Особенности воспитания учащихся в условиях профессионального обучения
материал на тему
В данной работе предпринята попытка изучить проблему воспитания учащихся с учётом их возрастных периодов развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospitaniya_uch-sya_v_usloviyakh_professionalnogo_obucheniya.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воспитания учащихся в условиях профессионального обучения.
Изменения социально – экономических условий, происходящих в нашем обществе в содержательной сути своей определяются изменением форм собственности, изменением отношения к собственности, что в конечном итоге влияет на процесс профессионального образования, его содержание, методы и форму, цели и задачи, конечный результат.
Одной из наиболее важных задач профессиональной школы является повышение эффективности учебно – воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях, его направленность, прежде всего на подготовку конкурентоспособных рабочих в современных социально – экономических условиях. Для формирования личностных характеристик: (профессиональной направленности, коммуникабельности, креативности, мобильности и др.) свойств личности формирующегося профессионала необходимо использовать социально – педагогический подход, который сочетает в себе процессы социализации и профессионализации личности. Совершенствование системы подготовки рабочих в ПУЗ предполагает построение программного материала с учётом требований к профессиональной подготовке выпускников (в соответствии с их специальностью); дифференциацию индивидуализацию обучения и воспитания; повышение уровня педагогического мастерства преподавателей и мастеров; совершенствование учебной материально – технической базы; непрерывность и действительность воспитательной работы.
В данной работе предпринята попытка изучить проблему воспитания учащихся с учётом их возрастных периодов развития. Настоящее счастье и успех достигаются наставником тогда, когда удаётся воспитать профессионала с высокими личностными качествами. Это важнейшая задача, поставленная перед отечественной системой профессионального обучения, сложная, но поставленная самой жизнью. От воспитания умения видеть творчество в большом и в малом зависит успех ученика в будущей трудовой деятельности.
Цель исследования – выявить психологические особенности воспитания в условиях профессионального обучения.
Объект исследования – учащиеся профессионального учебного заведения.
Данная работа содержит три главы и носит общетеоретический характер, вторая глава аналитический, а третья глава является проектной.
При подготовке данной работы были использованы материалы по возрастной психологии, педагогике, исследовательские работы по профессиональному образованию молодёжи Г.И. Кругликова, статьи по проблемам технологической и профессиональной подготовки будущих специалистов.
Содержание.
Введение.
1 глава. Возрастная психология как наука.
1.1Психологические проблемы развития личности.
1.2Периодизация психического развития.
1.3Психология подросткового возраста.
1.4Психология воспитания.
2 глава. Теория воспитания.
2.1Принципы воспитания.
2.2Методы воспитания.
2.3Профессиональное воспитание.
3 глава. Воспитательная работа мастера в учреждении профессионального образования.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определённого возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьёзные разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.
Очень убедительно эту мысль выразил Гегель: «своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать её, является совершенно пустым и ни на чём не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботится о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание».
Отечественная педагогика стоит на иных позициях – воспитание должно максимально опираться на индивидуальность.
Особенную остроту сейчас приобретает тема проблемы максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на учащихся с учётом их возрастных особенностей. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованная система, обеспечивающая как общее, так и профессиональное воспитание.
Анализ психологопедагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно. Многое из исследований в последние годы не повторялись, поэтому судить о том насколько полно они отражают быстроменяющуюся социальную действительность трудно. Поскольку в нашей стране за последние годы, практически во всех сферах жизни произошли изменения, отложившие свой отпечаток на сознание людей и систему образования.
Важными аспектами избранной темы являются: во-первых, исследование возрастных особенностей, т.к. на различных возрастных этапах детей различно и должно строиться с учётом их особенностей.
Во-вторых, изучение и применение различных методов, форм и средств воспитания в профессиональных учреждениях.
Предмет исследования работы – возрастные особенности учащихся.
Объект исследования работы – воспитание в профессиональном училище его методы и формы.
Объект ставит цели работы, которые можно определить, как изучение проблемы воспитания учащихся в профессиональном учреждении с учётом их возрастных особенностей, для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.определить наиболее эффективный метод воспитательной работы;
2.влияние социального партнёрства в данном процессе;
3.влияние уровня спроса рынка труда на уровень квалификации;
4.реализация методов, средств воспитания в своей практической работе.
Методы исследования:
Эмпирический – изучение литературы, изучение результатов деятельности, наблюдение, сравнение, изучение и обобщение опыта.
Теоретический – теоретический анализ и синтез, классификация, обобщение.
1. Возрастная психология как наука.
1.1Психологические проблемы развития личности.
Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
В социологии – личность – совокупность статусно - ролевых характеристик. Личность - это автономная система, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании.
В философии личность человека как таковая не рассматривается. Личностью, по мнению философов нужно стать.
Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно чётко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрастах. Именно в это время закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности человека. На становлении личности и развитие личности особое влияние оказывают факторы внешнего воздействия, воздействия окружающей среды общества.
Таким образом, от воспитания подростка, от воздействия на него в период становления личности во многом зависит будущая жизнь человека, процесс социализации его личности в обществе.
Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. (Р. С. Немов)
Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Сознание личности всегда носит общественно-исторический характер: оно обусловлено интересами, задачами и политикой того общества, класса, к которому принадлежит человек. Самосознание как высший уровень развития сознания человека есть основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в её суждениях и действиях.
Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребёнка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребёнка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.
Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими.
1.Биогенные: потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.
2.Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.
3.Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.
4.Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодолении трудностей, потребность в созидании и творческом труде.
Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального развития личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.
Одним из важных моментов движущей силы является мотивация. Она выполняет несколько функций:
-побуждает поведение;
-направляет и организует его;
-придаёт ему личностный смысл и значимость
Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трёх функций. Последняя функция – самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет для ребёнка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функции. Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности. Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.
Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.
С психологическим развитием детей тесно связанно понятие возраста.
Возраст - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. В психологии возраст подразделяют на физиологический и психологический.
1.2Периодизация психического развития ребёнка.
Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д.Б.Элькониным. Она представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей.
Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на семь этапов:
1.Младенчество: от рождения до 1 года жизни.
2.Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.
3.Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4-5 лет.
4.Старший дошкольный возраст: от 4-5 лет до 6-7 лет
5.Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11 лет.
6.Подростковый возраст: от 10-11 до14-15 лет.
7.Ранний юношеский возраст: от 14-15 до 16-17 лет.
Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые, можно заметить, наблюдая за ребёнком, В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приёмы обучения и воспитания, строить общение с ребёнком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребёнка.
Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребёнок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом, происходит общение ребёнка с взрослым.
В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального общения. Ребёнок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребёнок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идёт личностное развитие ребёнка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения.
В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка с взрослыми людьми.
В подростковом возрасте возникают и развиваются трудовая деятельность и интимно-личностная форма общения. Трудовая деятельность заключается в появлении совместного увлечения каким-либо делом. Подростки начинают задумываться о будущей профессии. Общение в этом возрасте выходит на первый план и строится на основе так называемого « кодекса товарищества». «Кодекс товарищества» включает в себя деловые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются у взрослых.
В старшем школьном возрасте продолжают развиваться процессы подросткового возраста, но ведущим становится интимно-личностное общение. Старшеклассники начинают размышлять о смысле жизни, своём положении в обществе, профессиональном и личностном самоопределении.
Таковы основные положения концепции развития Д.Б. Эльконина.
Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребёнка.
Итак, возрастные кризисы - это особый период жизни, характеризующийся резкими психологическими изменениями. Этот процесс необходим для нормального личностного развития. Выделяют: кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, кризис подросткового возраста, кризис юношеского возраста, кризис средних лет.
Особое внимание в данной работе, хотелось бы обратить на психологические особенности юношеского и студенческого возраста.
1.3Психология подросткового возраста.
Подростковый период является наиболее трудным для обучения и воспитания. Подросток, ещё вчера бывший послушным, вежливым, вдруг начинает проявлять грубость, упрямство, недисциплинированность. Подросток занимает иное социальное положение, а поэтому он начинает предъявлять к окружающим более высокие требования.
Помимо этого, меняются в этом возрасте и анатомо-физиологические особенности организма. Ускорение физического и психического развития особенно сказывается именно в этом возрасте. За последние 30-40 лет подростки стали более высокими, сильными, нежели их сверстники 40 лет назад. Гораздо раньше стало проявляться у них половое созревание.
Однако развитие различных частей скелета и органов происходит у подростков неравномерно. Так, конечности (руки, ноги) развиваются гораздо интенсивнее, нежели торс. По этой причине подростки выглядят неуклюже, а их движения отличаются несбалансированностью, резкостью. Сердце по объёму осталось таким же, как и 2-3 года назад, зато рост тела увеличился существенно. Поэтому, чтобы снабдить кровью конечности, сердце должно работать с большой нагрузкой; в результате - быстрая утомляемость, нервозность, бледность, учащённое сердцебиение. Если принять во внимание тот факт, что в кровь поступает значительное число половых гормонов, угнетающе действующих на психику, то становится понятной повышенная раздражительность подростков. У них наблюдается частая смена настроений.
Вместе с тем в подростковом возрасте интенсивно развиваются волевые черты характера: настойчивость, упорство, умение преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Однако названные волевые черты подросток проявляет не в любой деятельности, а только в той, которая является для него значимой и интересной.
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.
Главная социологическая задача этого возраста - выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей ещё остро волнует проблемы, унаследованные от подросткового этапа,- собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Юность - завершающий этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», т. е. целостного представления о самом себе.
Образ «Я» включает 3 компонента:
- Познавательный - знание себя, представление с своих качествах и свойствах.
- Эмоциональный - оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т. д.
- Поведенческий - практическое отношение к себе.
Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки - социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.
Образы собственного «Я», как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное «я» (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое «я» (каким я стараюсь стать), и идеальное «я» (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое «я» (каким хотел бы быть, если бы всё было возможным), и целый ряд других представляемых «я».Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.
Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального «я» вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщённая самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы - отношение родителей, положение среды сверстников и другие.
В юношеском возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение.
Процесс профессионального самоопределения очень сложен и зависит от следующих факторов: возраста, в котором осуществляется выбор профессии, уровня информированности и уровня притязаний.
Для дальнейшей жизни большое значение имеет то, в каком возрасте был осуществлён выбор профессии. Считается, что чем раньше происходит самоопределение, тем лучше. Но это не всегда так, потому что, с одной стороны, в подростковом возрасте увлечение иногда бывают случайными, ситуативными. С другой стороны, подросток ещё не очень хорошо знаком с миром профессий, их особенностями и, делая выбор, видит только положительные стороны профессии, а отрицательные остаются в «тени». Кроме того, в этом возрасте прослеживается некоторая категоричность, которая приводит к разделению профессий на «хорошие» и «плохие».
Успешное решение проблемы профессиональной ориентации учащийся молодёжи возможно только при условии широко организованной профессионально-просветительной работы с первых классов средней школы. Отсутствие у учащихся к окончанию школы сложившихся профессиональных интересов и самооценки возможностей приложения своих сил с учётом потребностей общества является главной причиной неосознанного выбора профессии и подготавливающего к ней профессионально- учебного заведения. В условиях недостаточной информации возможен выбор профессии под влиянием совершенно случайных воздействий со стороны окружающих, вне связи с задачами общества и личными возможностями и интересами молодого человека.
Для формирования профессиональных интересов, склонностей и способностей к профессиональной деятельности личности большое значение имеет также профессиональная направленность преподавания в профессиональном училище. Профессиональная направленность учебной и внеучебной деятельности учащихся создаёт благоприятные условия для активного функционирования личности каждого подростка, юноши и девушки как будущего специалиста и общественного деятеля, что способствует успешному овладению знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности.
1.4Психология воспитания.
Психология воспитания – это отрасль педагогической психологии, исследующая закономерности и механизмы внутренних психологических изменений, происходящих в личности под влиянием целенаправленного воспитательного воздействия. Она изучает механизмы, определяющие перестройку качеств, чувств и отношений личности, условия становления ее нравственных позиций, черт характера, способов поведения и привычек, потребностей и мотивов.
Проблема воспитания, как и обучения, имеет прямое отношение к вопросам развития личности, создает для него базу. Биологизаторский подход к развитию рассматривает воспитание лишь как внешний фактор, способный затормозить или ускорить процесс спонтанного выявления неких природных, наследственно обусловленных психологических качеств. Пропагандируемое на этой основе свободное воспитание ведёт к тому, что молодой человек чаще всего остается невоспитанным, так как накопленная человечеством культура поведения и отношений остаётся неосвоенной. Человек при этом пользуется, как говорил Л.С. Выготский, примитивными формами поведения. Для части современных подростков оно, к сожалению, достаточно характерно. Нередко процесс воспитания рассматривают как процесс управления личности, когда такой подход сопровождается жесткими требованиями к личности, регламентацией и подавлением ее активности, формируется пассивный, лишенный самостоятельности человек или имеет место перенос его активности в сферы, не контролируемые взрослыми, где и формируется так называемая молодежная субкультура.
В соответствии с принятой в современной психологии концепцией развития личности воспитательные воздействия должны обеспечивать организацию реальной деятельности и поведения. Причём не просто деятельности изолированного субъекта, а деятельности взаимодействующих людей, двух субъектов – субъекта воспитания и субъекта самовоспитания, который не всегда себя осознаёт. Последнее делает процесс воспитания неоднозначным, внутренне противоречивым. Основное движущее противоречие порождается необходимостью, с одной стороны, принять, присвоить нормы, выработанные обществом, которые преподносит воспитатель, с другой – выработать свою собственную позицию, позволяющую сознательно, в соответствии с условиями, пользоваться нормами и совершенствовать их, исходя не только из личных особенностей, но и из общественных интересов. Обеспечить условия для разрешения этого противоречия уже в процессе воспитательной работы можно только включив ее в качестве элемента в коллективную деятельность, направленную на решение общественно значимых задач. При выборе деятельности в процессе воспитания имеют значение не только содержание, формы ее организации (игра, ученье, труд), но и ее коллективный характер. Именно он с его общественно значимым, единым для всех целями, нормами, требованиями, специфической системой поощрительных и осуждающих санкций ставит человека перед необходимостью подчинения им и формирования качеств, необходимых для успешной деятельности.
Включение подростка в сложную систему производственных и общественных отношений – процесс непростой и многоплановый. Важное место в нем занимает учет индивидуально – психологических особенностей воспитанника, его прошлого трудового и социального опыта. Перед преподавателями ПУ с первых дней приёма нового контингента возникает задача изучения индивидуальных особенностей учащихся, сюда приходят подростки со сложившимися в основных чертах характерами, накопившимися проблемами и трудностями, значителен процент учащихся, которых в школе относили к категории трудных. Основной метод, которым здесь приходится пользоваться педагогам, - наблюдение.
При изучении учащихся следует учитывать, что процесс становления личности длительный и многоэтапный. На первом этапе идет становление индивидуальных характеристик человека, того общего, что присуще всем людям, индивидуально – своеобразного, отличающего данного конкретного человека. Чрезмерная акцентуация особенного ведет, как правило, к формированию таких черт, как эгоизм и эгоцентризм. Укоренившись, эти черты отрицательно сказываются не только на личных, но и на производственных отношениях, так как человек оказывается сконцентрированным на своей собственной персоне и личных интересах. В воспитательной работе с этой группой подростков и юношей имеются определённые трудности, обусловленные сложившейся у них установкой на свою исключительность, которая чаще всего приводит к нарушению взаимопонимания с другими людьми и, как следствие, к психологической изоляции.
Второй этап в развитии личности связан со становлением человека в качестве субъекта деятельности, т.е. человека, способного самостоятельно строить и осуществлять какую – то конкретную деятельность. Этому этапу развития личности также очень часто не уделяется должного внимания. В учебно – воспитательном процессе учащемуся чаще всего достаётся роль субъекта действия, что же касается деятельности в целом, то ее содержание и структура остается скрытой от многих. Поэтому не случаен факт поиска молодёжью области, в которой она могла бы себя проявить в качестве полноценного субъекта деятельности. И не ее вина, что такую возможность молодёжь находит в асоциальной среде. Хотя успех воспитательной работы во многом предопределяется тем, станет ли, человек субъектом деятельности, не следует забывать, что при этом может стать частичной личностью, способной к решению отдельных, нередко частных задач.
Третий этап в развитии личности предполагает переход от частичной личности к целостной, формирование интегрированного субъекта деятельности, свободно использующего имеющийся у него арсенал способов и средств деятельности, а также личностных качеств для самостоятельного построения не только уже известной, но и новой деятельности. Достигнуть такого уровня развития личности можно только через свободный переход от одной деятельности к другой, через осуществление возможно большего числа функций.
Формирование целостной личности, способной всесторонне подойти к проблеме, составляет основную задачу воспитательной работы профессионального учебного заведения.
Во второй части данной работы будут рассмотрены вопросы воспитания его методы и формы в профессиональном училище с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Вывод: в подростковом возрасте идёт интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми учащийся руководствуется в своём поведении, ещё не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
2. Теория воспитания.
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладело производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании - в целенаправленной передаче им опыта человечества.
Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно – исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производственному труду.
Категория «воспитания» - одна из основных в педагогике.
В ходе исторического развития общества и педагогики определялись различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяют прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое воспитание. Можно выделить следующие виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.
2.1Принципы воспитания.
Принципы воспитания - это исходные начала, руководящие положения, основные требования, на основе которых строится процесс воспитания, его содержание и организация.
Классификация принципов воспитания.
1.принцип гуманизма в воспитании;
2.принцип культуросообразности;
3.прнцип личностного функционирования;
4.принцип субъективного контроля;
5.принцип веры в ребёнка;
6.принцип сотрудничества педагога с детьми;
7.принцип включения личности в значимую деятельность.
Если иметь в виду систему профессионального воспитания, то необходимо отметить и такие принципы, как:
1.принцип профессионализации личности;
2.принцип ранней социально – производственной адаптации
Все эти принципы выделены и названы С.В. Кульневичем как общие (стратегические) принципы. В то же время он сформировал частные (тактические) принципы. Если общие принципы определяют стратегию отношений педагога с учениками, то частные помогают ему создать непосредственные условия для воспитания творческой личности на основе сотрудничества с учениками. Личностный подход обеспечивает свободу выбора любого вида деятельности, признание и оценку любых видов творчества, отсутствие подозрений в неспособности. Исходя из этого, принципы, определяющие тактику воспитательной деятельности, строятся с ориентацией на модель личности ученика, а не на модель деятельности учителя, как это было принято в традиционной педагогике.
Классификация принципов воспитания С.В. Кульневича.
1 группа частных принципов учитывает направленность личности, ее моральные качества, интересы, потребности, мотивы деятельности:
Принцип самосовершенствования;
Принцип самореализации в творчестве;
Принцип готовности к ответственным действиям;
Принцип самоуважения.
2 группа - это принцип социально - профессионального опыта:
Принцип учета поведения;
Принцип учета привычек;
Принцип развитости общения;
Принцип учета профессиональных умений;
Принцип учета развития аудио - визуальной культуры.
3 группа - это принцип учета индивидуальных психических процессов.
4 группа частных принципов - учет типологических свойств личности:
Принцип учета половых и возрастных различий;
Принцип учета особенностей характера и свойств нервной системы.
2.2Методы воспитания и их классификация.
Методы воспитательного воздействия - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом–воспитателем.
Выбор и осуществление методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально – типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без него.
«Методы воспитания - это способ организации совместной деятельности педагогов и учащихся, направленной на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности учащихся в соответствии с целями воспитания».
Классификация методов воспитания.
Методы убеждений (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);
Методы упражнений (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязаний, показа образцов и примера, создание ситуации успеха);
Методы оценки и самооценки (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).
В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание.
Основные направления воспитательной работы:
Содержание физического воспитания:
1.совершенствование организма человека;
2.просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
3.формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
4.разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
5.развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;
6.индивидуальная работа с физически одарёнными ребятами с учётом их интересов и склонностей.
Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:
1.развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека – психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
2.просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
3.формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
4.развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
5.развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
6.формирование профессионального мышления.
Содержание нравственного воспитания:
1.моральное воспитание – формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
2.этическое воспитание – формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
3.национальное и интернациональное воспитание – формирование чувства национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
4.политическое воспитание – формирование политического сознания;
Содержание трудового и профессионального воспитания:
1.формирование потребности в труде, воспитание человека – труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;
2.формирование общетрудовых знаний, умений и навыков положительного, сознательного и творческого отношения к труду;
3.профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;
4.развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности;
5.профессиональная ориентация – подготовка молодёжи к выбору профессии, формирование интереса к ней;
6.профессиональное образование на основе профессионально-производственного труда учащихся;
7.профессионально-правовое воспитание-передача учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовых и производственных отношений.
Содержание эстетического воспитания:
1.развитие эстетического восприятия окружающего мира и способностей ценить и создавать прекрасное;
2.развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
3.эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объектов природы;
4.индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся,
5.формирование механизма эстетического самообразования;
6.формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.
К средствам воспитания в узком смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое слово учителя и всё то, что необходимо для воспитательных целей. В широком понимании к средствам воспитания относятся виды деятельности, способствующие формированию личности: учёба, общественнополезный труд, игры, кружковая работа, спортивные занятия, художественная самодеятельность. Выбор средств определяется возрастом учащихся, возможностями социума, вкусом детей, склонностями педагога.
2.3 Профессиональное воспитание.
Я. А. Каменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе всё происходит в своё время, так и в воспитании всё должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Всё подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», - писал Я.А.Каменский.
Отсюда следует, что при выборе форм и методов воспитательной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности и такие явления как, акселерацию и децелерацию в развитии учащихся. В данной работе основное внимание уделяется раннему юношескому возрасту, а жизненные планы, ценностные ориентации этого возрастного периода связаны с выбором профессии. Так как каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. В последние годы произошла переоценка «престижности» профессий, а переход к новым экономическим условиям хозяйствования в стране ещё больше повысил остроту всегда волновавшего молодёжь вопроса. Хорошей профессией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.
Поскольку у каждого человека природные задатки как правило, бывают неодинаковы, формирование личностных и профессиональных качеств у разных людей протекает с неодинаковой интенсивностью. Труд, учёба и воспитание – важнейшие средства воспитания качеств личности, в том числе и профессионально важных качеств.
Процессом формирования личности обучающегося и подготовки его к активной профессиональной деятельности и общественной жизни занимается профессиональное воспитание.
Объектом и субъектом профессионального воспитания является конкретная личность. Профессиональное воспитание, выполняет социальный заказ общества – формирование человека, личности определённого профессионального типа. Каждая профессия предъявляет конкретные требования к психофизиологическим особенностям личности, поэтому изучение особенностей человека является необходимым и очень важным моментом в профессиональном воспитании.
Эту задачу выполняет и решает профессиональная диагностика, то есть деятельность по всестороннему изучению личности, по изучению таких ее компонентов, как:
-интересы, склонности, способности, ценностные ориентации;
-профессиональные намерения, мотивы;
-индивидуальные психологические особенности;
-знания, умения, навыки
Профессиональная диагностика должна быть непрерывно связана с социальной диагностикой, так как человек – существо социальное, и отрыв индивидуального от общественного приводит к неправильному пониманию процесса.
При проведении профессиональной диагностики используется различные методы, например, такие, как наблюдение – непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, включённое и невключенное, кратковременное и длительное, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое.
В профессиональном воспитании как в непрерывном процессе прослеживаются три самостоятельных, но взаимосвязанных этапа.
Первый этап – профессиональное самоопределение (включает в себя всю профориентационную работу)
Мир профессий очень подвижен. Одни профессии уходят в прошлое, другие – появляются. Число профессий исчисляется десятками тысяч, и школьники нуждаются в разносторонней информации о них, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, в поддержке и помощи в начале профессионального становления. Так возникает проблема построения системы профориентационной работы с учащимися.
Система профориентационной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Профессиональная ориентация – это система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально – профессиональной структуры.
Второй этап – изучение конкретной профессии (включает в себя учебно – воспитательный процесс в учебном заведении);
Третий этап – профессиональная адаптация (профессиональное совершенствование).
Этот этап характеризуется профессиональным совершенствованием, начало его совпадает с началом самостоятельной трудовой деятельности по избранной профессии. Для него характерны шлифовка уже полученных профессиональных знаний, умений, навыков, закрепление и дальнейшее развитие профессиональных качеств, включение в социально – производственную жизнь трудового коллектива, предприятия, общества на основе профессионального сознания.
В ходе каждого этапа осуществляется формирование будущего рабочего отвечающего современным требованиям общества и производства.
Таким образом, появляется возможность обоснованно сформулировать цель профессионального воспитания, которая определяется как становление личности молодого работника, исходящего из его запросов, ценностных ориентаций и мотивов, интересов, склонностей, способностей и максимального их сочетания с интересами общества, приобретение им профессионально – социальных качеств, позволяющим ему стать активным участником современного производства, обладающим высокими профессиональными знаниями, умениями и навыками и другими свойствами, отвечающими требованиям научного, социального и технического прогресса.
Профессиональное воспитание можно определить как процесс формирования у учащихся потребности в труде и профессиональной деятельности. Важнейшим компонентом профессионального воспитания является формирование профессиональной направленности, под которой мы понимаем целостную характеристику личности рабочего, которая складывается в процессе формирования у него определённых профессионально необходимых качеств и мотивов профессиональной деятельности на основе перехода социальных и профессиональных требований в систему ценностных ориентаций и профессиональных убеждений.
Профессиональное воспитание неразрывно связано с задачами становления личности и должно обеспечивать формирование у нее гуманизма, профессионального долга, профессиональной этики, профессиональной годности.
Одним из профессиональных качеств, которые формируются у учащихся, является чувство профессионального долга. Профессиональный долг это-совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, правильно строить взаимоотношения в коллективе, с коллегами по работе, осознавать своё отношение к избранным профессиям, своему коллективу и к обществу в целом.
Формирование чувства профессионального долга осуществляется путём выработки у учащихся таких качеств, как собранность, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца, углубленно и постоянно работать над собой. Важнейшим направлением в профессиональном воспитании является формирование профессионального мастерства, эрудиции и культуры труда.
Учащийся профессионального учебного заведения более избирателен в выборе средств для осуществления своих целей, нежели его сверстник в общеобразовательной школе, и это обстоятельство необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Под влиянием воспитания у учащихся вырабатываются дисциплинированность, умение работать в коллективе, целеустремленность и настойчивость, правдивость, честность и т. д. Каждый педагог должен в процессе обучения решать воспитательные задачи. Но смешивать эти два понятия нельзя. Воспитание имеет свои особенности и не может быть сведено только к воспитывающему обучению. Оно решает более широкий по сравнению с обучением круг задач. В процессе воспитания учащиеся не только усваивают определённые нравственные понятия, но и овладевают навыками общественного поведения. Правильно организованная воспитательная работа помогает повысить качество обучения. Если у учащихся воспитано сознательное отношение к учёбе, и они сплочены в дружный коллектив, то у них выше успеваемость.
Результаты воспитания не поддаются быстрой проверке. О воспитанности учащихся нельзя судить по их высказываниям и даже по поступкам.
Воспитание - длительный и сложный процесс, основы которого закладываются ещё в семье, задолго до начала обучения.
Воспитание каждого из этих качеств личности в профессионально-технических училищах проводится под руководством преподавателей и мастеров производственного обучения, но огромную роль при этом играет активность самих учащихся, самовоспитание, самостоятельное овладение нравственными понятиями и их применение в повседневной жизни и деятельности.
Главной целью деятельности учебных заведений начального профессионального образования является подготовка специалиста, умеющего решать задачи, соответствующей сложности, предусмотренной моделью специалиста и получаемой квалификацией.
Квалификация - определяется как уровень подготовленности индивида к профессиональной деятельности в соответствии с принятыми нормами, степень годности к какому – либо виду труда, т. е. уровень и вид профессиональной обученности, необходимый для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности.
Качество подготовки – это тот главный показатель, с которым связывают свои ожидания при первых встречах с молодыми рабочими производственники. Качественная и производительная отдача нужна предприятию сегодня, немедленно. Производство не может ждать, пока рабочий достигнет требуемого уровня квалификации и будет безукоризненно делать своё дело. И хотя все понимают, что в реальной жизни молодому производственнику требуется адаптация к новым условиям, какое – то время на «врастание» в производственный процесс, тем не менее требования к рабочему разряду, проставленному в документе об окончании УНПО, не снижаются. Именно эти обстоятельства и вызвали необходимость введения государственных образовательных стандартов на профессию, в которых четко определены требования к уровням подготовки специалистов.
Развитие рыночных отношений приводит к серьёзным изменениям в самом понятии и структуре профессионального воспитания и, следовательно, в организации учебно – воспитательного процесса, обеспечивающего подготовку конкурентоспособного специалиста. Реальные социально – экономические условия формируют новые специфические требования к качеству рабочей силы, определяющие конкурентоспособность работника на рынке труда.
Критерии конкурентоспособности работника на внешнем рынке труда:
1.социальная компетентность и нормативно – правовая подготовленность в вопросах построения отношений с работодателем, трудоустройства, социальной защиты, трудовых прав работника, деятельность профсоюзов, пенсионных, страховых и прочих фондов;
2.обладание знаниями законов рыночной экономики, конъюнктуры рынка;
3.гибкость, способность работника быстро реагировать на изменение ситуации на рынке труда;
4.территориальная мобильность, выражающаяся в трудовой миграции, связанной со сдвигами в размещении производства и рабочих мест по регионам страны;
5.умение самостоятельно принимать правильные решения, в том числе нестандартные, в соответствии с требованиями рынка и нести ответственность за принятие этих решений;
6.стремление работника освободиться от жестких групповых стандартов, перейти к менее регламентированной трудовой жизни и свободному формированию гибкого индивидуального жизненного цикла;
7.способность выбора вида своей карьеры, сектора экономики для приложения своих трудовых или предпринимательских способностей;
8.овладение новой моделью мотивации и системой ценностей.
Критерии конкурентоспособности на внутреннем рынке труда:
1.высокая профессиональная компетентность, интеллектуальный и творческий потенциал, способность воспринимать инновации и быть участником нововведений;
2.адаптированность работника к быстро изменяющимся условиям производства, поливалентное применение имеющихся навыков и знаний;
3.готовность работника к процессу непрерывного повышения квалификации, освоение новых знаний;
4.универсализация работника к процессу непрерывного повышения квалификации, освоению новых знаний;
4.профессиональная мобильность, готовность работника в соответствии с требованиями рынка труда быстро освоить новую для себя профессии.
5.стрессоустойчивость работника в условиях нестабильности экономики, неуверенности в завтрашнем дне, потенциальной возможности сокращения его рабочего места и вероятности попадания в армию безработных;
6.наличие высоких деловых и личностных качеств.
Выше уже говорилось, что основой профессионального становления личности являются сформированные у неё трудовые привычки и трудолюбие. Отношение к труду – важнейший элемент духовной жизни человека. Но было бы наивным считать, что трудолюбие воспитывается только в процессе труда. Как важнейшая черта морального облика человека оно воспитывается и в процессе его духовной жизни – интеллектуальной, эмоциональной, волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, чем богаче его эмоции и воля, тем ярче проявляется у него склонность к разнообразным видам трудовой, профессиональной деятельности. Но как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя его воспитать и вне участия человека в серьёзных творческих делах.
Следовательно, важнейшая задача при обучении в системе НПО – сформировать человека, который не может жить без серьёзного дела, ищет его, находит своё счастье в профессиональном творческом труде. Этой задаче должны быть подчинены постановка и подготовки учащихся по профессии, и организация работы в мастерских, и проведение производственных практик. На это должна быть нацелена вся воспитательная работа в группе. И проанализировав все выше сказанное можно сделать вывод, что вся основная работа по воспитанию и формированию личности в профессиональном училище ложится на плечи мастера производственного обучения. О воспитательной работе мастера производственного обучение будет рассказано в третьей части данной работы.
Вывод: воспитание достигает цели, когда ему удаётся сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности учащегося обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.
3. Воспитательная работа мастера производственного обучения.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы требует обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование системы профессионально-технического образования, как основной формы планомерной подготовки квалифицированных рабочих. Решение этой задачи зависит от воспитательной деятельности педагогических работников. Ведущая роль в воспитании будущих молодых рабочих принадлежит мастерам производственного обучения. Мастера решают главные задачи формирования у учащихся нравственного сознания и поведения, трудолюбия и дисциплинированности, поскольку непосредственно обучают юношей и девушек профессиям, организуют их производительный труд.
Приступая к воспитательной деятельности мастер должен прежде всего изучить воспитанника: его индивидуально-психологические особенности, социальный опыт, уровень воспитанности, условия воспитания в семье, ученическом коллективе, во внешкольных учреждениях. Такая деятельность представляет собой отбор целесообразных методов воздействия. Без этого невозможно правильно решать воспитательные задачи. Итак, основные требования к педагогической диагностике - всесторонне изучение учащегося.
Выделим следующие виды изучения учащихся:
- общее изучение, цель которого – получить информацию многопланового назначения;
- целевое изучение личности, направленное на выяснение возможностей ее воспитания при решении конкретных задач;
- оперативное изучение, осуществляемое в процессе решения воспитательных задач, направленное на установление эффективности воспитательных воздействий.
Мастер должен наблюдать поведение учащегося в различных условиях жизни и деятельности, так как в зависимости от изменения условий и обстоятельств учащийся может изменять свое отношение к одним и тем же явлениям. Поэтому нужно изучать одни и те же свойства и качества личности в различных условиях, при разных обстоятельствах и на основе сопоставления полученных данных делать общие выводы. Типичное, повторяющееся, сходное есть то, что свидетельствует об устойчивых свойствах человека. Так получают информацию для правильного выбора воспитательных воздействий. Изучение учащихся должно быть непрерывным. В ходе жизни и деятельности; в процессе педагогических влияний коллектива и мастера юноши и девушки существенно изменяют свое поведение, перестраивают характер, изменяют взгляды. Мастер всегда имеет дело с развивающейся личностью.
Мастер п/о обязан особое внимание обращать на то, как протекает формирование новых взглядов и убеждений. Выделим следующие направления воспитательной деятельности:
- изучение личности воспитанника;
- изучение условий воспитания учащегося в семье и в коллективе;
- изучение педагогических возможностей мастера п/о (эти возможности зависят от уровня психолого-педагогической подготовленности, жизненного опыта, характера профессиональной деятельности педагога, уровня учебно-воспитательной работы в учебном заведении).
Чтобы успешно выполнять обязанности по воспитанию учащихся, мастеру необходимо определить систему своей деятельности (порядок выполнения запланированных задач, создание необходимых условий для достижения конкретных целей, установка необходимых деловых отношений с классным руководителем учебной группы и согласованность норм совместной работы, определение возможностей наставника в решении поставленных задач и оказание ему помощи в воспитательных делах, методическая подготовка к проведению планируемых мероприятий, создание необходимой материальной базы для проведения мероприятий.
Организация ученического коллектива группы – работа по формированию и развитию коллектива проводится по этапам становления коллектива и уровням развитости его воспитательного потенциала, а также по периодам учебно-производственной деятельности.
Во вводном периоде обучения (первые две-три недели) мастер проводит изучение коллектива и выявляет возможности для его сплочения. Он создает необходимые условия для адаптации учащихся в новом коллективе и в системе нового учебно-производственного режима. Учащиеся знакомятся с лучшими традициями училища. Жизнедеятельность ученического коллектива организуется в соответствии с требованиями нового для них режима, оказывается помощь в преодолении возникающих трудностей. Учащимся, проживающим в общежитиях, помогают улучшить жилищно-бытовые условия. Мастер определяет организаторские наклонности учащихся. Он формирует временный состав ученического совета группы (до его избрания общим собранием), оказывает помощь активу в проведении внутригрупповой жизни, налаживаний взаимоотношений учащихся.
В подготовительном периоде (примерно 6 последующих недель) организаторская работа мастера основывается на формировании органов самоуправления в учебной группе. Он помогает активу в распределении общественных обязанностей, завершает разделение группы на звенья в соответствии с требованиями учебно-производственной деятельности. В период овладения профессий и в контрольно-заключительном периоде мастер опирается на систему ученического самоуправления в группе. Он создает необходимые условия для реализации его воспитательных функций, привлекает не только активистов, но и всех учащихся к организации воспитательной работы. Итак, организаторская работа обеспечивает эффективность осуществляемого мастером воспитания, а также вовлечение самих учащихся в процесс самовоспитания.
Организаторская работа мастера связана и с подготовкой воспитательных мероприятий. Любое такое мероприятие может быть эффективным, если в его подготовке участвуют сами учащиеся. В качестве основных организационных форм выступают инициативные группы учащихся по подготовке тематических вечеров, диспутов, проводятся конкурсы на лучшего учащегося по профессии, по художественному творчеству.
Мастер производственного обучения работает в тесном контакте с другими воспитателями – классными руководителями, преподавателями общеобразовательных и профессиональных дисциплин, воспитателями общежития. Значительная часть мероприятий проводится мастером совместно с другими воспитателями, поэтому необходимо обеспечить совместную воспитательную деятельность. Следует определить задачи, которые решаются индивидуально и совместно, обсудить единые требования к учащимся и выполнению конкретных задач, согласовать сроки работы, ее объем, единые критерии, по которым будет оцениваться результат: это и работа по созданию в учебной группе родительского совета, оказание ему помощи в организации воспитательной деятельности, проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций для родителей.
Формирование личности может быть успешным, если воспитанник принимает те цели и задачи, которые выдвигаются мастером. То, что для мастера выступает как воспитательная цель, для ученика должно приобрести общественно значимую цель деятельности. Так, организуя общественно полезную деятельность учащихся, мастер ставит перед собой цель формировать трудолюбие у подростков. Причиной недостаточно эффективных воспитательных воздействий на учащихся является то, что у воспитанников не проявляется необходимая готовность принять цели и задачи, поставленные мастером.
Для того чтобы учащийся проявил готовность включиться в выполнение поставленных задач, необходимо проводить подготовительную работу: включать учащихся в разработку планов, в поиск интересных форм и методов организации воспитательной работы в группе. Мастер при этом выступает помощником и руководителем.
Готовность учащегося к восприятию воспитательных воздействий и правильного реагирования на них зависит от логики воспитательного процесса. Поэтому следует выделить ряд взаимосвязанных этапов:
- дать представление учащимся о значении бережного отношения к общественной собственности;
- показать роль режима экономии на примерах учебно-производственной деятельности учащихся;
- организовать деятельность учащихся в процессе учебно-производственной деятельности.
Самое сильное влияние на учащихся оказывает авторитет педагога и стиль его работы. В мастерах производственного обучения учащиеся желают видеть высокий профессиональный уровень, гуманность, демократический стиль отношений. Изучение показало, что мастера производственного обучения, имеющие низкое профессиональное мастерство, чаще встречают сопротивление учащихся в процессе воспитания, чем мастера, в совершенстве владеющие профессий обучения. Большое влияние на воспитание учащихся оказывает ученический коллектив. В тех учебных группах, где развито общественное мнение, требовательные отношения, воспитательная работа имеет хорошие результаты. Негативные реакции на воспитательные воздействия чаще встречаются там, где коллектив не развит.
В воспитательной работе важное значение имеет установление правильных взаимоотношений мастера и учащегося. Без взаимного доверия, согласия и взаимопонимания педагога и учащегося невозможно успешно решать воспитательные задачи. К числу важнейших этапов формирования контактного взаимодействия педагога с учеником относится:
1) вхождение в контакт (направлен на поиск объединяющего интереса);
2) сбор информации друг о друге;
3) регулирование своего поведения под влиянием друг друга;
4) переход к устойчивым контактным отношениям.
Мастера производственного обучения должны выработать для себя систему правил, позволяющую им быть требовательными и в то же время добиваться взаимопонимания с учащимися. Подросток должен чувствовать, что судьба его небезразлична педагогу; хорошее всегда должно быть замечено; ко всему трудному разговору подростка нужно готовить; не допускать чрезмерной опеки; наказание должно вызвать не страх, а чувство стыда; ученик ответствен не только перед мастером, но и перед коллективом; не требовать от воспитанника, а вызывать его инициативу в любом деле; хочешь, чтобы ученик тебе поверил - верь ему.
Для установления контакта мастера и ученика необходимо определить в каждом конкретном случае содержание контактного взаимодействия. С учетом особенностей ученика педагог определяет, при каких условиях ему удается установить наиболее доверительные отношения. С одним учеником можно установить контакт в кружке творчества, с другим – в спортивной секции; с третьим – в туристском походе; с четвертым – при обсуждении интересных книг, фильмов и т.д.
Важную роль в воспитательной работе играет взаимодействие мастера п/о и воспитателя общежития. Во-первых, достигается целенаправленность всей воспитательной работы, во-вторых, достигается единство требований к воспитанию учащихся.
Воспитательная работа мастера не может быть успешной, если она не согласуется с деятельностью родителей. Это предполагает всестороннее ознакомление родителей с системой педагогических требований к учащимся. Важную роль играют родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы организации жизни и деятельности учащихся. Многие родители становятся активными участниками всей воспитательной работы в группе.
Мастеру следует использовать коллективные и индивидуальные формы работы. Индивидуальной работе с родителями принадлежит особая роль. Она приводится в период посещения родителями училища, а также при посещении мастером семей учащихся. Глубокое знание семьи дает возможность определить пути, формы, средства наиболее оптимальной совместной работы мастера с родителями по формированию личности каждого учащегося.
Мастеру производственного обучения следует обеспечить профессиональное самоутверждение личности, формировать интерес к избранной профессии. Учащиеся становятся более самостоятельными. Наряду с учебой учащиеся ПУ заняты производственным трудом. Во время занятий в мастерских, лабораториях в период производственной практики; они овладевают профессиональными знаниями и навыками. Учащиеся училища наряду с общеобразовательными предметами изучают общетехнические и специальные дисциплины.
Теоретическое обучение сочетается с производственным. Это развивает кругозор учащихся, влияет на их отношение к учебе. У подростков возрастает интерес к общеобразовательным предметам, так как на их основе строится профессиональная подготовка.
Учащиеся училища – это особая социально-профессиональная группа. Она требует особого подхода со стороны мастера. Проф.направленность, вовлеченность в труд, общение в трудовом коллективе сказываются на характере, жизненных целях, идеалах, мотивах, потребностях учащихся. Поэтому, ведя воспитательную работу по трудовому и нравственному, мастер обращает внимание на профессиональное самоутверждение личности. В училищах продолжается трудовое воспитание, но в отличие от школьного оно становится профессиональным, осуществляется с учетом избранной специальности. Профессиональная направленность охватывает все стороны педагогической деятельности в училище. Мастер п/о, работая в приемной комиссии, может выявить мотивы выбора специальности и частично на этом строить индивидуальный подход к ученику. Начиная работать с учебной группой, он знакомит учащихся со спецификой их будущей профессии. Практика показывает, что учебная работа по общеобразовательным и спец. предметам направлена на формирование личности будущего рабочего с учетом приобретаемой специальности. Важную роль выполняют межпредметные связи, профессиональная направленность в преподавании всех дисциплин. В период производственных занятий учащиеся приобретают знания, умения и навыки в связи с конкретной специальностью. Поэтому не только обучение, но и внеучебная работа является профессионально направленной.
Большую роль проф. Направленность играет в нравственном воспитании. Мастерам п/о следует развивать у учащихся дисциплинированность, организованность, ответственность, способность работать в коллективе. Нравственное воспитание в средних ПУ служит делу формирования личности, обладающей качествами, необходимыми для будущей профессиональной деятельности. В училище между учащимися складываются новые коллективные отношения. Они участвуют в едином производственном процессе.
Опыт воспитательной работы мастеров показывает, что при правильной организации производственного обучения раскрываются большие возможности для эстетического воспитания. Требования профессиональной направленности распространяются и на физическое воспитание учащихся училища. Физическое развитие учащихся формирует у них те качества, которые необходимы для работы по избранной специальности, готовит их к жизни и труду. Требования профессиональной направленности распространяются на все стороны воспитательного процесса в училище, поэтому проф. Направленность – важнейший принцип воспитательной работы.
Этот принцип имеет особое значение в работе мастера производственного обучения. Проводимые им беседы, дискуссии, встречи с интересными людьми, конкурсы развивают профессиональные интересы. Участие в труде – главное средство воспитания учащихся училищ в деятельности мастера п/о, так как он приобщает учащегося к труду.
Мастера, которые не имеют твердых убеждений, не могут увлечь учащихся личным примером. Те, у кого слово расходится с делом не в состоянии успешно вести воспитательную работу. Учащиеся не верят в таких мастеров и чаще всего негативно реагируют на их воспитательные воздействия. А мастера, убежденность которых является образцом для воспитанников, имеют высокие показатели в обучении и воспитании будущих рабочих.
Показателями педагогической склонности мастера производственного обучения являются любовь к детям, желание заниматься воспитательной работой, наличие определенных качеств, обеспечивающих контактное взаимодействие с учащимися. Мастер должен быть чутким к другим людям, уметь понимать их возрастные особенности, находить индивидуальный подход. Педагогические склонности связаны с особенностями характера (выдержка, терпимость, корректность, доброта, оптимизм). При отсутствии таких склонностей педагогические цели будут недостижимыми.
Мастеру должны быть присущи моральная чистота, высокая культура. Характерной чертой воспитателя является его педагогическая принципиальность. Воспитание личности немыслимо без соответствующей требовательности, принципиальности. Мастера производственного обучения, внимательные и чуткие к своим воспитанникам, но беспринципные, нетребовательные, становятся беспомощными, не влияют на подростков. Воспитывая учащихся, мастер должен не только убеждать, советовать, подсказывать, показывать, но и требовать, проявлять настойчивость. Умение сочетать требовательность с уважением к учащимся – главное в моральном авторитете мастера производственного обучения.
Мастер п/о отвечает за воспитание у учащихся осознанного отношения к учебе, любви к избранной профессии, уважение к труду. Надо совместно с классным руководителем и ученическим активом определять меры поощрения учащихся, добившихся высоких показателей в учебе, воспитанности, за активную общественную работу. Ходатайствовать перед администрацией училища о поощрении в установленном порядке лучших учащихся и наложение взысканий за нарушение дисциплины, правил внутреннего распорядка.
Педагогическая деятельность мастера плодотворна лишь тогда, когда она формирует самостоятельную, активную деятельность. Чаще ставьте себя на место ваших учеников, старайтесь понять их затруднения; помогайте им достигнуть цели, не навязывайте свое мнение; умейте прощать мелкие проступки, не возводите мелочи в принцип; старайтесь всегда быть подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне.
Вывод: научиться жить в обществе, в коллективе нельзя, не сумев выработать у себя качеств коммуникабельности, толерантности к окружающим. Все это – предмет постепенного воспитания в результате целенаправленной деятельности мастера.
Как видим, в работе мастера не бывает «мелочей». На внешний вид учащихся, их опрятность и строгое соблюдение требований к рабочей одежде, прежде всего, влияет пример всегда подтянутого, даже щеголеватого учителя. Манера разговора, применяемые выражения, обороты речи – всё это копируется и перенимается учащимися. Интеллектуальный уровень, проявляемый наставником, может стать предметом устремлений ученика, пробудить желание стать таким же эрудитом, разносторонне развитым и образованными.
Вот почему мастер всегда считается центральной фигурой в системе профессионального образования и его роли в воспитании учащихся придаётся решающее значение.
Заключение.
Времена и люди меняются вместе со страной, вместе со всем миром. Отражаясь на обществе в целом, эти изменения, прежде всего, касаются молодёжи, вступающей в непростое самостоятельное «плавание» по морю под именем жизнь в обновлённой и изменившейся стране.
Почти незаметно миновав стык тысячелетий, общество так же не сразу заметило, что сегодня происходит глобальное изменение сущности цивилизации. Особенно это наглядно на примере многих специальностей, где человек все более от роли исполнителя и мастерового переходит к роли творца и организатора. Новые технологии коренным образом изменяют функции и роль человека в современном мире его производственной сфере.
Это обстоятельство не может не учитывать самый важный для жизни и развития общества участок – область образования. Сегодня именно она призвана успевать за происходящими изменениями, хотя для удовлетворения запросов общества должна была бы опережать его развитие, быть ориентированной на будущее. Объективно сегодня отечественная система профессионального образования только перестраивается, ищет новые пути, методики и технологии, чтобы справится с социальным заказом. Так бывало и раньше: ведь общество меняется непрерывно.
«Художники земного дела». Они были во все времена, и у каждого из них был Учитель. Был Мастер, который помог ученику найти себя в деле. Был воспитатель и наставник, который чутко понял устремления юности и подвигнул к новым знаниям, к тому неизведанному, которое так часто сопутствует большим свершениям на жизненном пути каждого.
Художником нужно родиться, этот талант – дар природы. Вместе с тем ученые утверждают, что в каждом подростке заложены огромные творческие способности и от их раскрытия, выработки активной жизненной позиции, во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом.
В любом деле успех решают люди. Не является исключением и система профессионального образования. От того, как быстро проникнутся пониманием новых требований мастера и преподаватели, все работники системы, от того, насколько правильно будут выбраны приоритеты в обучении и воспитании молодёжи, зависит наше движение в будущее.
В учебных заведениях НПО мастера производственного обучения являются педагогами по определённой специальности и воспитателями учащихся. Выступая центральной фигурой в многогранном и сложном процессе обучения и воспитания молодых квалифицированных рабочих, мастер производственного обучения оказывает глубокое воздействие на воспитанников, причём ключевую роль при этом играют его личные качества, компетентность и профессионализм. Многолетняя практика и опыт работы системы ПТО подтверждают, что от мастера во многом зависит, каким будет результат и профессионального, и личностно – нравственного формирования будущего специалиста.
Обязанности мастера многогранны и обширны. Они определены соответствующими документами и Положениями, тарифно – квалификационными характеристиками и могут быть дополнительно оговорены в заключённом с администрацией трудовом договоре. Особую значимость приобретают те из них, которые прямо связаны с учебным процессом.
Мастер производственного обучения непосредственно отвечает за организацию, содержание и качество производственного обучения учащихся в соответствии с требованиями Госстандарта НПО на профессию, профессиональной характеристики, учебного плана и программы. От того, сумеет ли мастер воспитать умение видеть творчество не только в больших, но и в малых делах, зависит успех самоопределения молодых, их будущие достижения в самостоятельной трудовой деятельности.
Литература
- Столяренко Л.Д. Педагогика «Феникс», 2003
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1979.
- Белов В.И. Профессиональное воспитание методология, теория, опыт. – СПб., 2000
- Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. – СПб., 1999.
- Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодёжи. – М. Высшая школа, 1988.
- Аганисьян В.М. Воспитательная работа в общежитии профтехучилища: Метод. рекомендации. Л.. 1991.
- Пирожков В.Ф. Психологические основы перевоспитания учащихся специальных профтехучилищ. М., 1988.
- Щукин М.Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения: метод. пособие для ПТУ. М., 2001.
- Герасимов В.Г. От знаний к творчеству: становление личности. – М.,1989.
- Батышев С.Я. Подготовка рабочих – профессионалов. – М., 1995.
- Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения: метод. Пособие. – М., 1988.
- Кругликов Г.И. Воспитательная работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. – М., «Академия», 2008.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология М. – Педагогическое общество России 1999.
- Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения М.. – «Академия» 2008.
- Белов В.И., Беляев Н.Д. Организация профессионального воспитания в учреждении профессионального образования: учеб. пособие – ИПК СПО, 2003.
- Казаков В.Г. Кондратьева Л.Л.Психология: М., Высшая школа 1989.
- Хилько М.Е., Ткаченко М.С.: Возрастная психология: конспект лекций – М., Высшее образование, 2007.
- Солодилова О.П., Возрастная психология: М., 2004.
- Аганисьян В.М.: Модернизация содержания и методов обучения и воспитания в образовательных учреждениях начального профессионального образования. – Учебное пособие СПб.: ЛОИ РО, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания
В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...
"Некоторые особенности физического воспитания в условиях небольших сельских школ"
Описание о спортивном состязания в рамках Лиги спортивных клубов школы...
Особенности воспитания в условиях дополнительного образования детей
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование различных составляющих поведения ребенка.Предлагаю Вам таблицу диагностики воспитанности учащегося детского объединения....
Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения
Доклад на заседании методического объединения...
Доклад на тему: «Учёт индивидуальных особенностей, обучающихся в процессе обучения и воспитания в условиях школы-интерната».
Индивидуальный подход является одним из видов организации работы воспитателя. Это вид работы, при котором учитываются индивидуальные особенности учеников с целью вовлечения их в процесс обучения...
Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения
Введение ФГОС требует от школы формирования обучающей среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном п...
Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения
Дистанционные образовательные технологии, базирующиеся на использовании информационно-коммуникационных технологий, уверенно входят в практику деятельности многих учебных заведений различных форм и уро...