ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка

Последнее десятилетие характеризуется ростом военно-учебных заведений по всей России. В частности это увеличение кадетских корпусов, кадетских школ, кадетских школ-интернатов, появление в общеобразовательных школах кадетских классов. Интерес к кадетскому движению огромен, востребованность в кадетских корпусах высока. За сравнительно небольшой период времени кадетские учреждения не только заняли достойное место в системе российского образования, став ее неотъемлемой частью, но и оказывают влияние на ее развитие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат»

ОСОБЕННОСТИ  ВОСПИТАНИЯ  УЧАЩИХСЯ  В КАДЕТСКОЙ  ШКОЛЕ

Features of the education of students

in the cadet school

                     Разработал: Базаров Доржинима Васильевич                                       Должность: учитель истории, первая категория

                                ГБОУ «РКШИ» bdd1200@mail.ru

Developed: Bazarov Dorzhinima Vasilyevi

Position: history teacher first category

Republican Cadet Boarding School bdd1200@mail.ru

г. Улан-Удэ

2023 год

Содержание

1. Введение

2. Кадетское образование в современной России

3. Воспитание в кадетской школе

4. Проблемы  адаптации  в кадетской школе

5. Значение офицера – воспитателя в процессе становления личности подростка – кадета

6. Заключение

7. Использованная литература

Введение

 1. Актуальность исследования.

Последнее десятилетие характеризуется ростом военно-учебных заведений по всей России. В частности это увеличение кадетских корпусов, кадетских школ, кадетских школ-интернатов, появление в общеобразовательных школах кадетских классов. Интерес к кадетскому движению огромен, востребованность в кадетских корпусах высока. За сравнительно небольшой период времени кадетские учреждения не только заняли достойное место в системе российского образования, став ее неотъемлемой частью, но и оказывают влияние на ее развитие. Кадетские общеобразовательные учреждения стремятся создать особенную модель учреждения. Разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе.

Исходя из выше сказанного, можно констатировать, что в начале третьего тысячелетия в России создается новый тип учебных учреждений, направленных на удовлетворение потребностей общества в XXI веке, т.е. идет процесс выработки новой системы национального воспитания и образования.

Однако новая система должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым Министерством образования и науки РФ. Как отмечает председатель Совета Федерального собрания Российской Федерации С. Миронов: «Нужна единая государственная программа обучения и воспитания кадетов, единые специальные учебники. "Настало время подумать и о подготовке офицеров-воспитателей для кадетских учебных заведений, решить, где и как их готовить...».

2. Кадетское образование в современной России.

В настоящее время все кадетские учреждения кадетского образования имеют юридический статус общеобразовательных организаций, и отличаются от остальных, специальным наименованием и интеграцией дополнительных образовательных программ с основной общеобразовательной программой. Система кадетских образовательных организаций условно подразделяется на 3 уровня: - федеральный; - региональный; - муниципальный. К первому относятся кадетские учреждения, создаваемые Российской Федерации. Как правило, они находятся в ведении федеральных министерств и ведомств. Ко второму, кадетские корпуса, которые создаются и управляются субъектами Российской Федерации. Третий уровень – это кадетские классы муниципальных общеобразовательных школ, которые стоят на балансе муниципалитетов и имеют целью патриотического воспитания детей и молодежи, с использованием кадетской модели построения учебного процесса. Стоит отметить, что ряд видных ученых в области кадетского образования не относят кадетские классы к системе кадетского образования. Также новая редакция федерального закона об «Образовании в РФ» разделила кадетские организации на военные и гражданские, добавив к их названию соответствующую приставку (кадетский военный корпус). Большинство кадетских образовательных организаций находится в ведении федеральных органов исполнительной власти так называемого   «силового блока»: в области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Среди них внушительным количеством образовательных организаций кадетского типа обладает Министерство Обороны. В его ведении находятся 29 КОО. Из них: 11 СВУ, одно из них музыкальное; 6 президентских кадетских училищ; 1 женский пансионат; 4 кадетских корпуса: 3 военных и 1 казачий; 3 кадетские школы; нахимовское военно-морское училище и 3 его филиала. Российская система военного образования стремится обеспечить качество образования на 256 Pedagogical Journal. 2019, Vol. 9. Is. 1A Pavel A. Fedorov основе преемственности [Яковлева, 2011], сохранить и укрепить научно-педагогический потенциал и как следствие оптимизировать процесс профессионального обучения кадровых военных. По мнению Галанина Ю.Г., именно система кадетского образования способна восполнить недостаток школьного мужского воспитания и обучения, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию [Галанин, 2013]. Отличительной особенностью КОО, по мнению экспертов являются: - система воспитания основана на традициях русской армии; - привитие с раннего детства чувства ответственности; - единые программы базового образования, в сочетании с четкой организованностью.

3. Воспитание в кадетской школе.

Обучение и воспитание в кадетском корпусе имеет главной целью подготовить воспитанников к служению Отечеству на военном и гражданском поле деятельности посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех согласованных с общими началами российского государственного устройства верных понятий и стремлений, служащих прочной основой искренней преданности Родине, сознательного повиновения власти и закону и чувства чести, добра и правды. Корпусное воспитание должно в каждом кадете всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.

Офицеры-воспитатели служат под общим руководством директора кадетского корпуса и прямым, непосредственным руководством заместителя директора по воспитательной работе.

Зачисленные в кадетский корпус кандидаты принимают в торжественной обстановке торжественную клятву кадета, в которой зафиксированы основные требования к обучающимся в данном учебном заведении.

Еще одной особенностью кадетского корпуса является построение системы отношений с одноклассниками. С одной стороны, это необходимость подчиняться своему ровеснику, может быть чуть более удачному и успешному (командиру класса, командиру отделения). А с другой стороны, руководить, подчинять себе своих одноклассников, не имея для этого реальных рычагов управления, кроме собственного авторитета и поддержки офицера-воспитателя и психолога.

Следует отметить, что подростки в корпусе находятся на протяжении целого дня. В условиях корпуса сочетается реализация программы основного и общего образования, с дополнительной программой и спецификой кадетской школы (НВП, строевая подготовка, стрелковое дело, рукопашный бой). Данная особенность также имеет две характеристики. С одной стороны, режим дисциплинирует, организует, учит собранности, умению ценить время. С другой стороны, отсутствие свободного времени, ограниченность выбора вызывает дискомфорт, является одним их факторов повышения тревожности и утомляемости.

4. Проблемы адаптации в кадетской школе.

Трудности адаптации кадетов-пятиклассников обусловлены многими факторами, изменяющими жизнь ребенка: отделением от семьи, связанным с переменой места жительства, и в связи с этим оторванностью от привычного уклада жизни и системы семейных взаимоотношений; необходимостью самостоятельной организации повседневного быта – следить за формой, личной гигиеной; жизнью в новом коллективе, гомогенном по своему составу; жесткой регламентацией распорядка дня; жизнью по воинскому уставу, которая отличается субординацией, подчинением и преобладанием групповых видов деятельности. Возникающие на первом году обучения у кадетов и их родителей трудности обусловлены личностными особенностями воспитанников, несоответствием представлений о реальных условиях обучения и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Всё это может привести к нервно-психической неустойчивости, преобладанию тревожных эмоций, истощению психических возможностей, иными словами, к дезадаптации детей. Таким образом, приоритетными направлениями работы психологической службы кадетского учреждения являются изучение особенностей процесса социально-психологической адаптации кадетов-пятиклассников и организация условий, обеспечивающих его эффективность.

 Социально-психологическая адаптация в кадетской школе-интернате подразумевает процесс взаимодействия кадета с социальным окружением: учащимися взвода, преподавателями, воспитателями, офицерами-воспитателями и родителями. Кадет считается адаптированным к новым условиям обучения и воспитания, если: 1) находясь в среде сверстников (других кадетов) не конфликтует с ними, а если происходят конфликты, то умеет разрешить их в социально приемлемой форме; у него широкий круг общения; 2) заинтересован в учебе, умеет организовать самостоятельно процесс овладения учебной деятельностью в ходе самоподготовки домашних заданий; 3) умеет подчиняться и ставит интересы группы выше собственных, включен в деятельность группы; 4) способен овладеть правилами и нормами поведения этого учебного заведения и следовать им в процессе жизнедеятельности в школе; умеет самостоятельно обеспечить удовлетворение собственных бытовых потребностей; 5) формируется позитивное отношение к школе, он активно включен в различные секции, кружки дополнительного образования и другие сферы школьной жизни. Учитывая тот факт, что процесс психического и личностного развития детей охватывает возрастные границы 10–11 лет, а изменение условий жизнедеятельности в кадетской школе может стать дезорганизующим фактором их психической деятельности, необходимо в процессе адаптации учитывать предшествующий жизненный опыт ребенка при активизации ресурсов его личностного потенциала.

5. Значение  офицера- воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета.

Воспитатель, профессионал, педагог – духовный посредник между обществом и подростком в освоении культуры, организующий систему отношений, через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальные коррективы развития каждой личности.

Назначение воспитателя -- максимальное развитие подростка, раскрытие его потенциальных способностей.

Цели воспитателя:

* Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребёнка.

* Создание благоприятных условий для формирования его личности.

* Организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды высокого психологического климата в отделении. Основные задачи воспитателя:

* Создание коллектива в отделении как воспитывающей среды.

* Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.

* Коррекция индивидуального развития кадет.

Права и обязанности воспитателя обязательно отражены и закреплены в Уставе Кадетского корпуса.

Преподавательский состав кадетского корпуса имеет право:

 – на необходимое материально-техническое обеспечение своей деятельности;

– участие в управлении учреждением;

– защиту своей личной и профессиональной чести и достоинства;

– свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий, форм и методов оценки знаний воспитанников;

– повышение квалификации;

– аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации;

– нормированный рабочий день, сокращённую рабочую неделю, удлинённый оплачиваемый отпуск, получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста;

– обжалование приказов и распоряжений администрации кадетского корпуса в установленном законом порядке.

6. Заключение

Сегодня, как и сто лет назад, актуально звучат слова К.Д. Ушинского о том, что влияние личности педагога составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

Кадетский корпус - специфическое учебное заведение, со своими особыми целями и задачи, но, воспитательный процесс в целом направлен, как и в любом другом образовательном учреждении, на формирование гармоничной всесторонне развитой личности, но при этом еще и являющейся высоким образцом гражданственности, нравственности.

Система учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе выстраивается так, что кадет, приходя из обычной школы в 5 класс, уже через 1-2 месяца становится совершенно другим ребенком. Он отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 7 лет обучения в кадетском корпусе ребята получают хорошее образование, дающее возможность им поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по их выбору, в чем способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетском корпусе.

Воспитательно-образовательный процесс в кадетском корпусе как особом учреждении имеет свою специфику, отмеченную нами в этой работе, накладывающую отпечаток и на процесс становления личности воспитанника, и на обязанности воспитателя, и на его профессиональные качества.

Корпусное воспитание должно в каждом кадете всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.

7. Список использованной литературы.

1. Журнал «Молодой ученый», №1 2016 г.

2. «Педагогическое управление процессом адаптации в кадетском корпусе», Долгая Н.А.

3. «Кадетские корпуса в России: прошлое и современность» Филиппов Э.М, СПб 1997 г.

4. Галанин Ю. Г. Кадетское воспитание: Исторические основы, практический опыт, успехи и проблемы становления кадетского воспитания в современных условиях: монография. — М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Экологическое воспитание учащихся в условиях школы полного дня».

При организации воспитательного процесса, учитывающего современные социокультурные, нравственные, экологические условия современного общества, в различных образовательных учреждениях наблюдается...

Программа воспитания подростков в кадетской школе-интернате.

ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружё...

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

«Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Данное направление в моей работе является приоритет...

«Проблемы трудового воспитания учащихся специальных коррекционных школ»

Основной задачей вспомогательной школы является подготовка   детей с ОВЗ к трудовой  деятельности.  Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых школьников приобрет...

Особенности воспитания учащихся в условиях профессионального обучения

В данной работе предпринята попытка изучить проблему воспитания учащихся с учётом их возрастных периодов развития....