоятельно обеспечить удовлетворение собственных бытовых потребностей; 5) формируется позитивное отношение к школе, он активно включен в различные секции, кружки дополнительного образования и другие сферы школьной жизни. Учитывая тот факт, что процесс психического и личностного развития детей охватывает возрастные границы 10–11 лет, а изменение условий жизнедеятельности в кадетской школе может стать дезорганизующим фактором их психической деятельности, необходимо в процессе адаптации учитывать предшествующий жизненный опыт ребенка при активизации ресурсов его личностного потенциала.
5. Значение офицера- воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета.
Воспитатель, профессионал, педагог – духовный посредник между обществом и подростком в освоении культуры, организующий систему отношений, через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальные коррективы развития каждой личности.
Назначение воспитателя -- максимальное развитие подростка, раскрытие его потенциальных способностей.
Цели воспитателя:
* Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребёнка.
* Создание благоприятных условий для формирования его личности.
* Организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды высокого психологического климата в отделении. Основные задачи воспитателя:
* Создание коллектива в отделении как воспитывающей среды.
* Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.
* Коррекция индивидуального развития кадет.
Права и обязанности воспитателя обязательно отражены и закреплены в Уставе Кадетского корпуса.
Преподавательский состав кадетского корпуса имеет право:
– на необходимое материально-техническое обеспечение своей деятельности;
– участие в управлении учреждением;
– защиту своей личной и профессиональной чести и достоинства;
– свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий, форм и методов оценки знаний воспитанников;
– повышение квалификации;
– аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации;
– нормированный рабочий день, сокращённую рабочую неделю, удлинённый оплачиваемый отпуск, получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста;
– обжалование приказов и распоряжений администрации кадетского корпуса в установленном законом порядке.
6. Заключение
Сегодня, как и сто лет назад, актуально звучат слова К.Д. Ушинского о том, что влияние личности педагога составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.
Кадетский корпус - специфическое учебное заведение, со своими особыми целями и задачи, но, воспитательный процесс в целом направлен, как и в любом другом образовательном учреждении, на формирование гармоничной всесторонне развитой личности, но при этом еще и являющейся высоким образцом гражданственности, нравственности.
Система учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе выстраивается так, что кадет, приходя из обычной школы в 5 класс, уже через 1-2 месяца становится совершенно другим ребенком. Он отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 7 лет обучения в кадетском корпусе ребята получают хорошее образование, дающее возможность им поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по их выбору, в чем способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетском корпусе.
Воспитательно-образовательный процесс в кадетском корпусе как особом учреждении имеет свою специфику, отмеченную нами в этой работе, накладывающую отпечаток и на процесс становления личности воспитанника, и на обязанности воспитателя, и на его профессиональные качества.
Корпусное воспитание должно в каждом кадете всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.
7. Список использованной литературы.
1. Журнал «Молодой ученый», №1 2016 г.
2. «Педагогическое управление процессом адаптации в кадетском корпусе», Долгая Н.А.
3. «Кадетские корпуса в России: прошлое и современность» Филиппов Э.М, СПб 1997 г.
4. Галанин Ю. Г. Кадетское воспитание: Исторические основы, практический опыт, успехи и проблемы становления кадетского воспитания в современных условиях: монография. — М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта «Экологическое воспитание учащихся в условиях школы полного дня».
При организации воспитательного процесса, учитывающего современные социокультурные, нравственные, экологические условия современного общества, в различных образовательных учреждениях наблюдается...
Программа воспитания подростков в кадетской школе-интернате.
ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружё...
Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...
«Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Данное направление в моей работе является приоритет...
«Проблемы трудового воспитания учащихся специальных коррекционных школ»
Основной задачей вспомогательной школы является подготовка детей с ОВЗ к трудовой деятельности. Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых школьников приобрет...
Программа по патриотическому воспитанию учащихся МОУ "Средняя школа №36" г.о.Саранск Мордовия
Данная прграмма разработана на 2013-2014 учебный год....
Особенности воспитания учащихся в условиях профессионального обучения
В данной работе предпринята попытка изучить проблему воспитания учащихся с учётом их возрастных периодов развития....